РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного курса по географии 7 класс « По странам и континентам» Пояснительная записка Нормативно-правовая документация 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 ( в ред. Приказа от 31.12.2015г. №1577) 3. Примерная программа основного общего образования по географии 4. Программа курса «География» 5-9 классы, автор Е,М, Домогацких, 2016 5. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Слюсаревская ОШ Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневнойжизни. Цель курса: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре. Задачи курса: 1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности. 2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации; 3.Формирование навыкаисследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии; 4.Воспитаниегеографической культуры школьников. Общая характеристика учебного предмета Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии. Практикум позволяет всем участникам образовательного процесса возможность получить яркие мысленные образы географических объектов, явлений, изучаемой территории, заинтересовать их географией и тем самым способствовать более глубокому пониманию и усвоению программного материала. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Данная программа предполагает более углубленное знакомство с географией Африки, Австралии и Океании, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии, Мирового океана и отдельных его частей. На протяжении тысячелетий природа нашей планеты испытывает влияние деятельности человека, причем влияние это распространилось на большую часть суши и настолько усилилось, что при изучении материков это необходимо учитывать. В то же время охрана природы теперь – одна из глобальных проблем. Во многих странах решение этой проблемы – дело государственное. Поэтому в данной программе предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как решение экологических проблем в некоторых странах, какие попытки предпринимаются в этом направлении, какие трудности возникают при решении вопросов охраны природы. Педагогический синтез общеземлеведческихи страноведческих основ предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирование в статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. На занятиях учащиеся выполняют практические задания на контурных картах, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы и презентации. Занятия проводятся в виде географической игры, викторины.В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися. Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный. Описание места учебного предмета в учебном плане Рабочая программа «По материкам и странам» рассчитана на 34 часа(1 час в неделю) Личностные, предметные и метапредметные результаты Личностные результаты: овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; понимание смысла своей деятельности. Метапредметные результаты: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; Предметные результаты: Знать: вклад Великих учёных в развитие науки; основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий; природные рекорды на материках и океанах; особенности стран мира и народонаселения; приёмы работы с источниками географической информации; географическая терминология. знать о картографии, науке о географических картах: методах их создания и работы с ними, о плане местности и его отличиях от карты, о масштабе, видах масштабов, об основных топогеодезических приборах (теодолит, нивелир),об азимуте, о математической основе карт, способах и знаках картографического изображения, легенде карт, о типах карт. уметь использовать разнообразные источники географической информации: карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК; уметь пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий; уметь применять свои знания на практике; уметь измерять расстояния, пользуясь разными видами масштабов, ходить по азимуту, анализировать и описывать карты, делать выводы и обобщения, обсуждать результаты. Содержание учебного предмета Тема 1.Введение. Организация занятий по теме практикума. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы. Тема 2.Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов. Тема 3.Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы. Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии Тема 4. Природа Земли Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации:видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии. Тема 5.Страны мира Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. Тема 6. Итоговое занятие ) Обобщение и контроль усвоения материала по программе практикума. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе практикума. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тематическое планирование с определением УУД Учебно-тематическое планирование Наименования разделов и тем Введение. Программа факультатива Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты Природа Земли Страны мира Итоговое занятие Итого: Количество часов 1 5 5 14 7 1 33 Календарное планирование №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тема урока Введение. Программа курса. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. . История географической карты, глобуса. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. Решение практических задач по карте. Великие учёные древности и современности, внёсшие вклад в развитие науки география. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Материки и океаны Земли Визитные карточки материков Профили материков Удивительное разнообразие природы Земли. Удивительное разнообразие природы Земли. Разнообразия климатов Земли. Разнообразие климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Геологическое прошлое планеты. История развития жизни на планете Земля История развития жизни на планете Земля Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Политическая карта мира. История формирования Разнообразие стран мира Различие стран по ГП, природе, ХД человека. Изменения на карте мира. Дата проведения план факт 30 31 32 33 Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. Итоговый урок Описание материально-технического обеспечения Для учащихся 1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций-М.: «Русское слово»,2015. 2.Атлас. «География. Материки и океаны. 7 класс», авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких–М.: «Русское слово». 3.Контурные карты«География. Материки и океаны. 7 класс»,авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких –М.: «Русское слово. 5.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982 6. География: справочные материалы: книга для учащихся среднего и старшего возраста. Под ред. Максаковского В.П. – М.: Просвещение, 1989. 7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 7 класс. 8.Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 7 класс. Для учителя 1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2013. - 224с.: ил. - (ФГОС.Инновационная школа). 2. Болотникова Н.В. Сборник программ элективных курсов. География 9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград: Учитель, 2007 3.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982 5. Занимательная .география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 кассы. /сост. Зубанова С.Г., Щербакова Ю.В. – М., Глобус, 2007 5. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998 Интернет-ресурсы Перечень сайтов http://www.prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География») http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География») http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе. http://www.edu.ru– Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена. http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ. http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений. Технические средства обучения: 1. Топографические и географические карты 2.Барометр, компасы 3.Глобусы, атласы. Планируемые результаты изучения предмета Обучающиеся научатся: - использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК; -пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий; - описывать и объяснять явления природы, анализируя данные различных карт; -приводить примеры; -использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК; составлять географическую характеристику разных территорий Земли; -применять свои знания на практике, делать выводы. - применять свои знания на практике; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1. Ориентирования в потоке географической информации; 2. Умения решать географические задачи 3. Повышения собственной географической культуры.