Рабочая программа 6 класс 2022-2023 уч.год

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического объединения
учителей-предметников

Директор МКОУ Слюсаревская ОШ

______________ /Л.А. Захарченко/

__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 103 от «29» августа 2022 г.

Протокол № 1от «29» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 6 класса
на 2022-2023 учебный год

с. Слюсарево 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2022/23 учебный год для
обучающихся 6-го класса разработана в соответствии с требованиями:














Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего
образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции развития географического образования в Российской Федерации,
утвержденной решением коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
концепции экологического образования в системе общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной
приказом от 31.08.2022 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную
программу основного общего образования»;
авторской программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной «География.
Рабочие программы», 2020 год.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие и воспитание
всесторонне развитой и коммуникативной личности, на реализацию системно-деятельностного
подхода в обучении. Программа нацелена на формирование ключевых компетенций: готовности
обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной
жизни для решения практических задач; привитие общих умений как существенных элементов
культуры. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в
формировании научной картины мира. Практическая значимость школьного курса географии
обусловлена тем, что объектом изучения этой науки является природа Земли и окружающий
нас мир. География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, проблемах взаимодействия природы и
общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что
методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать
педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий,
сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС
Основными целями изучения географии в основной школе являются:
 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
 формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях
(планета в целом, территории материков, России, своего региона);

 понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его
развития с учетом исторических факторов;
 понимание основных природных, социально-экономических, экологических,
геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом
пространстве России и мира;
 формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
 формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей
среды для жизни на Земле;
 формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные,
общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения, путешествия,
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
 формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных приборов (план, карта, объекты природы), обеспечивающих реализацию
собственных потребностей, интересов, проектов;
 формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных
потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы,
карты, компьютерные программы, презентации);
 понимание закономерностей размещения населения и территориальных организации
хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
 всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического
положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в
их взаимосвязи, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических
процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков,
сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
 выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как
общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные
направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация,
экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого
поколения.
Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы,
насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами,
становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных
и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии, позволяющее
формировать у обучающихся:
 целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по
определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных
систем;
 комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном
пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и
хозяйство людей в разных географических условиях;

 социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую
социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную
ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о
поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Содержание предмета географии в основной школе позволяет формировать и использовать
разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,
давать определения понятиям.
Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика,
разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения
эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти
умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных
способностей.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации
обучающихся.
Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать
материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие
ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения,
работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной,
развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение,
работа с географическими источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников
(справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного
и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является
беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной,
эвристической, повторительной – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой
деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной
работы. Исследовательский метод используется: в организации метеорологических,
фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их
результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.).
Механизмы формирования компетентности обучения
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод
обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение,
лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником
географической информации), работа обучающихся с текстом учебника и другой

дополнительной литературой, а также работа с электронным приложением учебника. Часто
используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и
заданиями учебника.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на
производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями,
проектами, компьютерными программами, презентациями, медиаресурсами.
На уроках географии сами школьники создают модели, проекты, вычерчивают план местности,
строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными
картами, вычерчивают схемы связей.
Формы организации работы обучающихся:
Индивидуальная; коллективная; фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы; проектные
работы
Виды деятельности обучающихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками;
доклады; рефлексия.
Формы контроля:
Тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические
и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с
картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная
работа.
Особенности УМК:
Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета
сосредоточено непосредственно в учебнике:








Широкая система разноуровневых заданий, охватывающая все классы учебнопознавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта
проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с
информацией.
Система помощи в организации собственной учебной деятельности (модели действий,
пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные
ресурсы);
Система подготовки к аттестации для ученика;
Система деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой», направленных на
формирование универсальных учебных действий.
Необходимый набор географических карт (краткий атлас).

Электронное приложение к учебнику (DVD) — содержит систему интерактивных учебных
заданий на формирование предметных и общеучебных умений и способов деятельности в
медиасреде.
В пособии для обучающихся «Мой тренажёр» представлены задания, направленные на
отработку широкого спектра умений и компетенций, а также блок контурных карт. Структура
тренажёра соответствует тематической структуре учебника.
«Конструктор» текущего контроля содержит задания и вопросы, которые дают возможность
учителю организовывать самые различные формы проверки знаний обучающихся.

«Поурочные разработки» содержат методические рекомендации по достижению планируемых
результатов и по организации уроков.
Пособие «Проектные и творческие работы. 5-9 классы» содержит рекомендации для
учителей по организации проектной деятельности в школьном курсе географии с 5 по 9 класс
(подробное описание этапов проектной деятельности, примерные темы проектов и творческих
работ, конкретные разработки проектов).
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и
по 68 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени
начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий
определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс
является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения
общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким
образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и
профильной дифференциации.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основных ценностных
ориентиров современного российского образования, заключающихся в формировании
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей
методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию
содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы
базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и
социализации подрастающего поколения.
Информация о количестве часов.
Количество часов в год – 34 (34 учебные недели), 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География. 6 класс»
Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие:
1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного
наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию.
3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору профессионального образования на основе информации о существующих
профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции;
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
6. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также
во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей.
7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.
9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
2. Умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.
3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и
познавательных задач.
8. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно
использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
9. Умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться
справочной литературой.
10. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования,

работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать
партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
13. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать
определение понятиям.
14. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности,
умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметные результаты:
1. Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования.
2. Формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем.
3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности
и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных
этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах.
4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров.
5. Овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения.
6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации.
7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
8. Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.

Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД:
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию,
осознанному выбору с учетом познавательных интересов.
 Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона).
 Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

 Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования; формирование основ экологической
культуры.
 Осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей
местности, своему региону, своей стране.
 Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
 Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира и России.
 Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивные УУД:
 Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью.
 Умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты.
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
 Формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий.
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
 Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
 Вычитывать все уровни текстовой информации.
 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
 В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.

 Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
 Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность и корректировать его.
 Понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение
правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам
работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и
способов его ведения.
Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового
океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового
океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их
значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники
загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек.
Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов,
направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное
использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных
пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,
многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную
деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и
опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,
правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы».
Практическая работа № 2. «Составление сравнительной характеристики географического
положения двух океанов».
Практическая работа № 3. «Описание реки по плану».
Практическая работа № 4. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия».
Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и
годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с
высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия
образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на
жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и
сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и
инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.
Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение
преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на
определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение
карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила
обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация
человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных
климатических условиях.
Практическая работа № 5. «Построение розы ветров по данным календаря погоды».
Практическая работа № 6. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды».
Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых
организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов
природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот.
Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в
почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль
человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира
Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества
окружающей среды.
Практическая работа № 7. «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».
Практическая работа № 8. «Описание одного растения или животного своей местности».
Тема 5. Географическая оболочка (4 часа)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её
составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка
— крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной
деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая
человека среда.
Практическая работа № 9. «Составление характеристики природного комплекса».
Практическая работа № 10. «Моделирование возможных преобразований на участке
культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения».
Тема 6. Итоговое повторение (1 час)

Тематическое планирование
№

Название темы

Всего часов

Количество часов
теоретических

практических

1.

Введение

1

1

2.

Гидросфера - водная
оболочка Земли

13

9

4

3.

Атмосфера – воздушная
оболочка Земли

12

10

2

4.

Биосфера – живая оболочка
Земли

3

1

2

5.

Географическая оболочка

4

2

2

6.

Итоговое повторение

1

1

Итого:

34

24

10

Календарно-тематическое планирование
№ Наименование Элементы
п/п учебных тем,
содержания
уроков,
количество
часов
1.
Поиск
Введение (1ч)
Что мы будем
информации
изучать?
по
накоплению
географическ
их знаний

2.

Гидросфераводная
оболочка
Земли (13 ч)
Cостав и
строение
гидросферы

Сравнение
соотношения
отдельных
частей
гидросферы
по диаграмме,
выявление
взаимосвязей
между
составными

Планируемые результаты

Характеристика УУД

Дата

личностные

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Обладать
ответствен
ным
отношение
м к учению

Знать
основные
правила
ведения
дневника
погоды

Планировать
учебную
деятельность

Уметь
объяснять
особенности
явлений,
классифициро
вать факты и
явления

Знать и
раскрывать
существенн
ые признаки
понятий:
гидросфера,
круговорот
воды.
Называть

Преобразовыва
ть схему для
решения
задачи.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти
Уметь
самостояте
льно
выделять
познавател
ьную цель

Высказывать
суждение и
подтверждать
их фактами

Уметь
вести
диалог на
основе
взаимного
уважения,
корректно
отстаивать
свою
позицию

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей
Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова

Организовыват
ьи
планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
одноклассника
ми.

Уметь
самостоятель
но искать и
выделять
необходимую
информацию,
уметь
отображать
информацию
в графической

частями
гидросферы

34.

Мировой
океан. Части
мирового
океана

Определение
и описание по
карте
географическ
ого
положения,
глубины,
размеров
океанов,
морей,
заливов,
проливов.
Работа с к/к

Понимать
существова
ние разных
мнений и
подходов к
решению
проблемы

части
гидросферы.
Объяснять
взаимосвязи
отдельных
частей
круговорота
воды,
значение
круговорота
для природы
Земли.
Доказывать
единство
гидросферы

следственных
связей

ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Знать
определения
понятий
океан, море,
залив,
пролив,
остров,
полуостров.
Называть и
показывать
на карте
части
Мирового
океана.
Определять

Осуществлять
сравнение,
логическую
операцию
установления
родовитых
отношений,
ограничения
понятия

Формирова
ние
целостного
мировоззре
ния,
соответств
ующего
современно
му уровню
развития
науки

форме,
анализироват
ь схему

Проектиро
вать
маршрут
преодолени
я
затруднени
й через
включение
в новые
виды

Организовыват
ьи
планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
одноклассника
ми

Овладевать
основами
картографиче
ской
грамотности и
использовани
я
географическ
ой карты;
уметь
выявлять
различие и
сходство
признаков,
составлять

5.

Практическая
работа № 1.
«Обозначение
на контурной
карте объектов
гидросферы»

Обозначение
на контурной
карте
объектов
гидросферы

Формирова
ние
познавател
ьной и
информаци
онной
культуры

6.

Воды Океана

Анализ карт,
выявление
закономернос
тей в
изменении
температуры,
солёности вод

Использова
ть
адекватные
языковые
средства
для
выражения
своих

географичес
кое
положение
океанов,
морей,
заливов,
проливов
Совершенст
вовать
умение
работы с
контурной
картой

Знать
свойства вод
мирового
океана.
Определять
по карте
температуру

схемы,
описания

Осуществлять
контроль по
результату и
способу
действия.
Самостоятельн
о ставить
новые учебные
цели и задачи,
готовность к
самообразован
ию

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Определять
общие цели,
способы
взаимодействи
я, планировать
общие способы
работы

Осуществлять
сравнение.
Формировать
действия
целеполагания
(в том числе
преобразование
практической

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,

Проектиро
вать
маршрут
преодолени
я
затруднени
й через
включение

Определять
общие цели,
способы
взаимодействи
я, планировать
общие способы
работы

Овладевать
основами
картографиче
ской
грамотности и
использовани
я
географическ
ой карты;
уметь
добывать
недостающую
информацию
с помощью
карт атласа,
электронных
образовательн
ых ресурсов
Уметь
работать с
различными
источниками
информации;
выявлять
причинноследственные

7.

Практическая
работа № 2.
«Составление
сравнительной
характеристики
географическог
о положения
двух океанов»

океана,
определение
по картам
крупнейших
тёплых и
холодных
течений

мыслей

и солёность
поверхностн
ых вод
Мирового
океана в
разных
частях
Земли.
Называть
виды волн и
океанически
х течений.
Раскрывать
причины
образования
ветровых
волн и
цунами.
Показывать
на карте
течения

задачи в
познавательну
ю)

осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

в новые
виды
деятельнос
ти;
самостояте
льно
планироват
ьи
оценивать
свою
деятельнос
ть

Определять
черты
сходства и
различия
океанов
Земли

Формирова
ние
целостного
мировоззре
ния,
соответств
ующего
современн

Составлять
описание
океана.
Определять
по карте ГП
океанов,
морей,

Осуществлять
контроль по
результату и
способу
действия.
Самостоятельн
о ставить
новые учебные

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Умение
работать
по плану,
сверяясь с
целью

связи, делать
выводы и
строить
умозаключен
ия, составлять
описания

Самостоятельн
о определять
цели,
вырабатывать
решения,
создавать
письменные

Владеть
смысловым
чтением,
самостоятель
но
вычитывать
фактуальную
информацию

8.

Реки-артерии
Земли

Определение
по карте
истока и
устья,
притоков,
бассейна
реки,
водораздела,
работа с к/к

ому
уровню
развития
науки

заливов,
проливов,
островов,
полуострово
в

цели и задачи,
готовность к
самообразован
ию

Использова
ть
адекватные
языковые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Знать
определения
понятий
«река»,
«исток»,
«устье»,
русло»,
«речная
система»,
водораздел»,
«речной
бассейн».
Знать части
реки,
источники
питания рек.
Называть и
показывать
на карте
крупнейшие
реки мира и
России

Давать
определения
понятиям.
Планировать
пути
достижения
цели.
Адекватно
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить
необходимые
коррективы

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Определят
ь новый
уровень
отношения
к себе как
субъекту
деятельнос
ти

Развитие
тексты
самостоятельно навыков
самостоятель
ной работы с
различными
учебными
пособиям
Организовыват Овладевать
основами
ьи
картографиче
планировать
ской
учебное
грамотности и
сотрудничество использовани
с учителем и
я
одноклассника географическ
ой карты,
ми
уметь
производить
поиск и
обработку
информации,
составлять
схемы

9.

Режим и работа Составление
рек
характеристик
и равнинной
(горной) реки
по плану на
основе
анализа карт.
Сравнение
горных и
равнинных
рек по разным
признакам.

Уметь
вести
диалог на
основе
взаимного
уважения и
принятия.
Корректно
отстаивать
свою
позицию

Называть и
показывать
равнинные и
горные реки;
крупные
водопады;
приводить
примеры
воздействия
рельефа и
прочности
горных
пород на
характер
течения рек;
определять
разницу в
высоте
истока и
устья, длину
рек по
картам;
описывать
режим
равнинных
рек России;
объяснять
зависимость
питания и
режима рек
от климата

Осуществлять
сравнение,
логическую
операцию
установления
родовитых
отношений,
ограничения
понятия.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Самостояте
льно
планироват
ьи
оценивать
свою
деятельнос
ть

Организовыват
ьи
планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
одноклассника
ми

Овладевать
основами
картографиче
ской
грамотности и
использовани
я
географическ
ой карты;
уметь
производить
поиск и
обработку
информации;
составлять
описания и
сравнительны
е
характеристи
ки

10.

Практическая
работа № 3.
«Описание
реки по плану»

Составление
комплексной
характеристик
и одной из
рек мира

Формирован
ие
познаватель
ной и
информацио
нной
культуры

Осуществлять
смысловое
чтение в
соответствии
с задачами
ознакомления
с жанром и
основной
идеей теста.
Составлять
характеристи
ку равнинной
и горной реки
по плану

Осуществлять
сравнение.
Планировать
пути
достижения
цели

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Умение
работать
по плану,
сверяясь с
целью

Создавать
письменные
тексты
самостоятельно

Владеть
смысловым
чтением,
самостоятельно
вычитывать
фактуальную
информацию

11.

Озера и болота

Определение
по карте
географическо
го положения
и размеров
крупнейших
озер,
заболоченных
территорий
мира.
Обозначение
на контурной
карте
крупнейших
озер мира.
Составление и
анализ схемы
различия озер
по
происхождени

Понимать
существова
ние разных
мнений и
подходов к
решению
проблемы

Называть и
показывать
озера и
болота на
картах;
приводить
примеры
озер,
имеющих
котловины
разного
происхожден
ия, озер с
пресной и
соленой
водой;
определять
по карте
географичес
кое

Осуществлять
сравнение.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Ставить
учебную
задачу под
руководств
ом учителя

Организовыват
ь
сотрудничество
индивидуально
или в группе;
осознанно
использовать
речевые
средства для
выражения
своих мыслей и
потребностей

Овладевать
основами
картографиче
ской
грамотности и
использовани
я
географическ
ой карты;
уметь
анализироват
ь, сравнивать,
классифициро
вать факты,
делать
выводы и
строить
умозаключен
ия; строить
схемы на

ю котловин

12.

Подземные
Поиск
воды и ледники дополнительн
ой
информации о
значении
разных видов
подземных
вод и
минеральных
источников
для человека.
Выявление
причин
образования и
закономерност
ей
распространен
ия ледников и
многолетней
мерзлоты.
Обозначение
на контурной
карте областей
распространен

положение
озер и
соленость их
вод;
описывать
значение
озер и болот
для природы
Уметь
вести
диалог,
корректно
отстаивать
свою
позицию.
Понимать
существова
ние разных
мнений и
подходов

Знать и
объяснять
существенн
ые признаки
основных
понятий.
Называть
причины
образования
подземных
вод, их
виды.
Приводить
примеры
водопроница
емых и
водоупорны
х пород.
Знать типы
ледников и
причины их

основе
преобразован
ия текста;
выявлять
существенные
признаки и
делать
описания
объектов
Формирование
действий
целеполагания.
Устанавливать
и сравнивать
разные точки
зрения.
Планировать
пути
достижения
цели

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Самостояте
льно
организовы
вать и
оценивать
свою
деятельнос
ть

Организовыват
ьи
планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
одноклассника
ми

Овладевать
основами
смыслового
чтения и
составления
плана
прочитанного;
формировать
интерес к
дальнейшему
расширению и
углублению
географически
х знаний

13.

Гидросфера и
человек

ия
современных
покровных
ледников,
определение
их
географическо
го положения.
Поиск
информации и
подготовка
сообщения
(презентации)
об
особенностях
хозяйственной
деятельности
в условиях
многолетней
мерзлоты
Определение
по карте
географическо
го положения
и размеров
крупнейших
водохранилищ
мира,
обозначение
их на
контурной
карте. Поиск
информации и

образования

Использова
ть
адекватные
языковые
средства
для
выражения
своих
мыслей.
Формирова
ть
потребност
ьв

Называть
основные
причины
нехватки
пресной
воды на
Земле,
основные
источники
загрязнения
гидросферы,

Осуществлять
расширенный
поиск
информации.
Аргументирова
ть свою точку
зрения

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для

Управлять
своей
познавател
ьной
деятельнос
тью,
организовы
вать и
оценивать
свою
деятельнос
ть

Организовыват
ьи
планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
одноклассника
ми

Овладевать
основами
картографичес
кой
грамотности и
использования
географическо
й карты;
формировать
интерес к
дальнейшему
расширению и
углублению
географически
х знаний

14.

Практическая
работа № 4.
Проект
«Прокладыван
ие по карте
маршрута
путешествия»

подготовка
сообщения
(презентации):
о редких и
исчезающих
обитателях
Мирового
океан,
об особо
охраняемых
акваториях и
других
объектах
гидросферы,
о наводнениях
и способах
борьбы с ними
Выполнение
проектного
задания

самореализ
ации и
самовыраж
ении,
социально
м
признании.
Понимать
ценности
жизни и
здоровья

стихийные
явления в
гидросфере.
Раскрывать
направления
охраны
гидросферы.
Знать
правила
поведения в
ЧС

Адекватно
оценивать
свои
возможнос
ти для
достижени
я цели
определённ
ой
сложности
в
самостояте
льной
деятельнос
ти

Систематизир
овать и
представлять
свои знания
при
выполнении
заданий в
различной
форме

выражения
своих
мыслей

Владеть устной
(письменной)
речью, строить
монологически
е
высказывания.
Структурирова
ть тексты,
выстраивать
последовательн
ость
описываемых
событий.
Осуществлять
отбор
информации

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Управлять
своей
познаватель
ной
деятельност
ью

Определять
общие цели,
способы
взаимодействия,
планировать
общие способы
работы

Формировать
интерес к
дальнейшему
расширению и
углублению
географически
х знаний

15.

Атмосфера —
воздушная
оболочка
Земли (12 ч)
Состав и
строение
атмосферы

Составление и
анализ схемы
«Значение
атмосферы
для Земли».
Объяснение
значения
атмосферы
для природы
Земли.

16.

Тепло в
атмосфере.
Температура
воздуха

Заполнение
дневника
погоды,
составление и
анализ
графика
изменения

Использова
ть
адекватные
языковые
средства
для
выражения
своих
мыслей.
Уметь
вести
диалог на
основе
взаимного
уважения

Знать и
объяснять
существенн
ые признаки
понятий
атмосфера,
тропосфера,
стратосфера,
свойства
воздуха, его
состав,
строение
атмосферы.
Характеризо
вать
особенности
каждого
слоя
атмосферы.
Описывать
значение
озонового
слоя.
Объяснять
значение
атмосферы
Формирован Знать и
ие
объяснять
познаватель существенн
ной
ые признаки
культуры,
понятий
развитие
средняя
навыков
самостоятел суточная

Планировать
учебную
деятельность,
владеть устной
и письменной
речью.
Проводить
самостоятельн
ый поиск
географическо
й информации

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Высказывать
суждения и
подтверждать
их фактами

Устанавливать
причинно –
следственные
связи.
Умение
представить
изучаемый
материал в
виде простых
схем

Проводить
наблюдение
под
руководством
учителя.
Устанавливать
причинно-

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Планирова
ть
деятельнос
ть в
учебной
ситуации

Организовывать
работу в парах

Умение
извлекать
информацию
из различных
источников,
анализировать
ее и
представлять в

17.

Тепло в
атмосфере.
Зависимость
температуры
воздуха от
географическо
й широты

температур,
вычисление
средних
суточных,
месячных
температур

ьной работы
с
доступными
метеоприбо
рами

Выявление на
основе
анализа карт
закономерност
и уменьшения
средних
температур в
зависимости
от
географическо
й широты.

Формирова
ть
убеждённо
сть в
познаваемо
сти
окружающ
его мира и
достоверно
сти
научного

температура,
суточный
ход
температуры
воздуха,
годовой ход
температуры
воздуха.
Знать
причины
неравномерн
ого
нагревания
атмосферы.
Уметь
определять
по
имеющимся
данным
средние
температуры
воздуха
Уметь
определять
температуру
воздуха по
карте с
помощью
изотерм.
Приводить
примеры
жарких и
холодных

следственные
связи

Устанавливать
причинноследственные
связи.
Создавать и
преобразовыва
ть схемы для
решения задач

виде графиков

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в

Высказывать
суждения и
подтверждать
их фактами

Формирование
умений ставить
вопросы,
строить
логические
рассуждения,
аргументирова
ть свои
выводы,
выполнять
практические
задания

Сравнение
метода его
средних
изучения
температур
воздуха на
разных
географически
х широтах
18.

Атмосферное
давление

19.

Ветер

Измерение
атмосферного
давления с
помощью
барометра.
Решение задач
по расчету
величины
атмосферного
давления на
разной высоте
в тропосфере.
Объяснение
причин
различий в
величине
атмосферного
давления в
разных
широтных
поясах Земли.
Определение
направления и
скорости
ветра с

Формирова
ть
убеждённо
сть в
познаваемо
сти
окружающ
его мира и
достоверно
сти
научного
метода его
изучения

Формирова
ть
убеждённо
сть в

областей
Земли.
Описывать
зависимость
изменения
температуры
воздуха от
угла падения
Знать
определение
понятия
атмосферное
давление,
понимать
устройство
барометра –
анероида,
приёмы
работы с
ним.
Описывать и
объяснять
причины
изменения
атмосферног
о давления

Знать
определение
понятия
ветер,

средства
для
выражения
своих
мыслей

учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Давать
определения
понятиям.
Проводить
наблюдения
под
руководством
учителя.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Высказывать
суждение и
подтверждать
их фактами

Умение на
практике
пользоваться
логическими
приемами при
решении задач

Самостоятельн
о оценивать
правильность
выполнения

Определять
роль
результато
в своей

Планирова
ть
деятельнос
ть в

Организовыват
ь
сотрудничество
индивидуально

Умение
извлекать
информацию
из различных
источников,

помощью
флюгера
(анемометра).
Определение
направления
ветров по
картам.
Объяснение
различий в
скорости и
силе ветра,
причин
изменения
направления
ветров
20.

Практическая
работа № 5.
«Построение
розы ветров по
данным
календаря
погоды»

21.

Влага в
атмосфере

познаваемо
сти
окружающ
его мира и
достоверно
сти
научного
метода его
изучения.
Адекватно
оценивать
свои
возможнос
ти
достижени
я цели
Построение
Формирова
розы ветров на ние
основе
познавател
имеющихся
ьной и
данных (в том информаци
числе
онной
дневника
культуры
наблюдений
за погодой)

основные
виды ветров,
устройство
флюгера,
приёмы
работы с
ним.
Объяснять
образование
ветров и их
разную
скорость.
Понимать
причины
возникновен
ия ветров.
Строить и
анализирова
ть розу
ветров

действия и
вносить
необходимые
коррективы

деятельнос
ти

учебной
ситуации

или в группе;
осознанно
использовать
речевые
средства для
выражения
своих мыслей и
потребностей

анализировать
ее и
представлять в
виде графиков

Самостоятельн
о оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить
необходимые
коррективы

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Планирова
ть
деятельнос
ть в
учебной
ситуации

Организовывать
работу в парах

Умение
извлекать
информацию
из различных
источников,
анализировать
ее и
представлять в
виде графиков.

Измерение
относительной
влажности
воздуха с
помощью
гигрометра.
Решение задач

Знать
определения
понятий
абсолютная
влажность,
относительн
ая

Проводить
наблюдения.
Планировать
пути
достижения
цели.
Осуществлять

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и

Высказывать
суждение и
подтверждать
их фактами

Умение на
практике
пользоваться
логическими
приемами при
решении задач

Формирова
ть
убеждённо
сть в
познаваемо
сти
окружающ

22.

Влага в
атмосфере.
Атмосферные
осадки

по расчету
абсолютной и
относительной
влажности на
основе
имеющихся
данных.
Наблюдение
за облаками,
составление
описания их
облика,
определение
степени
облачности,
анализ данных
показателей
облачности в
дневниках
наблюдения

его мира и
достоверно
сти
научного
метода его
изучения

Построение и
анализ по
имеющимся
данным
диаграммы
распределения
годовых
осадков по

Формирова
ть
убеждённо
сть в
познаваемо
сти
окружающ
его мира и

влажность
воздуха.
Называть
разные виды
облаков.
Определять
визуально
разные виды
облаков и
степень
облачности,
относительн
ую
влажность
воздуха.
Объяснять
зависимость
абсолютной
влажности
от
температуры
воздуха.
Понимать
устройство
гигрографа
Знать и
объяснять
существенн
ые признаки
понятия
атмосферны
е осадки.
Называть

контроль по
результату и
способу
действия

группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Проводить
наблюдения
под
руководством
учителя.
Создавать и
преобразовыва
ть модели для

Определять
роль
результато
в своей
деятельнос
ти

Ставить
учебную
задачу под
руководств
ом учителя

Организовыват
ь
сотрудничество
индивидуально
или в группе;
осознанно
использовать
речевые

Работать с
различными
источниками
географически
х знаний,
использовать
ИКТ

месяцам.
Решение задач
по расчету
годового
количества
осадков на
основе
имеющихся
данных.
Определение
способов
отображения
видов осадков
и их
количества на
картах погоды
и
климатически
х картах.

достоверно
сти
научного
метода его
изучения

виды
атмосферны
х осадков.
Понимать
условия
распределен
ия
атмосферны
х осадков на
поверхности
земли.
Объяснять
образование
осадков
разного
происхожде
ния.
Понимать
устройство
осадкомера,
приёмы
работы с
ним.
Вычислять
количество
осадков за
сутки,
месяц, год,
среднее
многолетнее
количество.
Строить и
анализирова

решения задач.
Формировать
действия
целеполагания

средства для
выражения
своих мыслей и
потребностей

23.

Погода.
Практическая
работа № 6.
«Наблюдение
за погодой.
Обработка
данных
дневника
погоды»

Составление
характеристик
и погоды,
чтение карты
погоды,
обобщение
наблюдений
за погодой

Формирова
ть
убеждённо
сть в
познаваемо
сти
окружающ
его мира и
достоверно
сти
научного
метода его
изучения

ть
диаграммы
количества
осадков
Знать
определение
понятия
«погода».
Знать и
объяснять
существенн
ые признаки
понятия
«элементы
погоды».
Называть
источники,
на
информации
которых
строится
прогноз
погоды,
метеорологи
ческие
приборы и
инструмент
ы, приёмы
работы с
ними.
Обрабатыват
ь данные
собственных

Проводить
наблюдения,
обрабатывать
данные
наблюдений и
делать выводы

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Высказывать
суждение и
подтверждать
их фактами

Умение на
практике
пользоваться
методами
наблюдения,
объяснения,
прогнозирован
ия

24.

Климат

25.

Атмосфера и
человек

наблюдений
за погодой.
Анализирова
ть состояние
погоды и
составлять
её описание.
Работать с
синоптическ
ой картой
Чтение
Использова Знать
климатически ть
определение
х карт,
адекватные понятия
характеристик языковые
климат,
а
средства
климатообра
климатически для
зующие
х показателей выражения факторы.
по карте
своих
Понимать
мыслей
отличие
климата от
погоды.
Объяснять
причины
изменения
климата
Поиск
дополнительн
ой
информации о
неблагоприят
ных
атмосферных

Отстаивать
свою
позицию
невраждеб
ным для
оппонента
образом.

Раскрывать
значение
атмосферы
для
человека.
Отбирать
источники

Осуществлять
сравнение.
Структурирова
ть тексты,
выстраивать
последовательн
ость
описываемых
событий

Устанавливать
и сравнивать
разные точки
зрения,
аргументирова
ть свою точку
зрения.

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей
Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти
Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и

Высказывать
суждение и
подтверждать
их фактами

Формирование
умений ставить
вопросы,
строить
логические
рассуждения,
аргументирова
ть свои выводы

Высказывать
суждение и
подтверждать
их фактами

Формирование
умений ставить
вопросы,
строить
логические
рассуждения,
аргументирова
ть свои

26.

Атмосфера.
Итоговый урок

явлениях

Понимать
ценность
жизни и
здоровья

Работа с
итоговыми
вопросами и
заданиями по
теме
«Атмосфера –
воздушная
оболочка
Земли»

Адекватно
оценивать
свои
возможнос
ти
достижени
я цели
определённ
ой
сложности
в
самостояте
льной
деятельнос
ти

географичес
кой
информации
для
объяснения
влияния
погодных и
климатическ
их условий
на здоровье
и быт
людей.
Приводить
примеры
стихийных
бедствий в
атмосфере
Знать
содержание
всей темы

Участвовать в
коллективном
обсуждении,
делать
аргументирова
нные
умозаключения

группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Осуществлять
расширенный
поиск
информации.
Формировать
готовность к
самообразован
ию

Организов
ывать
сотрудниче
ство,
работать
индивидуа
льно или в
группе,
осознанно
использова
ть речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

выводы,
выполнять
практические
задания

Высказывать
суждение и
подтверждать
их фактами

Представлять
свои знания
при
выполнении
заданий в
различной
форме

27.

Биосфера –
живая
оболочка
Земли (3 ч)
Биосфера –
земная
оболочка.
Практическая
работа № 7.
«Составление
схемы
взаимодействи
я оболочек
Земли»

Составление и
анализ схемы
биологическог
о круговорота
веществ

Использоват
ь
адекватные
языковые
средства для
выражения
своих
мыслей

28.

Почвы

Изучение
образцов почв
своей
местности,
сравнение
почвенных
профилей

Использоват
ь
адекватные
языковые
средства для
выражения
своих
мыслей.
Понимать
высокую
ценность
жизни во
всех её
проявлениях

Знать и
объяснять
существенны
е признаки
понятия
биосфера.
Называть
границы
биосферы и
её состав.
Описывать
этапы
расширения
биосферы.
Раскрывать
роль
круговорота
вещества в
биосфере
Знать
определение
понятия
«почва».
Знать и
объяснять
существенны
е признаки
понятий
почва,
плодородие,
почвы

Планировать
учебную
деятельность
при изучении
темы.
Самостоятельно
контролировать
своё время и
управлять им.
Ставить новые
учебные цели и
задачи

Организовы
вать
сотрудничес
тво,
работать
индивидуал
ьно или в
группе,
осознанно
использоват
ь речевые
средства для
выражения
своих
мыслей

Излагать
свое мнение

Осознанно
использовать
речевые
средства

Умение
пользоваться
логическими
приемами:
сравнения,
умозаключения

Создавать и
преобразовывать
схемы (модели)
для решения
задач.
Планировать
пути достижения
цели

Организовы
вать
сотрудничес
тво,
работать
индивидуал
ьно или в
группе,
осознанно
использоват
ь речевые
средства для
выражения
своих
мыслей

Излагать
свое
мнение,
понимать
позицию
другого

Высказывать
суждение и
подтверждать их
фактами

Формирование
умения
классифициров
ать материал,
строить
логические
рассуждения,
устанавливать
причинно –
следственные
связи, делать
выводы

29.

Биосфера –
сфера жизни.
Практическая
работа № 8.
«Описание
одного
растения или
животного
своей
местности»

Наблюдение за
растительность
ю и животным
миром своей
местности

Использоват
ь
адекватные
языковые
средства для
выражения
своих
мыслей.
Понимать
высокую
ценность
жизни во
всех её
проявлениях
Знать
основные
принципы и
правила
отношения к
природе.
Понимать
существова
ние разных
мнений и
подходов к
решению
проблемы

Наблюдать за
животным и
растительным
миром с
целью
определения
качества
среды.
Приводить
примеры
положительн
ого и
отрицательно
го влияния
человека на
биосферу.
Раскрывать
сущность
антропогенно
го
воздействия
на природу.
Высказывать
мнение о
воздействии
человека на
биосферу на
примере
своей
местности

Планировать
учебную
деятельность
при изучении
темы.
Самостоятельно
контролировать
своё время и
управлять им.
Ставить новые
учебные цели и
задачи

Определять
роль
результатов
своей
деятельност
и

Ставить
учебную
задачу под
руководство
м учителя

Организовывать
сотрудничество
индивидуально
или в группе;
осознанно
использовать
речевые
средства для
выражения
своих мыслей и
потребностей

Формирование
познавательной
и
информационн
ой культуры в
том числе
развитие
навыков
самостоятельно
й работы с
техническими
средствами
информационн
ых технологий

30.

Географическ
ая оболочка
(4 ч)
Географическа
я оболочка

Объяснение
взаимодействия
внешних
оболочек Земли
в пределах
географической

Вести
диалог на
основе
равноправн
ых
отношений

Знать
определение
понятия
«географичес
кая
оболочка».

Адекватно
использовать
речевые
средства для
объяснения
содержания

Организовы
вать
сотрудничес
тво,
работать
индивидуал

Самостояте
льно
определять
цели своего
обучения,

Высказывать
суждение и
подтверждать их
фактами

Формирование
умения
классифициров
ать материал,
строить
логические

Земли

оболочки.
Выявление на
конкретных
примерах
причинноследственных
связей
процессов,
протекающих в
географической
оболочке.
Анализ
тематических
карт

и взаимного
уважения

Называть
свойства
географическ
ой оболочки,
её границы.
Приводить
примеры
взаимодейств
ия внешних
оболочек
Земли в
пределах ГО.
Объяснять
уникальность
ГО

совершаемых
действий

ьно или в
группе,
осознанно
использоват
ь речевые
средства для
выражения
своих
мыслей

ставить и
формулиров
ать для себя
новые
задачи в
учебе и
познаватель
ной
деятельност
и

31.

Природные
комплексы.
Практическая
работа № 9.
«Составление
характеристики
природного
комплекса»

Анализ
тематических
карт,
составление
описания
ПТК своей
местности

Формирова
ть
убеждённо
сть в
познаваемо
сти
окружающ
его мира и
достоверно
сти
научного
метода его
изучения

Знать
определение
понятия
«природный
комплекс».
Называть
компоненты
и приводить
примеры
ПК.
Описывать
ПК

Строить
логические
рассуждения,
включающие
установление
причинноследственных
связей

Определять
роль
результатов
своей
деятельност
и

Самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать для
себя новые
задачи в
учебе и
познавател
ьной
деятельнос
ти

Организовывать
сотрудничество
индивидуально
или в группе;
осознанно
использовать
речевые
средства для
выражения
своих мыслей и
потребностей

Формирование
умения
классифициров
ать материал,
строить
логические
рассуждения,
устанавливать
причинно –
следственные
связи, делать
выводы

32.

Природные
зоны Земли

Обозначение
на контурной
карте границ
природных

Знать
основные
принципы и
правила

Знать
определение
понятия

Планировать
учебную
деятельность
при изучении

Организовы
вать
сотрудничес
тво,

Ставить
учебную
задачу под
руководство

Осознанно
использовать
речевые
средства

Формирование
познавательной
и
информационн

рассуждения,
устанавливать
причинно –
следственные
связи, делать
выводы

33.

Культурные
ландшафты.
Практическая
работа № 10.
«Моделирован
ие возможных
преобразовани
й на участке
культурного
ландшафта
своей
местности с
целью
повышения
качества жизни
населения»

зон и их
качественных
характеристик

отношения к
природе.
Понимать
существова
ние разных
мнений и
подходов к
решению
проблемы

природная
зона.
Описывать
природные
зоны

темы.
Самостоятельно
контролировать
своё время и
управлять им.
Ставить новые
учебные цели и
задачи

Поиск
информации
(в Интернете,
других
источниках),
подготовка и
обсуждение
презентации
по проблемам
антропогенног
о изменения
природных
комплексов.
Высказывание
мнения о
сохранении
равновесия в
природных
комплексах и
путях его
восстановлени
я после
нарушений,

Знать
основные
принципы и
правила
отношения к
природе.
Понимать
существова
ние разных
мнений и
подходов к
решению
проблемы

Систематизир
овать и
представлять
свои знания
при
выполнении
заданий в
различной
форме

Проводить
наблюдения.
Планировать
пути
достижения
цели.
Осуществлять
контроль по
результату и
способу
действия

работать
индивидуал
ьно или в
группе,
осознанно
использоват
ь речевые
средства для
выражения
своих
мыслей
Определять
роль
результатов
своей
деятельност
и

м учителя

ой культуры в
том числе
развитие
навыков
самостоятельно
й работы с
техническими
средствами
информационн
ых технологий

Ставить
учебную
задачу под
руководство
м учителя

Формирование
умения
классифициров
ать материал,
строить
логические
рассуждения,
устанавливать
причинно –
следственные
связи, делать

вызванных
деятельность
ю человека

34

Итоговое
повторение
(1ч)

Работа с
итоговыми
вопросами и
заданиями по
курсу.
Выполнение
тестовых
заданий.
Работа с
учебником и
атласом

Формирован
ие
ответственн
ого
отношения к
учению,
готовности
к
саморазвити
ю,
осознанном
у выбору с
учетом
познаватель
ных
интересов

Формировани
е умений и
навыков
использовани
я
разнообразны
х
географическ
их знаний в
повседневной
жизни

Рефлексия
собственных
способов
действий и
партнера при
повторении
материала.
Контроль,
коррекция,
оценка
собственных
действий и
действий
партнеров.
Волевая
саморегуляция
при оценки
действий
собственных и
партнеров

Выражают
положитель
ное
отношение к
процессу
познания;
понимают
личностный
смысл
учения

Волевая
саморегуляц
ия при
оценки
действий
собственны
хи
партнеров

Контроль,
коррекция,
оценка
собственных
действий и
действий
партнеров

Закрепляют
изученный
материал

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных организаций с
приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред. А.И. Алексеева; М.:
Просвещение, 2015 –192 с. - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Николина В.В. География: 5-6 классы: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.
Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015.
А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «География 5-6 классы»:
Мой тренажер. М.: Просвещение, 2015.
Географический атлас. 6 класс.

8. Контурные карты, 6 класс.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
10. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
11. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
13. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
14. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные
мультимедийные издания.
Оборудование и приборы:
1Географические карты.

2Глобус.
3Гербарии растений, иллюстрации животных, предметов древнего мира; портреты князей, первопроходцев.
4Тематические презентации к урокам.
5. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
Технические средства обучения:
Персональный компьютер.
Учебно-практическое оборудование:
Интерактивная доска
Для практических работ:
Термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, схемы, образцы полезных ископаемых, компасы.

Цифровые образовательные ресурсы:


Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru

 КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra
 Диск «География 5-6 классы»

 Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/
 Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
 . Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
 . Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные
мультимедийные издания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».