Рабочая программа 3 класс на 2023-2024 уч.год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Путешествие в мир профессии»
для обучающихся 3 класса

с. Слюсарево 2023 год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Путешествие в мир профессии» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026. ФАООП УО
(вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Путешествие в мир профессии» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже
на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает
условия - определить способности обучающихся применительно к рассматриваемой
профессии.
В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы
в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его
надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня
в день. Ученики начальной школы ещё далеки от выбора профессии, но правильно
проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в
дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в
старших классах. Детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа
в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но,
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной
профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о
мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность
обучающимся тренировать различные виды своих способностей.
Цели и задачи программы: формирование социально-психологических
предпосылок для дальнейшего профессионального определения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальной ступени
образования. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Путешествие в мир профессии» направлена на решение следующих задач:
• формировать первоначальные представления о профессиях, находящихся в
сфере обихода;
• формировать у обучающихся положительную установку на трудовую
деятельность, начальных представлений о нравственном смысле труда;
• воспитывать ценностные отношения к результатам своего труда и труда
окружающих.

Отличительные особенности программы
Программа составлена с учётом особенностей обучающихся образовательного

учреждения, для которых характерны: неустойчивость и быстрое истощение нервной
системы, нестойкость условных связей, низкий уровень развития памяти, внимания,
мышления, речи, нарушения мелкой моторики рук и др. Как следствие, у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с большим трудом
происходит процесс познания окружающего мира, формирование «Я-образа», определение
своего места в окружающем социуме. Предполагается постепенное усложнение материала.
На каждом этапе определяются ключевые понятия, которые служат ориентиром в выборе
методов работы.
На занятиях широко используются приемы и упражнения, соответствующие
особенностям развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), позволяющие не только усвоить программный материал, но и оказать
положительное влияние на процесс коррекции имеющихся нарушений в познавательной
сфере, мелкой моторики (выборочное раскрашивание, штриховка, отгадывание загадок,
работа с деформированными пословицами, наблюдение по заданию, дифференциация
предметных картинок и натуральных предметов, участие в сюжетно-ролевых играх и др.
Программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет. Срок реализации 1 год. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Объём учебного времени в 3 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год.
2. Содержание учебного курса «Путешествие в мир профессии» с указанием форм
организации учебных занятий
Профессии, связанные с природой.
1. Вводное занятие. Особенности и назначение профессий Игра «Блиц - турнир».
Атрибуты профессий.
2. Забытые профессии: бондарь, кружевница. Конкурс «Буква и профессия».
3. Практическая работа: «Плетение кружев.
4. В сельском хозяйстве. Профессия фермер. Чтение произведений о труде в
сельском хозяйстве.
5. Труд в почёте любой! Игра «Подбери правильный предмет».
6. Вся жизнь – творчество! Профессия цветовод. Игра «Кому это принадлежит».
7. Практическая работа: Коллективная работа «Букет для мамы».
8. Специалист по охране леса. Профессия лесник. Правила поведения в лесу.
9. Ветеринар и зоотехник. Чтение произведения К. Чуковского «Айболит» Беседа
по теме.
Профессии наших мам.
10. Трудовая история моей семьи
11. Семейные династии. Рассказ о профессиях родителей. Чтение
произведений о героях труда. Знакомство с понятием династия.
12. Профессия
врач. Чтение произведений по теме. Сюжетно-ролевая игра
«В больнице». Атрибуты профессии.
13. Вот у Коли, например, мама -милиционер
Профессия следователь. Знакомство с профессией следователь, инспектор по
делам несовершеннолетних. Просмотр презентаций.
14. Мама - лётчик? Что ж такого? Чтение произведений по теме.
15. Быть нужным детям. Профессия воспитатель, нянечка в детском саду.
Беседа о профессии. Игра «Лучики солнышка».
16. Сердце отдаю детям. Профессия учитель. Чтение стихов о профессии учитель.
17. Самая лучшая профессия. Игра «Узнай по описанию». Практическая
работа «Атрибуты профессий»- викторина.

18. Профессия модельер. Видеосюжет «Показ модной одежды». Знакомство с
профессией.
Профессии наших пап.
19. Многообразие рабочих профессий. Игра «Атрибуты рабочих профессий».
20. Профессии электрик, сварщик, кузнец. Практическая работа: Кроссворд по
рабочим профессиям»
21. Профессия военный. Чтение произведений по теме.
22. На борьбу с огнём. Профессия пожарный. Просмотр презентации.
Повторение правил пожарной безопасности
23. Профессия спасатель. Видеофильм о спасателях
24. Праздник в городе мастеров: штукатуры-маляры, каменщики, плотники.
Атрибуты профессий.
25. Профессия моего папы очень интересна и необычна. Практическая работа:
составление рассказа о профессии папы.
26. Профессия полицейский. Просмотр презентации. Стихи, загадки.
Профессии, связанные с путешествиями.
27. Профессии в сфере туризма. Знакомство с профессией гид, экскурсовод.
Игра «Ищи ошибку».
28. Путешествие в книжную страну «Наши друзья-книги» Повторение
атрибутов профессий, качеств личности, необходимых для приобретения той или иной
профессии. В.В. Агафонов, О.Л. Соболева «Путаница о профессиях». Практическая
работа: чтение произведений о профессиях.
29. Как приходят вести. Знакомство с профессиями журналист, телерепортёр,
ведущий телепрограмм.
30. Путешествие в пожарную часть. Просмотр презентации. Повторение
правил поведения при пожаре.
31. Экскурсия в пожарную часть.
32. Профессия почтальон. Знакомство с профессией. Атрибуты профессии.
33. Экскурсия на почту.
34. Заключительное занятие. Викторина по изученным произведениям.
Портфолио. Выставки лучших рисунков, мини-сочинений о профессии мамы или папы.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. А
также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию)
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности)

- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с учителем)
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
- групповой - организация работы в группах
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется
проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации
мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами
(чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных
игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих
проектов. Особое место уделяется экскурсиям. Посещение школьных мастерских,
выставочных залов, музеев повышает общий культурный уровень, способствует
профессиональному самоопределению обучающихся.
Тематическое планирование учебного курса «Путешествие в мир профессии»
№
п\п
1
2
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема

Кол-во
теория
часов
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)
Вводное занятие.
1
1
Особенности и назначение профессий
Забытые профессии: бондарь, кружевница
2
1
В сельском хозяйстве. Профессия фермер.
1
1
Труд в почёте любой!
1
1
Вся жизнь - творчество! Профессия цветовод
2
1
Специалист по охране леса
1
1
Ветеринар и зоотехник
1
1
Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)
Трудовая история моей семьи.
2
1
Профессия врач
1
1
Вот у Коли, например, мама -милиционер
1
1
Профессия следователь.
Мама - лётчик? Что ж такого?
1
1
Быть нужным детям. Профессия воспитатель,
1
1
нянечка в детском саду.
Сердце отдаю детям. Профессия учитель
1
1
Самая лучшая профессия
1
Профессия модельер
1
1
Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч)
Многообразие рабочих профессий Профессии
2
1
электрик, сварщик, кузнец
Профессии отважных: военный
1
1

практика

1

1

1

1

1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

На борьбу с огнём
1
Профессия - спасатель
1
Праздник в городе мастеров: штукатуры-маляры,
1
каменщики, плотники
Профессия моего папы очень интересна и
1
необычна
Профессия полицейского
1
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)
Профессии в сфере туризма.
1
Путешествие в книжную страну «Наши друзья1
книги»
Как приходят вести. Профессия журналист
1
Путешествие в пожарную часть
2
Профессия почтальон. Экскурсия на почту
2
Заключительное занятие. Подведение итогов
работы за год
Итого:

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

34 часа

3. Планируемые результаты освоения учебного курса «Путешествие в мир
профессии»:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «семья»;
- проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
- освоить социальную роль ученика;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм;
- внимательно относиться к красоте окружающего мира, природы своей Родины;
- уважительно относиться к людям труда, к разным профессиям;
- знать о следующих профессиях: учитель, воспитатель, врач, повар, пожарный,
полицейский, библиотекарь, продавец, парикмахер, водитель, шахтер, строитель,
военнослужащий, портной (швея), почтальон.
- приводить примеры атрибутов изученных профессий;
- соотносить название профессии с местом работы представителя данной
профессии;
- определять функцию представителя изученных профессий;
- выполнять порученное дело, поручение;
- проявлять ценностное отношение к результатам своего труда, труда других
людей;
- понимать нравственный смысл труда в обществе.
Критерии успешности прохождения программы
■ Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание
профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии.
■ Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое
описание профессии.
■ Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не
определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Ценностные ориентиры содержания: обучающиеся получают представления о
разнообразии мира профессий людей, у детей формируется наглядное представление о
существенных сторонах профессий, младшие школьники с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) развивают свои творческие и интеллектуальные
способности.

Оценка планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Портфолио - это сборник
работ и результатов обучающихся, портфолио демонстрирует усилия ребёнка, прогресс и
достижения в различных областях.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов
освоения программы внеурочной деятельности способствует формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также способствует процессу
обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый воспитанник будет значимым
участником деятельности.
4. Календарно-тематическое планирование учебного курса «Путешествие в мир
профессии»
№
п\п

Тема

Дата

Основные виды деятельности
обучающихся

10

план факт
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)
Вводное занятие. Особенности
Игра «Блиц-турнир». Атрибуты
и назначение профессий.
профессий.
Забытые профессии: бондарь,
Конкурс «Буква и профессия».
кружевница.
Профессия кружевница.
Плетение кружев.
Практическая работа.
В сельском хозяйстве.
Чтение произведений о труде в сельском
Профессия фермер.
хозяйстве.
Труд в почёте любой!
Игра «Подбери правильный предмет».
Вся жизнь - творчество!
Игра «Кому это принадлежит».
Профессия цветовод.
Профессия флорист.
Коллективная работа «Букет для мамы».
Практическая работа.
Специалист по охране леса.
Профессия лесник. Правила поведения в
лесу.
Ветеринар и зоотехник
Чтение произведения К. Чуковского
«Айболит» Беседа по теме.
Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)
Трудовая история моей семьи.
Рассказ о профессиях родителей.

11

Семейные династии.

12

Профессия врач

13

Вот у Коли, например,
мама-милиционер
Мама - лётчик? Что ж такого?

1
2
3
4
5
6
7
8
9

14

Рассказ о профессиях родителей.
Знакомство с понятием династия. Чтение
произведений по теме.
Сюжетно-ролевая игра «В больнице»
Атрибуты профессии.
Знакомство с профессией полицейский,
следователь. Просмотр презентации.
Беседа. Презентация. Чтение
произведений по теме.

15

16
17
18

19
20
21
22
23
24

25

26
27

28

29
30
31
32
33
34

Быть нужным людям.
Профессия воспитатель,
нянечка в детском саду.
Сердце отдаю детям.
Профессия учитель.
Самая лучшая профессия.
Практическая работа.
Профессия модельер.

Игра «Лучики солнышка».
Чтение стихов о профессии учитель.

Игра «Узнай по описанию». Викторина «
Атрибуты профессий».
Видеосюжет «Показ модной одежды».
Знакомство с профессией.
Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч)
Многообразие рабочих
Игра «Атрибуты рабочих профессий»
профессий
Профессии электрик, сварщик,
Кроссворд по рабочим профессиям.
кузнец. Практическая работа.
Профессии отважных: военный
Стихи, загадки, пословицы
На борьбу с огнём
Презентация «Пожар». Повторение правил
пожарной безопасности.
Профессия - спасатель
Видеофильм о спасателях
Праздник в городе мастеров:
Изготовление поделок из пластилина.
штукатуры-маляры,
каменщики, плотники
Профессия моего папы очень
Составление мини сочинения о профессии
интересна и необычна.
папы.
Практическая работа
Профессия полицейского
Просмотр презентации. Стихи, загадки.
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)
Профессии в сфере туризма.
Игра «Ищи ошибку».
В.В. Агафонов, O.Л. Соболева «Путаница
о профессиях».
Путешествие в книжную страну
Викторина по изученным произведениям.
«Наши друзья – книги».
Чтение произведений о профессиях.
Практическая работа.
Как приходят вести. Профессия
Знакомство с профессией журналист,
журналист
ведущий телепрограмм
Путешествие в пожарную часть
Презентация. Правила поведения при
пожаре
Экскурсия в пожарную часть
Экскурсия.
Профессия почтальон
Знакомство с профессией. Игра «Напиши
письмо».
Экскурсия на почту.
Экскурсия.
Заключительное занятие.
Портфолио
Подведение итогов работы за
Выставки лучших рисунков, минигод
сочинений о профессии мамы или папы.
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учителя
1. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу -программы
(Текст): учеб. Пособие /А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.

2. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (текст) / Т.Н. Образцова. - М.;
«Педагогика пресс», 1981.
3. Психология
развивающейся личности (Текст) / А.В. Петровский. М., 1987.
4. Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте
(Текст) А. Дмитриева, А. Попова. -М: Прометей, 1993.
5. Яровая Л.Н. Яровая О.Е. Внеклассные мероприятия 2 класс (Текст): учеб.
Пособие / Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко. -М: «Вако», 2004.
6. Загребина Г.В. Давай устроим праздник (Текст) / Г.В. Загребина. - Ярославль,
2003.
7. Игумнова Е. А. Банкир, фермер иль портной... кто же я буду такой??? (текст)/Е.
А. Игумнова. - Новосибирск, 1994.
8. Классные часы по профориентации школьников: учебно-методическое пособие/
О.А. Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой,- М.: Планета, 2012.
Список литературы для учащихся
1. Дмитриев Ю. А. Соседи по планете (Текст) /Ю.А. Дмитриев. - СП «Юнисам»,
1985.
2. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах (текст) / Е.П. Левитан. - М.;
«Педагогика - Пресс», 1981
3. Федин С.Б. Игры в пути (текст): учеб. Пособие / С.Б. Федин. - М.; 2000.
4. Разумихина Г. Будь пожалуйста, счастлив! (Текст)/Г. Разумихина. -М., 1990.
5. www.nsportal.ru
6. www.yandex.ru/images


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».