РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического объединения учителейпредметников Директор МКОУ Слюсаревская ОШ ________________________ Л.Н. Зибарова Приказ №98 от «29» августа 2023 г. ________________________ Л.А. Захарченко Протокол №1 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» для обучающихся 3 класса Слюсарево 2023 «Занимательная математика» 3 класс Пояснительная записка Рабочая программа по «Занимательной математике» в 3 классе составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Цель программы «Занимательная математика»: - формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи. Основные задачи программы: - в доступной форме дать детям количественные, пространственные, временные представления с использованием полученных знаний в трудовой деятельности, в обыденной жизни; - повышать уровень общего развития умственно отсталых детей, корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать речь, внимание, память, мышление, исследовательские умения; - воспитывать у учащихся работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, доводить до конца, развивать точность, глазомер, ориентировку в пространстве и времени. - приобщить к посильным самостоятельным исследованиям; - формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; Общая характеристика учебного предмета Специфические особенности познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью существенно затрудняют формирование у них математических знаний и умений. Учебная деятельность предмета «Занимательная математика», учитывающая особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, предполагает эффективное протекание компенсаторных процессов и реализацию потенциальных возможностей детей. Главной специфической особенностью является коррекционная направленность образования, предполагающая использование специальных приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом, формирования у обучающихся базовых учебных действий. Это позволит им в дальнейшем самостоятельно выполнять учебные и трудовые задачи. Данный учебный предмет предназначен для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска позволит учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание предмета «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Предмет «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Занимательная математика» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с годовым учебным планом образования учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (I')-IV классов занимательная математика в третьем классе рассчитана на 1 час в неделю. Количество часов в год – 34. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: – принятие социальной роли учащегося, проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики; – умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики, сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием математической терминологии; – проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и навыки по осуществлению этой помощи; – навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе инструкции и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебнике, новой математической операции (учебного задания) под руководством учителя на основе пошаговой инструкции; – умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при необходимости; – умение производить самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения; – начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственнобытового труда; – отдельные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице. Предметные результаты: Минимальный уровень: -знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала; -знание названий компонентов сложения, вычитания; -понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания ,умножения, деления; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; -знание и применение переместительного свойства сложения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; -знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; -различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении; -решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач; -решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя); -знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на бумаге в клетку (с помощью учителя); Достаточный уровень: -знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке; -счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; -откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; -знание названия компонентов умножения, деления; -понимание смысла арифметических действий умножения, деления; -знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; -выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; -знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; -различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении; -решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; -краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; -узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения геометрических фигур; Содержание учебного предмета Содержание предмета представляет собой введение в мир элементарной математики, позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики. Система заданий направлена на отработку умений анализировать ситуацию, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, на развитие познавательных процессов (внимание, памяти, воображения, мышления). А также развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи. В целях реализации деятельностного подхода в изучении математики процесс обучения организован на основе широкого использования предметно-практической деятельности обучающихся. Предмет обеспечивает овладение содержанием образования, а также технологий деятельностного типа. Формирование у обучающихся математических представлений, понятий и умений происходит на наглядно-действенной основе. В качестве обязательного дидактического материала в этих целях должны выступать геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус), счетные палочки, блоки Дьенеша, логоформочки 5, счетовозик Воскобовича и т.д. В связи с этим включены задания, в которых от обучающихся требуется выполнить определенные предметно-практические действия с данным дидактическим материалом (при изучении нумерации, овладении вычислительными приемами выполнения арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления, и т. д.). В дополнение к обязательному дидактическому материалу, на уроках возможно использование иного раздаточного материала (например, игрушек, природного материала и пр.), с которым учитель может организовать выполнение аналогичных заданий в целях формирования у обучающихся обобщенных математических понятий и умений. Наличие большого количества практических упражнений, имеющих коррекционную направленность, занимательный характер, позволяет эффективно влиять на формирование не только предметных знаний и умений, но и базовых учебных действий. Задания подобраны с целью закрепления полученных математических знаний и общего развития детей, позволяют более продуктивно организовать самостоятельную работу обучающихся в классе. Выполняя их, ученики могут делать вычисления, решать задачи, чертить, штриховать, раскрашивать и т. д. Упражнения на сравнение, выделение сходства и установление отличий, определение закономерностей, выделение частей целого и воссоздание целого по его части и т. п. направлены на развитие и коррекцию познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Многочисленные задания, в которых требуется обвести по контуру, раскрасить, заштриховать, соединить линией и т. д., направлены на коррекцию мелкой моторики школьников. Уделено внимание и развитию важной для данного возрастного периода репродуктивной деятельности детей, когда от них требуется выполнить задание в соответствии с данным образцом. В целях формирования и развития у обучающихся интереса к математике в программу включены игровые и занимательные упражнения, разнообразный иллюстративный материал, которые на данном этапе развития детей стимулируют их познавательную активность и существенно влияют на результативность обучения. Широко представленная вариативность отдельных заданий позволит учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению учеников с различным уровнем математической подготовки. Тематическое планирование № Тема Кол. час. 1 1 четверть (9 часов) Геоконт. Построение фигур по схемам. 1 2 Блоки Дьенеша. Игра «Магазин». 1 Счетовозик Воскобовича. Решение примеров на сложение и вычитание. Поиск затонувших кладов. Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через разряд. Поиск затонувших кладов. Решение примеров на вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Игры с счётными палочками. 1 7 Практическая работа с календарём. 1 8 Пазлы «Умножение». 1 9 Раскраска по таблице умножения на число 2. 1 10 2 четверть (7 часов) Раскраска по таблице деления на число 2. 1 11 Игра «Сложи фигуру». 1 12 Игра «Твистер». 1 3 4 5 6 1 1 1 Дата Виды деятельности Счёт от 0 до 20. Составление схемы, путем соединения точек по порядку. Перенос рисунка с бумажной схемы на Геоконт, путём натягивания резинок. Выбор блоков Дьенеша по указанным свойствам. «Покупка» фигур. Подбор необходимых монет. Составление модели рисунка. Перенос рисунка на бумагу, штриховка. Выполнение арифметических действий (сложения и вычитания) с помощью Счетовозика Воскобовича шнуровкой. Выбор необходимых свойств фигур Блоков Дьенеша при решении примеров. Составление модели рисунка из фигур. Перенос рисунка на бумагу, штриховка. Выбор необходимых свойств фигур Блоков Дьенеша при решении примеров. Составление модели рисунка из фигур. Перенос рисунка на бумагу, штриховка. Составление фигур из палочек. Перекладывание нескольких палочек для образования другой фигуры. Выявление порядка месяцев в году. Определение месяцев по временам года. Подбор картинок с предметами к примеру на сложение одинаковых слагаемых и примера на умножение. Решение примеров на умножение числа на 2. Выбор цвета согласно полученному числу. Решение примеров на деление числа на 2. Выбор цвета согласно полученному числу. Выкладывание фигуры по схемам из геометрических фигур. Решение примеров на умножение числа на 3. Нахождение на поле нужного числа. Решение примеров на умножение числа на 4. Нахождение на поле нужного числа. Соотнесение карточек – примеров с карточками – ответами. Работа в парах. Игра ведётся с помощью игральных кубиков и шаблона. 13 Игра «Твистер». 1 14 Мемо «Умножение – деление». Игра на умножение «Цветочные клумбы». 1 Определение времени по часам. 3 четверть (10часов) Логоформочки 5. Таблица умножения. 1 Установление стрелок на циферблате по заданию. Игра в лото «Время». 1 18 Игра UNO 1 19 Настольная играходилка. 1 20 Математические пирамиды. 1 21 Календарь. 22 Математическая мозаика «Сложи картинку» 1 23 Ловкий циркуль. 1 24 Математическая раскраска. 1 25 Какое число спаряталалось? 1 26 Практическая работа с линейкой. 4 четверть (8часов) Ловкий циркуль. 1 Соотнесение платформы Логоформочек с таблицей Пифагора. Нахождение нужной фигуры после решения примера. Игра в карточную игру UNO. Выкладывание карт друг на друга, при соблюдении ряда правил. Работа в группах по 3-4 человека. Перемещение фишек игроков по числовой прямой в пределах 100, после броска кубика на количество выпавших точек. Составление математических пирамид, путем разложения чисел на разрядные слагаемые. Определение количества недель и дней в году. Нахождение определенного дня в календаре. Составление картинки, с помощью фрагментов рисунка. Подбор фрагментов путём решения примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 100, без перехода через разряд. Построение узоров с помощью циркуля по заданию педагога. Раскрашивание полученного узора. Решение примеров на увеличение или уменьшение чисел на несколько десятков или единиц. Выбор цвета согласно полученному числу. Решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд с неизвестным компонентом действия (картинкой). Измерение различных предметов, по заданию. 15 16 17 27 1 1 Построение узоров с помощью циркуля 28 Игра UNO 1 29 Игра UNO 1 30 Меры времени. Минута. 1 31 Игра «Сложи фигуру». 1 32 Математические кроссворды. Игра «Магазин». Мозаика «Таблица умножения» 1 33 34 1 1 по заданию педагога. Раскрашивание полученного узора. Игра в карточную игру UNO. Выкладывание карт друг на друга, при соблюдении ряда правил. Игра в карточную игру UNO. Выкладывание карт друг на друга, при соблюдении ряда правил. Практическое выполнение различных заданий в течении одной минуты. Отслеживание времени с помощью таймера и песочных часов. Выкладывание фигуры по схемам из геометрических фигур. Решение примеров без скобок, с соблюдением порядка действий. Определение стоимости рисунка. Составление картинки, с помощью фрагментов рисунка. Подбор фрагментов путём решения примеров на умножение.