Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МКОУ Слюсаревская
ОШ обеспечивает условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, согласно Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 июня 2021 г.) «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации», статья 14 «Обеспечение
беспрепятственного доступа инвалидов к информации».Специализированный
учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на
этапах их поступления, обучения в образовательной организации.
Прием детей с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК.Система
обучения обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в
случае их поступления в образовательную организацию осуществляется в
общих классах.Школа реализует адаптированные программы начального общего
и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно
использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное
обучение на дому и инклюзивное образование.
В случае
необходимости в школе проводятся консультации родителей (законных
представителей)инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по
вопросам приема и обучения в образовательной организации. Во время
проведения промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся-инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья предоставляется отдельная аудитория,
увеличивается продолжительность аттестации, присутствует ассистент для оказания
технической помощи, аттестация проводятся в письменной форме.
Психолого-педагогическое
сопровождение инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в случае их обучения в нашей образовательной
организации предполагает: контроль за графиком учебного процесса и
выполнением аттестационных мероприятий, обеспечение учебно-методическими
материалами в доступных формах, организацию индивидуальных консультаций для
обучающихся-инвалидов, индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики
обучения, составление расписания занятий с учетом доступности среды.
Социальное
сопровождение инклюзивного образования инвалидов включает в себя вовлечение в
школьное самоуправление, организация досуга, летнего отдыха.
В школе созданы
условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и обучающимися-инвалидами (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №
1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при
этом необходимой помощи»). Созданная доступная среда достаточна для обеспечения
возможности беспрепятственного доступа обучающихся и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в образовательную организацию.
Для
сопровождения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, в школе имеются педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, осуществляющие
мероприятия по социальной и психологической адаптации данной категории
обучающихся. Обучение данных лиц организуется совместно с другими обучающимися.
Таким образом, школа готова к реализации требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями.
Доступная среда образовательной организации позволяет
получить достойное и качественное образование людям с ограниченными
возможностями.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Во всех учебных кабинетах созданы условия для проведения учебных занятий с детьми с ОВЗ и инвалидами. В школе имеется класс коррекционной подготовки.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
каждом учебном кабинете установлен компьютер с выходом в Интернет и
мультимедийный проектор с экраном.
Специализированные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, в том числе лабораторным (физика, химия, биология). Кабинеты биологии, физики и химии оборудованы демонстрационными столами, в кабинете химии установлен вытяжной шкаф.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-библиотечный центр приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступк имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.Расстояния между стеллажей с книгами позволяют передвигаться маломобильным обучающимся.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивная базаобразовательной организацииотвечает требованиям доступности, надежности, прочности и удобства.
Спортивный зал находится на первом этаже здания школы, что обеспечивает беспрепятственный проход лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательной системы.
В МКОУ Слюсаревская ОШ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлен порядок освоения дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Проводятся подвижные занятия адаптивной физической культуры в том числе и на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответственную подготовку. При их проведении специалист учитывает вид и тяжесть нарушения организма, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивные объекты приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В спортивных залах имеется необходимое спортивное оборудование, коврики для проведения занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
На территории образовательной организации обустроена стоянка автотранспортных средств для инвалидов.
Вход в школу оборудован пандусом.
При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
На каждом этаже размещён поэтажный плана здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Вучебных кабинетах, находящихся на первом этаже здания школы, увеличены дверные проёмы.
Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья предоставляется сопровождающее лицо
Специальные условия питания
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
В образовательной организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на 1 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
Специальные условия охраны здоровья
Здание МКОУ
Слюсаревская ОШ оснащено:
- пожарной сигнализацией с автоматическим
дублированием сигналов о возникновении пожара на пульт пожарной охраны; системой
оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; информационными табло
(указателями запасного выхода); необходимыми табличками и указателями и
звуковой информацией для сигнализации об опасности;
- исправными первичными средствами
пожаротушения (огнетушители, пожарный инвентарь);
- кнопкой тревожной сигнализации с
выводом на каналы связи филиалов федерального государственного казенного
учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии
Российской Федерации по Волгоградской области";
- системой видеонаблюдения;
- прямой связью с органами МВД (ФСБ) с
использованием телефона АТС;
Для оказания доврачебной первичной
медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый
оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с
СанПиН2.4.2.2821-10.
Организовано психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно
обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с
использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным
системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут
быть предоставлены при работе с официальным сайтом МКОУ Слюсаревская ОШ и
с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия
для слабовидящих.
Информационная база Школы
оснащена:
-электронной почтой;
-локальной сетью;
-выходом в Интернет;
-функционирует официальный сайт ОУ.
Доступ к
информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ в кабинетах, а также вбиблиотеке.
Для обеспечения безопасных условий
доступа в сеть интернет вШколе действует система
контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам
сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, экраны, телевизоры).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Электронное обучение является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Существенным средством электронного обучения выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.
Применение электронных образовательных ресурсов обеспечивает единый стандарт знаний для всех обучающихся. Учитель, уже не являясь основным и единственным источником знаний, превращается в тьютора, который не просто транслирует ученику входную учебную информацию, а организует работу ученика с учебными материалами из сети Интернет, консультирует их и оказывает поддержку в случае необходимости.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МКОУ Слюсаревская ОШ имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные средства:
- мультимедийные проекторы;
- компьютеры, ноутбуки;
- принтеры, сканеры.
В целях доступности получения образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МКОУ Слюсаревская ОШ в сети «Интернет» для слабовидящих.