Рабочая программа 3 класс на 2023-2024 уч.год

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
методического
объединения учителейпредметников

Директор МКОУ
Слюсаревская ОШ

________________________
Л.А. Захарченко
Протокол №1 от «29»
августа 2023 г.

________________________
Л.Н. Зибарова
Приказ №98 от «29»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса(практикум) «Русский язык с увлечением»
для обучающихся 3 класса

Слюсарево 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими
возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью
развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной
мотивации. Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное
отношение обучающихся к учению, активизирует познавательную деятельность,
предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп
обучения.
Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 3 классов. На
проведение занятий отводится 34 часа 1 час в неделю.
Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование
универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:
 способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
 расширять лингвистический кругозор школьников;
 развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств;
 формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской
деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности,
доступности, систематичности и последовательности‚ связи теории с практикой,
сознательности и активности наглядности и перспективности. Наряду с ними
имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны,
содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его
заключается в том, что основой должны являться полученные обучающимися на
уроках русского языка знания, которые учитель углубляет на дополнительных
занятиях;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип
действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого
во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью
его изучения на уроках;
3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу
содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов
школьников и способствовать развитию каждою ученика;

4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся
поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием,
необычностью их форм и видов, отличных от уроков, & также необычностью формы
преподнесения языкового материала.
Методы и формы организации занятий
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными
особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность
обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией
познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости
«открытий».
Основные формы занятий
Формы организации занятий предусматривают внедрение современных
педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта,
творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания
(многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия,
задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные
задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется
большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и
филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво
преподносится в форме занимательных рифмовок.
Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных
учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей.
Ожидаемые результаты от обучающихся:
 применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
 умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
 умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного
опыта и представлений.
Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий)
электронных образовательных ресурсов позволит:
 повысить качество обучения;
 активизировать у школьников интерес к изучению русского языка;
 повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми
правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные
твёрдые - мягкие, парные - непарные, звонкие - глухие.
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
Графика
Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения
звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в
словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными.
Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Лексика
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах‚ синонимах‚
фразеологизмах, расширение словаря обучающихся. Работа со словарями, учебной и
справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи
приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных
возможностях суффиксов и приставок.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять
начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и
нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского,
женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам.
Склонение имён существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и
числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам.
Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с
неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение
глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое ознакомление с
ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов.

Синтаксис
Различение предложений по цепи высказывания. Интонационные особенности
повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных
предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения):
подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов
предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые,
нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне
роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Простые и
сложные предложения. Составление предложений из слов. Восстановление
деформированных предложений.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов
выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы
проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов,
использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил
правописания, а также правил:









проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы
согласных;
разделительные ъ и ь;
ь после шипящих на конце имён существительных;
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных
действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса,
заложенных ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассника будут
Третьеклассник получит
формироваться:
возможность для формирования:
- Внутренняя позиция школьника на
- интереса к познанию русского
уровне положительного отношения к
языка;
занятиям русским языком;
- ориентации на анализ соответствия
- интерес к предметнорезультатов требованиям конкретной
исследовательской деятельности,
учебной задачи;

предложенной в заданиях рабочей
тетради;
- ориентации на понимание
предложений и оценок учителей и
товарищей;
- представление о своей этнической
принадлежности.

- самооценки на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности;
- представления о своей
гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как гражданина России.

Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- принимать и сохранять учебную
задачу;

Третьеклассник получит
возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои
действия при сотрудничестве с учителем,
- учитывать выделенные учителем
одноклассниками;
ориентиры действия в учебном материале
- на основе результатов решения
- принимать установленные правила практических задач делать теоретические
в планировании и контроле способа
выводы о свойствах изучаемых языковых
решения;
фактов и явлений;
- принимать роль в учебном
сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем
плане.

-самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение в конце
действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- пользоваться знаками, символами,
таблицами, схемами, приведёнными в
рабочей тетради;
- ориентироваться на возможное
разнообразие способов решения учебной
задачи;
- анализировать изучаемые объекты
с выделением существенных и
несущественных признаков;
- осуществлять синтез как
составление целого из частей;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге
явлений.

Третьеклассник получит
возможность научиться:
- проводить сравнение и
классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям
(критериям) при указании и без указания
количества групп;
- обобщать (выводить общее для
целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- выбирать адекватные речевые
средства в диалоге с учителем,
одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и
позицию;
- формулировать собственное
мнение и позицию;
- договариваться и приходить к
общему решению;
- открывать что-то новое, делать
выбор и принимать решения.

Третьеклассник получит
возможность научиться:
- строить монологическое
высказывание;
- ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и
позицию;
- договариваться и приходить к
общему решению (при работе в группе, в
паре);
- осуществлять действие
взаимоконтроля.

Предметные результаты
К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:
 повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные
предложения;
 части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по
вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного,
согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;
 корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
 имена собственные;
 парные согласные на конце слова, правила их правописания;
уметь:
 находить повествовательные, вопросительные, побудительные и
восклицательные предложения;
 распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён
существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число
глаголов), образовывать множественное число от единственного,
единственное от множественного существительных и прилагательных в
именительном падеже (без термина падеж);
 писать раздельно предлоги со словами;
 подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
 находить в словах орфограммы на изученные правила;
 различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
 обозначать парные согласные на конце слов;
 различать слова с разделительными ь и ъ;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё; ю, я, ь;

 приводить примеры слов с нужными орфограммами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2-3
4
5–6
7
8–9
10
11
12 – 13
14
15 – 16
17
18 – 19
20

21
22

23 – 25
26
27
28

29
30
31

32
33 - 34

Тема урока
Количество часов
Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова (10 часов)
Части слова. Корень.
1
Правописание проверяемых парных согласных
2
букв в корне слова.
Чередование согласных букв в корне.
1
Безударные гласные в корне.
2
Сложные слова и их правописание.
1
Непроизносимые согласные буквы в корне слова.
2
Удвоенные согласные буквы в корне слова.
1
Части слова. Приставка. Правописание приставок (6 часов)
Части слова. Приставка.
1
Безударные гласные буквы в приставках.
2
Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и 1
корня.
Разделительные Ъ и Ь знаки.
2
Части слова. Суффикс. Окончание и основа (3 часа)
Части слова. Окончание и основа.
1
Суффикс. Разбор слов по составу.
2
Части речи. Имя существительное (3 часа)
Имя существительное как часть речи:
1
одушевленные и неодушевленные
существительные.
Имя существительное как часть речи: род имен
1
существительных.
Имя существительное как часть речи: число имен
1
существительных, словообразование имен
существительных.
Части речи. Местоимение (3 часа)
Местоимение как часть речи:
3
Часть речи. Имя прилагательное (3 часа)
Имя прилагательное как часть речи.
1
Имя прилагательное как часть речи. Род и число
1
имен прилагательных.
Правописание безударных окончаний имен
1
прилагательных. Разбор прилагательных по
составу.
Части речи. Глагол (3 часа)
Глагол как часть речи.
1
Глагол как часть речи: время глагола,
1
неопределенная форма глагола.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
Неопределенная форма глагола.
Предложение. Виды предложений (3 часа)
Предложения: виды предложений. Главные и
1
второстепенные члены предложений.
Виды предложений: простые и сложные
2
предложения. Главные и второстепенные члены
предложения

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».