Рабочая программа 3 класс на 2023-2024 уч.год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № ___ от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № ___ от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 3 класса

с. Слюсарево 2023 год
1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2022 года
регистрационный № 71930).
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков
в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими
и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
2. Содержание учебного предмета "Музыка" с указанием форм организации учебных
занятий
При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо
учитывать следующие требования:
- социокультурные требования современного образования;
- приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в
контексте мировой культуры;
- художественная ценность музыкальных произведений;
- доступность содержания учебного предмета «Музыка» обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной
деятельности.
Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального
искусства:
- жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
- основные средства музыкальной выразительности;
- формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная,
куплетная);
- зависимость формы музыкального произведения от содержания;

- основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение,
музыкальное восприятие.
Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной
(русской) классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и
композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории,
отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции
существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как
основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в
творчестве русских композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает
принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных
музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств
музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже
полученных
представлений, знаний, исполнительских
умений и
навыков,
совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия
Виды музыкальной деятельности.
Пение
• Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а также на новом материале.
• Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами.
• Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
• Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на
один слог.
• Развитие умения контролировать слухом качество пения.
• Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
• Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические
оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
• Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение
выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Слушание музыки
• Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
• Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении.
• Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон,
виолончель, балалайка.
• Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
• Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных
инструментах).
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М.
Старокадомского, слова С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского,
слова А. Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова
Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть

Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой.
Третья четверть
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой.
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Белые кораблики. Из мультфильма «Площадь картонных часов». Музыка В.
Шаинского, слова Л. Яхнина.
Четвертая четверть
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Чунга-Чанга. «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского,
слова Э. Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для слушания
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова,
слова Ю. Энтина.
Облака. Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Музыка В. Шаинского, слова С.
Козлова.
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина.
Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. На
них дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, знакомятся с
различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой
на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку.
В обучении умственно отсталых обучающихся применяются несколько типов
уроков музыки, наиболее эффективных для коррекционного обучения умственно
отсталых детей. Используются доминантные, комбинированные, тематические и
комплексные типы уроков, в зависимости от различных видов музыкальной и
художественной деятельности, наличия темы.
На уроках доминантного типа преобладает (доминирует) один определенный вид
музыкальной деятельности, другие виды выполняют второстепенные, вспомогательные
роли. У детей происходит целенаправленное развитие музыкальных способностей,
корригируются определенные нарушения. Для развития эмоциональной отзывчивости

используется пение, дополнительными видами деятельности являются слушание музыки,
выполнение танцевальных и образных движений, соответствующих характеру и
содержанию музыки, беседа, способствующая формированию певческих навыков.
Преобладание во время урока такого вида деятельности, как слушание музыкальных
произведений, предполагает развитие не только навыка музыкального восприятия, но и
умение выразить настроение с помощью действий творческого характера. Дети учатся
самостоятельно анализировать качество исполнения музыкального произведения,
определяют характер и содержание; составляют рассказы, придумывают движения,
рисуют. При определении основным видом деятельности игры на музыкальных
инструментах детского оркестра, расширяются представления о разнообразии, богатстве
музыкальных звуков. С помощью рассказа учителя учащиеся овладевают знаниями о
детских, народных, духовых, современных инструментах, инструментах симфонического
оркестра. Дополнительным видом музыкальной деятельности являются дидактические
игры по определению названия инструмента по его звучанию, ансамблевая игра вместе с
пением, танцевально-ритмическими движениями.
Особенностью уроков комбинированного типа является объединение нескольких
видов музыкальной деятельности. При невозможности использования на одном уроке
сразу всех видов музыкальной деятельности следует стремиться к тому, чтобы отсутствие
какого-либо вида не было постоянным. Ниже приводится примерный ход урока
комбинированного типа:
I. Организационный, подготовительный этап:
проводятся специальные мероприятия по уравновешиванию негативных нервнопсихических проявлений, преобладающих в классе. Для этого подбираются такие виды
музыкальной и образовательной деятельности, которые обладают активизирующим, либо
седативным, успокаивающим эффектом. Так, тонизирующее воздействие оказывает на
детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение
танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на
простейших музыкальных инструментах. Напротив, успокаивающее, расслабляющее
воздействие на детей оказывает пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки
лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно
применяются методы коррекционного воздействия – убеждение и внушение. В ходе
проведения
подготовительного
этапа
повышается
работоспособность
детей,
активизируются познавательные процессы, сглаживаются отклонения в поведении.
ознакомление учащихся с планом урока.
II. При достижении состояния готовности у детей, происходит переход к
основному этапу урока, в ходе которого последовательно используются все виды
музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах,
музыкально-образовательная деятельность).
Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в
совмещении двух и более видов музыкальной деятельности. Так, одновременно со
слушанием музыки могут исполняться танцевально-ритмические движения, передающие
характер прослушанного произведения и игра на простейших музыкальных инструментах.
В процессе пения используются не только танцевально-ритмические движения, но и
музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют разновидности. В одних,
содержание песни изображают сами исполнители, а в других, роли распределяются между
воспитанниками, не участвующими в пении. Использование разнообразных вариантов
способствует повышению интереса детей к данной деятельности.
На заключительном этапе урока осуществляется подведение итогов, выставление
оценок, распределение творческих заданий на дом. Может совместно исполниться
любимая песня детей, в ходе исполнения которой у учащихся возникают положительные
эмоции, которые сохраняются после окончания.

При планировании уроков внимательно продумывается логичность и
последовательность предлагаемых заданий. Трудности с пением могут возникнуть сразу
после выполнения танцевально-ритмических упражнений, когда повышаются давление,
пульс, учащается дыхание. Необходимо постепенное снижение двигательной активности
спокойными движениями и играми.
Тематические уроки объединены общей музыкальной темой или темой, взятой из
окружающей жизни и органично связанной с музыкой. Например, темы: «Что нам осень
принесет?», «Образ природы в творчестве русских композиторов». Помимо природы тема
урока может быть связана с самой музыкой: «Народные музыкальные инструменты»,
«Орган – чудо инструмент», «Танцевальная музыка в прошлом и в настоящем». На уроках
наиболее полно даются представления о музыкальном искусстве, музыкальных
инструментах, различных музыкальных жанрах. Структура тематических уроков
позволяет проводить единую сюжетную линию. Сюжет с опорой на сказку или игру
придает заданиям увлекательную форму и занимательность, способствует решению
психокоррекционных задач. В зависимости от периода обучения содержание
тематических уроков постепенно усложняется.
На уроках комплексного типа осуществляется связь различных видов искусства.
Помимо музыки используются живопись, хореография, кинематография, литература,
театр и др. Каждый вид искусства использует свой оригинальный язык, выразительные
особенности для воплощения и передачи сведений об окружающем мире, различных
настроениях, переживаниях человека. На таких уроках с помощью разнообразных видов
искусства на ребенка оказывается комплексное влияние. Происходит воздействие на
различные анализаторы, функциональные системы организма. Темы занятий носят
искусствоведческий характер, взяты из окружающей жизни или могут быть связаны со
сказками, театром, например: «Герои любимых сказок», «Двенадцать месяцев», «Звери –
музыканты», «Балеты П.И. Чайковского». Дети учатся находить сходство и различие
характеристик действующих лиц, богатство оттенков настроения, выраженных
специфическими средствами выразительности. Анализируются художественные образы,
воплощенные в мультипликационных и детских художественных фильмах, мюзиклах,
полиграфических иллюстрациях. Воспитатели, педагоги дополнительного образования,
работающие с детьми, в подготовке комплексных уроков принимают непосредственное
участие. Широко используются знания, умения, творческие навыки, полученные
воспитанниками на других занятиях эстетического цикла. В ходе уроков находят
применение детские поделки, рисунки, изделия прикладного характера.
Уроки проводятся по содержанию примерной рабочей программы планомерно по
всем видам музыкальной деятельности. Учитель распределяет учебный материал на
несколько уроков, организуя каждый из них таким образом, чтобы при относительной
самостоятельности и автономности он являлся составной частью целостного
педагогического процесса.
Важна заинтересованность детей в продолжение музыкального воспитания, в
овладении новым материалом в ходе последующих уроков. Необходима взаимосвязь
каждого урока любого типа с предыдущими и последующими. Для этого при
планировании составляется следующая схема: усвоение нового материала, повторение
ранее разученного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
В ходе урока постоянно меняются виды деятельности учащихся: они поют,
играют на музыкальных инструментах, слушают и обсуждают музыкальные произведения
и др. Это требует от педагога дополнительных усилий, так как при переключении с одного
на другой вид деятельности необходимо активизировать внимание учащихся и изменять
установки эмоционального восприятия. Но, вместе с тем, чередование заданий,
разнообразие и поурочное усложнение учебного материала благоприятствует развитию
различных способностей.

3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
"Музыка"
Освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программой, созданной на
основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными
компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
предмета и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в связи с овладением содержанием учебной программы по музыке:
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе
сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального
взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с
обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений;
наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к
собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 3 классе
Обучающиеся должны знать:
- музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная,
куплетная);
- музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
Обучающиеся должны уметь:
- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в
нижнем регистре;
- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками;

- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один
слог;
- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба,
баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных
песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических
оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
речи.
Система оценки достижения планируемых результатов
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и
дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается: 1)
умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную
характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности; 2) умение
обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; 3)
знание музыкальной литературы; 4) владение вокально-хоровыми навыками.
Процедура контроля освоения программы осуществляется по следующим
параметрам:
- исполнительский уровень оценивается как во время разучивания песни методом
наблюдения учителя, так и во время итогового пения - «концертное исполнение»;
- уровень усвоения знаний оценивается на уроке во время беседы о музыке;

- уровень эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяется
диагностическими материалами.
Результаты освоения программы оцениваются в виде текущего и тематического
контроля.
Текущий контроль:
- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);
- исполнение песни;
- игра на музыкальных инструментах;
- выполнение творческих заданий (музыкальные импровизации; передача в
движении музыкального образа; составление рассказа по музыкальному произведению и
др.);
- музыкальные загадки.
Тематический контроль:
- урок-концерт;
- участие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в различных классно-групповых, общешкольных и внешкольных массовых
мероприятиях художественной самодеятельности (концерт, смотр, конкурс, фестиваль).
Нормы оценок
1. Слушание музыки
Оценка «пять»:
- установка слушателя выполнена полностью; ответ правильный и полный,
включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств
музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «четыре»:
- установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный,
включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств
музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «три»:
- установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но неполный или
односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много
наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
- применять нецелесообразно, поскольку у обучающихся может обнаруживаться
низкая мотивация, которая может еще больше понизиться при выставлении
неудовлетворительной оценки.
2. Хоровое пение
Оценка «пять»:
- знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически
точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни; в основном, чистое интонирование и
ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое интонирование, есть ритмические
неточности; пение невыразительное.
Оценка «два»:
- применять нецелесообразно, поскольку у обучающихся может обнаруживаться
низкая мотивация, которая может еще больше понизиться при выставлении
неудовлетворительной оценки.
3. Проявление интереса, эмоциональный отклик
- высказывание своей жизненной позиции;

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- стремление проявить музыкальные способности.
Оценочная карта достижения личностных результатов по курсу «Музыка» 3 класс
Нет
Минимальные
Достижения
достижений
достижения
значительные
Адекватность представлений о собственных возможностях и потребностях
Проявление интереса к занятиям
различными видами музыкальной
деятельности
Положительное отношение к
результатам собственной
музыкальной деятельности
Оценка собственных
музыкальных способностей
Знание и соблюдение правил
поведения в ходе занятий
музыкальной деятельностью
Ориентировка в устройстве
школьной жизни, участие в
повседневной жизни класса,
принятие на себя различных
обязанностей
Владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни
Овладение навыками
самообслуживания, стремление к
самостоятельности, помощи другим
людям
Овладение навыками ведения
здорового образа жизни, бережного
отношения к собственному здоровью
Участие в музыкальных
мероприятиях, понимание значения
мероприятий музыкального
содержания, стремление порадовать
близких людей
Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации
Накопление личных впечатлений,
связанных с объектами и явлениями
музыкальной культуры
Понимание важности любви
близких людей, Родины
Усвоение элементарных правил
поведения в общественных местах,
при посещении концертов,
музыкальных представлений
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия
Личностные умения

Контакт и общение с другими

людьми в различных видах
музыкальной деятельности в
соответствии с возрастом, близостью
и социальным статусом собеседника
Готовность к практическому
применению приобретенного
музыкального опыта в различных
формах социального взаимодействия
Привлечение внимания к себе,
отклонение нежелательного контакта
Выражение чувства: отказ,
недовольство, благодарность,
просьба, опасение
Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Соблюдение норм поведения в
общественных местах, транспорте,
во время разговора с близкими
людьми в семье, с педагогами и
учениками в школе
Выполнение нравственноэтических норм и правил (отношение
к старшим и младшим)
Взаимодействие в группе в
процессе музыкальной деятельности
Оценочная карта достижения предметных результатов по курсу «Музыка» 3 класс
Ф. И. обучающегося
Критерии/уровень овладения
I
I. слушание музыки
Осмысленное слушание музыки
Понимание содержания прослушанного
музыкального произведения
Понимание вопроса к прослушанному
музыкальному произведению
Знание изученных музыкальных инструментов и
их звучания
Знание изученных музыкальных произведений и
их звучания
Понимание формы музыкального произведения
Нахождение объекта на иллюстрации,
соответствующего содержанию прослушанного
музыкального произведения
Умение отвечать на вопросы с опорой на
ключевые слова (понятия)
Умение отвечать полными развернутыми фразами
Умение дополнять предложения ключевыми
словами (понятиями)
Составление рассказа по содержанию

II

III IV I

II

III IV

прослушанного музыкального произведения
Составление рассказа по содержанию
прослушанного музыкального произведения с опорой
на ключевое слово (понятие, вопрос)
Различение разнообразных по характеру и
звучанию песен, маршей, танцев
Знание основных средств музыкальной
выразительности: динамические оттенки (фортегромко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро,
умеренно, медленно); особенности регистра (низкий,
средний, высокий)
II. хоровое пение
Ориентировка в тексте песни
Знание и понимание содержания текста песни
Составление рассказа по тексту песни
Знание мелодической линии песни
Чистое интонирование мелодической линии песни
Ритмически точное исполнение мелодической
линии песни
Выразительное исполнение песни с простейшими
элементами динамических оттенков
Сольное пение и пение хором с выполнением
требований художественного исполнения, с учетом
средств музыкальной выразительности
Правильное звуковоспроизведение при пении
гласных звуков и отчетливое произнесение согласных
звуков в конце и в середине слов
Различение вступления, запева, припева,
проигрыша, окончания песни
Самостоятельное исполнение разученных песен,
как с инструментальным сопровождением, так и без
него
Желание самостоятельно исполнять разученные
песни в свободной деятельности
Узнавание и называние песни по прошествии
времени
Критерии: I уровень – выполняет после первичной инструкции; II уровень –
выполняет после первичной инструкции с дополнительной индивидуальной помощью: III
уровень – нуждается в помощи, использует ее, но с ошибками; IV уровень – задание не
понимает и не выполняет
Примеры контрольно-оценочных материалов
Для контроля усвоения обучающимися требований программы по предмету
«Музыка» в 3 классе рекомендуется проведение контрольно-обобщающего урока,
посвященного выявлению успешности овладения обучающимися ранее изученным
материалом. Инструкция:
Весь учебный год ты учился петь песни, слушать музыку, знакомился с
музыкальными инструментами.
Спой вместе с одноклассниками песню «Чунга-Чанга». Расскажи о чём эта песня.
С каким настроением нужно петь песню «Чунга-Чанга»? Придумай вместе с

одноклассниками танцевальные движения и музыкальное сопровождение на детских
музыкальных инструментах для песни «Чунга-чанга».
Послушай песню «Прекрасное далёко».
Наша жизнь прекрасна и удивительна, дарит радость, счастье. Мы каждый день
узнаем что-то новое, неизвестное. В будущем кто-то из нас станет спортсменом,
художником, мастером или музыкантом, а кто-то просто хорошим человеком, другом,
помощником, любимым близкими людьми.
Слушая песню «Прекрасное далёко» расскажи, как ты представляешь свою
будущую жизнь с друзьями в школе, с родственниками на летнем отдыхе.
Вспомни песни, которые мы пели на уроках. Расскажи о них.
Вспомни музыку, которую мы слушали на уроках. О чём эта музыка?
Вспомни музыкальные инструменты, с которыми мы познакомились на уроках.
Расскажи о них.
В заключение нашего урока вместе со всеми выполним упражнение «Мы ногами
топ-топ».
Мы ногами топ-топ,
Топай ногами
Мы руками хлоп-хлоп,
Хлопай в ладоши перед собой
Мы глазами миг-миг,
Подмигни правым глазом, подмигни левым глазом
Мы плечами чик-чик.
Подними правое плечо, подними левое плечо
Раз – присели,
Присядь
Два – привстали.
Поднимись на носочки
Раз, два,
Выполни приставной шаг вправо
Раз, два.
Выполни приставной шаг влево
Ух! Веселая игра!
Хлопай в ладоши над головой
4. Тематическое планирование учебного предмета «Речевая практика»

№
темы

1.

Тема урока

Вводный
урок

Кол-во
часов,
отводимых
на
Основные виды деятельности
освоение
обучающихся на уроке
каждой
темы
1
Повторение правил поведения на
уроках музыки и краткое описание
последующей музыкальной
деятельности. Выявление
предыдущего музыкального опыта,
интересов и предпочтений
обучающихся. Хоровое пение:
исполнение известных и любимых
детьми песен, выученных на
предыдущих годах обучения.
Знакомство с музыкальным
инструментом и его звучанием:
балалайка. Слушание музыки:
детские песни из популярных
отечественных мультфильмов;
Калинка. Русская народная песня.
Оркестр им. Н.Е. Осипова (балалайка).
Музыкально-дидактические игры.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2.-7.

«Дружба
школьных
лет»

6

8.

Обобщение
по теме:
«Дружба
школьных
лет»

1

9.-14..

«Что такое
Новый год?»

6

Хоровое пение: Веселые
путешественники. Из одноименного
кинофильма. Музыка М.
Старокадомского, слова С. Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из
мультфильма «Чебурашка». Музыка В.
Шаинского, слова А. Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро
без отметок». Музыка В. Шаинского,
слова Ю. Энтина. Дружба школьных
лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М.
Пляцковского. Развитие умения
выделять мелодию в песне и
инструментальном произведении.
Слушание музыки: Чему учат в школе.
Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского. В. Моцарт. Аллегро. Из
«Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
Знакомство с музыкальным
инструментом и его звучанием:
саксофон. Слушание музыки:
Р. Паулс. Мелодия. Из кинофильма
«Долгая дорога в дюнах» (саксофон).
Инсценирование. Музыкальнодидактические игры
Хоровое пение: закрепление
изученного песенного репертуара по
теме. Слушание музыки: закрепление
изученного музыкального материала
для слушания по теме. Музыкальнодидактические игры
Хоровое пение: Снежная песенка.
Музыка Д. Львова-Компанейца, слова
С. Богомазова. Почему медведь зимой
спит? Музыка Л. Книппера, слова А.
Коваленкова. Новогодний хоровод.
Музыка А. Филиппенко, слова Г.
Бойко. Три поросенка. Музыка М.
Протасова, слова Н. Соловьевой.
Развитие умения дифференцировать
части музыкального произведения.
Слушание музыки: Кабы не было
зимы. Из мультфильма «Зима в
Простоквашино». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма
«Приключения Буратино». Музыка А.
Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Облака. Из мультфильма «Трям!
Здравствуйте!». Музыка В.
Шаинского, слова С. Козлова.

15.

Обобщение
по теме:
«Что такое
Новый год?»

1

16.

Контрольнообобщающий
урок

1

17.-20.

«Будем в
армии
служить»

4

21.-25.

«Мамин
праздник»

5

26.

Обобщение
по темам:
«Будем в
армии
служить»;
«Мамин

1

Ф. Шуберт. Музыкальный момент.
Соч. 94, № 3. Музыкальнодидактические игры. Игра на
музыкальных инструментах
Хоровое пение: закрепление
изученного песенного репертуара по
теме. Слушание музыки: закрепление
изученного музыкального материала
для слушания по теме. Музыкальнодидактические игры. Игра на
музыкальных инструментах
Хоровое пение: повторение
изученного песенного репертуара за 12 четверть. Слушание музыки:
повторение и обобщение изученного
музыкального материала для слушания
за 1-2 четверть. Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: Стой, кто идет?
Музыка В. Соловьева-Седого, слова С.
Погореловского. Бескозырка белая.
Музыка народная, слова З.
Александровой. Формирование
представлений о музыкальной форме
(одночастная, двухчастная,
трехчастная, четырехчастная,
куплетная). Слушание музыки:
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы
«Кармен». Дж. Верди. Триумфальный
марш. Из оперы «Аида».
Хоровое пение: Праздничный вальс.
Музыка А. Филиппенко, слова Т.
Волгиной. Белые кораблики. Из
мультфильма «Площадь картонных
часов». Музыка В. Шаинского, слова
Л. Яхнина. Формирование
представлений о музыкальной форме
(одночастная, двухчастная,
трехчастная, четырехчастная,
куплетная). Слушание музыки:
П. Чайковский. Вальс цветов. Из
балета «Щелкунчик». Ф. Шуберт. Аве
Мария. Музыкально-дидактические
игры. Игра на музыкальных
инструментах
Хоровое пение: закрепление
изученного песенного репертуара по
темам. Слушание музыки: закрепление
изученного музыкального материала
для слушания по темам. Музыкальнодидактические игры. Игра на

праздник»
«Пойте
вместе с
нами»

6

33.

Обобщение
по теме:
«Пойте
вместе с
нами»

1

34.

Контрольнообобщающий
урок

1

27.-32.

музыкальных инструментах детского
оркестра
Хоровое пение: Пойте вместе с нами.
Музыка и слова А. Пряжникова.
Чунга-Чанга. Из мультфильма
«Катерок». Музыка В. Шаинского,
слова Ю. Энтина. Голубой вагон. Из
мультфильма «Старуха Шапокляк».
Музыка В. Шаинского, слова Э.
Успенского. Кашалотик. Музыка Р.
Паулса, слова И. Резника.
Слушание музыки: Мир похож на
цветной луг. Из мультфильма
«Однажды утром». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма
«Гостья из будущего». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Крылатые качели. Из телефильма
«Приключения Электроника». Музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Знакомство с музыкальным
инструментом и его звучанием:
виолончель. Слушание музыки:
П. Чайковский Ноктюрн для
виолончели с оркестром до-диез
минор, соч. 19 № 4. Инсценирование.
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: закрепление
изученного песенного репертуара по
теме. Слушание музыки: закрепление
изученного музыкального материала
для слушания по теме.
Инсценирование. Музыкальнодидактические игры. Игра на
музыкальных инструментах детского
оркестра
Хоровое пение: повторение
изученного песенного репертуара за
учебный год. Слушание музыки:
закрепление изученного музыкального
материала для слушания за учебный
год. Инсценирование. Музыкальнодидактические игры. Игра на
музыкальных инструментах

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
1. Евтушенко И. В., Чернышкова Е. В. Музыка. 3 класс Учебник (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Методические материалы для учителя
1. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Использование логопедической ритмики в
работе с умственно отсталыми обучающимися // Специфические языковые расстройства у
детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методич. сб. по
материалам Междунар. симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А.А. Алмазовой,
А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. М.: МПГУ, 2018. С. 153-156.
2. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании
детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования.
2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10919 (дата обращения: 27.11.2013).
3. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания
умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. № 10 (часть 13) 2013.
С. 2963-2966.
4. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых
школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в
организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья:
монография. М.: Спутник+, 2014. С.58-78.
5. Евтушенко И.В. Музыка. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.:
Просвещение, 2019. 127 с.
6. Евтушенко И.В. Музыка. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.:
Просвещение, 2019. 79 с.
7. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 144 с.
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
специальности 031700 - Олигофренопедагогика.
8. Евтушенко И.В. Музыкальные способности как диагностический критерий
при обследовании ребенка с умственной отсталостью // Конференциум АСОУ: сб. научн.
трудов и материалов науч.-практич. конференций. 2018. №3-3. С. 107-113.
9. Евтушенко И.В. Основное содержание учебного предмета «Музыка» для
обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные наукоемкие технологии.
2016. №11 (часть 1). С. 100-104.
10. Евтушенко И.В. Основные понятия учебного предмета «Музыка» для
обучающихся с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и
образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25494 (дата
обращения: 09.11.2016).
11. Евтушенко И.В. Особенности музыкальных способностей как
диагностический критерий при обследовании ребенка с умственной отсталостью //
Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры: сб. материалов
Всероссийской конференции. Москва, 25-26 октября 2018 г. / под общ. ред. Л.Ю.
Вакориной. М.: РУДН, 2018. С. 111-116.
12. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального
воспитания умственно отсталых детей: монография. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова,
2006. 148 с.
13. Евтушенко И.В. Технологии образования умственно отсталых обучающихся в
предметной области «Искусство» («Музыка») // Непрерывное педагогическое образование
в контексте инновационных проектов общественного развития: сб. материалов VI
Междунар. науч.-практич. конференции / Под общей ред. С.Ю. Новоселовой. М.:
АПКиППРО, 2017. С.1467-1471.

14. Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: учебное пособие для
специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М.:
МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 374 с. Допущено Министерством образования
Российской Федерации.
15. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Дифференцированный
подход в организации музыкального воспитания обучающихся с умственной отсталостью
// Современные проблемы науки и образования. 2018. №3. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27617 (дата обращения: 29.05.2018).
16. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Общие условия
эффективности процесса музыкального воспитания умственно отсталых детей //
Современные наукоемкие технологии. 2018. №5. С. 189-193. URL: http://toptechnologies.ru/ru/article/view?id=37013 (дата обращения: 29.05.2020).
17. Евтушенко И.В., Воронкова В.В., Плаксин П.А. Примерное содержание
рабочей программы 3 класса учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой
умственной отсталостью // Специальное образование. 2018. №3. С. 36-51.
18. Евтушенко И.В., Евтушенко Д.И. Современные подходы к музыкальному
воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Инновационные методы
профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков:
межпрофессиональное взаимодействие: сб. материалов I Международной
междисциплинарной науч. конф. 17-18 апреля 2019 г. / Под общ. ред. О.Н. Усановой. М.:
Когито-Центр, 2019. С. 142-146.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».