РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников Директор МКОУ Слюсаревская ОШ ______________ /Л.А. Захарченко/ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 103 от «29» августа 2022 г. Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. Рабочая программа по музыке (базовый уровень, ФГОС) 7 класс 2022 – 2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету "Музыка" для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы из Сборника рабочих программ ФГОС "Музыка. Искусство. Предметная линия учебников Г.Сергеевой, Е.Критской 5-9 классы" (Москва, издательство "Просвещение", 2019 г.) и предусматривает базовый уровень подготовки учащихся. Программа реализована в предметной линии учебников "Музыка" для 5-8 классов (М.Просвещение,2019), которые подготовлены авторами программы - Г.Сергеевой и Е.Критской. Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Г.II.Сергеевой, Е.Д.Критской, включающим в себя программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 7 класс» (М.: Просвещение,2020), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, для учителя: «Методика работы с учебниками Музыка 7 класс» (М. "Просвещение",2018). Основные разделы программы: в первом полугодии - "Особенности драматургии сценической музыки", во втором полугодии - " Основные направления музыкальной культуры". Программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», при переходе на модульную систему обучения 34 часа в год. ОБЩИЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МУЗЫКА приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; развитие общей музыкальности и эмоциональности, сопереживанию и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий); воспитание уважительного отношения к российской музыкальной культуре, музыкальному наследию композиторовклассиков, чувства гордости за русскую музыкальную культуру. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Универсальные учебные действия при изучении предмета "Музыка" В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Личностные УУД: - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; - осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; - личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; - понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах. Регулятивные УУД: - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; - сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета. Познавательные УУД: - стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; - формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; -усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства; - применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативные УУД: - решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; - формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; - формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности; - развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки; - совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов. Информационные УУД: -владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом; - самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача; - ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет; - увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; - осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры. Частными предметными результатами изучения предмета Музыка в 7 классе являются знания: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля; опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто; составляющие оперы: ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена; драматургию развития оперы; понятия: балет, типы балетного танца, составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, адажио; драматургия развития балета; то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-то жизненных событий; месса, всенощная, факты из жизни и творчества М.Глинки и А.Бородина; драматургия развития рок-оперы; сюита, полистилистика; основные принципы развития музыки; духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка; этюд, транскрипция; циклическая форма музыки, соната, сонатная форма; симфония, особенности строения симфонии; импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина; инструментальный концерт; джаз, симфоджаз и их отличительные особенности; фольклор, этномузыка, хит,мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности; опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты; называть полные имена композиторов и их произведения: М.И.Глинка, А.Бородин, С.Прокофьев, Дж.Гершвин, Ж.Бизе, Р.Щедрин, И.С.Бах, С.Рахманинов, Э.Л.Уэббер, Д.Кабалевский, А.Шнитке, Ф.Шопен, Ф.Лист, В.Моцарт, Л.Бетховен, Д.Шостакович, П.Чайковский, К.Дебюсси, и др; называть имена известных оперных певцов, дирижёров, режиссёров; приводить примеры опер и оперных жанров; определять роль оркестра в опере; приводить примеры балетов, имена артистов и балетмейстеров; определять роль балетмейстера и дирижёра в балетном спектакле; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры произведений, в которых отражена героическая тема; рассуждать на поставленные проблемные вопросы; выявлять средства музыкальной выразительности; определять музыкальные инструменты из симфонического оркестра и певческие голоса; музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; навыками вокально-хорового исполнительства, дыханием, дикцией, артикуляцией, приёмами звуковедения; использованием языка музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). Содержание учебного предмета «МУЗЫКА» 7 класс (34 часа) Темы раздела программы, количество Краткое содержание учебных тем отводимых часов Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов) 1-2. Классика и современность. Музыкальная драматургия - развитие музыки (2 ч.) 3. В музыкальном театре. Опера. Опера "Иван Сусанин". Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. (1 ч.) 4. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля. (1 ч.) 5. В концертном зале. Симфония. (1 ч.) 6. Симфония № 40 В.А.Моцарта. Литературные страницы. "Улыбка" Р.Брэдбери. (1 ч.) 7. Симфония № 5 Л.Бетховена. (1 ч.) Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М.Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев. Знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: 4 части, воплощающие разные стороны жизни человека. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Жизнь и творчество Вольфганга Амадея Моцарта. Образный строй Симфонии № 40. Творческий процесс сочинения музыки композитором.. 9. Обобщение материала. (1 ч.) Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. С.Прокофьев кантата «Александр Невский» и другие. Повторение тем. 10. В музыкальном театре. Балет. (1 ч.) Знакомство с балетом В.Гаврилина "Анюта". 11. Камерная музыка. Вокальный цикл. (1 ч.) Фрагменты камерной музыки. 8. Героическая тема в музыке. (1 ч.) Ф.Шопен "Революционный этюд", Баллада № 1, Ноктюрн, Вальс Знакомство с вокальный циклом - жанром вокальной музыки. Ф.Шуберт. Вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" 12. Инструментальная музыка. Этюд. (1 ч.) Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа. 13. Транскрипция. (1 ч.) Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. Ф.Лист. Этюд (по Капрису № 24 Н.Паганини), Ф.Шуберт- Ф.Лист "Лесной царь". 14. Прелюдия. (1 ч.) Знакомство с прелюдиями разных композиторов. Ф.Шопен. Прелюдии № 7,20. К.Дебюсси "Прелюдии". С.Рахманинов "Прелюдии" 15. Концерт. "Концерт для скрипки с оркестром" А.Хачатуряна. (1 ч.) 16."Concerto grosso" А.Шнитке. Сюита. (1 ч.) 17. Обобщающий урок. (1 ч.) Знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом. Знакомство с музыкой А.Хачатуряна "Концерт для скрипки с оркестром" Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А.Шнитке. Знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой. Повторение тем. Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры (18 часов) 1. (18). Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. (1 ч.) 2. (19)."Высокая месса" И.С.Баха. От страдания к радости. (1 ч.) Музыка И.С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.. «Высокая месса» -вокально-драматический жанр. - Музыкальное «зодчество» России в творчестве С.Рахманинова. 3. (20). Литературные страницы. "Могила Баха" Д.Гранина. (1 ч.) 4. (21). "Всенощное бдение" С.Рахманинова. Образы "Вечерни" и "Утрени". (1 ч.) Раскрываются следующие содержательные линии: постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве и литературе. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская, камерная музыка. - Раскрываются следующие содержательные линии: постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве и литературе. Знакомство с рок-оперой Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Вечные темы в искусстве. Музыкальные образы главных героев. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского 5. (22). Литературные страницы. "Христова Всенощная". И.Шмелёва.(1 ч.) 6. (23). Рок-опера "Иисус Христос суперзвезда". (1 ч.) 7-8. (24-25). Вечные темы. Главные образы. (2 ч.) 9-10. (26-27). Светская музыка. Соната. Соната № 8 ("Патетическая") Л.Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.Моцарта (2 ч.) 11. (28). "Рапсодия в стиле блюз" Дж.Гершвина. (1 ч.) 12. (29). Симфоническая картина. "Празднества" К. Дебюсси. (1 ч.) 13. (30).Симфония № 1 В. Калиникова. Картинная галерея. (1 ч.) 14. (31). Музыка народов мира. (1 ч.) 15. (32). Международные хиты. (1 ч.) 16-17. (33-34). Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбникова . Обобщающий урок. (2 ч.) и духовного. Углублённое знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.Бетховена, С.Прокофьева, В.Моцарта Углублёние знакомства с жанром - инструментальный концерт. Сонатносимфонический цикл. Знакомство с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз. Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К.Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строений симфонического произведения: 4 части, воплощающие разные стороны жизни человека. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Углублёние знакомства с жанром - инструментальный концерт. Сонатносимфонический цикл. Знакомство с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз. Знакомство с музыкой народов мира на примере фрагментов из популярных мюзиклов и рок-опер. Интерпретация литературного произведения (поэмы «Юнона и Авось» А.Вознесенского) в рок-опере "Юнона и Авось" А.Рыбникова. Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и сценического искусства. «Юнона и Авось». Рок-опера. А. Рыбников (Я тебя никогда не забуду. Сцена в церкви. Молитва. Ария Пресвятой Девы. Сцена на балу. Белый шиповник. Ангел, стань человеком. Дуэль с Федерико. Эпилог). Повторение тем, пройденных за год. Тематическое планирование № п/п 1 2 Наименование разделов Особенности драматургии сценической музыки Основные направления музыкальной культуры ИТОГО Всего часов по авторской программе Всего часов в рабочей программе 17 17 17 34 17 34 Календарно - тематическое планирование 7 класс (34 часа) № урока Наименование разделов и тем Сроки прохождения программы 1 Особенности драматургии сценической музыки. Классика и современность. 1-3 сент. 2022 2 3 Музыкальная драматургия - развитие музыки. В музыкальном театре. Опера. Опера "Иван Сусанин". Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля. В концертном зале. Симфония. 6-10 сент 13-17 сент Симфония № 40 В.А.Моцарта. Литературные страницы. "Улыбка" Р.Брэдбери. Симфония № 5 Л.Бетховена. Обобщение материала. Героическая тема в музыке. В музыкальном театре. Балет. Камерная музыка. Вокальный цикл. Инструментальная музыка. Этюд. 11-15 окт 15 Транскрипция. Прелюдия. Концерт. "Концерт для скрипки с оркестром" А.Хачатуряна. 6-10 дек 13-17 дек 20-24 дек 16 Обобщающий урок. 27-30 дек 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 20-24 сент 27 сент - 1 окт 18-22 окт 25-29 окт 1-5 ноя 8-12 ноя 22-26 ноя 29 ноя - 3 дек 17 "Concerto grosso" А.Шнитке. Сюита. 10- 14 янв 2023 Основные направления музыкальной культуры. Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. 17-21 янв 2(19) 3(20) 4(21) 5(22) "Высокая месса" И.С.Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. "Могила Баха" Д.Гранина. "Всенощное бдение" С.Рахманинова. Образы "Вечерни" и "Утрени". Литературные страницы. "Христова Всенощная". И.Шмелёва. 24-28 янв 31 янв-4 фев 7-11 фев 14-18 фев 6(23) Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". 28 фев- 4 мар 7(24) Вечные темы. 7-11 мар 8(25) Главные образы. 14-18 мар 9(26) 10(27) 21-25 мар 28 мар-1 апр 11(28) Светская музыка. Соната. Соната № 8 ("Патетическая") Л.Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В. А. Моцарта. "Рапсодия в стиле блюз" Дж.Гершвина. 12(29) Симфоническая картина. "Празднества" К.Дебюсси. 18-22 апр 13(30) Симфония № 1 В.Калинникова. Картинная галерея. 25-29 апр 14(31) Музыка народов мира. 2-6 май 15(32) Международные хиты. 9- 13 мая 16(33) Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбникова. 1 часть. 16- 20 мая 17(34) Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбникова. 2 часть. Обобщающий урок. 23-27 мая 1(18) ИТОГО 34 часа 11-15 апр