Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Учебно-материальная база в удовлетворительном состоянии:
- обеспеченность учебных кабинетов необходимым оборудованием составляет 75%;
- современным лабораториями оснащены кабинеты физики, химии, биологии; русского языка и литературы, истории. В школе обеспечен доступ в сеть Интернет с компьютеров, постоянно функционирует локальная сеть, имеется действующий сайт. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими средствами, учебно-вспомогательным материалом, техническими средствами обучения, соответствуют программным требованиям.
В организации образовательного процесса используются: 17 компьютеров, 4 принтера, 4 сканера, 5 мультимедиапроектора , 3- телевизор, 2 цифровых фотоаппарата, 3 - МФУ, 1 муз.центр.
Для занятий физкультурой и спортом имеются: спортивный зал, спортивная площадка. Уроки физической культурой проводятся в спортивном зале, весной и летом, при благоприятных условиях, на спортивной площадке. Условия для занятий спортом считаем удовлетворительными. Оснащение оборудованием – 70 %. Дополнительное образование обучающиеся получают на базе учебных кабинетов, при этом проблем с помещениями и оборудованием нет. Организация досуга усложнена отсутствием в школе актового зала, однако успешно используются кабинеты, спортивный зал.
Объекты для проведения практических занятий
1 |
Кабинет пред школы |
Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК, принтер,
телевизор, музыкальный центр). Имеются плакаты, методические пособия |
2 |
Кабинет начальных классов |
Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК, принтер,
телевизор). Имеются плакаты, методические пособия |
3 |
Кабинет начальных классов |
Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК,
проектор, экран, принтер). Имеются плакаты, методические пособия |
4 |
Кабинет информатики |
Предназначен для практических занятий, направленных
на формирование и совершенствование навыков компьютерной грамотности и
ИКТ-компетентности. Кабинет оснащен, автоматизированными рабочими
местами учителя и обучающихся. |
5 |
Кабинет биологии |
В кабинете проводятся практические и лабораторные
работы по основным разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия, общая
биология. Имеется оборудование для проведения практических занятий: гербарии
растений, модели грибов, модели овощей и фруктов, модели цветов
покрытосеменных растений, влажные препараты, барельефные таблицы, микроскопы
световые, микропрепараты. Практические занятия проводятся для обучающихся
5-9 классов. Автоматизированное место учителя (ПК, принтер, проектор,
экран). Комплект демонстрационного оборудования для
проведения лабораторных работ. |
6 |
Кабинет химии |
Проводятся практические и лабораторные работы по
неорганической (8-9 класс) химии. Кабинет оборудован вытяжным шкафом,
рабочими местами обучающихся. Для проведения практических работ имеются лаборантская,
приборы, реактивы, аудиовизуальные средства, печатные объекты. Автоматизированное место учителя (ПК, экран,
проектор, принтер) Комплект демонстрационного оборудования для
проведения лабораторных работ. |
7 |
Кабинет истории, обществознания |
Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК, принтер,
телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр). Имеются плакаты, карты,
методические пособия. |
8 |
Кабинет ИЗО |
Практические занятия по предмету «Изобразительное
искусство». Объект предназначен для формирования и развития
творческих способностей обучающихся, практических изобразительных навыков. Оборудован
автоматизированным местом учителя (ПК, принтер, телевизор, видеомагнитофон,
музыкальный центр). Имеются плакаты, методические пособия. |
9 |
Кабинет географии |
Проводятся практические занятий по географии,
экологии, краеведению. Кабинет оснащен следующим оборудованием:
автоматизированное место учителя (ПК, принтер, телевизор), глобусы, набор
карт России, набор карт мира, набор минералов, компасы, набор рельефных
таблиц. |
10 |
Кабинет иностранного языка |
Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК,
принтер, телевизор). Имеются методические пособия. |
11 |
Кабинет русского языка и
литературы |
Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК,
принтер, проектор, экран). Имеются плакаты, методические пособия. |
12 |
Кабинет физики |
Объект предназначен для проведения практических
илабораторных работ по физике для обучающихся 7-9 классов. Средства
обучения и воспитания по: механике, электродинамике, молекулярной физике,
оптике. |
13 |
Кабинет математики |
Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК, принтер,
проектор, экран). Имеются плакаты, методические пособия. |
14 |
Кабинет ОБЖ |
Практические занятия по предмету "Основы
безопасности жизнедеятельности", занятий по изучению правил дорожного
движения, проведение инструктажей с обучающимися. Объект предназначен для формирования у обучающихся
основ безопасности дорожного движения и основ безопасной жизнедеятельности. Имеются
плакаты и пособия. Оборудован автоматизированным местом учителя (ПК,
проектор, экран, принтер). |
15 |
Информационно-библиотечный центр |
Обеспечить участникам образовательного процесса
доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов. Оборудован рабочими
местамипользователей (школьная мебель, ноутбуки с выходом в
Интернет). Фонд центра укомплектован научно-популярной,
справочной, методической, художественной, учебной литературой, электронными
изданиями, аудиовизуальными изданиями и дидактическими изданиями. |
16 |
Спортивный зал |
Предназначен для проведения уроков физической
культуры, занятий по внеурочной деятельности. |
Библиотека
Объекты спорта
Средства обучения и воспитания
Средства
обучения и воспитания–это объекты, созданные человеком,
а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе
в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая
современная типология подразделяет средства обученияивоспитания
на следующие виды:
- Печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради,
атласы, раздаточный материал);
- Электронныеобразовательныересурсы (образовательныемультимедийныеучебники,сетевыеобразовательныересурсы,мультимедийные
универсальные энциклопедии);
- Аудиовизуальные
(слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы,
учебные фильмы на цифровых носителях);
- Наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- Демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- Учебные
приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
- Тренажеры
и спортивное оборудование.
Общая
дидактическая роль средств обучения
Средства
обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом
образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого
образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного
процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его
компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее
эффективное воздействие на обучающихся
оказывают современные аудиовизуальные и
мультимедийные средства обучения(электронные
образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства
мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосpедность»)
определяется информационная технология на основе пpогpаммно-аппаратного
комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему
аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении
задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ
с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и
видеоинформации, для синтеза тех стихий (звука, текста и графики, живого
видео).
Принципы
использования средств обучения:
- учет
возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное
использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для
комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение
ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях;
- учет
дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и
т.д.);
- сотворчество
педагога и обучающегося;
- приоритет
правил безопасности в использовании
средствобучения.
Средства
обучения–все
те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее
воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы
материальной и духовной культуры, которые используются при решении
педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа
наглядностии содействуют повышению эффективности
учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления
учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Главным
в средствах обучения является: устное слово, речь учителя.Реализовать
принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80%
информации обучающиеся воспринимают зрительно, используем предметы и объекты
природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные
знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы,
CD/DVD-диски.
В
процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде
случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие
процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести
опыт или наблюдения).
Рационально
сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не
преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они,
несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя,
общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При
использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать
их. Например, перед просмотром видеофильма дать обучающимся инструктаж: когда и
на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
Средства воспитания
1.Общение как средство воспитания
а)непосредственное,в
форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
б)опосредованное,проявляющееся в том, что педагог направляет
свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить,
на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он
должен определенным образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники
и мероприятия.
2.
Учение как средство воспитания
Учение
как деятельность ученика,в результате которой он усваивает знания,
формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств,
обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и
явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся
оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы,
личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а
также обстановка в классе и школе.
Эффективность
воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке
практикуется так называемаясовместная продуктивная деятельность
школьников.В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие,
в ходе которого дети:
а)
выясняют условия совместного выполнения задания;
б)
организуют его взаимное обсуждение;
в)
фиксируют ход совместной работы;
г)
обсуждают полученные результаты;
д)
оценивают успехи каждого;
е)
утверждают самооценки членов группы;
е)
совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
ж)
проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная
деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при
условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения
нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с
учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие
возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих
условиях:
1)
в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2)
она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
3)
социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования
должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
4)
совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными
переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их
успехам.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная
сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и
удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление
новых потребностей. Осуществляется через:
- дежурство
по классу, школе;
- работа
на пришкольном участке;
- летняя
трудовая практика
4.
Игра как средство воспитания
Используется
как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения
разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
Деятельность
школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является
главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и
духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на
совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности
ребёнка.
Личностно-
ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования.
Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека,
раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения
им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование
субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование
личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей
школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные,
бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.
Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Обеспечение доступа к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям ученикам, в том числе приспособленным
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, и
сотрудникам МКОУ Слюсаревская ОШ организован следующим образом:
а) администрация оснащена ноутбуком с доступом к сети «Интернет»;
б) компьютерный класс оснащен компьютерами с доступом к сети «Интернет»;
в) библиотека оснащена ноутбуками с доступом к сети «Интернет»;
г) учебные кабинеты оснащены компьютерным и мультимедийным оборудованием;
д) локальная сеть подключена к сети «Интернет» по выделенной линии.
Сотрудникам школы обеспечен доступ к ресурсам:
а) локальной сети Учреждения;
б) сети «Интернет»;
в) электронной библиотеки;
г) официального сайта ОУ (https://slusarewo.volgogradschool.ru/);
е) внешних информационных систем:
- официального сайта Президента России (http://www.news.kremlin.ru);
- официального сайта Правительства РФ (http://www.government.gov.ru);
- официального сайта Совета безопасности России (http://www.scrf.gov.ru);
- официального сайта ФСБ России (http://www.fsb.ru);
- официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации
(http://www.mon.gov.ru);
- официального сайта МЧС России (http://www.mchs.gov.ru);
- федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://www.fcior.edu.ru);
- Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://www.rosmintrud.ru);
- федерального портала «Российское образование» (http://www.edu.ru);
- сайта по гражданской обороне (http://www.gr-obor.narod.ru);
- сайта издательства Российской газеты (http://www.rg.ru);
- федерального портала «Российское образование» (http://www.edu.ru);
- сайта «Пожарная безопасность» (http://www.fire.mchs.gov.ru);
- сайта «Культура безопасности» (http://www.culture.mchs.gov.ru);
- единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://www.school-collection.edu.ru);
- информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
(http://window.edu.ru);
- портала детской безопасности (http://www.spas-extreme.ru).
В МКОУ Слюсаревская ОШ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся
сайт, на котором располагается информация:
а) сведения о школе:
- основные сведения;
- структура и органы управления;
- документы;
- образование;
- руководство. Педагогический состав;
- материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса;
- платные образовательные услуги;
- финансово-хозяйственная деятельность;
- вакантные места для приема (перевода);
б) достижения;
в) новости;
г) методический материал для слушателей;
д) нормативно-правовые документы в области безопасности жизнедеятельности;
е) ссылки на сайты, связанные с образовательными ресурсами.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Общедоступные
цифровые ресурсы:
ГИС
«Образование Волгоградской области»
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На территории образовательной организации обустроена стоянка автотранспортных средств для инвалидов.
Вход в школу оборудован пандусом.
При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
На каждом этаже размещён поэтажный плана здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Вучебных кабинетах, находящихся на первом этаже здания школы, увеличены дверные проёмы.
Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья предоставляется сопровождающее лицо
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МКОУ Слюсаревская ОШ имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные средства:
- мультимедийные проекторы;
- компьютеры, ноутбуки;
- принтеры, сканеры.
В целях доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МКОУ Слюсаревская ОШ в сети «Интернет» для слабовидящих.