РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 5класса на 2023-2024 учебный год с. Слюсарево 2023 год 1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами: -с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Минобрнауки России №1026 от 24.11.2022г - с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - в соответствии с АООП МКОУ Слюсаревская ОШ. Программа составлена с учетом Рабочей программы воспитания МКОУ Слюсаревская ОШ. Реализация воспитательного потенциала курса предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на занятии интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; • включение в занятии игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия. 2 Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений; формирование навыков адекватного поведения. Задачи коррекционного курса: 1. Развитие познавательных способностей обучающихся: - развитие сенсорных процессов; - развитие психомоторных процессов; - развитие познавательных мотивов; - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления; - развитие произвольной слуховой и зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; - развитие самостоятельности, творческого подхода в решении задач. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы: воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания; - развитие произвольности поведения; - развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих; - работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка); - мотивационная готовность к принятию позиции школьника. 3. Развитие коммуникативных навыков: обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения; - развитие средств невербального общения; - формирование умений сотрудничать, работать в группе; -развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства); обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения). 2.Общая характеристика коррекционного курса Дети отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Ввиду этого при обучении данной категории детей используются разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне 3 неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинноследственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности. Программа строится на основе дифференцированного обучения. В структуре занятий предусматривается сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей. В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися универсальных учебных действий. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность, в том числе на психокоррекционных занятиях. Особенность психокоррекционной работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении и социализации. Программа и содержание психокоррекционной работы в первую очередь способствует формированию универсальных учебных умений: Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей; Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; Умений выполнять простейшие логические действия, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы иметоды работы: — индивидуальные занятия, — игры, упражнения, этюды, — психокоррекционные методики и технологии, — беседы с обучающимися, — организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). 3 Описание места коррекционного курса в учебном плане Программа для 5 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часу в неделю. 4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся: 4 1) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвиваю 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметными результатами освоения коррекционного курса являются формирование следующих умений: Минимальный уровень: Проговаривать последовательность действий. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Обобщать, делать несложные выводы; Находить различия у двух сходных сюжетных картинок; Различать «наложенные» изображения предметов; Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания Формирование самостоятельности в выполнении заданий уметь обобщать тематический материал; Формирование приемов запоминания Достаточный уровень: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Выявлять функциональные отношения между понятиями; Выявлять закономерности и проводить аналогии. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненныйопыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результатесовместной работы всего класса. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Увеличение объема вербальной и зрительной памяти 5 Повышение уровня развития смысловой памяти Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости Находить разные решения нестандартных задач Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,сравнения, обобщения, классификации, систематизации; Обоснованно делать выводы, доказывать; 4. Тематический план с указанием основных видов учебной деятельности 5класс Раздел Блок 1 Входная диагнос тика познава тельных процесс ов. Темы занятий 1.Диагностика развития восприятия: Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора). Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»). Колво часов 2 Характеристика основных видов деятельности обучающихся - проявлять интерес к познанию и самопознанию - узнавать предметы по заданным признакам; - сравнивать предметы по внешним признакам; - классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; - составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; - практически выделять признаки и свойства 6 2. Диагностика развития внимания: Диагностика устойчивости и произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.) Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7) Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову» 2 объектов и явлений; - видеть временные рамки своей деятельности; - определять последовательность событий; - ориентироваться в пространстве; - -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; - опосредовать свою деятельность речью; - уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений; 7 уровень сложности 7). 3. Диагностика развития памяти: Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов», уровень сложности 7). Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», уровень сложности 7). Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7) Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7) 4. Диагностика развития мышления: Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез). Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт») Исследование скорости протекания мыслительных процессов. Блок 2 Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. Коррекц 1. Коррекция и развитие восприятия цвета: ия, Методика М.Монтессори «Назови цвет» развити Игра «Цветные картинки» еи Таблица геометрических фигур диагнос тика восприя тия 2. Коррекция и развитие способности к целостному - уметь понимать и передавать свои чувства. 2 2 - проявлять интерес к познанию и самопознанию 2 2 - узнавать предметы по заданным признакам; - сравнивать предметы по внешним признакам; - классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; - составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; практически выделять признаки и свойства - объектов и явлений; - видеть временные рамки своей деятельности; - определять последовательность событий; - ориентироваться в пространстве; - -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; - опосредовать свою деятельность речью; уметь проявлять волевые усилия длядостижения своих желаний и побуждений; 8 восприятию формы предметов: Методика «Дорисуй предмет» Учимся видеть 2. Игровые тренинги для развития наблюдательности: Игра «Развиваем наблюдательность» Игра «Самые наблюдательные» Игра «Взвесь в руках» Игра «Учись слушать звуки» Игра «Развиваем чувство времени» 3. Упражнения для развития воображения: Найди выпавший осколок Какой вид сверху соответствует предмету Что перепутал художник 4.Диагностика развития восприятия Коррекц 1. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости ия, внимания: развити Игра «Корректурная проба» еи Игра «Синтез слов и звуков» диагнос Таблицы Шульте тика Перепутанные линии вниман ия 2. Коррекция и развитие переключения внимания: Игра «Хлопни - встань» Игра «Не пропусти растение» Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1) 3. Коррекция и развитие произвольного внимания: Игра «Слушаем тишину» Игра «Нарисуй и закрась треугольники» Игра «Запретное движение» Игра «На одну букву» Игра «Правая, левая» 3 3 1 3 3 4 Обобщать, делать несложные выводы; Находить различия у двух сходных сюжетных картинок; Различать «наложенные» изображения предметов; Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя. Учиться работать по предложенному учителем плану. проявлять интерес к познанию и самопозна нию 9 Игра «Повтори за мной» проявлять интерес к познанию исамопознанию 5. Коррекция и развитие распределения внимания Игра «Считай и двигайся» Игра «Нос, пол, потолок» Методика «Знаковый тест» 6. Развитие объема внимания: Игра «Что изменилось» Игра «Знаем ли мы пословицы» 7.Диагностика развития внимания Коррекц 1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки ия, памяти: развити Логически не связанный текст еи Логически связанный текст диагнос Лица с именами и фамилиями тика Пересказ текстов памяти 2. Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: Перегруппируй слова Ассоциативное мышление Двойная стимуляция памяти 3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти: Слова – имена Кто больше запомнит Форма предметов Опиши по памяти 4. Изучение механических законов запоминания 5. Коррекция и развитие механической памяти: 3 3 2 1 4 2 2 1 1 - узнавать предметы по заданным признакам; - сравнивать предметы по внешним признакам; - классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; - составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; практически выделять признаки и свойства - объектов и явлений; - видеть временные рамки своей деятельности; - определять последовательность событий объектов и явлений; - видеть временные рамки своей деятельности; - определять последовательность событий; - ориентироваться в пространстве; - -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; - опосредовать свою деятельность речью; уметь проявлять волевые усилия длядостижения своих желаний и побуждений; 10 Нелогические пары 6. Упражнения направленные на развитие зрительной памяти: Чей предмет? Угадай, как меня зовут? Запомни порядок 7.Упражнения для развития вербальной памяти. 8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. 9.Диагностика развития памяти Коррекц 1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: ия, Пройди лабиринт развити Дорисуй рисунок еи диагнос тика мышлен ия 2. Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: Игра «Муха» Игра «Круглые очки» 3. Коррекция, развитие вербально – логического мышления: Составление предложений Совместная история Сколько в слове слогов Кто кем будет Установление отношений 4. Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: Четвертый лишний Назови одним словом Исключение лишнего 5.Коррекция и развитие причинного мышления: 2 1 1 1 1 1 1 1 2 - проявлять интерес к познанию и самопознанию 11 Блок 3 Преобразование предметов и слов Установление ситуативных связей между предметами Установление причинных связей между событиями Нахождение причины событий Угадывание последствий событий 6. Упражнения на развитие глазомера 7.Составление сюжетного рассказа 8. Развитие логического мышления Игра «Вывод» Тест «Аналогия» 9. Задачи на сравнение 10. Диагностика развития мышления Заключительная диагностика 1. Диагностика восприятия 2.Диагностика внимания 3. Диагностика памяти 4. Диагностика мышления итого 1 1 1 1 1 Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания Формирование самостоятельности в выполнении заданий уметь обобщать тематический материал; Формирование приемов запоминания 1 1 1 1 68 Литература: 1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» – М.: Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология) 2. Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий». 3. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006. 4. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. 5. Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г. 12 6. 7. 8. 9. Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г. Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996. . Литература: 10. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» – М.: Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология) 11. Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий». 12. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006. 13. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. 14. Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г. 15. Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г. 16. Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г. 17. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. 18. Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996.