РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык (русский)»
для 4 класса
на 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» (предметная область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке») составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского родного языка, а
также подходы к отбору содержания, характеристику основных содержательных линий, место
учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Родной язык (русский)».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные результаты по родному языку (русскому) за каждый год обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по выделенным
содержательным линиям, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы, которые
целесообразно использовать при изучении той или иной темы.
Примерная рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне начального общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в Рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для
организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету «Родной язык (русский)», ориентированной на современные тенденции в школьном
образовании и активные методики обучения.
Рабочая программа позволит учителю:
- реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к
достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования;
- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Родной язык (русский)» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; основной
образовательной программой начального общего образования (в редакции протокола от 8 апреля
2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Рабочей программой воспитания;
- разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного
класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение
определѐнного раздела /темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для
освоения учебного материала разделов/тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
Целями изучения русского родного языка являются:
- осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского
народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций
своего народа, осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
- овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков
народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
-овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц
русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
-совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отражѐнной в языке;
-совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса
и
грамматического
строя
речи;
развитие
потребности
к
речевому
самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей
языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах
познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.
п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС НОО, основной образовательной программе начального общего
образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в объѐме 17 часов ( 17 часов в 4 классе).
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время,
отведѐнное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться, как время для
углублѐнного изучения основного курса «Русский язык». В содержании предмета «Родной язык
(русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи™ внешней
стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и
культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты,
которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер,
школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение»,
сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико- ориентированный
характер.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока.
Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» — включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной
специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других
народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование
умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение
культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в
рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию
русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырѐх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать,
анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами
людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с
обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие родственные
отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся
семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в
языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении
слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций
на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приѐмы работы с примечаниями к тексту.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинноследственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление
плана текста, не разделѐнного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с
целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать
языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения; согласно
заданному
алгоритму
находить представленную
в
явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить орфографические и
пунктуационные ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырѐх лет обучения должно
обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты
и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение
активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся научатся:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и
сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с
изученными
темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го
лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе™ роде (если сказуемое выражено
глаголом в форме прошедшего времени);
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного
текста (в рамках изученного);
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова,
для уточнения нормы формообразования;
пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания
слов; пользоваться учебным этимологическим словарѐм для уточнения происхождения
слова; различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
строить устные сообщения различных видов: развѐрнутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и о культуре русского народа;
владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты
от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь
между фактами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделѐнного на абзацы; приводить объяснения заголовка текста;
владеть приѐмами работы с примечаниями к тексту;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в
письменной форме и представлять его в устной форме;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
Тематическое планирование
Тематическ
ие блоки,
темы
Номер и тема
урока
Русский
язык:
прошлое и
настоящее
1. Не стыдно не
знать, стыдно не
учиться.
2. Вся семья вм
есте, так и душан
а месте.
3. Красна сказк
а складом, апесн
я ладом.
4. Красное слов
Кол
иче
ств
о
час
ов
5
Основное содержание
Методы и формы организации
обучения.
Основные виды деятельности
обучающихся
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Что и как могут
рассказать слова об
обучении. Лексические
единицы
с
национально-культур
ной
семантикой,
связанные с обучением.
Пословицы, поговорки
и
фразеологизмы,
возникновение которых
Поиск
информации
о
происхождении
слов.
Обсуждение
примеров
из
текста. Работа в парах: анализ
словарной статьи и выбор
примеров
к
толкованию
значения слова урок; анализ
слов с греческими корнями,
«пере вод» их на русский язык.
Проектное задание «Как слово
https://infourok.r
u/biblioteka/rodn
oj-yazyk/klass1/type-55
цо не ложь.
5. Язык языку и
есть подает.
связано с учением,
например: от корки до
корки и т. д.
Что и как могут
рассказать слова
о
родственных
отношениях в семье.
Лексические единицы
с
национально
культурной
семантикой,
называющие
родственные
отношения,
напри
мер:
матушка,
батюшка,
братец,
сестрица,
мачеха,
падчерица.
Пословицы,
поговорки
и
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с
родственными
отношениями,
например, вся семья
вместе, так и душа на
месте и т. д.
Русские
традиционные
эпитеты: уточнение
значений,
наблюдение
за
использованием
в
произведениях
фольклора
и
художественной
литературы.
Лексические единицы
с
национальнокультур
ной
семантикой,
связанные
с
качествами
и
чувствами
людей,
например:
добро
сердечный,
доброжелательный,
благодарный,
бескорыстный и т. д.
Пословицы,
поговорки
и
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с
качествами,
чувствами
людей.
Сравнение
с
пословицами
и
появилось»:
составление
словаря
в
картинках
и
подготовка
сообщений
об
истории слов школа, гимназия,
лицей.
Работа с примерами устного
народного
творчества;
с
авторскими текстами.
Объяснение
значений
незнакомых слов с помощью
толкового словаря. Просмотр
иллюстраций (репродукции
картин русских художников).
Конструирование
—
составление
рассказа
о
традициях в семье. Работа в
группе: анализ диалоговприбауток.
Приобретение опыта поиска
информации
о
происхождении
слов.
Наблюдение над текстовым
материалом и уточнение
значения термина «эпитет».
Работа в парах: соотнесение
образов
народного
творчества
с
эпитетами.
Работа
с
текстом:
определение темы и поиск
информации. Работа с книгой
(групповая работа): подбор и
запись эпитетов. Работа с
таблицей
(в
парах):
группировка предложенных
эпитетов.
Объяснение значения слов и
выражений,
передающих
эмоции, чувства людей и их
свойства. Работа с текстом:
анализ
главной
мысли.
Работа
с
таблицами:
соотнесение фразеологизма и
его толкования. Творческая
работа:
иллюстрирование
текста с фразеологизмом.
Самостоятельная
работа:
составление сообщения по
тексту; объяснение значения
фразеологизмов. Работа с
иллюстрациями и рисунками
параграфа: объяснение и
подбор
к
ним
фразеологизмов. Сравнение
русских фразеологизмов со
значением «бездельничать».
Проектное
задание
«Знакомлюсь
с
фразеологизмом».
Приобретение опыта поиска
Язык
в
действии
6. Трудно ли
образовывать фо
рмы глагола?
7. Трудно ли
образовывать фо
рмы глагола?
8. Можно ли
об одном и
том же сказать
по разному?
9. Можно ли
об одном и
том же сказать
по разному?
10. Как и когда
появились знаки
препинания?
11. Как и когда
6
поговорками других
народов. Сравнение
фразеологизмов,
имеющих в разных
языках общий смысл,
но
различную
образную форму.
Лексика,
заимствованная
русским языком из
языков
народов
России
и
мира.
Русские
слова
в
языках
других
народов. Сравнение
толкований слов в
словаре В. И. Даля и
современном
толковом словаре
информации
о
происхождении
слов.
Наблюдение и сопоставление
словарных статей из разных
словарей;
осознание
заимствования слов. Беседа о
слове этимология; анализ
примеров
заимствованных
слов из языков народов мира
(например,
польский,
финский). Работа в группе:
обсуждение
проблемного
вопроса — как меняется
значение
заимствованных
слов (например: бутерброд,
компот, галстук, брюки) в
русском языке.
Проектное задание «Откуда
это слово появилось в
русском языке?». Работа с
таблицей:
соотнесение
заимствованной части слова
и
значения.
Беседа
о
появлении русских слов в
языках
народов
мира;
обсуждение
и
осознание
причин этого проникновения
(исторические,
географические,
политические события и т.
п.).
Проектное
задание
«Русские путешественники»,
«Русские
слова
в
иностранном
языке».
Учебный диалог: сравнение
словарных статей в словарях
В. И. Даля и С. И. Ожегова.
Работа с книгой в рубрике
«Круг чтения»
Пропедевтическая
работа
по
предупреждению
ошибок
в
произношении слов в
речи.
Трудные
случаи
образования формы
1-го
лица
единственного числа
настоящего
и
будущего
времени
глаголов
(на
пропедевтическом
уровне).
Наблюдение
за
синонимией
синтаксических
конструкций
на
Упражнение:
отработка
правильного произношения
слов.
Соблюдение
отрабатываемых
орфоэпических норм в речи
(при изучении всех разделов
курса).
Работа
в
группе:
моделирование
словосочетаний с трудными
глагольными
формами.
Конструирование
предложений с глаголами в
форме
1-го
лица
единственного
числа
с
использованием
иллюстраций.
Беседа
о
глаголах класть и положить и
др.,
при
использовании
https://infourok.r
u/biblioteka/rodn
oj-yazyk/klass1/type-55
появились знаки
препинания?
Секреты
речи
и
текста
12. Задаем вопро
сы в диалоге.
13. Учимся пере
давать в
заголовке тему
или
основную мысль
текста.
уровне
словосочетаний
и
предложений
(на
пропедевтическом
уровне).
История
возникновения
и
функции
знаков
препинания (в рамках
изученного).
Совершенствование
навыков правильного
пунктуационного
оформления текста.
Совершенствование
навыков
орфографического
оформления
текста
Правила
ведения
диалога: корректные
и
некорректные
вопросы
6
Особенности
озаглавливания
текста.
Соотношение частей
прочитанного
или
прослушанного
текста: установление
причинно-
которых
возможно
возникновение ошибок.
Обсуждение
проблемного
вопроса (учебный диалог):
«Можно ли про одно и то же
сказать по-разному?» Работа
с таблицей: наблюдение и
формулирование вывода о
синонимии словосочетаний и
предложений.
Анализ
устойчивых
выражений.
Работа в парах: замена
словосочетаний
синонимическими
конструкциями. Работа в
группах:
синонимия
этикетных
выражений.
Конструирование
сложноподчинённых
предложений.
Работа
с
текстом:
наблюдение и обсуждение
вопроса: «Почему учение о
знаках
препинания
называлось учением о силе
точек?»
Поиск
доказательства
в тексте.
Пунктуационный
тренинг.
Работа с таблицей: сравнение
современных
знаков
препинания со знаками в
«Российской грамматике» М.
В.
Ломоносова
(пропедевтическое
знакомство с удивительным,
единительным,
вместительным знаками).
Орфографический
тренинг
(осуществляется
при
изучении
всех
разделов
курса).
Работа в парах: особенности
вопросов,
заданных
ровеснику
и
взрослому.
Моделирование
диалогических ситуаций с
вопросно-ответными
конструкциями. Работа в
парах:
конструирование
диалогов с использованием
предложенных пословиц.
Учебный
диалог
о
соответствии
заголовка
текста теме и основной
мысли. Работа в группах:
анализ названий рассказов и
сказок; выявление отражения
в
них
темы
текста.
Наблюдение
над
https://infourok.r
u/biblioteka/rodn
oj-yazyk/klass1/type-55
14. Учимся сост
авлять плантекст
а.
15. Учимся пере
сказывать текст.
16. Учимся
оценивать
и редактировать
тексты
17. Итоговая
контрольная
работа
следственных
отношений
этих
частей,
логических
связей
между
абзацами
текста.
Составление
плана
текста,
не
разделённого
на
абзацы.
Информационная
переработка
прослушанного или
прочитанного текста:
пересказ
с
изменением лица (на
практическом
уровне).
Приёмы
работы
с
примечаниями
к
тексту.
Оценивание устных и
письменных речевых
высказываний
с
точки зрения точного,
уместного
и
выразительного
словоупотребления.
Редактирование
предложенных
и
собственных
текстов
с
целью
совершенствования
их
содержания
и
формы;
сопоставление
чернового
и
отредактированного
текстов.
Практический опыт
использования
учебных словарей в
процессе
редактирования
текста.
Синонимия речевых
формул
(на
практическом
уровне).
Создание
текста как результата
собственной
исследовательской
деятельности.
заголовками-вопросами
в
научно-познавательных
текстах.
Практическая
работа:
придумывание
заголовков
к
сказке
и
познавательным текстам.
Обсуждение вопроса: зачем
нужен
план
текста.
Самостоятельная
работа:
составление планов текста, в
котором
не
выделены
смысловые части.
Наблюдение
над
особенностями
текста:
возможность рассказать о
себе и личных событиях;
рассказ писателя о герое и
выбор
для
этих
целей
необходимой формы глагола
(от первого или от третьего
лица). Работа с текстами:
определение
рассказчика.
Наблюдение над текстами и
выбор
подходящих
иллюстраций.
Минисочинение
по
рисунку.
Проектное
задание:
составление
заметки
о
животных для школьного
журнала.
Работа
с
текстами:
определение цели текста;
выбор
соответствующих
языковых средств. Работа в
парах:
сравнение
особенностей
текстов
—
оценивание
выбранных
авторами языковых средств
для
описания
осени.
Редактирование
текста:
поиск
неточностей
и
уточнение языковых средств.
Работа
в
группах:
восстановление текста по
фрагментам;
самостоятельное
редактирование части текста
и
представление
своей
работы
одноклассникам.
Оценивание своей работы и
текстов,
представленных
одноклассника
ми:
соответствие
тематике,
точность выбора языковых
средств и др.
Представление результатов
выполнения
проектного
задания
«Пишем
разные
тексты об одном и том же»