РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического объединения учителейпредметников Директор МКОУ Слюсаревская ОШ ________________________ Л.А. Захарченко Протокол №1 от «29» августа 2023 г. ________________________ Л.Н. Зибарова Приказ №98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» для обучающихся 3,5 класса Слюсарево 2023 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели, задачи коррекционного обучения детей Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детей с умственной отсталостью Инструментарий определения эффективности освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Особенности организации работы учителя-дефектолога Формы, способы, методы и средства реализации программы Критерии оценки результативности работы по программе Особенности взаимодействия с семьями обучающихся Взаимодействие со специалистами ПМПк Учебно-тематический план Предполагаемые результаты освоения программы 3. ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение 3.2. График организации образовательного процесса 3.3. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога. Планирование деятельности по направлениям 3.4. Циклограмма работы учителя-дефектолога 3.5. Описание форм, методов и средств реализации адаптированной рабочей программы 3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога 3.7. Мониторинг развития обучающегося с УО (сводная таблица) 3.8. Методическое обеспечение адаптированной рабочей программы I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными интеллектуальными нарушениями в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: · Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (вступил в силу 01.09.2013) № 273-ФЗ; · "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); · Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ир-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; · Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; · Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Выполнение программы рассчитано на 68 часов. Два коррекционно-развивающих занятия в неделю, продолжительностью 20 минут. Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Задачи: 1. Выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; 2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педа го ги че с кой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей пси хо физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); 3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); 4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 5. Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников: Патологическая инертность нервных и психических процессов; Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; Снижение мотивации деятельности; Тугоподвижность, косность и стереотипность Нарушение критичности мышления; мышления; Нарушение операционального и организационного компонентов деятельности; Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; Низкая точность и прочность запоминания; Непреднамеренность запоминания; Нарушения речи; Низкая целенаправленность деятельности. II. мыслительной СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Обязательными условиями при проведении занятий являются: Ø планирование материала от простого к сложному, Ø дозирование помощи взрослого, Ø постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося. Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объѐм материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий. Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях. На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребѐнка на КРО учительдефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психологопедагогической диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребѐнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с умственной отсталостью является критерием эффективности реализации коррекционной программы. Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Работа с родителями начинается при зачислении ребѐнка на занятия к учителюдефектологу и ведѐтся по следующим направлениям: Консультации для родителей: Ø обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики; Ø планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы; Ø посещение родителями занятий учителя-дефектолога. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ППк Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ППк. Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психологопедагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с умственной отсталостью. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Основные разделы программы: Ø Язык и речевая практика (формирование навыка письма и обучение грамоте); Ø Математика (математические представления); Ø Естествознание (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности); Ø Человек (социально-коммуникативное развитие); Ø Развитие и коррекция ВПФ; Ø Формирование учебной деятельности, приѐмов умственных действий № Направления работы Основные задачи реализации содержания 1 Социально-коммуник ативное развитие 1. Формировать у ребенка представлений о самом себе и 2 Ознакомление с окружающим воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе; 2. Развивать сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности; 3.Формировать и пробуждать «личную память», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью; 4. Развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу. 5. Готовить ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. 1. Сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. 2. Обогащать чувственный опыт ребенка — учить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. 3. Формировать адекватные представления об окружающем, создавать чувственную основу для слова и подготавливать ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен). 4. Формировать представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. 5. Формировать представления о живом и неживом мире, о 3 Сенсорное развитие 4 Развитие мышления 5 Развитие мнемических процессов 6 Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности 7 Формирование навыка письма 9 Развитие речи взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы, зависимости жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. 1. Коррекция когнитивной сферы ребенка. 2. Развивать у детей поисковые способы ориентировки: методы проб и примеривания. 3. Формировать ориентировочную деятельность, которая реализуется в виде действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, обеспечить освоение системы сенсорных эталонов. 4. Учить правильному соединению сенсорного опыта ребенка со словом. 5. Развивать зрительное восприятие и внимание, подражание, формирование целостного образа предметов. 6. Развивать слуховое внимание и восприятие. 1. Формировать осмысленные целенаправленные предметные действия, преодолевать статичность восприятия. 2. Создавать благоприятные условия для развития соотношения между формами наглядного и словесно логического мышления. 3. Формировать побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений. 4. Формировать образы - представления, укреплять взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. 1. Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; 2. Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; 3. Развитие тактильной и кинестетической памяти. 1. Развитие слухо-моторной координации; 2. Развитие зрительно-моторной координации; 3. Развитие слухо-зрительной и зрительнодвигательной координации. 1. Регуляция простейших двигательных актов; 2. Формирования умения ориентировки в задании; 3. Формирование умения планирования этапов выполнения задания; 4. Формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; 5. Формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. 1. Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; 2. Заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; 3. Звуко-буквенный анализ слова; 4. Формирование навыка внимательного письма. 1. Развивать речь и формировать коммуникативные способности у детей во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а 10 Формирование математических представлений также на специальных занятиях по развитию речи. 2. Учить создавать образы восприятия и представления об окружающей действительности, усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усвоении в процессе занятий по сенсорному воспитанию и формированию мышления. 3. Закреплять и обобщать в слове приобретенный социальный и эмоциональный опыт. 4. Развивать у детей невербальныеи вербальные формы общения. 5. Учить систематизировать и обобщать речевой материал, расширять и уточнять словарь, активизировать связную речь. 6.Формировать основные функции речи — фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную. 1. Обучать детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств 2. Формировать элементарные количественные и качественных представлений, отношения между предметами. 3.Сопоставлять предметы по форме,величине, пространственному расположению и по количеству. Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребѐнка, и его потребности в коррекционном воздействии. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий строится исходя из индивидуальной диагностики обучающегося и хранится в личном деле учителя-дефектолога. При наличии у детей сопутствующих нарушений в развитии (нарушение зрения, слуха и т.п) имеющаяся программа коррекционно-развивающей работы корректируется в соответствие с имеющимися особыми образовательными потребностями обучающегося: в программу работы включается соответствующий блок коррекционно-развивающих занятий. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках. Ø Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи. Ø Соблюдать нормы поведения на уроке. Ø Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий. Ø Планированию собственной деятельности. Ø Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении. Ø Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Ø Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. Ø Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты. Ø Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их. Ø Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Ø Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту. Ø Пересказывать небольшие литературные произведения, составлять план пересказа. Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке. Ø Писать строчные и прописные буквы. Ø Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста. Ø Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Ø Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме. Ø Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости. Ø Называть обобщающие названия изученных групп предметов. Ø Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с АОП. Ø Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с АОП., в том числе с переходом через разряд. Ø Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике. Ø Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с АОП.. Ø Пользоваться количественными и порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определѐнного предмета в ряду. Ø Составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала в соответствии с АОП.. Ø Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с АОП. Ø Составлять и решать задачи в несколько действий. Ø Сравнивать предмету по величине, цвету, форме. Ø Знать меры измерения и уметь пользоваться ими. Ø Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости. Ø Называть времена года, месяцы времѐн года, дни недели. Ø Определять время по часам. Планируемые результаты 3 класс: ● целенаправленно выполнять действия по трѐх- и четырѐхзвенной инструкции педагога; ● дорисовывать незаконченные изображения; ● группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом; ● составлять цветовую гамму от тѐмного до светлого тона разных оттенков; ● конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур; ● определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; ● зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; ● классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; ● различать запахи и вкусовые качества, называть их; ● сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке; ● действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; ● определять время по часам. 5 класс: ● целенаправленно выполнять действия по четырѐхзвенной инструкции педагога, составлять план действий; ● выполнять точные движения при штриховке двумя руками; ● пользоваться элементами расслабления; ● группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом; ● смешивать цвета, называть их; ● конструировать сложные формы из 6-8- элементов; ● ● ● ● ● находить нереальные элементы нелепых картинок; определять противоположные качества и свойства предметов; самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам; распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; определять на слух звучание различных музыкальных инструментов; ● моделировать расположение предметов в заданном пространстве; ● определять возраст людей. Содержание программы Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий.. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти). 1 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа) Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 часов). Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (4 часа). Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18 часов), из них: Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жѐлтый, зелѐный, синий, чѐрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (23 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали). Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов). Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа). Контрастные температурные ощущения (холодный –горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солѐный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжѐлый –лѐгкий). Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов). Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов). Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперѐд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Раздел 9. Восприятие времени (5 часов). Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Итоговая диагностика обучающихся (2 часа) 5 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час). Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12 часов). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трѐхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застѐгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объѐмной» и «рваной» аппликации. Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов). Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие –жѐсткие, мелкие –крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений –имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование. Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 часов). Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объѐмных геометрических фигур –круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тѐплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6 часов). Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трѐх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 часов). Развитие осязания (теплее –холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трѐх предметов (тяжелее –легче –самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов). Определение направления звука в пространстве (справа –слева –спереди –сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше –ниже, левее –правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Раздел 9. Восприятие времени (7 часов). Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена. 2 класс Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час). Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (10 часов). Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех-и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнѐнным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов. Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов). Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов). Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелѐный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объѐмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей). Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (7 часов). Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов). Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –ещѐ суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий –слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объѐма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый –грязный, тѐмный –светлый, вредный –полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть –закрыть, одеть –раздеть, расстегнуть –застегнуть). Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6 часов). Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребѐнка и взрослого. Раздел 8. Восприятие пространства (6 часов). Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчѐта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчѐта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нѐм предметов, игрушек. Раздел 9. Восприятие времени (7 часов). Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарѐм и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии. Результаты на уровне: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться: ● Ориентироваться на сенсорные эталоны; ● Узнавать предметы по заданным признакам; ● Сравнивать предметы по внешним признакам; ● Классифицировать предметы по форме, величине, цвету; ● Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; ● Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; ● Давать полное описание объектов и явлений; ● Различать противоположно направленные действия и явления; ● Определить последовательность событий; ● Ориентироваться в пространстве; ● Целенаправленно выполнять действия по инструкции; ● Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; ● Опосредовать свою деятельность речью. Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене. Приложение Тематическое планирование 3 класс (68 часов) № 1 Дата Тема урока Обследование вновь принятых детей Содержание занятий Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зелѐный, жѐлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков (12 часов) 2 3 Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) Развивать согласованность движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучать целенаправленным действиям по трѐхзвенной инструкции педагога 4 Обучение целенаправленным действиям по двухи трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) 5 6 7 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Развивать моторику руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) Совершенствовать точность движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях 8 Рисование бордюров по образцу 9,1 0 Графический диктант (зрительный и на слух) 11, 12 Обучать целенаправленным действиям по трѐхзвенной инструкции педагога Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Обводить контур изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывать незаконченные геометрические фигуры Рисовать бордюры. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезать ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. 13 Работа в технике объемной и рваной аппликации Работать в технике «объѐмной» и «рваной» аппликации. Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие (5 часов) 14 15, 16 Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). 17 Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» 18 Игры с сюжетной мозаикой Определять различные свойства и качества предметов на ощупь (мягкие – жесткие, мелкие – крупные). Находить на ощупь контур нужного предмета из 2-3 предложенных. Воспринимать поверхность на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» Работать с глиной, тестоми пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Играть с сюжетной мозаикой. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа) 19, 20 21, 22 Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) Формировать ощущения от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнять упражнения по заданию педагога, вербализовать собственные ощущения. Выразительность движений – имитировать животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценировать. Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 часов) 23 24 Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала 25 Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции 26 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) 27 28, 29 Сравнивать две объѐмные геометрические фигуры – круг и овал. Комбинировать разныеформыиз геометрического конструктора. Сравнивать и обозначать словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставлять части и детали предмета по величине. Дидактическая игра «Часть и целое» Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов 30 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку 31 Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тѐплые и холодные. Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). 32 33 34 Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Составлять сериационные ряды из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание Узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). незаконченных изображений знакомых предметов 35, 36 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Раздел 5. Развитие зрительного восприятия (6 часов) 37 Формировать умения причинно-следственные связи; Совершенствование зрительнодвигательной координации рук элементарные аналогии, и глаз. Рисование бордюров по понимания скрытого смысла, адекватные реакции наглядному образцу на юмор. 38 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) устанавливать находить формировать развивать 39 40 Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» 41 Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») 42 Упражнения для профилактики и коррекции зрения Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (6 часов) 43 Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) Развивать осязания (теплее – холоднее), определять контрастные температуры разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различать пищевые запахи и вкусы, их словесно обозначать. 44 Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение Определять различные свойства вещества (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). 45, 46 Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) 47, 48 Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз Дифференцировать ощущения чувства тяжести (тяжелее – легче); взвешивать на ладони; определять вес «на глаз». Раздел 7. Развитие слухового восприятия (6 часов) 49 Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). 50, 51 Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). 52 Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона Определять направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» Выполнять действия по звуковому сигналу. Дидактическая игра «Прерванная песня». Различать музыкальные и речевые звуки по высоте тона 53 Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков Различать мелодии по темпу; прослушивать музыкальные произведения. Развивать чувства ритма 54 Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» Раздел 8. Восприятие пространства (7 часов) 55 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов 56 Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» Ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Понимать: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Ориентироваться на вертикально расположенном листе бумаги. Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части. Вербально обозначать пространственные отношения с использованием предлогов. Развивать пространственный праксис. 57 Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. 58 Деление листа на глаз, на две и четыре равные части 59 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа 60 61 Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) Ориентироваться на расположенном листе бумаги. вертикально Ориентироваться на расположенном листе бумаги. вертикально Расположение предметов и их Пространственная ориентировка на поверхности перемещение на поверхности парты, располагать и перемещать предметы по парты инструкции педагога. Раздел 9. Восприятие времени (7 часов) 62 Определение времени по часам 63 Моделировать пространственное расположение объекта относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Дидактическая игра «Обставим комнату» Делить лист на глаз на 2 и 4 равные части. Определять время по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Времена года, их закономерная смена. Длительность временных Длительность временных интервалов (1 час, 1 интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, минута, 1 секунда). 1 ч) 64 Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» 65 Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) 66 67 Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Меры времени (секунда, минута, час, сутки) 68 Определение времени по часам. Игры с моделью часов Тематическое планирование 5 класс (68 часов) № 1 2 3 Дата Тема урока Обследование вновь принятых детей Диагностика: выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками; различают наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зелѐный, жѐлтый); слушают и понимают собеседника, выполняют несложные инструкции, отвечают на вопросы. Развитие моторики, графомоторных навыков Развивать согласованность движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Соотносить движения с поданным звуковым сигналом. Совершенствовать точность мелких движений рук. Штриховать изображения двумя руками. Вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезать ножницами на глаз изображения предметов. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) 4,5 Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении 6 Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) 7,8 9 Содержание занятий Графический диктант с усложненными заданиями Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) 10 Дорисовывание симметричной половины изображения 11 Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) Тактильно-двигательное восприятие 12, !3 Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) 14 Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной Определять на ощупь разные свойства и качества предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Находить на ощупь два одинаковых контура предмета из 4-5 предложенных. Закреплять тактильные ощущения при работе с пластилином, тестом, глиной. Играть с мелкой мозаикой 15 Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) 16 Игры с мелкой мозаикой Кинестетическое и кинетическое развитие 17 Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий Произвольное и по инструкции педагога сочетать движение и позы разных частей тела; вербализавать собственные ощущения. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. 18 Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов 19, 20 Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 21 22, 23 24 25, 26 27 Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) Цветовой спектр. Группировать предметы по два самостоятельных выделенным признака; обозначать словом. Сравнивать и группировать предметы по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составлять сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использовать простые меры для измерения и сопоставления предметов. Смешивать цвета. Определять постоянные цвета (белый снег, зелѐный огурец и т.д.). Узнавать целое по одному фрагменту. Определять предметы по словесному описанию. Конструировать сложные формы предметов с использованием объѐмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 68 элементов. Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей). Смешение цветов (оттенки) 28 29 30 31, 32 Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) Узнавание предмета по одному элементу Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» Развитие зрительного восприятия 33, 34 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) 35, 36 Нахождение нелепиц на картинках 37 Дидактическая игра «Лабиринт» 38 39 Формировать произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Находить различия у двух сходных сюжетных картинок. Запоминать 3-4 предмета и воспроизвести их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» Профилактика зрения. Гимнастика для глаз Восприятие особых свойств предметов Развивать дифференцированные осязательные ощущения (сухое – суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. 40 41, 42 Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха 43 Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение 44 Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» 45 Упражнения в измерении веса предметов на весах 46, 47 Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) 48 49 Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) Измерять температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры, воды, воздуха). Дифференцировать вкусовые ощущения (сладкое – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерить вес разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть). Развитие слухового восприятия 50 Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) 51 Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» 52 Характеризовать неречевые, речевые и музыкальные звуки по громкости, длительности, высоте тона. Развивать слухомоторную координацию. Определять на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формировать чувства ритма. Различать по голосу ребѐнка и взрослого Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» 53 Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» 54 Формирование чувства ритма. Игровые упражнения 55 Дидактическая игра «Угадай по голосу» Восприятие пространства 56, 57 58 Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве Ориентироваться в помещении и на улице; Выполнить задание педагога, связанного с изменением направления движения. Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчѐта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты. Ориентироваться на листе бумаги 59 Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) 60 Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) 62 Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман)и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) Восприятие времени 62, 63 64 65 66 Определение времени по часам. Игры с моделью часов Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» Работа с календарем и моделью календарного года Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов. Работать с календарѐм и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии. 67 Меры времени (секунда, минута, час, сутки) 68 Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Методическое обеспечение. В процессе реализации программы используются коррекционно-развивающие игры и упражнения, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые А. Вильшанской для осуществления профессиональной деятельности учителя-дефектолога. Для обследования детей используется: 1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с. 2. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик). Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А.Д. Вильшанской. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в преодолении отклонений познавательных способностей учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002. 2. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006. 3. 4. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54 5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии; 6. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь; 7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии; 8. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция; 9. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160 с. 10. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственновременных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.