Рабочая программа 8 класс на 2023-2024 уч. год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 8 класса
на 2023-2024 учебный год

с. Слюсарево 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

⬧
⬧
⬧
⬧
⬧

Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об об- разовании в
Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт (Федеральный гос- ударственный
образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобр- науки России №
1897 от 17.12.2010, в ред. от 31.12.2015);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
Цели изучения учебного предмета
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего
образования являются:

1.
Формирование целостного представления о техносфере.
2.
Приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования.
3.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории
последующего профессионального образования и своего места в мире профессий.
4.
Трудовое воспитание учащихся.
Задачи изучения учебного предмета
Задачи изучения предмета технологии призваны обеспечить:

1.
Формирование у учащихся целостного представления о созданном мире и роли
техники и технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, – используя для этого
технико-технологические знания и понятия.
2.
Развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование уважительного отношения к людям различных профессий и экологически целесообразного поведения в быту и труде.
3.
Формирование у учащихся понимания ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в
развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности.
4.
Приобретение учащимися опыта созидательной деятельности, опыта познания
и самообразования; умений, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности.

Общая характеристика предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процес- сов
преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной
среды.
Целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно незави- симых по
содержательному выражению элементов – блоков (модулей). Их совокупность за весь период обучения
в школе позволяет познакомить учащихся с основными компонентами содержания.
Содержание выстроено в структуре 11 модулей:

1.
Методы и средства творческой проектной деятельности.
2.
Основы производства.
3.
Современные и перспективные технологии.
4.
Элементы техники и машин.
5.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.
6.
Технологии обработки пищевых продуктов.
7.
Технологии получения, преобразования и использования энергии.
8.
Технологии получения, обработки и использования информации.
9.
Социальные технологии.
10.
Технологии растениеводства.
11.
Технологии животноводства.
Все блоки (модули) содержания связаны между собой: результаты работ в рамках од- ного раздела
служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирова- ния, моделирования
элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим систе- мам и производствам, способам
их обслуживания и устройством отношений работника и ра- ботодателя.

Место предмета «Технология» в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом общего образо- вания
обучающихся в системе основного общего образования. Он направлен на овладение ими знаниями и
умениями в предметно-преобразующей деятельности, создание новых цен- ностей, что, несомненно,
соответствует потребностям развития общества. В рамках техноло- гии происходит знакомство с
миром профессий и ориентация школьников на работу в раз- личных сферах общественного
производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к
профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Учебный план составлен на 34 часа по 1 час в неделю.
Предусмотрены лабораторно-практические и практические работы, творческие и исследовательские
проекты.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования планируемые результаты освоения предмета «Тех- нология» отражают:

1.
Сформированность целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
2.
Владение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления из-

делий, обеспечения сохранности продуктов труда.

3.
Владение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации.
4.
Сформированность умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
5.
Сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств
и инструментов икт в современном производстве или сфере обслуживания.
6.
Сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Техноло- гия» учтены
требования Федерального государственного образовательного стандарта основ- ного образования к
личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения.
Личностные результаты

1.
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2.
Выражение желания учиться и трудиться на производстве материальных и нематериальных благ.
3.
Формирование трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4.
Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5.
Оценка своих умственных и физических способностей для труда в различных
сферах производства материальных и нематериальных благ.
6.
Планирование образовательной и профессиональной траектории развития.
7.
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8.
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9.
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10.
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты

1.
Планирование процесса познавательной деятельности.
2.
Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3.
Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой
задачи на основе заданных алгоритмов.
4.
Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач
в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5.
Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
6.
Моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8.
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.
9.
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы
данных.

10.
Использование дополнительной информации при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11.
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими её участниками.
12.
Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13.
Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14.
Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоре- чий в
выполняемых технологических процессах.
15.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства.
16.
Соблюдение безопасных приёмов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
Предметными результатами освоения учащимися 8-х классов программы «Технология» являются:
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:


владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;



ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования
материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной
среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства
и сферы услуг;



ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого
в технологических процессах;



использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической
деятельности;



навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и
технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания
объектов труда;



владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;



владение методами творческой деятельности;



применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:



способности планировать технологический процесс и процесс труда;



умение организовывать рабочее место с учетом требований эргономики и научной
организации труда;



ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;



проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;



экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств,
своего и чужого труда.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:


умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую
организацию работ;



владение методами моделирования и конструирования;



навыки применения различных технологий технического творчества и
декоративно - прикладного искусства в создании изделий материальной культуры
или при оказании услуг;



умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;



композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:


умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватных
сложившейся ситуации;



способность бесконфликтного общения;



навыки участия в рабочей группе с учетом общности интересов её членов;



способность к коллективному решению творческих задач;



желание и готовность прийти на помощь товарищу;



умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого - психологической сфере у учащихся будут сформированы:


развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
приспособлениями;



достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных
технологических операций;



соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом
технологических требований;



развитие глазомера;



развитие осязания, вкуса, обоняния.

Предметные результаты освоения содержания модуля

«Производство

и

технологии»

К концу обучения в 8 классе:
характеризовать общие принципы управления;
анализировать возможности и сферу применения современных технологий; характеризовать
технологии получения, преобразования и использования
энергии;
называть и характеризовать биотехнологии, их применение;
характеризовать
направления
развития
и особенности
перспективных
технологий;
предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение; определять проблему,
анализировать потребности в продукте;
овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих
задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на
рынке труда.

Предметные результаты освоения содержания модуля «Робототехника»
К концу обучения в 8 классе:
называть основные законы и принципы теории автоматического управления ирегулирования, методы
использования в робототехнических системах;
реализовывать полный цикл создания робота;
конструировать и моделировать робототехнические системы;
приводить
примеры
применения
роботов
из
различных
областей
материального мира;
характеризовать конструкцию беспилотных воздушных судов; описыватьсферы их применения;
характеризовать
возможности
роботов,
роботехнических
систем
и
направления их применения.

Предметные результаты освоения содержания
графика. Черчение»

модуля

«Компьютерная

К концу обучения в 8 классе:
использовать
документации;

программное

обеспечение

для

создания

проектной

создавать различные виды документов;
владеть способами создания, редактирования и трансформации графическихобъектов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментови приспособлений и

(или) с использованием программного обеспечения;
создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи.

Предметные результаты освоения содержания модуля «3D-моделирование,
прототипирование, макетирование»
К концу обучения в 8 классе:
разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить
испытание, анализ, способы модернизации в зависимостиот результатов испытания;
создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;

их

Предметные результаты освоения содержания модуля «Животноводство»
К концу обучения в 8 классе:
характеризовать основные направления животноводства;
характеризовать
особенности
основных
видов
сельскохозяйственных
животных своего региона;
описывать
полный
технологический
цикл
получения
продукции
животноводства своего региона;
называть виды сельскохозяйственных животных, характерных для данногорегиона;
оценивать условия содержания животных в различных условиях;
владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или пораненнымживотным;
характеризовать способы переработки и хранения продукции животноводства;характеризовать пути
цифровизации животноводческого производства;
объяснять особенности сельскохозяйственного производства своего региона; характеризовать мир
профессий,
связанных
с животноводством,
их
востребованность на региональном рынке труда.

Предметные результаты освоения содержания модуля «Растениеводство»
К концу обучения в 8 классе:
характеризовать основные направления растениеводства;
описывать
полный
технологический
цикл
получения
наиболее
распространённой растениеводческой продукции своего региона;
характеризовать виды и свойства почв данного региона;
называть ручные и механизированные инструменты обработки почвы;классифицировать
культурные растения по различным основаниям; называть полезные дикорастущие
растения и знать их свойства; назвать опасные для человека дикорастущие растения;
называть полезные для человека грибы;называть
опасные для человека грибы;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущихрастений и их плодов;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человекагрибов;
характеризовать
основные
направления
цифровизации
и роботизациив
растениеводстве;
получить опыт использования цифровых устройств и программных сервисовв технологии
растениеводства;
характеризовать
мир
профессий,
связанных
с растениеводством,
их
востребованность на региональном рынке труда.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Структура содержания программы выполнена по концентрической схеме. Содержание
деятельности учащихся в каждом классе включает в себя 11 общих для всех классов
модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Модуль 2. Производство.

Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль12. Социальные технологии

Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным
тематическим линиям:


получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;



элементы черчения, графики и дизайна;



элементы прикладной экономики, предпринимательства;



влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;



технологическая культура производства;



культура и эстетика труда;



история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;



виды профессионального труда и профессии.

Теоретические сведения.
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод
мозгового штурма при создании инноваций.
Модуль 2. Производство.
Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества
продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик
продуктов труда.
Модуль 3. Технология.
Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии
сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий.

Модуль 4. Техника.
Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое
управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация
производства.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка
материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка
металлов. Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов.
Особенности технологий обработки жидкостей и газов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Мясо птицы. Мясо животных.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых
веществ.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи
информации. Современные технологии записи и хранения информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в
биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зеленых водорослей. Использование
одноклеточных грибов в биотехнологиях.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность.
Модуль 11. Социальные технологии. Основные категории рыночной экономики.
Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования
сбыта. Методы исследования рынка

Практические работы.
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Деловая игра: «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа.
Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы.
Модуль 2. Производство.
Сбор дополнительной информации по характеристикам выбранных продуктов труда в
Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Ознакомление с
измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин.
Экскурсии.
Модуль 3. Технология.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об конкретных
видах отраслевых технологий. Составление технологических карт изготовления возможных
проектных изделий или организации услуг.
Модуль 4. Техника.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техников,
автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из
деталей конструктора.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и
использования конструкционных материалов.
Практические работы по изготовлению проектных изделии посредством технологий
плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска). Закалка и испытание
твёрдости металла. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Организация экскурсий и
интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим и
методом химического анализа.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной
литературе об областях получения и применения химической энергии.

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение
хронометража и фотографии учебной деятельности.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного
выращивания одноклеточных зеленых водорослей. Овладение биотехнологиями
использования одноклеточных грибов на примере дрожжей. Овладение биотехнологиями
использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции
(творога, кефира и др).
Модуль 10. Технологии животноводства.
Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. Сбор
информации и проведение исследования о влиянии на здоровье животных натуральных
кормов.
Модуль 11. Социальные технологии. Составление вопросников для выявления
потребностей людей в качествах конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах
массовой информации.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого
модуля.
№
п/п

Название модуля

Количество
часов

1

Методы и средства творческой и проектной деятельности

2

2

Производство

2

3

Технология

3

4

Техника

3

5

Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов

4

6

Технологии обработки пищевых продуктов

4

7

Технологии получения, преобразования и использования энергии

3

8

Технологии получения, обработки и использования информации

3

9

Технологии растениеводства

4

10

Технологии животноводства

3

11

Социальные технологии

2

12

Техника безопасности

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Дата

К
о
л
в
о
ч
а
с
о
в

Тема урока

план

факт

1
2

3.09
10.09

1
1

1.Введение
2.Дизайн в процесс проектирования,
Методы деятельности.

3
4

17.09
24.09

1
1

3.Метод мозгового штурма при создании инноваций.
4.Практическая работа.ВКР.

5
6
7

1.10
8.10

1
1

15.10

1

5.Продукт труда, стандарты производства.
6.Эталоны контроля качества продуктов труда.
Измерительные приборы.
Практическое задание№1

8
9
10

22.10
29.10

1
1

12.11

1

11

19.11

1

12

26.11

1

13

3.12

1

14,15

10.12
17.12

1
1

16
17

24.12
14.01

1
1

18

21.01

1

8.Классификация технологий.
9.Технологии материального,
сельскохозяйственного производства и земледелия.
Практические задания№2.
11.Органы и системы управления технологическими
машинами.
12.Автоматическое управление.Основные элементы
автоматики.
13. Автоматизация производства.

14.Плавление материалов и отливка изделий.
Пайка, сварка и закалка материалов.
15.Электроискровая, электрохимическая обработка
металлов.
16.Ультразвуковые и лучевые методы обработки.
17.Особенности технологий обработки жидкостей и
газов.
Практическая работа.

28.01
4.02

1
1

19.Мясо птицы и
животных.

21
22

11.02
18.02

1
1

20.Лабораторная работа №1
21.Выделение энергии при химических реакциях.
22.Химическая обработка.

23

25.02

1

24

4.03

1

23.Материальные формы представления информации для
хранения.
24.Средства и технологии записи. Хранение информации.

25

11.03

1

Микроорганизмы, бактерии и вирусы.

26
27

18.03
8.04

1
1

26.Одноклеточные водоросли и грибы
27.Лабораторная работа№2

28
29
30

15.04
22.04
29.04

1
1
1

28.Получение продукции животноводства.
29.Разведение животных.
Практическое задание №3

31

6.05

1

Рынок. Основные категории рыночной экономики.
Маркетинг.

32

13.05

1

33

20.05

1

Методы стимулирования сбыта и методы исследования
рынка.
Практическая работа.

34

22.05

1

Итоговый тест.

1920

.Материально-техническое обеспечение.
1. Учебник. Технология. 8-9 класс : учеб.для общеобразоват.организаций /

[В.М.Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.Ю. Семенова, Е.Н.Филимонова, Г.Л. Копотева, Е.Н.
Максимова] ; под ред. В.М. Казакевича. – 2-е изд. –М. : Просвещение, 2021.-255с.
2. Технология. Методическое пособие. 5-9классы : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций /[В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]. –
М.:Просвещение,2017.
3. Технология. Примерные рабочие программы: «5-9 классы» / Казакевич В.М., Пичугина Г.В.,
Семенова Г.Ю./ -Просвещение, 2020г. -64с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».