Рабочая программа Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 5 класса 2023-2024 год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 5класса
на 2023-2024 учебный год

с. Слюсарево 2023 год

1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
-с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Минобрнауки России №1026 от 24.11.2022г
- с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- в соответствии с АООП МКОУ Слюсаревская ОШ.
Программа составлена с учетом Рабочей программы воспитания МКОУ Слюсаревская ОШ.
Реализация воспитательного потенциала курса предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений,
организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на занятии интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
• включение в занятии игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.

2

Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений; формирование
навыков адекватного поведения.
Задачи коррекционного курса:
1. Развитие познавательных способностей обучающихся:
- развитие сенсорных процессов;
- развитие психомоторных процессов;
- развитие познавательных мотивов;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;
- развитие произвольного внимания;
- развитие самостоятельности, творческого подхода в решении задач.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы:
воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и
сопереживания;
- развитие произвольности поведения;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих;
- работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка);
- мотивационная готовность к принятию позиции школьника.
3. Развитие коммуникативных навыков:
обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми
навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации
повседневного общения;
- развитие средств невербального общения;
- формирование умений сотрудничать, работать в группе;
-развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества
личности, эмоции и чувства);
обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды,
раздражения).
2.Общая характеристика коррекционного курса
Дети отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим
освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических
функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных
компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с
умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно
формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие
обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к
ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Ввиду
этого при обучении данной категории детей используются разнообразные средства
невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью крайне

3

неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости,
отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач
познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс
запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена.
Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинноследственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При
продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы
становится заметной положительная динамика общего психического развития детей,
особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Программа строится на основе дифференцированного обучения. В структуре занятий
предусматривается сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической,
изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи
сенсорного и моторного развития детей. В основе программы лежит комплексный подход,
который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из
нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию
ребенка.
В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися
универсальных учебных действий. Формирование УУД является целенаправленным,
системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и
коррекционно-воспитательную деятельность, в том числе на психокоррекционных занятиях.
Особенность психокоррекционной работы состоит в том, что она направлена на оказание
помощи детям, испытывающим трудности в обучении и социализации. Программа и
содержание психокоррекционной работы в первую очередь способствует формированию
универсальных
учебных
умений:

Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения,
адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и
корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста
информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и
отношений между ними;

Умений выполнять простейшие логические действия, сравнения, нахождения общих
закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать
стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы иметоды
работы:
— индивидуальные занятия,
— игры, упражнения, этюды,
— психокоррекционные методики и технологии,
— беседы с обучающимися,
— организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3 Описание места коррекционного курса в учебном плане
Программа для 5 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часу в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:

4

1)
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)
сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
егоорганичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвиваю
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7)
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметными результатами освоения коррекционного курса являются формирование
следующих умений:
Минимальный уровень:











Проговаривать последовательность действий.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания Формирование
самостоятельности в выполнении заданий уметь обобщать тематический материал;
 Формирование приемов запоминания
Достаточный уровень:





Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Выявлять функциональные отношения между понятиями;
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненныйопыт и
информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в
результатесовместной работы всего класса.
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
 Увеличение объема вербальной и зрительной памяти

5






Повышение уровня развития смысловой памяти
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости
Находить разные решения нестандартных задач
Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,сравнения, обобщения, классификации,
систематизации;
 Обоснованно делать выводы, доказывать;

4. Тематический план с указанием основных видов учебной деятельности
5класс
Раздел

Блок 1
Входная
диагнос
тика
познава
тельных
процесс
ов.

Темы занятий

1.Диагностика развития восприятия:
 Оценка зрительного восприятия (Методика
«Узнавание реалистических изображений» - А.Р.
Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,
«Узнавание наложенных изображений»: фигуры
Поппельгейтора).
 Оценка восприятия пространства, уровня
сформированности восприятия: объем,
наблюдательность (методика «Понимание предлогов
и слов, обозначающих пространственное
взаимоположение объектов»).

Колво
часов

2

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся

- проявлять интерес к познанию и
самопознанию
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним
признакам;
- классифицировать предметы по форме,
величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и
их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства

6
2. Диагностика развития внимания:





Диагностика устойчивости и произвольности
внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь
ошибки», уровень сложности 7.)
Исследование переключения и концентрации
внимания (методика «Красно – черная таблица»,
уровень сложности 7)
Исследование избирательности, продуктивности и
устойчивости внимания (методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»

2

объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей
деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои
движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для
достижения своих желаний и побуждений;

7
уровень сложности 7).
3. Диагностика развития памяти:
 Диагностика слуховой памяти (Методика «10
слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов», уровень сложности 7).
 Диагностика смысловой памяти (Методика
«Пиктограмма», уровень сложности 7).
 Диагностика зрительной памяти (методика
«Исследование зрительной памяти», уровень
сложности 7)
 Диагностика скорости запоминания, точности,
прочности запоминания, организованности
памяти (уровень сложности 7)
4. Диагностика развития мышления:
 Диагностика степени сформированности
мыслительных процессов (сравнение, обобщение,
классификация, выделение существенного,
анализ, синтез).
 Диагностика наглядно – образного мышления
(Методика «Лабиринт»)
 Исследование скорости протекания
мыслительных процессов.
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика познавательных
процессов.
Коррекц 1. Коррекция и развитие восприятия цвета:
ия,
 Методика М.Монтессори «Назови цвет»
развити
 Игра «Цветные картинки»
еи
 Таблица геометрических фигур
диагнос
тика
восприя
тия
2. Коррекция и развитие способности к целостному

- уметь понимать и передавать свои чувства.
2

2

- проявлять интерес к познанию и
самопознанию

2

2

- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним
признакам;
- классифицировать предметы по форме,
величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и
их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства
- объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей
деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои
движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
уметь проявлять волевые усилия длядостижения своих
желаний и побуждений;

8

восприятию формы предметов:
 Методика «Дорисуй предмет»
 Учимся видеть
2. Игровые тренинги для развития наблюдательности:
 Игра «Развиваем наблюдательность»
 Игра «Самые наблюдательные»
 Игра «Взвесь в руках»
 Игра «Учись слушать звуки»
 Игра «Развиваем чувство времени»
3. Упражнения для развития воображения:
 Найди выпавший осколок
 Какой вид сверху соответствует предмету
 Что перепутал художник
4.Диагностика развития восприятия
Коррекц 1. Коррекция и развитие концентрации и устойчивости
ия,
внимания:
развити
 Игра «Корректурная проба»
еи
 Игра «Синтез слов и звуков»
диагнос
 Таблицы Шульте
тика
 Перепутанные линии
вниман
ия
2. Коррекция и развитие переключения внимания:
 Игра «Хлопни - встань»
 Игра «Не пропусти растение»
 Методика «Красно – черная таблица» (1 – 18, 19 -1)
3. Коррекция и развитие произвольного внимания:
 Игра «Слушаем тишину»
 Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
 Игра «Запретное движение»
 Игра «На одну букву»
 Игра «Правая, левая»



3





3

1
3

3

4



Обобщать, делать несложные выводы;
Находить различия у двух сходных
сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения
предметов;
Адекватно ориентироваться на плоскости и
в пространстве;
Уметь адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя.
Учиться работать по предложенному
учителем плану.

проявлять
интерес к
познанию
и
самопозна
нию




9

Игра «Повтори за мной»
проявлять интерес к познанию исамопознанию

5. Коррекция и развитие распределения внимания

 Игра «Считай и двигайся»
 Игра «Нос, пол, потолок»
 Методика «Знаковый тест»
6. Развитие объема внимания:
 Игра «Что изменилось»
 Игра «Знаем ли мы пословицы»
7.Диагностика развития внимания
Коррекц 1. Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки
ия,
памяти:
развити
 Логически не связанный текст
еи
 Логически связанный текст
диагнос
 Лица с именами и фамилиями
тика
 Пересказ текстов
памяти
2. Упражнения, направленные на развитие способности
устанавливать связи между элементами материала:
 Перегруппируй слова
 Ассоциативное мышление
 Двойная стимуляция памяти
3. Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:
 Слова – имена
 Кто больше запомнит
 Форма предметов
 Опиши по памяти
4. Изучение механических законов запоминания
5. Коррекция и развитие механической памяти:

3

3

2

1
4

2

2

1
1

- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним
признакам;
- классифицировать предметы по форме,
величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и
их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства
- объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей
деятельности;
- определять последовательность событий
объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей
деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои
движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
уметь проявлять волевые усилия длядостижения своих
желаний и побуждений;

10

 Нелогические пары
6. Упражнения направленные на развитие зрительной
памяти:
 Чей предмет?
 Угадай, как меня зовут?
 Запомни порядок
7.Упражнения для развития вербальной памяти.
8. Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.
9.Диагностика развития памяти
Коррекц 1. Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:
ия,
 Пройди лабиринт
развити
 Дорисуй рисунок
еи
диагнос
тика
мышлен
ия
2. Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления:
 Игра «Муха»
 Игра «Круглые очки»
3. Коррекция, развитие вербально – логического мышления:
 Составление предложений
 Совместная история
 Сколько в слове слогов
 Кто кем будет
 Установление отношений
4. Коррекция и развитие способности к обобщению и
абстрагированию:
 Четвертый лишний
 Назови одним словом
 Исключение лишнего
5.Коррекция и развитие причинного мышления:

2

1
1
1
1

1

1

1

2

- проявлять интерес к познанию и
самопознанию

11

Блок 3

 Преобразование предметов и слов
 Установление ситуативных связей между предметами
 Установление причинных связей между событиями
 Нахождение причины событий
 Угадывание последствий событий
6. Упражнения на развитие глазомера
7.Составление сюжетного рассказа
8. Развитие логического мышления
 Игра «Вывод»
 Тест «Аналогия»
9. Задачи на сравнение
10. Диагностика развития мышления
Заключительная диагностика
1. Диагностика восприятия
2.Диагностика внимания
3. Диагностика памяти
4. Диагностика мышления
итого

1
1
1

1
1

 Повышение
концентрации,
переключаемости, устойчивости внимания
Формирование
самостоятельности
в
выполнении заданий уметь обобщать
тематический материал;
 Формирование приемов запоминания

1
1
1
1
68

Литература:
1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» – М.:
Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
2. Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых
коррекционных занятий».
3. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
4. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель,
2008.
5. Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г.

12

6.
7.
8.
9.

Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г.
Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996.
.

Литература:
10. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений» – М.:
Издательство «Книголюб», 2008.(Специальная психология)
11. Приложения к письму от 12.03.2004 №01-01/47 «Рекомендации по организации содержанию индивидуальных и групповых
коррекционных занятий».
12. Ю.В. Саенко «Специальная психология»- М.:2006.
13. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия/авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель,
2008.
14. Динамика развития детей – олигофренов. М.С. Певзнер, В.Н. Лубовский. М : 1963 г.
15. Как преодолеть трудности в обучении детей. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. М : 2001 г.
16. Основы возрастной педагогики. А.С., Белкин. Екатеринбург : 2002г.
17. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/автю-сост. Ю.А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
18. Альманах психологических тестов.-М.:»КПС», 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».