РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 103 от «29» августа 2022 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектория» для 6-9 классов на 2022-2023 учебный год Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; или основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы МКОУ Слюсаревская ОШ Место курса в плане внеурочной деятельности МКОУ Слюсаревская ОШ: учебный курс предназначен для обучающихся 6–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности социального направления развития личности «Проектория» разработана для учащихся 6-9 классов. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Программа «Проектория» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств. Цель: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем. Задачи: 1. Выявление интересов, склонностей и личностных особенностей учащихся , необходимых для осознанного профильного и личностного самоопределения; 2. Овладение школьниками информацией о мире профессий, путях, условиях их получения, состоянии рынка труда; 2 3. Формирование у учащихся устойчивой системы мотивов, интересов, развитие способностей и возможностей; 4. Развитие у учащихся самосознания, потребности самовыражения и самоутверждения в будущей профессиональной деятельности; 5. Формирование у школьников социальных и профессиональных качеств, навыков, установок, ориентаций, позволяющих стать конкурентноспособным на рынке труда, самостоятельно принимать необходимые решения. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Программа предназначена для обучающихся 6–9-х классов; рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе). Занятия проводятся в форме деловых игр, викторин, мини-проектов, а также видео-уроки по отдельным профессиям и направлениям профессиональной деятельности человека. Программа предусматривает итоговую работу в форме мини-сочинения, теста, проекта. Программа даёт информацию о мире профессий, знакомит с профессиями своих родителей, c умениями и навыками общего труда на пользу людям, культурой труда, расширяет знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании и уважении к людям труда, значения труда в жизни человека. Труд– как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Программа помогает учащимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. Курс внеурочной деятельности «Проектория» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся. Личностные результаты: - непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания; - воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; - формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД - высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 3 Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Ожидаемые результаты обучения К концу обучения дети должны знать/понимать: - виды профессий; -об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии; -алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии. - иметь представление о себе и своём профессиональном соответствии; - уметь принимать предварительное решение в профессиональном выборе; Способы отслеживания результатов освоения программы Программа курса предусматривает вводный, текущий и итоговый контроль. В начале года – вводное тестирование, которое помогает выявить уже имеющиеся знания и скорректировать работу в соответствии с уровнем подготовленности. Роль текущего контроля выполняют деловые игры, викторины, ребусы, кроссворды. По завершении каждого года обучения курса учащиеся делают итоговую работу: пишут письменную работу в форме мини-сочинения 6 класс «Как выбор профессии поможет мне в будущем »,7 класс «Мой успех в профессии……», 8 класс «Моя карьера.», 9 класс - проект по профориентации. Критерии оценивания итоговой работы № 1 2 3 4 5 Параметры Знает виды профессий Имеет представления о требованиях, предъявляемых к выбранной профессии Имеет представление о себе и своём профессиональном соответствии Видит перспективы своего развития в профессии Понимает необходимость сверять свой выбор с востребованностью на рынке труда Наличие Да / нет Да / нет Да / нет Да / нет Да / нет При наличии в оценке работы обучающегося трёх параметров итоговая работа считается зачтенной. 4 Содержание курса внеурочной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности. (6 класс) Краткое описание содержания раздела, Основные понятия темы 1.Вводное занятие. Что такое профессия? Понятие профессии, специальности и Профессия,специальность,должность. должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Тренинг «Цепочка профессий.» 2.Человек и профессия. Как человек выбирает профессию. Способности, интерес, склонности 3.Ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Ошибки при выборе профессии «8 углов» при выборе профессии 4. .Мифы выбора профессии. 5 Виды деятельности учащихся Знакомятся с понятием профессия, специальность,должность,различием этих понятий . Упражнение: определяют по рисунку профессию ,называют специальность .Тренинг Дают определение способностям, интересу, склонностям. Делают выводы об их влиянии на выбор профессии. Знакомятся с ошибками при выборе профессии. Дают полезные советы для избегания ошибок при выборе профессии.(составляют кластер) Пять мифов. Миф Знакомятся с понятием миф. Рассматривают пять мифов в выборе профессии. Приходят к выводы, что к выбору профессии стоит подходить очень ответственно, обращая внимание на все нюансы. 5. «Все работы хороши,выбирай на вкус!» Игра Все работы хороши,выбирай на вкус!» Отгадывают загадки по профессиям, выполняют задания в командах: «Закончи пословицу», «Отгадай профессию по рисунку», «Отгадай профессию в слове» 6.Профессии которые нас окружают Профессии нашего города. Характеристика Характеристика специалиста, профессий.Какими качествами должен профессиональные качества обладать специалист? Тренинг «Утро профессионал начинает с…» Называют профессии нашего города. Дают характеристику профессии по выбору.(в группе) Определяют какими качествами должен обладать специалист.(рисунок) Тренинг. 7.В каких профессиях не обойтись без души ? Профессия учитель, врач. Гуманность, милосердие, терпение, мудрость, доброта 8.Опасные профессии в жизни человека. 6 Беседа по профессиям. Знакомятся с профессией учитель ,врач. Называют положительные и отрицательные стороны профессии. Определяют какими качествами должен обладать специалист. Сравнивают две профессии .Находят сходства и различия.(рисунок) Пожарный, шахтёр, сапёр и т .д Важность опасных профессий. Плюс и минус опасных профессий. Героизм, отвага, ответственность 9. Профориентационная игра «Угадай профессии.» Конкурсы по теме «Профессии» Предмет труда, профессия. Знакомятся с опасными профессиями. Определяют профессию по предметам труда, классифицируют её тип. Составляют характеристику профессии по выбору (работа в группах) .Называют плюсы и минусы данной профессии.(рисунок) Делятся на группы ,участвуют в конкурсах : « Зашифрованные профессии», «Кто потерял свой инструмент», «Человек какой профессии так говорит…» Подводят итог, делают выводы. 10. « Счастье в труде» . Высказывания мудрецов о труде. Упражнение «Профессии на букву…» Мудрец, труд, счастье, уважение. 11.« Как выбор профессии поможет мне в будущем.» Мини -сочинения Профессия, выбор, способности, успех, карьера. 7 Знакомятся с мудрецами древности . Беседа о мудрых высказываниях . Рассуждают о значении пословиц. Составляют свои пословицы о труде . Упражнение. С помощью основных слов составляют мини-сочинение по теме : « Как выбор профессии поможет мне в будущем.» Содержание курса внеурочной деятельности. (7 класс) Краткое описание содержания раздела, темы 1. . Что такое профориентация Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Анкета на определение основных мотивов выбора профессии. Тренинг «Утро профессионал начинает с….» 2 .Профессиональный тип личности Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии . Тест «Профессиональный тип личности» Дж .Голланда. Основные понятия Профориентация Тип личности Виды деятельности учащихся Знакомятся с понятием профориентация , влиянием её на выбор профессии. Работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии. Тренинг. Знакомятся с понятием профессиональный тип личности, влиянием его на выбор профессии. Определяют свой тип личности по тесту.( Дж. Голланда). Обсуждают результаты тестов. 3. Влияние темперамента на выбор профессии Темперамент. Влияние темперамента на Темперамент. выбор профессии. «Определение типа темперамента», методика Айзенка Знакомятся с понятием темперамент, как влияет темперамент на выбор профессии. По тесту определяют свой тип темперамента ,обсуждают результат диагностического теста. 8 4. .Профессиональные стереотипы Как формируются стереотипы. Чем опасно Стереотип. стереотипное мышление. Как противостоять стереотипам. 5.Деловая игра «Кадровый вопрос» Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства. Знакомятся с понятием стереотип. Рассуждают, чем опасно стереотипное мышление. Вырабатывают правила, как противостоять стереотипам. Целеполагание. Планирование. 6..Типичные ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе Ошибки при выборе профессии профессии.«8 углов при выборе профессии. Упражнение «Самая, самая. ..» Знакомятся с новыми профессиями, как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента). Знакомятся с понятием ошибка в выборе профессии. Выявляют причины возникновения ошибок . Дают полезные советы для избегания ошибок при выборе профессии. (составляют кластер) Упражнение. 7.Здоровье и выбор профессии Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы».Работоспособность. Условия и режим работы. Нервная система. Неблагоприятные производственные факторы. Работоспособность. Условие и режим работы. 9 Знакомятся с понятием нервная система ,значением нервной системы в профессиональной деятельности человека. Раскрывают понятие «неблагоприятные производственные факторы»работоспособность,условие и режим работы. Знакомятся с нормативными документами по охране труда. 8.Задатки и склонности. Как развивать способности. Способности. Знакомятся с понятиями способности, задатки.Упражнение «Я умею…», «Кто ближе? « 9.Формула профессии. «Хочу – могу - надо». Классификация профессий по системе «Хочу – могу - надо». Е.А.Климова. 10. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры Навыки самопрезентации. Деловой этикет Самопрезентация и его составляющие. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление. 11. «Мой успех в профессии……» Мини -сочинения Способности,желание, успех, карьера. 10 Знакомятся с формулой выбора профессии,системой классификации профессий Е.А. Климова. Распределяют по группам список профессий,согласно типологии Е.А.Климова. Знакомятся с понятием самопрезентация, деловой этикет, профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Инсценировка самопрезентации.. Написание мини-сочинения с помощью опорных слов. Содержание курса внеурочной деятельности. (8 класс) Краткое описание содержания раздела, Основные понятия темы 1.Вводное занятие.Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, Профессия, специальность ,должность. специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориентационная анкета «Ориентация» 2.Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Е.А.Климова «Хочу – могу - надо». Самый надежный способ выбора профессии. Упражнением «Символ моего дела» 3. Проектория. . «Проснулся утром - убери свою планету.» Экология. (видеоурок) Виды деятельности учащихся Знакомятся с понятиями профессия ,специальность, должность. Находят отличия между профессиями, дают характеристику профессиям. Работают с анкетой «Ориентация» Знакомятся с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо». Объясняют значение компонентов формулы ,Составляют кластер по формуле (в группе) .Упражнение В ходе просмотра видеоурока , знакомятся с профессиями, которые будут востребованы в экологической сфере. Выявляют, почему так важно прививать себе культуру раздельного сбора мусора.Знакомятся с секретами, как превратить экологичный образ жизни в бизнес. 4. Проектория. . «Менделеев? Элементарно!» (видеоурок) Химическая отрасль. 11 В ходе просмотра видеоурока , делают выводы, какое значение имеет химия для различных сфер нашей жизни? Как создаются новые материалы и элементы? Какое применение в химической отрасли сегодня находят искусственный интеллект, машинное обучение и другие инновации. 5. Проектория. . «Настройся на будущее» (градостроение, Градостроение ,BIM-технологии . «умные города»)(видеоурок) 6. Проектория. . «Ура!Мультики!»(мультипликация) (видеоурок) В ходе просмотра видеоурока , знакомятся с понятием BIMтехнологии .Делают выводы ,чем отличается современное проектирование и как технологии меняют сферу строительства . Выявляют, какие специалисты задействованы в сфере эксплуатации зданий. Мультипликация. В ходе просмотра видеоурока знакомятся с мультипликацией. Находят ответ на вопрос : «Как создаётся сценарий мультфильма? «Кто «оживляет» персонажей? И что нужно, чтобы мультик полюбили во всём мире? IT технологии . В ходе просмотра видеоурока знакомятся с понятием IT 7. Проектория. «Нереальноя реальность» (видеоурок) 12 технологии и как традиционные отрасли экономики существенно трансформировались под воздействием IT за последние 20 лет. Делают вывод ,что информационные технологии для России – новая визитная карточка. 8. Проектория. «Наперегонки со временем» (жд-транспорт) Промышленный дизайнер.Проектировщик. (видеоурок) Логист. 9. Проектория. «Быстрее! Выше! Умнее!» (здоровый образ жизни)(видеоурок) 10. Проектория. « Профессия-Чемпион» (видеоурок) В ходе просмотра видеоурока знакомятся с профессиями, которые связаны с железной дорогой. Делают выводы,как железная дорога обеспечивает комфорт пассажиров и преображает города. Узнают ,кто и как создаёт для пассажиров современные вагоны и сервисы. ЗОЖ.Нейронаука. В ходе просмотра видеоурока приходят к выводу, о влияния физических нагрузок на здоровье организма. Узнают,какие специалисты занимаются исследованиями мозга и как правильно готовиться к экзаменам. Спортивная индустрия. В ходе просмотра видеоурока выявляют список самых востребованных профессий в спортивной индустрии. 11. «Моя карьера.» 13 Мини -сочинения Профессия,выбор,способности, успех,карьера. Написание мини- сочинения. Содержание курса внеурочной деятельности.(9 класс) Краткое описание содержания раздела, Основные понятия темы 1.Вводное занятие.Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, Профессия, специальность ,должность. специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориентационная анкета «Ориентация» 2.Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Е.А.Климова «Хочу – могу - надо». Самый надежный способ выбора профессии. Упражнением «Символ моего дела» 3.Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. Психологические аспекты интереса. «Хочу – могу - надо». Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика. 4.Склонности и профессиональная направленность («могу»). 14 Виды деятельности учащихся Знакомятся с понятиями профессия ,специальность, должность. Находят отличия между профессиями, дают характеристику профессиям. Работают с анкетой «Ориентация» Знакомятся с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо». Объясняют значение компонентов формулы ,Составляют кластер по формуле (в группе) .Упражнение Объясняют значение компонента «(«хочу») формулы «Хочу – могу надо». На собственном примере объясняют значение компонента относительно понравившейся профессии. Упражнение «Продолжение сказки «Хочумогу надо.» «Хочу – могу - надо». Знакомятся с компонентом формулы Хочу – могу - надо». Участвуют в упражнении «Продолжение сказки «Хочу-могу -надо ,где на основе формулы пытаются составить продолжение сказки.»(в группе)Зарисовка. 5. Мои достоинства и недостатки Характер .Привычка .Упражнение «Цветок Характер, привычка. моей души.» 6. Задатки и склонности. Как развивать способности. Способности. Знакомятся с понятием характер, привычка, положительные и отрицательные черты характера. Упражнение «Закончи мысль.» Анализируют диалог «Лавка садовника «,Чтение по ролям фрагмента «Маленький принц « ,анализ качеств характеров героев .Упражнение « Цветок моей души.» Знакомятся с понятиями способности,задатки.Упражнение «Я умею…», «Кто ближе? « 7.Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. Продавец и покупатель. Конкуренция Продавец , покупатель.Работоискатель. Биржа «работоискателей». Биржа труда. Куда труда. пойти учиться, чтобы быть востребованным специалистом. 15 Знакомятся с понятиями продавец и покупатель на рынке труда, функцией биржи труда. Рассуждают по теме «Куда пойти учиться,чтобы быть востребованным.» 8.Построение профессиональной перспективы . Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу. Резюме.Карьера. 9. Уровни образования.Правила поступления. Правила поступления. Планирование своих Уровни образования. действий при поступлении. 10. .Элементы самопрезентации при собеседовании. Основы самопрезентации.Семь простых Самопрезентация. правил самопрезентации. 11. «Моя карьера.» Проект. Профессия,выбор,способности, успех,карьера. 16 Знакомятся с понятиями резюме, Упражнение «Резюме.» своё собственное резюме. Знакомятся с уровнями образования,в чём их различие. Оценивают возможности на какой уровень они могут претендовать . Составляют список вопросов, которые их интересуют о профессиональной образовательной организации.(в группе) Знакомятся с понятием самопрезентация. Составляют в группе основные правила самопрезентации .(презентация правил.) Защита проекта. 6. Календарно – тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности . 6 класс № Дата Перечень разделов и тем Что такое Количество часов Всего Теория Практика 1 1 Характеристика видов деятельности 1 Вводное занятие. профессия? 2 Человек и профессия. 1 1 3 Ошибки при выборе профессии 1 1 4 Мифы выбора профессии. 1 1 5 Игра «Все работы хороши,выбирай на вкус!» 1 6 Профессии которые нас окружают 1 1 Знакомство с профессиями которые нас окружают.(профессии нашего города.) 7 В каких профессиях не обойтись без души . 1 1 Знакомство с профессией учитель,врач . Определение важных качеств специалиста. 17 Знакомство с понятием профессия.Классификация профессий по предметам труда Знакомство с понятиями :способности, интерес., склонности Знакомство с ошибками,которые может допустить человек при выборе профессии. Знакомство с понятием миф. 1 Участие в игре. Опасные профессии в жизни человека. Профориентационная игра «Угадай профессии.» « Счастье в труде» .Высказывания мудрецов о труде. 8 9 10 1 1 1 « Как выбор профессии поможет мне в будущем.» 11 0,5 1-2 Итого 11-12 1 Знакомство с опасными профессиями.(презентация). Участие в игре 0,5 Беседа по теме .Составление пословиц. 1 Написание мини -сочинения 1 7,5 3,5 7 класс № Дата Перечень разделов и тем Количество часов Всего Теория Практика 1 1 1 Что такое профориентация 2 Профессиональный тип личности 1 1 3 Влияние темперамента на выбор профессии 1 1 4 Профессиональные стереотипы 1 5 Деловая игра «Кадровый вопрос» 1 6 Типичные ошибки при выборе 0,5 0,5 1 Характеристика видов деятельности Знакомство с понятием профориентация. Знакомство с понятием профессиональный тип личности. Знакомство с понятием темперамент, влиянием темперамента на выбор профессии Знакомство с понятием стереотип. Выработка правил, противостоять стереотипам. Знакомство с новыми профессиями. Игра. Знакомство с ошибками в выборе 18 профессии. 1 1 профессии. Выявление причин. 7 Здоровье и выбор профессии 1 1 Знакомство с понятием нервная система . Выявление взаимосвязи между индивидуальными особенностями поведения личности и выбором профессии. 8 Задатки и склонности. 1 0,5 9 Формула профессии. «Хочу – могу надо». 1 10 Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры 1 11 «Мой успех в профессии……» Итого 0,5 1 0,5 1-2 11-12 0,5 1 5,5 Знакомство с понятием способности, задатки. Выявление своих способностей и задатков с помощью упражнений. Знакомство с формулой выбора профессии и системой классификации профессий Е.А. Климова. Знакомство с понятием самопрезентация, деловой этикет, профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Инсценирование. Написание мини -сочинения 5,5 8 класс № Дата Перечень разделов и тем Количество часов Всего Теория Практика 19 Характеристика видов деятельности 1 Вводное занятие. мира профессий. Многообразие 1 0,5 0,5 2 Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». 1 0,5 0,5 3 Проектория. . «Проснулся утром - убери свою планету.»(видеоурок) 1 1 4 Проектория . «Менделеев? Элементарно!» (видеоурок) 1 1 1 1 Знакомство с понятием BIMтехнологии и специалистами,которые задействованы в сфере эксплуатации зданий.Беседа. 5 Проектория. . "Настройся на будущее» (градостроение, "умные города") (видеоурок) Знакомство с понятиями профессия, специальность,должность.Анкетиров ание. Знакомство с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо» .Составление кластера. Просмотр видеоурока .Знакомство с профессиями, которые будут востребованы в экологической сфере.Беседа. Просмотр видеоурока.Знакомство с понятием искусственный интеллект, машинное обучение и другие инновации.Беседа. 6 Проектория . "Ура! Мультики!" (мультипликация)(видеоурок) 1 1 Знакомство с мультипликацией и профессиями , которые задействованы при создании мультфильма.Беседа. 7 Проектория . 1 1 Знакомство с понятием IT технологии и как традиционные отрасли экономики существенно трансформировались под воздействием IT за последние 20 лет. «Нереальноя реальность» (видеоурок) 20 Беседа. 9 Проектория . «Наперегонки с будущим » (жд-транспорт) (видеоурок) Проектория. 10 Проектория . 11 «Моя карьера.» 8 «Быстрее! Выше! Умнее!» (здоровый образ жизни)(видеоурок) « Профессия-Чемпион» (видеоурок) 1 1 Знакомство с профессиями,которые связаны с железной дорогой. Беседа. 1 1 1 1 Знакомство с понятием Нейронаука и специалистами,которые занимаются исследованиями мозга. Беседа. Знакомство со спортивной индустрией и самыми востребованными профессиями в спорте.Беседа. 1-2 Итого 11-12 1 9 Написание мини- сочинения. 2 9 класс № Дата Перечень разделов и тем 1 Вводное занятие. мира профессий. 2 Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». 1 0,5 0,5 3 Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. Склонности и профессиональная направленность («могу»). 1 0,5 0,5 1 0,5 4 Многообразие Количество часов Всего Теория Практика 1 0,5 0,5 21 0,5 Характеристика видов деятельности Знакомство с понятиями профессия, специальность,должность.Анкетиров ание. Знакомство с формулой выбора профессии «Хочу – могу - надо» .Составление кластера. Усвоение значения компонента «(«хочу») формулы «Хочу – могу надо» на собственном примере. Закрепление полученных знаний с помощью упражнения «Продолжение сказки «Хочу-могу надо.» 5 Мои достоинства и недостатки 1 0,5 0,5 6 Задатки и склонности. 1 0,5 0,5 7 Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. 1 1 8 Построение профессиональной перспективы . Карьера. 1 0,5 0,5 Знакомство с понятиями резюме .Закрепление полученных знаний с помощью составления собственногорезюме. 9 Уровни образования. Правила поступления. 1 0,5 0,5 10 Элементы самопрезентации при собеседовании 1 0,5 0,5 Знакомство с уровнями образованияи правилами поступления. Определение своего уровня согласносвоих возможностей. Знакомство с понятием самопрезентация, деловой этикет, профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Инсценирование. 11 «Моя карьера.» 1-2 22 Знакомство с понятием характер, привычка. Выявление достоинств и недостатков на примере диалога персонажей сказки Знакомство с понятиями способности, задатки. Закреплениеполученных знаний с помощью упражнений. Знакомство с понятиями продавец и покупатель на рынке труда,функцией биржи труда. 1 Написание мини- сочинения. Итого 11-12 23 5,5 5,5 7. Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности «Проектория» Используемая литература 1. Обществознание 5кл. Учебник. Комплект с CD /ФГОС/ Боголюбов Л.Н. Просвещение, 2018 2. Обществознание 6 кл. Учебник. Комплект с CD /ФГОС/ Боголюбов Л.Н. Просвещение, 2018 3. Обществознание 7 класс ФГОС Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Просвещение, 2017 4. Обществознание 8 класс Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф./Под ред. Боголюбова Л.Н. 2018 Русское слово 5. Обществознание 9 класс ФГОС Боголюбов Л.Н. 2019 Русское слово 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование Под редакцией В.А. Горского Просвещение, 2014 7. Профориентация.Личностное развитие.Тренинг готовностик экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. М.Ю.Савченко – М.: «ВАКО» , 2005 8. Профориентация в школе: игры,упражнения,опросники. Практическое руководство для классных руководителей , школьных психологов, социальных педагогов. Н.С.Пряжников - М.: «ВАКО» , 2005 9. Профориентационная поддержка старшеклассников. Учебно-методическое пособие / Т. В. Черникова – М.: « Глобус», 2006 10. Игры и методики для профессионального самоопределения школьников.. Н.С.Пряжников .,Е.Ю.Пряжникова - М.: Academia , 2005, 11. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое и методическое руководство для профконсультантов, школьных психологов и учителей, Г.В.Резапкина – М.: «Генезис» ,2010 Список полезных интернет – ресурсов для педагога Презентации по профориентации: 1. PPt4WEB.ru “Вернисаж профессий»; 2. http://www.myshare “Профориентация. Как правильно выбрать профессию?»; 3. Prezentacii.com “Такие разные профессии»; 27 28