РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 3 класса на 2023-2024 учебный год с. Слюсарево 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомотрики и сенсорных процессов» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Рабочая программа является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и основные направления работы. Цель коррекционного курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения. Предложенная тема «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлена на формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося. Задачи коррекционных занятий: формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач; 2 формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями; коррекция познавательной деятельности; раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира; формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений. Указанные задачи реализуются в следующих направлениях: развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной); сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.); систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений; формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы. Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов: − практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты; − наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера); − словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка; − двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность та- ких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими. В структуру коррекционного занятия могут входить: − пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения); 4 − дыхательная гимнастика; − зрительная гимнастика; − упражнения на развитие графомоторных навыков; − кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей. Содержание разделов Название раздела, темы Обследование обучающихся - 2 часа Развитие внимания и памяти - 16 часов Зрительная слуховая тактильная Сенсорное развитие - 25 часа зрительное слуховое тактильное вкусовое Формирование мыслительной деятельности -17 часов Наглядно- Наглядно- Словесно- действенное образное логическое Элементарные математические представления Развитие элементов воображения- 6 часов Обследование обучающихся - 2 часа 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника, друга; формирование мотивации к обучению и познанию; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей образовательной среде и самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений; понимание личной ответственности за свои поступки. Предметные: Минимальный уровень: − целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции учителя; − различать основные цвета, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник); − группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета с помощью учителя; − определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности по показу; − дорисовывать незаконченные геометрические фигуры; − рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух; − определять контрастные температуры предметов; различать пищевые запахи и вкусы; обозначать их словесно; − определять направление звука в пространстве; выполнять действия по звуковому сигналу; повторять простой ритмический рисунок; − выделять слова, близкие по слоговой структуре, используя помощь учителя; − ориентироваться в условиях практических проблемных задачах; 6 − определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению, используя помощь учителя; − используют наглядные модели и схемы на развитие воображения, используя помощь учителя. Достаточный уровень: − самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога; − самостоятельно группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета; − самостоятельно дорисовывать незаконченные изображения; − самостоятельно определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности; − узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); − самостоятельно выделять слова, близкие по слоговой структуре − самостоятельно определять на ощупь поверхность предметов и обозначать в слове качества и свойства, использовать в продуктивной деятельности; − самостоятельно классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; − самостоятельно сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке; − самостоятельно действовать по звуковому сигналу; − выполнять анализ наглядно-образных задач; − определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно; − использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения. 7 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале: 0 баллов – отсутствие динамики; 1 балл - незначительная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе входного и промежуточного тестирования (Приложение 1, 2). 8 IV. № Тема занятия Колво часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование обучающихся- 2 часа 1. Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий 1 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя Выполняют большинство заданий самостоятельно 2. Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий 1 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя Развитие внимания и памяти -16 часов Выполняют большинство заданий самостоятельно 3. Развитие зрительного внимания и подражание действиям с предметом, изображенным на картинке 1 Выполнение подражания действиям, изображенным на картинке (Игра «Повтори за мной», «Море волнуется», «Веселый петрушка») Выполняют действия по подражанию в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым 4. Развитие зрительного внимания и подражание действиям с предметом, изображенным на картинке 1 Выполнение подражания путем воспроизведения действий взрослого с предметами и с реальными действиями (Игра «Кошка», «Ловкий мишка», Умеют подражать путем воспроизведения действий взрослого с предметами и с реальными действиями после замедленных действий Выполняют действия по подражанию или показу в определенных игровых ситуациях реальными действиями, предложенными взрослым Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами и реальными действиями «Построй крепость») сверстников с предметами Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 6 элементов ˗ при затруднениях можно уменьшить количество предметов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка при предъявлении образца Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 10 команд) Выполняют задание, выбирают недостающие части элементов, делают выбор из 7 элементов. Выполняют задания по дорисовыванию недостающих частей рисунка самостоятельно 5. Формирование умения воссоздавать целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, дорисовывать недостающие части рисунка 1 Воспроизведение целостного изображения предмета, выбирая недостающие части его элементов. Выполнение заданий: «Дорисуй грузовичок с яблоками», «Дорисуй портрет» 6. Закрепление умения работать на листе в клетку и узкую линейку. Выполнение графических диктантов Совершенствование выполнения графических работ по словесному указанию и по замыслу 1 Вырисовывание графического орнамента. (Графический диктант «Ключик», «Ракета», «Рыбка») 1 Выполнение графических работ по словесному указанию. («Где спрятан клад», «Приказ командира») Выполняют графическую работу (5 картинок) с помощью наводящих вопросов учителя Выполняют графическую работу самостоятельно (6 картинок) Формирование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, разного типа задач, предъявляемых зрительно и на слух Формирование умения подбирать слова с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в 1 Выделение закономерности фраз, стихов, разного типа задач. (Игры: «Найди пару», «А может быть», «Закономерность») Выделяют с помощью определенного действия закономерности во фразах, стихах, разного типа задачах (от 4-5 фраз) Выделяют закономерности во фразах, стихах, разного типа задачах самостоятельно (фраза из 5 фраз) 1 Подбор слов с заданным звуком без фиксации на его местоположении в слове. Игры («Включи телевизор», Выполняют задания, подбирая слова с заданным звуком (4-5 слов). Помощь оказывается при Подбирают слова с заданным звуком (5-6 слов) самостоятельно 7. 8. 9. Выполняют задания, вырисовывают графический орнамент (до 15 команд) 10 слове на слух «Домики», «Рыболов») повторном предъявлении образца 10. Формирование умения запоминать наборы предложенных словосочетаний и коротких предложений 1 Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти действующих лиц Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (4-5). Выполняют задание по памяти после повторного произнесения слов учителем Прослушивают небольшой текст, в ходе которого запоминают персонажей (5-6) самостоятельно. Воспроизводят действующих лиц 11. Формирование умения выстраивать слова из начальных букв запоминаемой информации путем привлечения внимания к запоминаемому объекту 1 Выполнение задания путем запоминания и выстраивания слов из начальных букв. (Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан») Запоминают и выстраивают фразы по памяти (56 фраз) самостоятельно 12. Совершенствование умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия, используя кратковременную и долговременную память 1 Выполнение задания по памяти: сравнение запоминаемых предметов, нахождение в них черт сходства и отличия. (Игры «Фотоаппарат», «Сорокабелобока», «Запомнилнарисовал») 13. Совершенствование слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества слов и словосочетаний, 1 Многократное повторение и постепенное увеличение количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить. Задание: «Послушай скороговорку, запомни и повтори» Выполняют задание по памяти. Помощь оказывается при повторном предъявлении образца (4-5 фраз). При затруднениях можно уменьшить количество предметов Сравнивают по памяти запоминаемые предметы, находят в них черты сходства и отличия (5 предметов). При затруднениях можно уменьшить количество предметов Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (4-5 словосочетаний) Помощь: повторное произнесение слов учителем Сравнивают по памяти запоминаемые предметы, находят в них черты сходства и отличия (6-7 предметов) Называют слово и словосочетание и воспроизводят последующее слово (5-6 словосочетаний) самостоятельно 11 которые нужно запомнить 14. Формирование умения изображать действие из сказки на листе бумаги после прослушанного описания 1 Воспроизведение на листе бумаги изображения действия из сказки по словесному описанию. Задание: «Нарисуй картину к сказке «Теремок» 15. Формирование умения выборочного запоминания на слух (слова из текста, название действий героев рассказа) 1 16. Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших предложений, логически связанных между собой 1 17. Совершенствование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, связывая их с определенным предметом, животным и эмоциональным состоянием 1 Выборочное выделение информации из услышанного небольшого текста. Воспроизведение по памяти слов и название действий героев рассказа. Задание: «Назови действия героев рассказа М.Пришвина «Дятел» Воспроизведение небольших предложений, логически связанных между собой. Задание: «Назови, какие предложения запомнили о природе? (М. Пришвин «Дятел»)» Описание качества предметов на основе тактильного восприятия предмета (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные), нахождение и запоминание одинаковых по тактильному восприятию предметов. Игры: «Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую Рисуют на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя. Помощь: повторное произнесение слов учителем Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают и называют действия героев. Помощь: повторное произнесение слов учителем Рисуют самостоятельно на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя Воспроизводят предложения, связанные между собой, после повторения учителем рассказа (2-3 раза) Воспроизводят небольшие предложения, связанные между собой, после произнесения учителем рассказа (1-2 раза) Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (6 предметов) Находят и словесно описывают предметы, обследованные на ощупь (7 предметов) Прослушивают небольшой рассказ, в ходе которого запоминают действия героев, и воспроизводят эти действия словесно 12 вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т.д.» Воспроизведение подвижного Воспроизводят рассказ с рассказа на основе тактильной опорой на тактильные допамяти. щечки. Задания: составление рассказа Помощь: повторное произ«Жил-был пушистый зайчик», несение слов учителем «Кошка на прогулке в лесу» Сенсорное развитие - 25 часов 18. Формирование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки 1 Воспроизводят рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно 19. Закрепление умений производить выбор из кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования 1 Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования. Задание: «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическая пицца» Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной величины, используют геометрические формы для постройки по образцу с помощью учителя Определяют геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник разного цвета и разной величины, самостоятельно выбирают геометрические формы для постройки заданного образца 20. Закрепление умений дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу, заранее составленному взрослым. Развитие умения анализировать образец 1 Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников в процессе конструирования по образцу. Задания: «Море», «Елочка» Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник по инструкции. Выполняют конструирование по образцу и показу педагога Соотносят объемные формы: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Выполняют конструирование по образцу 13 21. Закрепление умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой – эталоном (выбор из пяти форм) 1 Дифференцирование предметов с геометрической фигурой – эталоном. Задание: «Построй дорожку», «Сложи фигуру» 22. Совершенствование умений дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности 1 Дифференцирование 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, белый, черный (развитие умения сличать, выделять по слову, называть) в процессе конструирования (аппликации). Игры: «Гусенички», «Воздушные шары», «Веселый поезд» 23. Формирование умения передавать с помощью цвета свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.) 1 24. Совершенствование представлений о соответствии цвета содержанию изображения, создание 1 Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании. Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина (большой, меленький, самый большой). Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции из геометрических фигур по образцу Соотнесение цвета содержанию изображения, создание изображения из контрастных цветов. Задание: «Наш двор летом», Подбирают предметы по форме и размеру по образцу. Сравнивают предметы по разным параметрам: величина и форма с помощью учителя Выделяют 7 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, белый, черный. Выполняют аппликацию из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) по образцу Выполняют аппликацию из основных цветов по образцу. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и 4 величины) по образцу Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или показу учителя Подбирают предметы по форме и размеру самостоятельно. Сравнивают предметы по разным параметрам: величина и форма Дифференцируют 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой. Выполняют аппликацию из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) Выполняют аппликацию из цветовых спектров и основных цветов. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (4 формы и 2 величины) по образцу Выполняют задания на соотнесение цветов и их оттенков самостоятельно 14 изображения из контрастных цветов «Наш двор зимой», «Наш сад весной», «Наш сад осенью» 25. Совершенствование умения дифференцировать понятия о цветах и их оттенках «синий цвет», «голубой цвет» 1 26. Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание недостающих геометрических форм из 2-х других форм 27. Совершенствование умения выполнять группировки предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) 28. Совершенствование умения подбирать парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов 1 1 1 Умение получать голубой цвет (из трёх основных цветов) и его оттенки. Использование оттенка голубого в пейзаже летнего дня и в изображении воздушной среды (неба) Конструирование по образцу из 5-6 элементов, складывание недостающих геометрических форм из 2-х других форм. Задания: «Разноцветные горки», «Городок для кукол» Группировка предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький). Задание: «Ленточки в ряд» Выбор парных предметов заданной величины среди множества однородных предметов. Задание: сапоги для папы, варежки для доченьки, носки мальчика Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа по образцу Используют оттенки голубого в рисовании пейзажа самостоятельно Конструируют по образцу из 5-6 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х других форм с помощью учителя Конструируют по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2-х других форм Группируют предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) с помощью учителя Группируют предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) самостоятельно Выделяют парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов с помощью учителя Выделяют парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов самостоятельно 15 29. Дифференцирование слов, близких по слоговой структуре 1 30. Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение 1 31. Совершенствование умения использовать условные звуковые сигналы 1 32. Совершенствование умения называть и группировать слова по заданному признаку 1 Определение и называние слов, близких по слоговой структуре. Задание: локти-ногти, удочкауточка, мишка-миска; малинамашина, мальчик - пальчик Совершенствование умения осуществлять двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение. Задание: марш – дети маршируют, танцевальная музыка кружатся, плясовая – топают и пляшут, поют знакомую песню на угаданную мелодию Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (4-5 слов) Находят, различают и называют слова, близкие по слоговой структуре (67 слов) Осуществляют двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение по инструкции учителя Осуществляют двигательную и речевую реакцию на звуковые характеристики и их изменение самостоятельно Использование условных звуковых сигналов Игры: «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Заиграла дудочка – поверни налево, услышал хлопок – поверни направо» Группировка слов по заданному принципу. Игра: ««Отложи картинки, в названиях которых есть звук «ш» Выполняют задание с условными звуковыми сигналами с помощью учителя Выполняют задание с условными звуковыми сигналами самостоятельно Группируют слова по заданному принципу (4-5 слов) Группируют слова по заданному принципу (5-6 слов) 16 33. Совершенствование умения закреплять результаты тактильнодвигательного обследования в продуктивных видах деятельности 1 Закрепление результатов тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности. Задание: «Пирожок», «Волшебный круг» Выполняют аппликацию и рисунок после тактильнодвигательного обследования предмета с помощью учителя Выполняют аппликацию и рисунок после тактильнодвигательного обследования предмета самостоятельно 34. Совершенствование умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам с учетом представлений о свойствах и качествах предметов 35. Формирование развития осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) 1 Различение на ощупь свойств предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое). Задания: «Холодно-теплогорячо» Различение на ощупь контрастных температур предметов. Задание: «Брызгалки», «Волшебная вода» Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое), осуществляют выбор из 4-х предметов) Различают на ощупь контрастную температуру предметов (выбор их 4 предметов) Различают на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое), осуществляют выбор из 6 предметов Различают на ощупь контрастную температуру предметов (выбор их 5-6 предметов) 36. Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трех предметов 1 Различение на ощупь разных свойств предметов, (тяжелее — легче — самый легкий). Задание: взвешивание на ладони, определение веса на глаз Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 3 предметов) Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: тяжелее — легче — самый легкий (выбор из 3-4 предметов) 37. Совершенствование умения определять на ощупь форму предмета по словесному описанию, передавать ее в лепке и рисун- 1 Дифференцирование на ощупь разных свойств предметов: по форме, величине, материалу. Словесное описание предметов, воспринятых тактильно. Выпол- Различают на ощупь свойства предметов: по форме, величине, материалу. Характеризуют их свойства и качества с помощью наво- Различают на ощупь свойства предметов: по форме, величине, материалу и выполняют аппликацию самостоятельно. 1 17 ке нение рисунка (лепки) 38. Совершенствование умения передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус в различных видах продуктивной деятельности 39. Совершенствование умения отгадывать загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики 1 40. Совершенствование умения отгадывать ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Развитие умения передачи основных признаков предмета в рисунке 1 1 Передача целостного образа предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности. Выполнение упражнений: «Нарисуй, слепи лимон» Отгадывание загадок по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Загадка: Он живет в своей фольге, Быстро тает он в руке. Очень вкусен, очень сладок, Мажет мордочки ребяток Отгадывание ребусов, ориентируясь на по основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Рисование предмета дящих вопросов. Рисуют предмет Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке с помощью учителя Рисуют и лепят предмет Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики с опорой на предложенные картинки Отгадывают загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики, и рисуют отгаданный предмет с помощью учителя Отгадывают ребусы, ориентируясь на основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики, и рисуют отгаданный предмет самостоятельно Передают целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в рисунке и лепке самостоятельно 18 41. Совершенствование умения определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях (яблоко вкусное, сладкое, сочное; лимон – кислый, сочный) 42. Совершенствование умения определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях (яблоко вкусное, сладкое, сочное; лимон – кислый, сочный) и развитие умения описывать предмет 43. Обучение основам рационального питания: потребление соков, разнообразных фруктов и овощей; умеренное употребление соли и сахара; употребление салатов и супов, заправленных растительным маслом 1 1 1 Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый. Задания: определить продукт по описанию «Назови, что это?», «Назови, что бывает сладким», «Нарисуй, что бывает кислым» Расширение представлений о различных вкусах. Различение резких вкусов. Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на вкус», «Назови вкус продуктов») Группируют продукты по вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый). Рисуют и штрихуют предметы по описанию и с помощью педагога Группируют продукты по вкусовым признакам: (сладкий, горький, кислый, соленый). Рисуют и штрихуют предметы по описанию Различают резкие вкусы. Обозначат словесно свои вкусовые ощущения (4 продукта) Различают резкие вкусы. Обозначение словесно своих вкусовых ощущений (5-6 продуктов) Ознакомление с основами рационального питания. Объяснение правильного потребления соков, фруктов, овощей Используют правило для потребления соков, фруктов, овощей по инструкции учителя Самостоятельно используют знания о правильном потреблении продуктов Формирование мыслительной деятельности - 17 часов 44. Совершенствование умения выделять взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными 1 Выделение взаимосвязи между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями. Задание: «Построй забор вокруг Выделяют взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядночувственными представлениями с помощью уточня- Умеют самостоятельно выделять взаимосвязь между практическим жизненным опытом и наглядно-чувственными 19 представлениями, развитие умения отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты 45. Совершенствование умения выявлять связи между персонажами, объектами, действиями, изображенными на сюжетных картинках, формируя умение рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение дома», «Помоги рыбкам» ющих вопросов педагога представлениями. Обобщают свой опыт в речевых высказываниях 1 Выявление связи между персонажами, объектами, действиями, изображенными на сюжетных картинках. Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение. Задание: «Вечерняя сказка», «На приеме у доктора», «В зоопарке» Устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, с помощью уточняющих вопросов учителя 46. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в нагляднодейственном плане к наглядно - образному мышлению 1 47. Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов 1 Формирование предпосылок, переходящих от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению. Задания: «Покорми кролика», «Напои птичку» Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. Задания: «Весна», «Рыболов» Определяют предпосылки решения задач в нагляднодейственном плане к наглядно - образному мышлению использованием уточняющих и дополнительных вопросов учителя Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и дополнительных вопросов учителя Самостоятельно устанавливают связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках. Рассуждают, делают вывод и обосновывают свое суждение по ситуациям, изображенным на картинках Определяют предпосылки решения задач в нагляднодейственном плане к наглядно - образному мышлению самостоятельно 48. Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором 1 Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполага- Определяют логику действий в сюжете с использованием уточняющих и до- Определяют логику действий в сюжете самостоятельно Определяют логику действий в сюжете самостоятельно 20 предполагается динамическое изменение объектов ется динамическое изменение объектов. Задания: «Зимой», «Дорисуй» 49. Формирование умения устанавливать соотношение между словосочетанием и образом (находить предмет по описанию) 1 50. Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом 51. Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом 1 1 Установление соотношения между словосочетанием и образом (умение находить предмет по словесному описанию). Задание: «Игрушки-половинки», «Картинки-половинки» Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Задания: «В магазине игрушек», «Во дворе» Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Задания: «В парикмахерской», «В цирке» полнительных вопросов учителя Устанавливают соотношение между словосочетанием и образом с помощью уточняющих вопросов педагога Самостоятельно устанавливают соотношение между словосочетанием и образом Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения Выявляют связи между персонажами и объектами с помощью учителя Самостоятельно выявляют связи между персонажами и объектами, делают выводы и обосновывают суждения 21 52. Совершенствование умения выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей по словесному описанию 1 Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие иллюстрации к действиям персонажей по словесному описанию. Задания: «Смелый петушок», «Еж и кот» Выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей при оказании помощи учителя Самостоятельно выбирают соответствующие иллюстрации к действиям персонажей по словесному описанию педагога 53. Совершенствование умения определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех) 1 Определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку с помощью уточняющих вопросов учителя Самостоятельно определяют предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку 54. Совершенствование умения определять последовательность указанных событий (из 4 и более картинок), употребляя слова сначала, потом 1 Определение предполагаемой причины явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из трех-четырех). Задания: «Флажок без древка» — картинку «Мальчик сломал флажок») Определение последовательности указанных событий (из 4 и более картинок), употребляя слова сначала, потом. Задания: «Что сначала? Что потом», «Расскажи историю» Определяют последовательность указанных событий (из 4-х и более картинок), употребляя слова сначала, потом с помощью уточняющих вопросов учителя Определяют самостоятельно последовательность указанных событий (из 4-х и более картинок) 55. Совершенствование умения переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функции) 56. Совершенствование уме- 1 Переключение с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции). Задания: «Волшебная корзинка», «Настроение», «Мой портрет» Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой (по свойствам, качествам, функции) самостоятельно 1 Адекватное реагирование на Умеют переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другой ( по свойствам, качествам, функции) с помощью уточняющих вопросов педагога Реагируют на юмористиче- Реагируют на юмористи22 ния адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла 57. Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач 1 58. Формирование умения оперировать смыслом 1 59. Формирование умения принять учебную задачу 1 60. Формирование умения планировать свои дей- 1 юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. Демонстрация понимания их скрытого смысла. Задания: чтение произведения К. Чуковского «Небылицы», обсуждение ские ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. В случае непонимания ситуации, обсуждают сюжет с учителем ческие ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. Понимают и могут объяснить скрытый смысл сюжета Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач. Задания: «Из ряда слов выбрать два, обозначающие главный признак основного слова» Оперирование смыслом пословиц. Задание: «Подобрать фразу к пословице, отражающей ее смысл» Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений с помощью уточняющих вопросов учителя Выделяют существенные признаки для сохранения логичности суждений самостоятельно Подбирают фразу с соответствующим смыслом к пословице с помощью уточняющих вопросов педагога Умеют подбирать фразу с соответствующим смыслом к пословице самостоятельно Принятие учебной задачи. Преобразование условий задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта. Задания: «Распредели между куклами фигурки так, чтобы каждой из них принадлежал какой-нибудь признак» Выделение связи и отношения между элементами ситуации, ко- Принимают условие задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта с помощью уточняющих вопросов педагога Принимают условие задачи с целью обнаружения общего признака изучаемого объекта самостоятельно Выделяют связи и отношения между элементами ситу- Самостоятельно выделяют связи и отношения между 23 ствия торые обычно воспринимаются ации, которые обычно воснерасчлененно. принимаются нерасчлененно Задания: «Давай теперь Леше с помощью уточняющих во(называется имя партнера по просов педагога первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него» Развитие элементов воображения - 6 часов элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчленённо Формирование образа предмета из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей Выполнение аппликации «Кроватки» Отбор заместителей для обозначения персонажей сказки. Задания: «Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди» Составляют аппликацию из составных частей (4-5 предметов) по показу учителя Составляют аппликацию из составных частей (5-6 предметов) самостоятельно Отбирают заместителей для обозначения персонажей сказки с помощью уточняющих вопросов учителя Отбирают заместителей для обозначения персонажей сказки самостоятельно 61. Формирование образа предмета из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей 1 62. Формирование наглядных форм символизации – умения отбирать заместителей для обозначения персонажей сказки 1 63. Формирование умения создавать образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности (дополнение рассказов) 1 Создание воображаемых образов целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности. Задания: «Так не бывает!», «Портрет заговорил» Создают воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности с помощью уточняющих вопросов учителя Создают воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности самостоятельно 64. Формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования 1 Выполнение заданий на формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования. Задания:«Логическая цепочка», «Исправь ошибку», «Вершки – Придумывают символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы с помощью учителя Придумывают символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы самостоятельно 24 корешки», «Чудесный мешочек», «Если знаешь - продолжаешь ...», «Разложи правильно» Узнавание предметного рисунка. Задания: «Расколдуем фигуры», «Дополни недостающие детали в изображении» 65. Развитие зрительного воображения, формирование умения узнавать предметный рисунок 66. Формирование умения использовать наглядные модели и схемы для развития воображения при ознакомлении с художественной литературой 1 Знакомство с художественной литературой с использованием наглядных моделей и схем. Задания: «Сказки "Репка", "Теремок" - сериационный ряд» Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ с помощью учителя Получают цельное изображение путем дорисовывания, составляют воображаемый предмет, придавая ему целостный образ самостоятельно Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов учителя Используют наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно 25 Обследование познавательной деятельности - 2 часа 67. Обследование познавательной деятельности 1 68. Обследование сенсорного развития 1 Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций Соотносят предметы по величине из пяти предложенных объектов с помощью педагога. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке с опорой на образец. Узнают бытовые звуки и звуки живой природы с помощью педагога. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют «четвертый лишний» с помощью педагога. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия Выполнение заданий на развитие Выбирают действие, изображенное на картинке, из сенсорного восприятия ряда предложенных по инструкции педагога. Находят в окружающей сре- Соотносят предметы по величине из 6-7 предложенных объектов. Находят знакомые (основные) цвета и оттенки в окружающей обстановке. Узнают бытовые звуки и живой природы. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий. Оперируют счетом, выполняют арифметические действия Умеют выбирать действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных. Находят в окружающей 26 де предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога. Выделяют и различают последовательность звуков в слове. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Определяют вкусовые характеристики предмета с помощью педагога среде предметы заданного цвета. Различают слова с заданным звуком. выделяют и различают последовательность звуков в слове самостоятельно. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют вкусовые характеристики предмета 27