РП Мир профессий 5 класс ОВЗ на 2025-2026 уч. год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» для 5 класса
составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026), в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом
Министерством образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года N 1599 (с изменениями и
дополнениями от 08.11.2022г.)), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа реализует направление «Знакомство с профессиями» внеурочной деятельности в
5 классе.
Актуальность.
Одним из приоритетных направлений обучения детей умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является обеспечение для них реальной возможности
получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только
трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и
компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность
трудоустройства в сфере материального производства.
У обучающихся с умственной отсталостью профессиональное самоопределение
затруднено не только из-за бедности жизненного опыта, но и связи с ограниченностью их
знаний о профессиях, о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы работать.
Им трудно устроиться на работу или продолжать обучение, т. к. нет необходимого уровня
адаптивности к условиям социума, готовности к жизни и деятельности в естественном
социальном окружении. Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что
выбор профессии для детей с отклонениями в развитии суживается до трудоустройства по
ограниченному числу доступных им специальностей.
Изучение мотивов выбора профессии учащихся школы показывает, что учащиеся имеют
неглубокие представления о профессиях, о требованиях, предъявляемых к способностям,
знаниям и личным качествам человека, выбравшего ту или иною специальность. Но в любом
случае, все выпускники школы испытывают затруднения в трудоустройстве, которые
обуславливаются рядом факторов:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения
к сфере профессионального труда;
отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство
социальной незащищенности;
неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих
возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека
и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
В решении этих проблем существенную роль играет система организационно- методических
и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору,
профессиональному самоопределению учащихся с ОВЗ, ставящая целью не только
предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной
ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них
способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с
требованиями профессии.
С учётов данных проблем в образовательном учреждении разработан курс внеурочной
деятельности «Мир профессий» для учащихся по адаптированной основной образовательной
программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, в которой ориентация на
профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как
неотъемлемая часть всего учебно- воспитательного процесса при обязательном дополнении
его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития
склонностей и способностей учащихся к труду.
Цель программы курса внеурочной деятельности: формирование сознательного
профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями с
учётом склонностей, интересов, возможностей учащихся и рынка труда.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- Изучение динамической структуры личности учащегося с целью осуществления
коррекционного воздействия на её развитие и определения наиболее подходящей сферы
трудовой деятельности.
- Формирование индивидуального плана получения профессии в тесном взаимодействии с
семьёй.
- Активное привлечение к профориентационной деятельности всех участников
образовательного процесса.
- Взаимодействие с организациями, занимающимися профессиональной ориентацией детей с
ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения системного подхода к
профориентационной работе.
- Повышение компетентности педагогов школы в профориентационной работе.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Работа по формированию сознательного отношения в выборе профессии детей с
интеллектуальными нарушениями существенно отличается от профориентации учащихся
общеобразовательных школ, для которых разработаны различные методики, накоплен
методический материал, ежегодно издаются справочники для поступающих.
Профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в общество. Для того, чтобы выпускник
профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в
жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать
профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального
ориентирования, которая на начальном этапе может проходить в форме сюжетно-ролевых и
настольных игр, индивидуальных коррекционно-развивающих заданий, театрализовано-
конкурсных программ. При организации профориентационной работы важно учитывать, что
у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей
и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным
профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах
познавательной, игровой, общественно - полезной трудовой деятельности.
Формы проведения занятий: сюжетно- ролевые игры; настольные игры.
Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины,праздники, экскурсии, выставки.
Во время проведения занятий используются следующие методы:
практические;
игровые;
наглядные;
словесные.
На занятиях курса внеурочной деятельности учащиеся:
- узнают о многообразии профессий и о профессиях своих родителей, участвуют в
организации и проведении презентаций «Профессии наших родителей;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр,
посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения
внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной
и трудовой деятельности);
- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду
(посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого
учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в
учебном труде);
- включаются в игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры, настольные игры), и через
игру знакомятся с особенностями профессий, орудиями труда.
Коррекционно-развивающие игры направлены не только на познавательную
деятельность, но и на развитие внимания, зрительных анализаторов и моторики. Через игру
дети пополнят и расширят словарный запас, разовьют речь.
На реализацию рабочей программы курса «Мир профессий» в 5-м классе отводится
33 часа (1 раз в неделю).