РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Удивительный мир природы»
для обучающихся 3 класса
с. Слюсарево 2023 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Удивительный мир природы» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный курс «Удивительный мир природы» относится к предметной области
«Естествознание» и является частью учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному курсу «Удивительный мир природы» в 3 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного курса «Удивительный мир природы».
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к
природе.
Задачи:
создавать у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в
котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и
наукой, культурой и искусством;
развивать творческие качества, способности самостоятельно мыслить,
планировать свою деятельность;
формировать у школьников коммуникативные качества, нравственные
ценности;
развивать личностные качества: доброта, чуткость, умения сопереживать,
самоуважения.
воспитывать любовь и уважение к своей родине;
развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в
природе и социальной среде.
2. Содержание учебного курса «Удивительный мир природы» с указанием форм
организации учебных занятий
Введение в экологию. (3 ч.)
Экологические связи в живой природе. Экологическая пирамида. Значение знаний
о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Все для гурманов есть в природе. (3 ч.)
Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе?
Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.
По великому чайному пути.
Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы
чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.
Учись быть здоровым. (5 ч.)
А мир прекрасен, если… Кровь — это "живая вода", из чего она состоит. Сердце
— насос для перекачки крови.
Почему река "Вена" течет в гору. Мое здоровье, кто помогает мне его сохранить.
«Пернатые друзья». (8 ч.)
Зерноядные. Насекомоядные. Хищные птицы. Водоплавающие. Рыбоядные.
Птицы – нектарницы всеядные.
Птицы – наши друзья. Праздник птиц.
Объекты неживой природы. (3 ч.)
Пассаты – ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Сказочная красота
камней. Мир пещер и их красота.
Подводный мир. (4 ч.)
Жизнь в океанах и морях. Кораллы. Хищники морских глубин. Айсберги –
плавающие ледяные горы.
Экологические катастрофы. (8 ч.)
Что такое экологическая катастрофа. Экологические связи в живой природе.
Отходы и свалки. Глобальное потепление климата, в чем причина и чем это грозит
человечеству. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример
экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на
Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы.
№
п\п
Название раздела
Количество часов
1.
Введение в экологию.
3
2.
Все для гурманов есть в природе.
3
3.
Учись быть здоровым
5
4.
Пернатые друзья
8
5.
Объекты неживой природы
3
6.
Подводный мир
4
7.
Экологические катастрофы.
8
ИТОГО
34
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Мир природы и человека"
Личностные результаты:
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
-принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и
внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и
разнообразии природы;
- эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться
коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в
разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор (извлечение необходимой информации из различных источников),
обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным,
письменным, цифровым способами);
- анализ, синтез, сравнение, классификация по заданным критериям, установление
аналогий, установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения; обобщение;
- применение и представление информации; осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Предметные результаты
1. Уважительное отношение к России, родному краю, природе нашей страны.
2. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
3. Освоение доступных способов изучения природы и общества.
4. Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести
ответственность за её сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе
изученных правил безопасности.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
достижений
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный)
контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение
пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов,
предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по курсу «Удивительный мир природы» проводится в
следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно –
тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой
работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно
выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в
ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся
с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
при
освоении
образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному курсу
«Удивительный мир природы» принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически
законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем
мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в
изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает
трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью
наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и
окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала
и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
4. Тематическое планирование учебного курса «Удивительный мир природы»
№
темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Кол-во
Электронные
часов,
Формы
(цифровые)
Тема урока
отводимых на
организации
образовательные
освоение
ресурсы
каждой темы
Введение в экологию. (3 ч.)
Экологические связи в живой
1
Художественное
природе.
творчество
Значение знаний о пищевой
1
Беседа
сети и экологической пирамиде
для охраны природы.
«Защитные приспособления у
1
Презентация
растений и животных» (острые
шипы, жгучие волоски, горький
вкус, защитная слизь, иглы
окраска и поза и др.).
Все для гурманов есть в природе. (3 ч.)
Кофейное дерево можно
1
Техническое
выращивать на окне. Каков
творчество
вкус спелых плодов кофе?
Откуда он к нам приехал?
По великому чайному пути.
1
Исследование
Коротко о чае. Из истории
чайной торговли.
Чайный путь. Лечебные
1
Техническое
свойства чая. Способы заварки
творчество
чая.
Учись быть здоровым. (5 ч.)
А мир прекрасен, если…
1
Художественное
творчество
Кровь — это "живая вода", из
1
Беседа
чего она состоит.
Сердце — насос для перекачки
1
Игра
крови.
Мое здоровье, кто помогает мне
1
Беседа
его сохранить.
Мое здоровье, кто помогает мне
1
Викторина
его сохранить.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
«Пернатые друзья». (8 ч.)
Зерноядные.
1
Видеофильм
Насекомоядные.
1
Художественное
творчество
Хищные птицы.
1
Настольная игра
Водоплавающие.
1
Игра
Рыбоядные.
1
Мастерская
Птицы – нектарницы всеядные.
1
Презентация
Птицы – наши друзья. Игра
1
Игра
соревнование «Кто назовёт
больше птиц».
Праздник птиц.
1
Техническое
творчество
Объекты неживой природы. (3 ч.)
Пассаты – ветры дующие
1
Проект
всегда. Защита проекта.
Красота и гармония гор.
1
Экскурсия в
Сказочная красота камней.
музей
Защита проекта.
Мир пещер и их красота.
1
Художественное
творчество
Подводный мир. (4 ч.)
Жизнь в океанах и морях.
1
Техническое
Творческая коллективная
творчество
работа «Подводный замок»
Кораллы.
1
Художественное
творчество
Хищники морских глубин.
1
Техническое
творчество
Айсберги – плавающие ледяные
1
Видеофильм
горы.
Экологические катастрофы. (8 ч.)
Что такое экологическая
1
Беседа
катастрофа?
Экологические связи в живой
1
Экологическая
природе.
игра
Отходы и свалки. Защита
1
Проект
проекта.
Глобальное потепление
1
Беседа
климата, в чем причина и чем
это грозит человечеству.
Аральская экологическая
1
Видеофильм
катастрофа. Нитратные
катастрофы.
Загрязнение моря нефтью как
1
Видеофильм
пример экологической
катастрофы.
Радиоактивное загрязнение
1
Презентация
окружающей среды (авария на
Чернобыльской АЭС).
34.
Сложные слова.
Итоговое занятие.
1
Викторина
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
На уроках учебного курса «Удивительный мир природы» следует использовать
разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты,
гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности
усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр и составление на их основе описаний объектов
природы или природных явлений, а также разнообразная природоохранная деятельность
обучающихся под руководством учителя.
Обязательные учебные материалы для ученика
1. Акимушкин, И. Мир животных - М., 1984.
2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана. - Ярославль:
Академия развития, 1997.- 239с.
3. Брем, А.К. Жизнь животных / А.К. Брем.// Юный натуралист.- 1995.- №5.- С.42.
4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира. - М.: Росмэн,
1997.
5. /К.Н. Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение, 1972.237с.
6. Головкин Б.Н. Комнатные растения. - М.,1989
7. А.К. Дитрих, Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. // Почемучка – 4-е изд., испр. и
доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 384с.: ил.
8. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели. .- Новосибирск, 1992.-19с.
9. Кошо В.Н. Живой океан. М.: Планета, 1997.- 240с.
10. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей. - М.: Росмэн,1997.- 32с.
11. /А. Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.
12. /В.Г. Лысанов. // 1000 загадок - М.: АСТ, 2006.- 318с.ил.
13. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии. - М.:
Агар, 1997.- 134с.
14. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмэн, 1997.
15. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. М.,1996.- 255с.
16. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы. М.: Агропромиздат, 1988.
17. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения. /Сост. Л.А. Багрова, О.Г.
Хинн. ТКО «АСТ», 1996.- 512с.
18. Я познаю мир: детская энциклопедия. Экология. / Авт-сост. А.Е.Чижевский. М.: ООО «Издательство АСТ»,1997.- 432с.
19. Я познаю мир: детская энциклопедия. География. / Авт-сост. В.А.Маркин. М.:
ТКО «АСТ», 1995.- 560с.
20. Я познаю мир: детская энциклопедия. Животные. / сост. П.Р.Ляхов. М.: ООО
«Фирма, издательство АСТ», 1998.- 544с.
Методические материалы для учителя
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и
окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа
2. Методические указания по организации научно-исследовательской работы
учащихся / Под общ. ред. Л.В. Егорова – Чебоксары.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет