РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № ___ от «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № ___ от «29» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. Рабочая программа позволит учителю: — реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; — определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); — разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Рабочая программа по Музыке составлена в соответствии с нормативными документами: 1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101); 3) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027); 4) примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22 ; 4) примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22 ; 5) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»); 6) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. 2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека. 3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия. 4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей. 5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. 6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ» Фольклор — народное творчество Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.). Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ» Россия — наш общий дом Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» Камерная музыка Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА» Музыкальный фольклор народов Европы Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ» Храмовый синтез искусств Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА» Музыка и живопись Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т.д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ » Джаз Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д. Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: — осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; — воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; — сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); — понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. Модуль «Народное музыкальное творчество России»: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. Модуль «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров). Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. Модуль «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование Количество часов разделов и тем всего контрольные программы работы Репертуар Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы практические работы для слушания для пения для музицирования 2 Рус.нар.песня "Я на горку шла", "Выйду я на улицу" ,«Ты, река ль, моя реченька…» р.н.п.«Милый мой хоровод» р.н.п.«У зари-то, у зореньки» р.н.п. Рус.нар.песня "Я на горку шла", "Я на камушке сижу"р.н.п. Пластическое интонирование, характерные движения под музыку 01.09.2022 29.09.2022 Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: ; принадлежности к народной или композиторской музыке; ; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); ; жанра, основного настроения, характера музыки.; Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр; Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/ П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко» "Блины" р.н.п. Характерные танцевальные движения, пластическое интонирование 30.09.2022 29.10.2022 Знакомство с символикой календарных обрядов; поиск информации о соответствующих фольклорных традициях.; ; Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/main/255283/ Модуль 1. Музыка моего края 1.1. Фольклор — народное творчество 4 0 П.Чайковский "Святки" (декабрь) Итого по модулю 4 Модуль 2. Народное музыкальное творчество России 2.1. Россия — наш общий дом Итого по модулю 4 0 4 Модуль 3. Жанры музыкального искусства 2 Рождество (Рождественские песни ,Колядки),Масленица ("Блины"), Пасха ("Христос воскрес" ) 3.1. Камерная музыка Итого по модулю 3 0 1.5 М.Глинка,,сл.Н.Кукольника« Я.Френкель "Погоня" Жаворонок»,Л.Малашкинромансы ("Я встретил вас"...) исп.И.Козловский, рус.нар.песня "Вечерний звон", исп.И.Козловский ."Вокализ" С. Рахманинова 2 М.Глинка хор из оперы "Иван Сусанин" -"Славься" , "Жаворонок". П.Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром Н.Римский-Корсаков Песня Леля из оперы "Снегурочка" Пластическое интонирование 02.11.2022 19.11.2022 Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов; оценка особенностей интерпретации.;; Дискуссия на тему«Исполнитель— ; соавтор композитора».; ; Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/ Пластическое интонирование, ритмические рисунки 21.11.2022 30.11.2022 Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским композиторомклассиком.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.; Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ 3 Модуль 4. Русская классическая музыка 4.1. Образы родной земли Итого по модулю 4 0 4 Модуль 5. Музыка народов мира Г. Струве "Моя Россия" А. Александров "Гимн России" 5.1. Музыкальный фольклор народов Европы Итого по модулю 3 0 3 Модуль 6. Европейская классическая музыка 1.5 Ф.Шопен. Этюд №12»,«Прелюдия№7» , «Прелюдия№20» "Вальс№7" Й. Брамс "Венгерские танцы" «Родная земля»Я. Дубравина, Е. Руженцева. Пластическое интонирование, ритмические рисунки 09.01.2023 23.01.2023 Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы.; Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России.; Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо); Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ 6.1. Национальные истоки классической музыки Итого по модулю 4 0 2 4 Модуль 7. Образы русской и европейской духовной музыки Бетховен "Симфония №5", "К Элизе" Моцарт "Маленькая ночная серенада", "Турецкий марш" Гайдн "Прощальная симфония" Ф.Шопен - танцы Э.Григ "Соната для ф- но" Л. Бетховен "Сурок" или В. Моцарт "Колыбельная", Норвежская народная песня-сказка "Волшебный смычок" Пластическое интонирование 24.01.2023 13.02.2023 Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.; Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.; Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композиторомклассиком (из числа изучаемых в данном разделе).; Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ 7.1. Храмовый синтез искусств Итого по модулю 3 0 1.5 3 Модуль 8. Связь музыки с другими видами искусства «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся».С. Рахманинов«Ave Maria», И.-С. Бах –Ш. Гуно «Ave Maria Дж.Каччини«Ave Maria» Ф. Шуберт Органная прелюдия (соль минор) И.С. Бах Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах "Песня о картинах"Г. Гладков, стихи Ю Энтина. Пластическое интонирование 14.02.2023 08.03.2023 Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства.; Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:; к русской православной традиции;; западноевропейской христианской традиции;; другим конфессиям (по выбору учителя).; Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ 8.1. Музыка и живопись Итого по модулю 5 0 2.5 А.Бородин "Богатырская мелодия" - из симфонии №2 (В.Васнецов "Три богатыря". И.Глазунов "Два князя") С.Прокофьев Хор из кантаты "Александр Невский""Вставайте люди русские" М.Мусоргский Песня Варлаама из оперы "Борис Годунов" - И.Репин "Протодьякон") 5 Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления .Крылатов "Прекрасное далёко", И.Николаев "Маленькая страна" Ю.Чичков "Детство - это я и ты" Песни А.Ермолова Пластическое интонирование 09.03.2023 31.03.2023 Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.; Рисование под впечатлением от восприятия музыки программноизобразительного характера.; Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников; Устный опрос; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ Джаз 4 Итого по модулю 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 9.1. 1 1.5 1 16.5 Луи Армстронг (по выбору учителя) "Колыбельная Клары" из оперы "Порги и Бесс" Дж. Гершвина Спиричуэл «Бог осушит слезы»; -Блюз «Город НьюЙорк» Повторение песен по выбору учащихся Пластическое интонирование 01.04.2023 20.04.2023 Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз).; Определение на слух: ; принадлежности к джазовой или классической музыке; ; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов).; Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных»дж азовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе.; Тестирование; Практическая работа; Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Фольклор — народное творчество 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 2. Фольклор — народное творчество 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 3. Фольклор — народное творчество 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 4. Фольклор — народное творчество 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 5. Россия — наш общий дом 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 6. Россия — наш общий дом 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 7. Россия — наш общий дом 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 8. Россия — наш общий дом 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 9. Камерная музыка 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 10. Камерная музыка 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 11. Камерная музыка 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 12. Образы родной земли 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 13. Образы родной земли 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 14. Образы родной земли 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 15. Образы родной земли 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 16. Музыкальный фольклор народов Европы 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 17. Музыкальный фольклор народов Европы 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 18. Музыкальный фольклор народов Европы 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 19. Национальные истоки классической музыки 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 20. Национальные истоки классической музыки 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 21. Национальные истоки классической музыки 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 22. Национальные истоки классической музыки 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 23. Храмовый синтез искусств 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 24. Храмовый синтез искусств 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 25. Храмовый синтез искусств 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 26. Музыка и живопись 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 27. Музыка и живопись 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 28. Музыка и живопись 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 29. Музыка и живопись 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 30. Музыка и живопись 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 31. Музыка и живопись 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 32. Джаз 1 0 0.5 Устный опрос; Практическая работа; 33. Джаз 1 1 0 Письменный контроль; Практическая работа; 34. Джаз 1 0 0.5 Практическая работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 16.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Сборник рабочих программ «Музыка 5 – 7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2018г 2. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010. 3. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. -М. : Просвещение, 2010. (CD-ROM). 4. Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5 классы: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010. Дополнительная литература: 1. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся». – Ленинград, Музыка, 1989. 2. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена». – СПб, Композитор 1997. 3. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». – СПб, «Композитор», 2006. 4. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы». – М., Просвещение, 2002. 5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца». – М., Просвещение, 1989. 6. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке». – М., Просвещение, 1989. 7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке». – М., Просвещение, 1989. 8.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М., Айрис-пресс, 2007. 9. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе». – М., Владос, 2013. 10. Самин Д.К. «Сто великих композиторов». – М., Вече, 2000. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/. 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://www.school-collection.edu.ru. 3. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М., Глобус, 2008. 4. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала – http://music.edu.ru. 5. Мультимедийная программа Кирилл и Мефодий «Шедевры музыки». – М., 2004. 6. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки». – М., «Коминфо», 2002. 7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009». 8. Мультимедийная программа «Музыкальная коллекция Соната. Не только классика». – М., 2004. 9. Российский общеобразовательный портал. – http://music.edu.ru/ 10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM). – М., ЗАО «Новый диск», 2008. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия (CD ROM). – М., ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. 11. Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Музыкальный инструмент Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала Парты ученические - 38 штук Стулья ученические - 38 штук Компьютер Принтер Мультимедийная доска Мультимедийный проектор Набор портретов композиторов ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Шумовые инструменты