РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» для обучающихся 3 класса с. Слюсарево 2023 год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к изобразительному искусству; − раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора; − развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; − формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 3 классе определяет следующие задачи: − развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде; − формирование умения изображать увиденное цветными и ахроматическими художественными материалами; − формирование умения анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, выделение в нем частей, определение пропорций, видение объекта целостно, затем его изображение, передавая относительное сходство; − осуществление обучению некоторым правилам работы над композицией; − обучение более углубленному восприятию некоторых произведений изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного урока, и декоративноприкладного искусства, являющихся темой занятия. 2. Содержание учебного предмета "Рисование (изобразительное искусство)" с указанием форм организации учебных занятий Обучение изобразительному искусству в 3 классе способствует дальнейшему формированию у обучающихся базы для творческой деятельности (расширяется опыт относительных полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и способов изображения увиденного): развивается способность изображать предмет с натуры, выполнять задания декоративного характера или на заданные темы, которые требуют привлечения определенных творческих усилий. № п/п 1. 2. 3. Содержание разделов Количество Название раздела, темы часов «Обучение композиционной деятельности» 15 «Развитие у учащихся умений воспринимать 10 и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Развитие у учащихся восприятия цвета 9 предметов и формирование умений переливать его в живописи» ИТОГО: 34 Контрольные работы - - - 3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Рисование (изобразительное искусство)" Личностные: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социальных мотивов учебной деятельности; − воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств. Предметные: Минимальный уровень: − использовать материалы для рисования, аппликации, лепки; − рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону); − рисовать простым карандашом различные виды линий; − знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения; − организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя; − владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); − уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта. Достаточный уровень: − знать о работе художника, ее особенностях; − знать части конструкции изображаемого предмета; − иметь представление о приемах передачи глубины пространства (загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по сравнению с расположенными вблизи); − рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображаемого времени года − выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги; − рисовать предметы самостоятельно от руки; − передавать основные смысловые связи в несложном рисунке; − выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета; − знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Каргополь); − знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и др.; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя; − применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески. Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно. Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. Оценка «2» - не ставится. 4. Тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека» № Тема урока Кол-во Электронные темы 1. Рисование осенних листьев 2. Рисование узора в полосе из веточек с листочками Рисование предметов различной формы (фрукты и овощи) Рисование предметов различной формы (фрукты и овощи) Аппликация «Бабочка» Аппликация «Бабочка» Составление симметричного узора 3. 4. 5 6 7. 8. 9. Рисование акварельными красками. Главные и составные цвета Рисование акварельными красками. Главные и составные цвета часов, Основные виды деятельности отводимых обучающихся на уроке на освоение каждой темы 1 Повторение названий художественных материалов и инструментов – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей, ножницы, краска гуашь, кисть, палитра. Организация рабочего места. Повторение цветов. Рисование осенних листьев 1 Повторение рисования узоров, орнамента, украшения. Правильное расположение узора в полосе 1 Подготовка рабочего места для рисования гуашью. Повторение свойств гуаши. Повторение ТБ при работе с красками. Повторение названий, форм овощей и фруктов 1 Подготовка рабочего места для рисования гуашью. Повторение свойств гуаши. Повторение ТБ при работе с красками. Повторение названий, форм овощей и фруктов 1 Умение работать с гофрированной бумагой. Знакомство с понятиями сгибание, скручивание, объемная поделка Создание образа бабочки цветными карандашами. Использование трафарета. Соблюдение пропорций, выбора цвета. Развитие чувства гармонии и красоты, восприятия цвета. Закрепление знаний основных и дополнительных цветов Повторение свойств акварельных красок. Повторение - основные и составные цвета. Усвоение понятий составные цвета (оранжевый зеленый, фиолетовый). Радостные и грустные цвета. Развитие навыков работы с акварельными красками 1 1 1 1 (цифровые) образовательные ресурсы 10 Рисование акварельными красками по сырой бумаге 1 11. Одежда ярких и нежных цветов. Рисование 1 12. Рисование акварельной краской, начиная с цветового пятна Лошадки из Каргополя. Лепка Лошадки из Каргополя. Лепка Лошадки из Каргополя рисование 1 Лепка домашних животных (кошка, собака) Лепка домашних животных (кошка, собака) Деревья зимой в лесу. Рисование цветной и черной гуашью Деревья зимой в лесу. Рисование цветной и черной гуашью Зимние игры детей. Лепка из 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20 1 1 1 1 1 1 1 Повторение свойств акварельных красок. Рисование акварельными красками по сырой бумаге. Прорисовывание кистью на непросохшей бумаге. Изучение процесса выполнения, последовательность, вливание красок одна в другую Знакомство с техникой «разбеливание», с техникой работы кистью. Последовательность выполнения работы. Умение работать с акварельными красками Умение пользоваться родственными сочетаниями цветов (тепло холод). Последовательное выполнение работы Знакомство с Каргопольской игрушка. Подготовка пластилина к работе. Последовательное выполнение работы. Соединение частей в одно целое. Совмещение. Примазывание Знакомство с композицией — главным средством выразительности художественного произведения. Понятие контраста в композиции. Знакомство с масштабом, пропорциями, соразмерностью, равновесием, образом, тоном Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Повторение техники безопасности при работе с пластилином Рассматривание иллюстрации картины П. Митурича «Сухое дерево». Знакомство с художественными материалами и художественными техниками. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека. Поэтапное выполнение работы Рассматривание картин художников А. Дейнеки «Лыжники», Н. Крымова пластилина 21. Рисование снеговика 1 22. Элементы косовской росписи. Рисование Элементы косовской росписи. Рисование Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) «Сказочная птица». Рисование 1 Сказочная птица. Рисование. Украшение узором рамки для рисунка 1 23. 24. 25. 26 27 1 «Зимний пейзаж». Умение лепить из пластилина фигурок человечков в движении Рисование снеговика. Рисование в определенной последовательности, по порядку. Соблюдение пропорций. Соблюдение «планов» рисунка. Использование акварельных красок Знакомство с глиняными изделиями народных мастеров. Рисование элементов косовской росписи. Соблюдение симметрии, центр композиции. Выбор необходимого цвета 1 Знакомство с понятиями «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. 1 Знакомство с понятиями «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов - вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. 1 Рассматривание «сказочной птицы» на разных иллюстрациях И. Билибина: «Иван-Царевич и жарптица», «Дети и белая уточка», «Царевна-лягушка». Наблюдение красивых ярких птиц. Сравнение изображения жар-птицы, плывущих лебедей с фотографиями птиц в природе. Рассматривание того, как художник изобразил, какими средствами художественной выразительности, части тела сказочных птиц Знакомство учащихся с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения, которые И. Билибин использовал в своих работах. Выполнение орнаментальной 28. Встречай птиц — вешай скворечники! Рисунок 1 29. Закладка для книги. Рисование Закладка для книги. Рисование 1 Украшение посуды орнаментом. Аппликация Украшение посуды орнаментом. Аппликация Эпизод из сказки «Колобок» 1 30. 31. 32. 33. 34. 1 1 композиции. Создание условий для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно декоративные. Совершенствование навыков работы разнообразной линией, связанной с созданием рисунка в композиции изделия. Рассматривание картин художников И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Лес весной». Обсуждение. Использование средств художественной выразительности для создания картин весенней природы. Рассматривание рисунков детей. Процесс лепки. Лепка фигурки человека. Рисование картинки, на которой дети встречают птиц. Наблюдение ритма везде: в себе, природе, вокруг себя. Украшение художниками предметов для нашей жизни (ткань, посуда, мебель и т. д.) узорами. Стремление людей в орнаментах (узорах) использовать ритмическое расположение разных форм и повторение цвета. Вырезания узоров, орнаментов, украшений для посуды. Правильное расположение узора на посуде Вырезания узоров, орнаментов, украшений для посуды. Правильное расположение узора на посуде Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса. Выражение в образах искусства нравственного выбора отдельного человека. Знакомство со спецификой художественного изображения. Помечтаем о 1 Беседа о лете, летнем отдыхе, походах лете, о походах в лес за грибами. Рассматривание в лес за картины А. Пластова «Летом». грибами. (жаркое лето, опушка леса, под «Летом за березой в тени). Грибники: женщина грибами!» и девочка, рядом собака. Изображение картины. 5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1 Обязательные учебные материалы для ученика 1. Рау М. Ю, Зыкова М. А. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Методические материалы для учителя 1. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / [М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева]. – М. : Просвещение, 2020 2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия», 2002г. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет