РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического объединения учителейпредметников Директор МКОУ Слюсаревская ОШ ________________________ Л.А. Захарченко Протокол №1 от «29» августа 2023 г. ________________________ Л.Н. Зибарова Приказ №98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса(практикум) «Русский язык с увлечением» для обучающихся 3 класса Слюсарево 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Пояснительная записка Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, специфическими особенностями учебной мотивации. Курс «Русский язык с увлечением» позволяет формировать позитивное отношение обучающихся к учению, активизирует познавательную деятельность, предоставляет возможность каждому ребёнку выбрать индивидуальный темп обучения. Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 3 классов. На проведение занятий отводится 34 часа 1 час в неделю. Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей. Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса: способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний; расширять лингвистический кругозор школьников; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; формировать приёмы мыслительной деятельности, навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности‚ связи теории с практикой, сознательности и активности наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие: 1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться полученные обучающимися на уроках русского языка знания, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях; 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках; 3. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждою ученика; 4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, & также необычностью формы преподнесения языкового материала. Методы и формы организации занятий Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий». Основные формы занятий Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Преобладающей формой организации занятий являются тестовые задания (многовариантные и двухвариантные тесты), задания на установление соответствия, задания на выявление общих признаков (найди «лишнее»), логические и проблемные задания на восстановление текста («Заполни пропуски»). На занятиях используется большое количество занимательного материала: загадки, пословицы, кроссворды и филворды. Каждое занятие включает теоретический материал, который ненавязчиво преподносится в форме занимательных рифмовок. Каждый вид заданий направлен на формирование определённых универсальных учебных действий, информационно-коммуникативных компетентностей. Ожидаемые результаты от обучающихся: применение полученных знаний и умений в практической деятельности; умение работать с информацией в разных областях языковых знаний; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений. Использование на занятиях и дома (при подготовке домашних заданий) электронных образовательных ресурсов позволит: повысить качество обучения; активизировать у школьников интерес к изучению русского языка; повысить мотивацию, стремление к сотрудничеству. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА) Фонетика и орфоэпия Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые - мягкие, парные - непарные, звонкие - глухие. Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными. Совершенствование навыка клавиатурного письма. Лексика Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах, антонимах‚ синонимах‚ фразеологизмах, расширение словаря обучающихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Состав слова (морфемика) Родственные (однокоренные слова). Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу. Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Морфология Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных. Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных, служебных слов. Синтаксис Различение предложений по цепи высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые, нераспространённые. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Простые и сложные предложения. Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений. Орфография Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил: проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова (ознакомление); непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных; разделительные ъ и ь; ь после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных ФГОС НОО. Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия У третьеклассника будут Третьеклассник получит формироваться: возможность для формирования: - Внутренняя позиция школьника на - интереса к познанию русского уровне положительного отношения к языка; занятиям русским языком; - ориентации на анализ соответствия - интерес к предметнорезультатов требованиям конкретной исследовательской деятельности, учебной задачи; предложенной в заданиях рабочей тетради; - ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - представление о своей этнической принадлежности. - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Регулятивные универсальные учебные действия Третьеклассник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; Третьеклассник получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, - учитывать выделенные учителем одноклассниками; ориентиры действия в учебном материале - на основе результатов решения - принимать установленные правила практических задач делать теоретические в планировании и контроле способа выводы о свойствах изучаемых языковых решения; фактов и явлений; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Третьеклассник научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений. Третьеклассник получит возможность научиться: - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Третьеклассник научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению; - открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Третьеклассник получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - осуществлять действие взаимоконтроля. Предметные результаты К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения; части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги; корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных; имена собственные; парные согласные на конце слова, правила их правописания; уметь: находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения; распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина падеж); писать раздельно предлоги со словами; подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; находить в словах орфограммы на изученные правила; различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные; обозначать парные согласные на конце слов; различать слова с разделительными ь и ъ; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё; ю, я, ь; приводить примеры слов с нужными орфограммами. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2-3 4 5–6 7 8–9 10 11 12 – 13 14 15 – 16 17 18 – 19 20 21 22 23 – 25 26 27 28 29 30 31 32 33 - 34 Тема урока Количество часов Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова (10 часов) Части слова. Корень. 1 Правописание проверяемых парных согласных 2 букв в корне слова. Чередование согласных букв в корне. 1 Безударные гласные в корне. 2 Сложные слова и их правописание. 1 Непроизносимые согласные буквы в корне слова. 2 Удвоенные согласные буквы в корне слова. 1 Части слова. Приставка. Правописание приставок (6 часов) Части слова. Приставка. 1 Безударные гласные буквы в приставках. 2 Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и 1 корня. Разделительные Ъ и Ь знаки. 2 Части слова. Суффикс. Окончание и основа (3 часа) Части слова. Окончание и основа. 1 Суффикс. Разбор слов по составу. 2 Части речи. Имя существительное (3 часа) Имя существительное как часть речи: 1 одушевленные и неодушевленные существительные. Имя существительное как часть речи: род имен 1 существительных. Имя существительное как часть речи: число имен 1 существительных, словообразование имен существительных. Части речи. Местоимение (3 часа) Местоимение как часть речи: 3 Часть речи. Имя прилагательное (3 часа) Имя прилагательное как часть речи. 1 Имя прилагательное как часть речи. Род и число 1 имен прилагательных. Правописание безударных окончаний имен 1 прилагательных. Разбор прилагательных по составу. Части речи. Глагол (3 часа) Глагол как часть речи. 1 Глагол как часть речи: время глагола, 1 неопределенная форма глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 Неопределенная форма глагола. Предложение. Виды предложений (3 часа) Предложения: виды предложений. Главные и 1 второстепенные члены предложений. Виды предложений: простые и сложные 2 предложения. Главные и второстепенные члены предложения Дата