РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для 8 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой — глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и само принятию личности. Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребенка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание само ценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто коммуникации; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. 2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека. 3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия. 4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей. 5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. 6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподается в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. 1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ СОСТАВЛЕНА ПРОГРАММА Федеральный закон от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Порядка организации и осуществления образовательной̆ деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 N 115; Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2. 1.2. СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ Данная рабочая программа по Музыке определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. 1.3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОГРАММЫ При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ. В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года. 1.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА И РОЛИ ПРЕДМЕТА В ОВЛАДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Данный учебный курс по Музыке в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. 1.5. ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год). 1.6. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА основная форма – урок; экскурсии; проектная деятельность; применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, онлайн-курсы, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». 1.7. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. 1.8. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Изучение предметной области «Искусство» (Музыка) должно обеспечить: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования. 1.9. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть: зачет; практическая работа, контрольная работа; тестирование; доклады, рефераты, сообщения. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа «Музыка» ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития достигается благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественнопедагогическом процессе. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими содержательными линиями: «Классика и современность», «Традиции и новаторство в музыке». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об музыкальном искусстве. Народное искусство как культурноисторическая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы. Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино. Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка. Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур. Тема I полугодия: Классика и современность - 16 часов Урок 1. Классика и современность. (1 ч). Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный). Урок 2. В музыкальном театре. Опера. (1 ч). Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. Урок 3-4. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. (2 ч). Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. Урок 5. В музыкальном театре. Балет. (1 ч). Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль может ли быть современной классическая музыка. Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Урок 6. Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета. (1 ч) Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б. Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А. Бородина «Князь Игорь». Урок 7. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. (1ч) Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж. Гершвина (США), Ж. Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Легкая и серьезная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж. Гершвина «Порги и Бесс» и Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Урок 8. Рок-опера «Преступление и наказание». (1 ч). Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Урок 9. Мюзикл «Ромео и Джульетта». (1 ч). Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки. Урок 10. Музыка к драматическому спектаклю. (1 ч). «Ромео и Джульетта» – зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Урок 11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига, к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». (1 ч). Урок 12. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. (1 ч). Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментальносимфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Урок 13. Музыка в кино. (1 ч.) Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф. Музыка к кинофильму «Властелин колец». Урок 14. В концертном зале. (1 час.) Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф. Шуберта, П. Чайковского, С. Прокофьева. Урок 15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека. (1 ч). Урок 16. Обобщающий урок. (1 ч). Тема II полугодия: Традиции и новаторство в музыке - 18 часов Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Урок 17. Музыканты - извечные маги. (1 ч.) Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Урок 18. И снова в музыкальном театре. (1 ч). «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж. Гершвина (США), Ж. Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж. Гершвина «Порги и Бесс» и Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Урок 19. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. (1ч). Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой – выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Урок 20. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. (1 ч). Урок 21-22. Балет «Кармен-сюита». (2 ч.). Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки. Урок 23. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. (1 ч). Урок 24. Современный музыкальный театр. (1 ч). Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки. Урок 25-27. Великие мюзиклы мира. (3 ч). Урок 28. Классика в современной обработке. (1 ч). Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве. Урок 29. В концертном зале. (1 ч). Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича. Урок 30. Музыка в храмовом синтезе искусств. (1 ч). Урок 31. Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. (1 ч). Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чем – недостатки в воплощении музыкального образа. Урок 32. Галерея религиозных образов. (1 ч). Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. Урок 33. Неизвестный Г. Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». (1 ч). Урок 34. Музыкальные завещания потомкам. Урок-обобщение. (1 ч) 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объема специальной терминологии. Физического воспитания: формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д. Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название раздела (темы) Мир образов вокальной и инструментальной музыки Количество часов 16 Практические работы 5 Проверочные работы 2 Проекты Мир образов камерной и симфонической музыки Итого 18 4 2 1 34 9 4 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Под тема (название урока) Време нные ресурс ы Содержание (что планируется изучать) Методы (действия учащихся) Источники (ресурсы урока) Самостоятельная работа КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 16 ЧАСОВ 1 Классика в нашей жизни 1 час Классика, классическая музыка, современный и современность, жанр, стиль в музыке. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительску ю интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Учебник (с. 6-7) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль. Устный самоконтроль Планируемые сроки 2 В музыкальном театре. Опера 1 час Освоение особенностей оперного жанр, приемов драматургического развития, этапы сценического действия. Драматургия, драматический, конфликт, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, опера, либретто, действия (акты), картины, сцены, ария, песня, каватина, дуэт трио, речитатив, хор, оркестр, оркестровая яма. Определять и сопоставлять музыку разных композиторов. Анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательност и музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Учебник (с. 8-9) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы. Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения 3-4 Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера 2 часа Принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осваивать Учебник (с. 10-27) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль 5 6 В музыкальном театре. Балет Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» 1 час 1 час Отечественная героикотрагическая опера, колоратурное сопрано, меццо-сопрано, бас, ариямолитва. стилевые черты русской классической музыкальной школы Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета. Освоение особенностей балетного жанра (дивертисмент, паде-де,) приемов драматургического развития. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы. Учебник (с. 18-19) Расширить представления о музыкально художественной картине жанра «Балет», понимать его значимость в условиях сегодняшнего дня. Размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально– хоровой работы. Учебник (с. 20-25) Слуховой самоконтроль Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Самостоятель но проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки; - определять тембры музыкальных инструментов; 7 8 9 В музыкальном театре. Мюзикл. Рокопера Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта» 1 час 1 час 1 час Знать особенности жанра «рок-опера», его истоки. Мюзикл. Содержание. Структура, назначение жанра. Известные мировых мюзиклы. Иметь представление о романе Достоевского «Преступление и наказание» Особенности жанра Мюзикл. Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» Использование разных источников информации; стремление к самостоятельно му общению с искусством и художественном у самообразовани ю. Учебник. (с. 26-27) Различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Сравнивать темы-образы с темами других произведений искусства, созданных на основе трагедии. Изобразить и обосновать идею мюзикла через рисунок-символ. Учебник (с. 28-31) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Анализировать основные средства выразительност и: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Слуховой самоконтроль Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы. Учебник (с. 32-35) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы. Осуществлять поиск музыкальнообразовательно й информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированн ых результатов 10 11 Музыка к драматическому спектаклю 1 час Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига, к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» 1 час Роль музыки в сценическом действии. Э. Григ. Творческий и жизненный путь. Наследие. Музыкальная увертюра. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт». Размышлять о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. -Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Учебник (с. 36-39) Раскрытие музыкального образа через песеннотанцевальные жанры. Учебник (с. 40-33) Слуховой самоконтроль Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Проявлять творческую инициативу и самостоятельно сть в процессе овладения учебными действиями. Использование разных источников информации; стремление к самостоятельно Умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный Проверочная работа Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы. вариант для решения учебных и творческих задач. 12 13 Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра 1 час Музыка в кино 1 час му общению с искусством и художественно му самообразован ию Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности. Учебник (с. 44-47) Композиторы, работающие в кинематографе. Роль музыки в действии и экранной картине. Наличие аргументирован ной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Размышление о воздействии музыки на человека, ее Учебник (с. 48-51) Драматургию развития муз. произведения. Иметь представление о трех фильмах «Властелин колец» Слуховой самоконтроль Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой контроль в процессе исполнительск ой деятельности Применять информационн о-коммуникационные технологии для музыкального самообразован ия. взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. 14 В концертном зале 1 час Шедевры русской и зарубежной музыкальной классики. Форма сонатного allegro. Жанровостилевой анализ музыки, выбор способов интонационнообразного восприятия произведений, логическисравнительный анализ сочинений. Учебник (с. 52-59) Проверочная работа Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. 15 Музыка – это огромный мир, окружающий человека 1 час Основные принципы развития музыки. Воспринимать особенности интонационного и драматургическо го развития в произведениях сложных форм. Сотрудничать со Учебник (с. 60-61) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей. 16 Обобщающий урок 1 час Знать произведения разных музыкальных жанров: опера, балет, симфония, рок-опера, мюзикл, музыка кино, музыка к драматическим спектаклям первого раздела учебника «Классика и современность. Проявлять творческую инициативу и самостоятельнос ть в процессе овладения учебными действиями. Использование разных источников информации; стремиться к самостоятельно му общению с искусством. Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ (18 ЧАСОВ) 17 Музыканты - извечные маги 1 час Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, ка повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации 18 И снова в музыкальном театре 1 час Понимать содержание и взаимосвязь народных, композиторских мотивов, выявлять ассоциативные связи музыки со словом и литературой. Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся. Учебник (с. 64-65) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, устанавливать аналогии и причинноследственных связи. Прогнозировать Учебник (с. 88-91) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ; всматриваясь в произведения живописи, слышать музыку. Слуховой самоконтроль Осуществлять поиск музыкальнообразовательно й информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении. 19 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире 1 час Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач. 20 Портреты великих исполнителей. Елена Образцова 1 час Оперировать терминами и понятиями Музыкального искусства Определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке. Учебник (с. 74-79) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Проверочная работа Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и Учебник (с. 80-81) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль Самостоятельн о узнавать шедевры камерной музыки. Исследовать творческие биографии композиторов и исполнителей. Пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, жанров; жанровостилистические особенности музыкальных произведений. 21-22 Балет «Карменсюита» 2 часа Современность, затронутая в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина. Противоречия между внешними обстоятельствами и внутренними чувствами героев, приближенные к нашему времени Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативн ыми и познавательны ми задачами и технологиями учебного предмета Учебник (с. 82-89) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Проверочная работа Размышлять о модификации жанров в современной музыке. соответствии с коммуникативн ыми и познавательным и задачами и технологиями учебного предмета. 23 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая 1 час Принципы развития музыки Использовать разные типы моделей при изучении художественног о явления (графическая, пластическая, вербальная, знаковосимволическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью Учебник (с. 90-91) Музыкальный материал для слушания и вокально-хоровой работы Работа над проектом: «Портрет любимого современного исполнителя» 24 Современный музыкальный театр 1 час Крупнейшие центры мировой музыкальной культуры (театры оперы и балета, концертные залы, Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в Учебник (с. 92-93) Музыкальный /видео Работа над проектом: «Портрет любимого 25-27 Великие мюзиклы мира 28 Классика в современной обработке музеи). коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему. материал для слушания и вокально-хоровой работы современного исполнителя» 3 часа Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла Пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативн ыми и познавательным и задачами и технологиями учебного предмета Учебник (с. 94-95) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Работа над проектом: «Портрет любимого современного исполнителя» 1 час Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры.. Выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности Учебник (с. 96-97) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Работа над проектом: «Портрет любимого современного исполнителя» Опосредованно вступать в диалог с автором художественног о произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозировани я хода развития событий 29 В концертном зале 1 час Симфония «Ленинградская» Шостаковича. №7 Обсуждать Д.Д. проблемные вопросы, рефлексировать Симфония; особенности в ходе строения симфонии. творческого Интонационно-образный и сотрудничества, сравнительный анализ; сравнивать Связи в средствах результаты выразительности своей музыки и изобразительного деятельности с искусств результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности Учебник (с. 98-103) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Работа над проектом: «Портрет любимого современного исполнителя» 30 Музыка в храмовом синтезе искусств 1 час Программная музыка. Орган, костёл, хор, месса, вокально-драматический жанр, витраж, фреска, икона, «Всенощное бдение», зодчество, «Озвученный облик Родины», знаменный распев, партесное пение (григорианский хорал) 31 Музыка И. С. Баха язык всех времен и народов 1 час Музыкальная драматургия в инструментальносимфонической музыке. Музыка Баха- язык всех времен и народов. Современная интерпретация сочинений Баха. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светской и духовной. Музыкальные образы духовной музыки 32 Галерея религиозных образов 1 час Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; Учебник (с. 104-109) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль Жанровостилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационнообразного восприятия произведений, логическисравнительный анализ сочинений. Учебник (с. 104-109) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать Учебник (с. 108-110) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой Слуховой самоконтроль Народное, духовное, светское в музыке, музыкальные границы, стиль, жанр, дудук. различные точки работы зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. 33 Неизвестный Г. Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм» 1 час Творческий портрет Г. Свиридова. Цикл «Песнопения и молитвы» Проводить интонационно образный анализ музыкальных произведений. Учебник (с. 110-115) Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль 34 Музыкальные завещания потомкам. Обобщающий урок 1 час Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке» Обобщение музыкальных впечатлений учебный год. Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Музыкальный /видео материал для слушания и вокально-хоровой работы Слуховой самоконтроль Рефлексивный анализ полученных знаний. Самопознание, саморегуляция и самовыражение в процессе ответов на уроке и подготовке домашних заданий. 4. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА Отметка «5» ответ полный и правильный на основании изученного материала; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4» ответ полный и правильный на основании изученного материала; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3» ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2» при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Отметка «5» ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4» ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3» работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2» работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Таблица 1. Критериальное оценивание проекта. Баллы Критерии и уровни Целеполагание и планирование 0 5 10 0 5 10 0 5 10 0 5 10 15 0 5 10 0 5 10 0 5 10 Цель не сформулирована Определена цель, но не обозначены пути её достижения Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения Сбор информации, определение ресурсов Большинство источников информации не относится к сути работы Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны Работа целостная на всем протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно Анализ и творчество Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней Организация письменной части Письменная работа плохо организована, не структурирована, есть ошибки в оформлении Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению Чёткая структура всей работы, грамотное оформление. Анализ процесса и итогового результата Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы Последовательный обзор работы, анализ целей и результата Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций Личная вовлеченность и отношение к работе Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям. Таблица 2. Критериальное оценивание доклада Баллы 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Критерии и уровни Качество доклада Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объеме. Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объеме. Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна. Выстроена композиция доклада, в нём в полном объеме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убежденность оратора. Объем и глубина знаний по теме Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены. Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены. Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи. Педагогическая ориентация Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы. Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства. Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления. Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией; использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории Ответы на вопросы Не даёт ответа на заданные вопросы. Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы. Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость. Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы, стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы. Деловые и волевые качества докладчика Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идет на контакт, не готов к дискуссии. Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог. Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт. Таблица 3 Критериальное оценивание компьютерной презентации. Баллы 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 Критерии и уровни Информационная нагрузка слайдов Не все слайды имеют информационную нагрузку Каждый слайд имеет информационную нагрузку Соблюдение последовательности в изложении Не соблюдается последовательность в изложении материала Соблюдается последовательность изложения материала Цветовое оформление слайдов В оформлении слайдов используется большое количество цветов Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх) Подбор шрифта Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме Таблицы и графики Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы Карты Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения Иллюстрации Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме Анимация Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов Музыкальное сопровождение Мешает восприятию информации Усиливает восприятие информации Объем электронной презентации Объем презентации превышает норму – 7Мб Объем презентации соответствует норме Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор, а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен. Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок: 86 - 100 баллов - «5» 70 - 85 баллов - «4» 50 - 69 баллов - «3» В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях: отказ от исполнения проекта; нет продукта (= нет технологической фазы проекта); нет отчета (= нет рефлексии); нет презентации (= нет коммуникации); проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков); проект выполнен без учета имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки); отказ от работы в группе (= нет коммуникации). Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других. 5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО МУЗЫКЕ 8 КЛАСС 1. Кто из перечисленных композиторов написал оперу «Князь Игорь»? А) А.П. Бородин Б) С.С. Прокофьев В) Б.И. Тищенко Г) Э.Н. Артемьев Д) П.И. Чайковский 2. Сколько действий в балете «Ярославна» А) 4 действия Б) 5 действий В) 3 действия Г) 3 действия и эпилог Д) 4 действия и эпилог 3. Соотнеси название фрагментов с названием произведения (3 балла) 1.Солнцу красному – слава!; Половецкая пляска с хором Плач Ярославны; А) Рок-опера «Преступление и наказание» Ария Игоря 2.Стон русской земли; Первая битва с половцами Стрелы; Б) Опера «Князь Игорь» Плач Ярославны; Молитва 3. Баллада Шарманщика Толпа и очередь к старухе-процентщице Не все на свете – муравьи; Что со мной? Притча о Лазаре; В) Балет «Ярославна» 4. Кто из перечисленных композиторов написал балет «Ярославна»? А) А.П. Бородин Б) С.С. Прокофьев В) Б.И. Тищенко Г) Э.Н. Артемьев Д) М.П. Мусоргский 5. Кто из перечисленных композиторов написал рок-оперу «Преступление и наказание»? А) А.П. Бородин Б) С.С. Прокофьев В) Б.И. Тищенко Г) Э.Н. Артемьев Д) М.И. Глинка 6. Рок-опера «Преступление и наказание» состоит: А) 1 акт Б) 2 акта В) 3 акта Г) 4 акта 7. От латинского - совершенный, образцовый, называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. А) Драма Б) Стиль В) Образец Г) Классика Д) Современность 8. Как звали главного героя рок-оперы «Преступление и наказание»? А) Роман Раскольников Б) Руслан Раскольников В) Родион Раскольников Г) Игорь Раскольников Д) Порфирий Раскольников Анализ произведения. Слушание произведения. Определить самостоятельно. 1. Как называется фрагмент? А) Плач Ярославны Б) Соня у старухи В) Молитва Г) Баллада Шарманщика 2. Кто написал произведение? А) Э.Н. Артемьев Б) Б.И. Тищенко В) А.П. Бородин Г) С.С. Прокофьев 3. Кто исполняет этот номер? А) Оркестр Б) Оркестр с солистами-инструментами В) Оркестр с солистами-певцами Г) Хор Д) Солист 4. Определи темп (скорость)? А) Медленно Б) Быстро В) Чередование быстрого и медленного темпа 5. Запиши самостоятельно несколько терминов (3-4 слова) из эмоционального словарика, которые очень подходят по настроению к этому фрагменту. Если настроения менялись и были контрастными - это нужно указать в ответе! Например: слезливо, трагично; светло, нежно. СООТНЕСИ Соотнеси название произведения и фамилию композитора (5 баллов) 1.Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». 2. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». 3. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра «Ромео и Джульетта» 4. Сюита «Пер Гюнт» 5. «Неоконченная» симфония №8 Соотнеси название номеров с названием произведения (4 балла) А) А.Г. Шнитке Б) Ж. Пресгурвик В) Д.Б. Кабалевский Г) Э. Григ Д) Ф. Шуберт 1.Короли ночной Вероны; Благословение, Сцена на балконе. А) Сюита «Пер Гюнт» 2.Утро в Вероне, Шествие гостей, Встреча Ромео и Джульетты, Б) Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». Смерть и примирение 3. Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере Горного короля, Песня В) Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра Сольвейг «Ромео и Джульетта» 4.Увертюра, Детство Чичикова, Портрет, Шинель, Чиновники, Бал, Г) «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Завещание 1.Соотнеси название произведения и фамилию композитора. (5 баллов) 4. Балет «Ярославна» А) А.П. Бородин 5. Опера «Князь Игорь» Б) Б.И. Тищенко 6. Рок-опера «Преступление и наказание» В) Э. Григ 7. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Г) Э.Н. Артемьев 8. Сюита «Пер Гюнт» Д) Ж. Пресгурвик Соотнеси название произведения и фамилию композитора. (5 баллов) 1. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра «Ромео и Джульетта» А) Д.Б. Кабалевский 2. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Б) Ж. Бизе 3. Опера «Кармен» В) Дж. Гершвин 4. Опера «Порги и Бесс» Г) Р. Щедрин 5. Балет «Кармен-сюита» Д) А.Г. Шнитке ДОПИШИ 4.Создатель американской национальной классики 20 века. Соединил симфоническую музыку и джаз. Напиши фамилию композитора. Российская меццо-сопрано, народная артистка СССР, родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. В 1975 году она была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. О ком идёт речь? (Напишите имя и фамилию). Балет «Кармен-сюита» композитор написал для талантливой балерины, которая была его женой. (Напиши имя и фамилию этой балерины, которой не стало 2 мая 2015 г.) 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС НА 2022- 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Класс 8 Название учебного курса Музыка Основной учебник Музыка: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 2019. Пособие для учителя «Уроки музыки. Поуроч ные разработки. 7 – 8 классы» Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская М.: Просвещение, 2018. Дидактические материалы для учащегося Дополнительная литература для учителя Пособие для учащихся «Муз ыка. Творческая тетрадь. 8 кл асс» Г. П. Сергеев, Е.Д. Кри тская.: Москва, «Просвещен ие», 2018. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М., ФЛИНТА НАУКА, 1998. Безбородова Л.А., Алиев Ю.С. Методика преподавания музыкив общеобразов. учреждениях: Учебное пособие. СПб, Планета музыки, 2014 Традиции и новаторство в музыкальноэстетическом образовании / подред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Медиа ресурсы Шедевры музыки» изд ательства «Кирилл и Мефодий Единая колле кция http://collection.crossedu.ru/catalog/rubr/f544 b3b7f1f45b76f453552f31d9b164. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Классическая музыка. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru Музыкальный энциклопедический словарь. Режим доступа: http://www.music-dic.ru