Рабочая программа 9класс на 2022-2023 уч.год

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического объединения
учителей-предметников

Директор МКОУ Слюсаревская ОШ

______________ /Л.А. Захарченко/

__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 103 от «29» августа 2022 г.

Протокол № 1 от «29» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 9 класса
на 2022-2023 учебный год

с. Слюсарево 2022 год

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее — ОДНКНР) для 9 класса составлена в соответствии с:
требованиями
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №
273-ФЗ);
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 года № 1897
-Федерального базисного учебного плана основного общего образования;
-Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N
08-761 Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и
светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков),
М.: Просвещение, 2010г.,
- программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова ;Н. Скворцова.
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное
воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и
уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и
сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях
национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и
традиций.
Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет
свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ
признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества,
гарантирует уважение к людям любого вероисповедания и национальной
принадлежности.
Существование государства, общества, системы образования невозможно
без учета всех перечисленных особенностей современного общества. Поэтому
школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать
правила общественной жизни, нормы морали.
Цели и задачи:
- развитие представлений школьников о значении норм морали,
общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры
при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической
многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия;
– развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств,
уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии или не
исповедующим никакой;
– воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли
религий в развитии культуры общества и конкретного человека;
- воспитание способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры;
- осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может
благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;
- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности
зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические,
культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе
общенациональных и межнациональных отношений;
- осознание того, что современная духовно-нравственная культура является
наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в
эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;
- формирование убеждения в том, что отношение к члену общества
определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными
убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством
любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает
общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе
общественного развития участвовали различные религии.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно
связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,
обществознанием, литературой, историей, изобразительного искусством.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на
ступени основного общего образования в 9 классе в объеме по 34часов,
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и
познавательными возможностями учащихся, когда наблюдается большой интерес к
социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на
различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают
сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура».
У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне
представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Учащиеся

могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно
хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией,
представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративноприкладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками,
обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой,
рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные
качества гражданина многонационального государства – толерантность,
доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В подростковом возрасте у формирующейся
личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской
стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и
малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими
философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу
и самостоятельности.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог
различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и
задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной
культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей
деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность,
необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными
дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением
учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах,
группах.
4. Принцип краеведения. При обучении в 9-х классах этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной
среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные
правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением
этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования
системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей
адаптироваться в различной этнической среде.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более
серьезные проблемные задачи.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в
школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и
религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное
отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого,
внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки
одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовнонравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд,
принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми
нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих
поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира,
стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и
настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению моральноэтических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями,
представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными
учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для
их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать
причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу,
ориентируясь на учителя и одноклассников;

целенаправленно

решать

её,

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных
задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений
исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и
выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая
справочную
и
дополнительную
литературу,
Интернет;
обобщать
и
систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать
выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

в

проектах,

Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые
правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться
понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач;
проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты
своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей
одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

(учителей,

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия
содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.);
вести

диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для
выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты по итогам 9 класса.
Выпускник научится:
- систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной
культуре народов России;
- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет,
мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ,
ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение,
индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи,
привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности
симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической
деятельности;
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
- объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и
её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны;
сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовнонравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада;
- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовнонравственной культуре нашей страны;
- объяснять, как природно-географические и климатические особенности России
повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их

взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно
ощущать себя частью единого многонационального народа Российской федерации
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных
ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в
чем заключаются общие черты, а в чем - особенности;
- применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной
деятельности и в повседневной жизни;
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
духовной культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной духовной
культуры в современных условиях.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися
изучаемого курса
Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и
многоаспектностью. Уровень образованности учащихся 9 классов определяется:
•

достижениями в овладении знаниями и умениями по учебному предмету;

•
развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной,
эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);
•
готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития
процессов самопознания и соблюдения нравственных норм;
•

результативностью участия в олимпиадах и конкурсах;

•
уровнем сформированности исследовательской культуры (результаты работы
над проектами, реферативным исследованием).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса
осуществляется на основе локальных актов школы, устанавливающих правила
организации и осуществления текущей и промежуточной аттестации, перевода
обучающихся, соответствующие права, обязанности и ответственность участников
образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС, предметом
оценивания могут являться только предметные и метапредметные результаты,
личностные не являются предметом персонифицированной оценки, но могут быть
исследованы в ходе неперсонифицированного мониторинга для дальнейшей
корректировки образовательного процесса.

Методологическими основами оценки результатов образования и разработки
измерителей являются:
•
Критериально-ориентированный подход, позволяющий сделать вывод о
достижении или отсутствии у ученика определенных знаний и умений, заданных в
требованиям к результатам образования (в отличие от нормативноориентированного подхода, который нацелен на ранжирование учащихся по уровню
подготовки в соответствии со статистическими нормами, определенными для
представительной совокупности учащихся, путем сравнения со средними
результатами («нормами»);
•
обязательность достижения требований стандарта к результатам образования
у каждого ученика;
•
посильность для
проверочных заданий;

большинства

обучающихся

предлагаемой

системы

•
измеряемость требований к результатам образования, обеспечиваемая
операционализацией требований, (создание измерителей, шкалы и критериев
оценивания, способа предъявления результатов и т.д.);
•
уровневый подход к оценке результатов образования (определить какие
знания и умения могут продемонстрировать обучающиеся, достигшие того или
иного уровня). Обычно выделяют уровни, связанные со сформированностью
общеучебных умений и степенью познавательной самостоятельности;
•
обеспечение объективности оценки путем стандартизации ее процедуры:
соответствие измерителей планируемым целям;
•
комплексный подход к оценке результатов образования, проявляющийся в
аспектах:
функциональном
(оптимальное
сочетание
информационной,
диагностической, мотивационной, воспитательной функций), организационном
(оптимального функционирования внешней и внутренне оценки и совместного их
использования при принятии решений), инструментальном (оценка различных
сторон образовательных достижений с возможностью их интеграции в единые
показатели);
Формы текущего
обучающихся

контроля

успеваемости

и

промежуточной

аттестации

Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю
успеваемости и промежуточной аттестации по предметам, включенным в учебный
план. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с локальными актами школы.

Цели текущего контроля и промежуточной аттестации:
•
обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в
части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными
правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;
•
установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по
предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
•
соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного
стандарта;
•
контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического
планирования, проведения текущего и итогового контроля.
Формы и виды текущего контроля:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной
теме, устное сообщение по теме, участие в дискуссии с обоснованием позиции,
интерпретация, преобразование, презентация прочитанного текста, декламация
стихов и прозы, защита проектов и др.);
- письменные (письменное выполнение домашних заданий, написание зрительного
диктанта, изложения, эссе, сочинения, выполнение самостоятельной работы,
письменной проверочной работы, тестов, реферата, проектной работы, учебноисследовательской работы и др.);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line
тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников,
выполнение интерактивных заданий).
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка:
письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, контрольные,
творческие работы, комплексные контрольные работы, письменные ответы на
вопросы теста, в том числе с использованием ИКТ; сочинения, рефераты и др.;
- устная проверка:
устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в
форме собеседования, зачета, защиты проекта и др.;
- комбинированная проверка:

комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.
Основной процедурой итоговой оценки достижения предметных и метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в
рамках содержания курса с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания образовательной области. результатом
(продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с текстовым
сопровождением;
г) отчётные материалы по теме, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы
разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе
образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России и Дона.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные
традиции донских казаков. Многонациональная культура народов России. Культура
народа, рожденная религией.
Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Поэтапное расширение мира культуры
человека.
Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества.. Совесть как внутренний источник нравственного
поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА
КАЗАЧЕСТВА
Тема 6. Береги землю родимую, как мать любимую.

И

Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен:
священные книги, былинные богатыри.
Тема 7. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий
Донской. Донские казаки на войне 1812 года.
Тема 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание
заслуг честного труженика перед обществом.
Тема 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии
как нравственном состоянии человека.
Тема 10. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории.
Тема 11. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 12. Семья - хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи
в воспитании человека.
Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания.
Совместный труд как ценность.
Тема 17. Урок обобщения.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
Тема 18. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской
Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие
христианской Руси.
Тема 19. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И.
Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор,
Перезвон, Трезвон
Тема 22. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.).
Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть
исламской культуры.
Тема 23. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское
царства.
Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога. Иудейская история в
произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте.
Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 24. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм.
Пагода. Буддийская скульптура. Буддийский монастырь. Буддийский календарь.
Тема 25. Обобщение по теме «Религия и культура»
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Тема 26-27. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников
духовного наследия.
Тема 28. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории
России.
РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР
Тема 29. Твое образование и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть
культуры человека. Многообразные интересы человека.
Тема 30. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные
качества человека.
Календарно - тематическое планирование 9 а
№

Дата Тема урока
прове
п/п
дения
урока

Домашнее
задание

1

Величие многонациональной российской культуры

Выучить
конспект

2

Величие многонациональной российской культуры

презентация

3

Человек – творец и носитель культуры.

Подготовить
рассказы

4

Человек – творец и носитель культуры.

Ответы
вопросы

5

Береги землю родимую, как мать любимую

презентация

6

Береги землю родимую, как мать любимую

Ответы
вопросы

7

Жизнь ратными подвигами полна

Подготовить
сообщения о
военных
подвигах

8

Жизнь ратными подвигами полна

Подготовить
сообщения о
военных
подвигах

на

на

9

В труде - красота человека

Подготовить
сообщения о
ветеранах
труда

10

В труде - красота человека

Подготовить
сообщения о
ветеранах
труда

11

«Плод добрых трудов славен»

презентация

12

«Плод добрых трудов славен»

Выучить
конспект

13

Семья - хранитель духовных ценностей.

Рассказать о
традициях
своей семьи

1415

Люди труда

презентация

1617

Бережное отношение к природе

Презентация.
Ответы
на
вопросы

1819

Семья – хранитель духовных ценностей

зачет

2021

Роль религии в развитии культуры

Подготовить
сообщение по
теме

22

Культурное наследие христианской Руси

Ознакомитьс
я с одним из
произведений

23

Культурное наследие христианской Руси

Презентация

21

Культура ислама

Рассказать о
традициях и
обычаях

Культура иудаизма

Рассказать о
традициях и

22
23

обычаях

24
25
26

Культурные традиции буддизма

Рассказать о
традициях и
обычаях

27

Забота государства о сохранении духовных ценностей

зачет

2829

Хранить память предков

Выучить
конспект

30-31

Твой духовный мир

презентация

3233

Защита проектов» «Мой край»

Защита
проектов

34

Защита проектов «Моя Россия»

Защита
проектов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Виноградова ;Н. Скворцова. М.: Просвещение, 2018г

авторы:

Н.Ф.

Библия для детей. Библейские рассказы с иллюстрациями. Москва. Институт
перевода Библии, 1992
Россия. Хроники веков. Колыванова В.В.-М.: ОЛМА Медиа Групп,2015.
Святыни православной России. Сост. Л.М. Григорьева. – СПб.: ИГ «Весь», 2012
Наследие веков живое. Книга для юношества. Шевченко Л.Л. М.: Центр поддержки
культуно-исторических традиций Отечества. 2009
Русские богатыри. Лучшие былины русского народа - М.: ОЛМА Медиа Групп,
2013.
Цифровые образовательные ресурсы

Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
Сайт Уполномоченного по
http://www.ombudsman.gov.ru

правам

человека

в

Российской

Федерации

-

Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви www.patriarchia.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных
образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Школьный портал - http://www.portalschool.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные
образовании» - http://www.ict.edu.ru

технологии

Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru
Учительская газета - www.ug.ru
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
Государственный музей истории религии - www.gmir.ru

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».