РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
______________ /Л.А. Захарченко/
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 103 от «29» августа 2022 г.
Протокол № 1 от «29» августа 2022 г.
Рабочая программа по музыке
(базовый уровень, ФГОС)
7 класс
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы из Сборника рабочих программ
ФГОС "Музыка. Искусство. Предметная линия учебников Г.Сергеевой, Е.Критской 5-9 классы" (Москва, издательство
"Просвещение", 2019 г.) и предусматривает базовый уровень подготовки учащихся. Программа реализована в предметной линии
учебников "Музыка" для 5-8 классов (М.Просвещение,2019), которые подготовлены авторами программы - Г.Сергеевой и
Е.Критской.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Г.II.Сергеевой, Е.Д.Критской,
включающим в себя программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 7 класс»
(М.: Просвещение,2020), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, для учителя: «Методика
работы с учебниками Музыка 7 класс» (М. "Просвещение",2018).
Основные разделы программы: в первом полугодии - "Особенности драматургии сценической музыки",
во втором полугодии - " Основные направления музыкальной культуры".
Программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», при переходе на
модульную систему обучения 34 часа в год.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МУЗЫКА
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и
современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к
музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, сопереживанию и восприимчивости, интеллектуальной сферы и
творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального
языка,
интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности
(слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий);
воспитание уважительного отношения к российской музыкальной культуре, музыкальному наследию композиторовклассиков, чувства гордости за русскую музыкальную культуру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Универсальные учебные действия при изучении предмета "Музыка"
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных
действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых
ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной,
зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание
представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного
содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии
на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных
связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего
региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ
сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении
взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной,
творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на
уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального
искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы
с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями
различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов,
особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям
музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой,
исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их
общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной
творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой,
исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника,
вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования,
участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе
восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных
терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой
деятельности;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций,
драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами,
энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её
организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать
музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных
технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей
музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Частными предметными результатами изучения предмета Музыка в 7 классе являются знания:
классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля;
опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто;
составляющие оперы: ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена;
драматургию развития оперы;
понятия: балет, типы балетного танца, составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, адажио;
драматургия развития балета;
то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-то жизненных событий;
месса, всенощная, факты из жизни и творчества М.Глинки и А.Бородина;
драматургия развития рок-оперы;
сюита, полистилистика;
основные принципы развития музыки;
духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка;
этюд, транскрипция;
циклическая форма музыки, соната, сонатная форма;
симфония, особенности строения симфонии;
импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина;
инструментальный концерт;
джаз, симфоджаз и их отличительные особенности;
фольклор, этномузыка, хит,мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности;
опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;
называть полные имена композиторов и их произведения: М.И.Глинка, А.Бородин, С.Прокофьев, Дж.Гершвин, Ж.Бизе,
Р.Щедрин, И.С.Бах, С.Рахманинов, Э.Л.Уэббер, Д.Кабалевский, А.Шнитке, Ф.Шопен, Ф.Лист, В.Моцарт, Л.Бетховен,
Д.Шостакович, П.Чайковский, К.Дебюсси, и др;
называть имена известных оперных певцов, дирижёров, режиссёров;
приводить примеры опер и оперных жанров;
определять роль оркестра в опере;
приводить примеры балетов, имена артистов и балетмейстеров;
определять роль балетмейстера и дирижёра в балетном спектакле;
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
определять тембры музыкальных инструментов;
приводить примеры произведений, в которых отражена героическая тема;
рассуждать на поставленные проблемные вопросы;
выявлять средства музыкальной выразительности;
определять музыкальные инструменты из симфонического оркестра и певческие голоса;
музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
навыками вокально-хорового исполнительства, дыханием, дикцией, артикуляцией, приёмами звуковедения;
использованием языка музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка,
окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета «МУЗЫКА» 7 класс (34 часа)
Темы раздела программы, количество Краткое содержание учебных тем
отводимых часов
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)
1-2. Классика и современность.
Музыкальная драматургия - развитие
музыки
(2 ч.)
3. В музыкальном театре. Опера. Опера
"Иван Сусанин". Новая эпоха в русском
музыкальном искусстве. (1 ч.)
4. Судьба человеческая - судьба народная.
Родина моя! Русская земля.
(1 ч.)
5. В концертном зале.
Симфония. (1 ч.)
6. Симфония № 40 В.А.Моцарта.
Литературные страницы. "Улыбка"
Р.Брэдбери. (1 ч.)
7. Симфония № 5 Л.Бетховена. (1 ч.)
Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра,
стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической
музыки прошлого.
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её
составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение
оперы М.Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное
противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных
героев.
Знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического
произведения:
4 части, воплощающие разные стороны жизни человека.
Мир музыкальных образов симфонической музыки.
Жизнь и творчество Вольфганга Амадея Моцарта. Образный строй Симфонии
№ 40. Творческий процесс сочинения музыки композитором..
9. Обобщение материала. (1 ч.)
Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй Симфонии № 5.
Творческий процесс сочинения музыки композитором.
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема
защиты Родины и народного патриотизма.
С.Прокофьев кантата «Александр Невский» и другие.
Повторение тем.
10. В музыкальном театре. Балет. (1 ч.)
Знакомство с балетом В.Гаврилина "Анюта".
11. Камерная музыка. Вокальный цикл.
(1 ч.)
Фрагменты камерной музыки.
8. Героическая тема в музыке.
(1 ч.)
Ф.Шопен "Революционный этюд", Баллада № 1, Ноктюрн, Вальс
Знакомство с вокальный циклом - жанром вокальной музыки.
Ф.Шуберт. Вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"
12. Инструментальная музыка.
Этюд. (1 ч.)
Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Жанр концертного этюда в
творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа.
13. Транскрипция. (1 ч.)
Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений.
Ф.Лист. Этюд (по Капрису № 24 Н.Паганини),
Ф.Шуберт- Ф.Лист "Лесной царь".
14. Прелюдия. (1 ч.)
Знакомство с прелюдиями разных композиторов.
Ф.Шопен. Прелюдии № 7,20.
К.Дебюсси "Прелюдии".
С.Рахманинов "Прелюдии"
15. Концерт. "Концерт для скрипки с
оркестром" А.Хачатуряна.
(1 ч.)
16."Concerto grosso" А.Шнитке. Сюита.
(1 ч.)
17. Обобщающий урок. (1 ч.)
Знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом.
Знакомство с музыкой А.Хачатуряна "Концерт для скрипки с оркестром"
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным
концертом и сюитой на примере творчества А.Шнитке. Знакомство с
циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой.
Повторение тем.
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры (18 часов)
1. (18). Религиозная музыка. Сюжеты и
образы религиозной музыки. (1 ч.)
2. (19)."Высокая месса" И.С.Баха.
От страдания к радости. (1 ч.)
Музыка И.С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации
сочинений Баха..
«Высокая месса» -вокально-драматический жанр.
- Музыкальное «зодчество» России в творчестве С.Рахманинова.
3. (20). Литературные страницы. "Могила
Баха" Д.Гранина. (1 ч.)
4. (21). "Всенощное бдение" С.Рахманинова.
Образы "Вечерни" и "Утрени".
(1 ч.)
Раскрываются следующие содержательные линии: постижение традиций и
новаторства в музыкальном искусстве и литературе.
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского
и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки
восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и
хорал. Инструментальная и вокальная светская, камерная музыка.
- Раскрываются следующие содержательные линии: постижение традиций и
новаторства в музыкальном искусстве и литературе.
Знакомство с рок-оперой Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».
Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние.
Вечные темы в искусстве.
Музыкальные образы главных героев.
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского
5. (22). Литературные страницы. "Христова
Всенощная". И.Шмелёва.(1 ч.)
6. (23). Рок-опера "Иисус Христос суперзвезда". (1 ч.)
7-8. (24-25). Вечные темы. Главные образы.
(2 ч.)
9-10. (26-27). Светская музыка. Соната.
Соната № 8 ("Патетическая") Л.Бетховена.
Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11
В.Моцарта (2 ч.)
11. (28). "Рапсодия в стиле блюз"
Дж.Гершвина. (1 ч.)
12. (29). Симфоническая картина.
"Празднества" К. Дебюсси. (1 ч.)
13. (30).Симфония № 1
В. Калиникова. Картинная галерея.
(1 ч.)
14. (31). Музыка народов мира.
(1 ч.)
15. (32). Международные хиты.
(1 ч.)
16-17. (33-34). Рок-опера "Юнона и Авось"
А.Рыбникова .
Обобщающий урок.
(2 ч.)
и духовного.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма:
экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов:
Л.Бетховена, С.Прокофьева, В.Моцарта
Углублёние знакомства с жанром - инструментальный концерт. Сонатносимфонический цикл. Знакомство с творчеством американского композитора
Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К.Дебюсси. Живописность
музыкальных образов симфонической картины.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строений
симфонического произведения: 4 части, воплощающие разные стороны жизни
человека.
Мир музыкальных образов симфонической музыки.
Углублёние знакомства с жанром - инструментальный концерт. Сонатносимфонический цикл. Знакомство с творчеством американского композитора
Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.
Знакомство с музыкой народов мира на примере фрагментов из популярных
мюзиклов и рок-опер.
Интерпретация литературного произведения
(поэмы
«Юнона и Авось»
А.Вознесенского) в рок-опере "Юнона и Авось" А.Рыбникова.
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и сценического
искусства.
«Юнона и Авось». Рок-опера. А. Рыбников (Я тебя никогда не забуду. Сцена в церкви.
Молитва. Ария Пресвятой Девы. Сцена на балу. Белый шиповник. Ангел, стань человеком.
Дуэль с Федерико. Эпилог).
Повторение тем, пройденных за год.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
Наименование разделов
Особенности драматургии
сценической музыки
Основные направления
музыкальной культуры
ИТОГО
Всего часов по авторской программе Всего часов в рабочей программе
17
17
17
34
17
34
Календарно - тематическое планирование 7 класс (34 часа)
№ урока
Наименование разделов и тем
Сроки прохождения
программы
1
Особенности драматургии сценической музыки.
Классика и современность.
1-3 сент. 2022
2
3
Музыкальная драматургия - развитие музыки.
В музыкальном театре. Опера. Опера "Иван Сусанин".
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.
Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.
В концертном зале. Симфония.
6-10 сент
13-17 сент
Симфония № 40 В.А.Моцарта. Литературные страницы. "Улыбка"
Р.Брэдбери.
Симфония № 5 Л.Бетховена.
Обобщение материала.
Героическая тема в музыке.
В музыкальном театре. Балет.
Камерная музыка.
Вокальный цикл.
Инструментальная музыка. Этюд.
11-15 окт
15
Транскрипция.
Прелюдия.
Концерт. "Концерт для скрипки с оркестром" А.Хачатуряна.
6-10 дек
13-17 дек
20-24 дек
16
Обобщающий урок.
27-30 дек
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
20-24 сент
27 сент - 1 окт
18-22 окт
25-29 окт
1-5 ноя
8-12 ноя
22-26 ноя
29 ноя - 3 дек
17
"Concerto grosso" А.Шнитке. Сюита.
10- 14 янв 2023
Основные направления музыкальной культуры.
Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки.
17-21 янв
2(19)
3(20)
4(21)
5(22)
"Высокая месса" И.С.Баха. От страдания к радости.
Литературные страницы. "Могила Баха" Д.Гранина.
"Всенощное бдение" С.Рахманинова. Образы "Вечерни" и "Утрени".
Литературные страницы. "Христова Всенощная". И.Шмелёва.
24-28 янв
31 янв-4 фев
7-11 фев
14-18 фев
6(23)
Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда".
28 фев- 4 мар
7(24)
Вечные темы.
7-11 мар
8(25)
Главные образы.
14-18 мар
9(26)
10(27)
21-25 мар
28 мар-1 апр
11(28)
Светская музыка. Соната. Соната № 8 ("Патетическая") Л.Бетховена.
Соната № 2 С. Прокофьева.
Соната № 11 В. А. Моцарта.
"Рапсодия в стиле блюз" Дж.Гершвина.
12(29)
Симфоническая картина. "Празднества" К.Дебюсси.
18-22 апр
13(30)
Симфония № 1 В.Калинникова. Картинная галерея.
25-29 апр
14(31)
Музыка народов мира.
2-6 май
15(32)
Международные хиты.
9- 13 мая
16(33)
Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбникова. 1 часть.
16- 20 мая
17(34)
Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбникова. 2 часть.
Обобщающий урок.
23-27 мая
1(18)
ИТОГО
34 часа
11-15 апр