РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Ручной труд» для обучающихся 3 класса с. Слюсарево 2023 год 1 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе определяет следующие задачи: − формирование культуры труда (организация трудовой деятельности, соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество изготовляемого изделия и, самое главное, отношение к труду); − закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге, картоне, нитках, ткни, природных материалах), применяемых на уроках ручного труда в 3 классе; − ознакомление с более широким спектром новых поделочных материалов (проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами, технологиями обработки; 2 − обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами (проволокой, металлом, древесиной и др.), − закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов при работе колющими, режущими и измерительными инструментами; − выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и навыков, полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование, контроль и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др. (усиление профессиональной ориентации); − осуществление нравственного, эстетического, экологического воспитания на уроках ручного труда; − коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы и коррекция недоразвития мелкой моторики. 2. Содержание учебного предмета "Ручной труд" с указанием форм организации учебных занятий Учебный материал для третьего класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во втором классе. Особенностью обучения в третьем классе является расширение спектра видов работы: «Работа с проволокой», «Работа с древесиной», «Работа с металлом и металлоконструктором». Программный материал направлен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи. Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов изделий предлагается проводить самостоятельно или с частичной помощью учителя. В помощь детям при создании полного и отчетливого образа будущего изделия не исключаются вспомогательные вопросы учителя или сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается работа по выработке умений составления «стандартного плана работы» (разметка детали, выделение детали из заготовки, формообразование, сборка изделия, отделка изделия) с опорой на графические и предметно-операционные планы. Обучающиеся с умственной отсталостью ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса, усиливается работа по формирование интереса именно к тем профессиям, обучение которым организовано в каждой конкретной образовательной организации. В связи с этим программой предусматривается организация и проведение экскурсий в школьные мастерские. Содержание разделов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название раздела, темы Работа с природными материалами Работа с бумагой и картоном Работа с текстильными материалами Работа с древесиной Работа с проволокой Работа с металлоконструктором ИТОГО: Количество часов 4 15 6 3 3 3 34 Контрольные работы (кол-во) 3 3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета "Ручной труд" Личностные: формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: − знать правила организации рабочего места; − знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы для третьего класса; − знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарно-гигиенические требования при работе с ними; − знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; − знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия); − знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью линейки; разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки; вышивания, аппликация). − подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью учителя и самостоятельно; − разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно; − определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя и самостоятельно; − составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с частичной помощью учителя и самостоятельно; − работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными материалами, древесиной и проволокой). − владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя и самостоятельно. Достаточный уровень: − знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; − название инструментов и их устройство, правила обращения с ними и рациональное использование их в том или ином виде работы; − физические и художественно-выразительные свойства материалов, с которыми работают на уроках ручного труда. − самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; 4 − работать с доступной для третьеклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; − самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; − оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; − выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов обучающихся основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно. Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов. Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы. Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их. Оценка «2» - не ставится. 5 4. Тематическое планирование учебного предмета «Ручной труд» Кол-во часов, Электронные отводимых № (цифровые) Тема урока на Основные виды деятельности темы образовательные освоение обучающихся на уроке ресурсы каждой темы 1 Вводный урок. 1 Знакомство с правилами Повторение учебного поведения и работы на уроках материала 1 и 2 труда. Подготовка рабочего классов места и содержания его в порядке. Повторение видов ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке. Проведение работы с учебником и рабочей тетрадью Работа с природными материалами – 2 часа 2 Работа с природными 1 Повторение видов природных материалами. материалов, видов работы с Аппликация из природными материалами. засушенных листьев Рассказ о природном материале «Птица» как поделочном и его художественно-выразительных свойствах. Разбор аппликации и выделение основных признаков и свойств аппликационных изображений. Изготовление аппликации из засушенных листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Повторение правил организации рабочего места 3 Аппликация из 1 Рассказ об изделиях и скорлупы ореха игрушках, сделанных из «Воробьи на ветках» природных материалов. Определение признаков и свойств орехов. Разбор объекта, по признакам и свойствам, по вопросам учителя и по вопросам, данным в учебнике. Составление плана и изготовление изделия по составленному плану, оценивание своего изделия самостоятельно и по вопросам учителя. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с 6 4 5 6 7 8 применением других поделочных материалов Работа с бумагой и картоном – 3 часа Аппликация из 1 Сравнение разных сортов обрывной бумаги бумаги. Определение видов «Елка» работы с бумагой и приемы работы с бумагой. Изготовление аппликации из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план. Соблюдение правил организации рабочего места Аппликация из 1 Сравнение разных сортов обрывной бумаги бумаги. Определение видов «Медведь» работы с бумагой и выполнение приемов работы с бумагой. Изготовление аппликации из обрывной бумаги с опорой на предметнооперационный план. Повторение правил организации рабочего места Окантовка картона 1 Проверка знаний о картоне. полосками бумаги Определение приемов работы с «Картина на бумагой (разметка, резание, окантованном картоне» сгибание). Выполнение технологических операций, используемых при окантовке картона. Выполнение технологии окантовки с опорой на предметно-операционный план Работа с проволокой – 2 часа Работа с проволокой: 1 Рассказ о проволоке, «Волна», «Кольцо», познавательные сведения «Спираль», «Прямой Определение понятия угол» из проволоки «проволока», применение проволоки в изделиях из природных и других материалов, Знакомство с видами и свойствами проволоки, инструментами, используемыми при работе с проволокой. Организация рабочего места для работы с проволокой и правила обращения с проволокой. Формообразование при работе с проволокой Работа с проволокой 1 Освоение технологических «Паук» приемов работы с проволокой. Формообразование при работе 7 9 10 11 с проволокой. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки по предметно-операционному плану самостоятельно и с частичной помощью учителя. Подготовка рабочего места для работы с проволокой, правила обращения с проволокой Работа с древесиной – 2 часа Работа с древесиной. 1 Изделия из древесины. Экскурсия в школьную Знакомство с понятиями столярную мастерскую «дерево» и «древесина», различия между ними. Знакомство с условиями труда и техникой безопасности в школьной столярной мастерской. Выполнение способами обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями Изготовление изделия 1 Рассказ об изделиях из из древесины древесины и их назначении. «Опорный колышек Освоение технологии для растений» изготовления опорного колышка. Знакомство с правилами безопасности, подготовка рабочего места для работы с древесиной, правила безопасной работы с древесиной, инструментами и материалами. Освоение способов обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями Работа с природными материалами – 1 час Работа с природными 1 Рассказ об изделиях из материалами. «Птица природных материалов и о из пластилина и сухой видах работы с природными тростниковой травы» материалами. Выполнение приемов соединения деталей из природного материала: соединения с помощью заостренной палочки и пластилина. Освоение приемов работы с пластилином. Изготовление объемных изделий из природных материалов. Рассмотрение изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. 8 12 13 14 15 Рассказ о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с опорой на наглядный материал учебника Работа с металлоконструктором – 3 часа Экскурсия в слесарную 1 Знакомство с профессией мастерскую. Работа с слесаря. Знакомство с металлоконструктором условиями труда и техникой «Две планки, безопасности в школьной соединенные винтом и слесарной мастерской. гайкой» Получение познавательных сведений о металлоконструкторе. Рассмотрение изделий из металлоконструктора. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой Работа с 1 Подготовка рабочего места и металлоконструктором: содержания его в порядке. «Треугольник», Выполнение технологии «Квадрат» соединения планок винтом и гайкой. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Сборка треугольника и квадрата из планок Работа с 1 Подготовка рабочего места и металлоконструктором содержания его в порядке. «Дорожный знак» Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой. Проведение сборки треугольника и квадрата из планок (подбор нужного количества планок с соответствующим числом отверстий и нужного количества винтов и гаек для соединения этих планок) Работа с проволокой – 1 час Работа с проволокой 1 Освоение понятия «Буквы Л, С, О, В из «проволока», применение проволоки» проволоки в изделиях, виды и свойства проволоки, инструменты, используемые при работе с проволокой. Организация рабочего места для работы с проволокой. Разбор изделия самостоятельно 9 16 17 18 19 и с частичной помощью учителя. Освоение умения формообразование изделия при работе с проволокой Работа с бумагой и картоном – 7 часов Новогодние игрушки 1 Технологии работы с из бумажных полос бумажными полосами. «Складная Гирлянда» Выполнение приемов работы с бумагой: разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос. Изготовление складных игрушек из бумажных полос Новогодние игрушки 1 Технология работы с из бумажных колец бумажными кольцами. «Цепочка из бумажных Выполнение приемов работы с колец» бумагой: разметка круга по шаблону, полукругу; вырезание по кругу, симметричное вырезание; сборка колец-заготовок. Изготовление игрушек из бумажных колец. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Рассказ о технологии изготовления отдельных частей цепочки по вопросам учителя с опорой на наглядный материал учебника Карнавальные 1 Рассмотрение карнавальных полумаски масок и полумасок. «Плоская полумаска» Изготовление карнавальной полумаски. Освоение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по шаблонам (полушаблонам) сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание. Рассказ о технологии изготовления полумаски по вопросам в учебнике с опорой на наглядный материал Карнавальные 1 Карнавальные головные уборы, головные уборы применение, способы «Каркасная шапочка» изготовления, материалы, используемые при их изготовлении. Разбор изделия самостоятельно и с частичной 10 20 21 22 23 помощью учителя. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание; склеивание заготовок. Изготовление карнавальных головных уборов Карнавальные 1 Карнавальные головные уборы, головные уборы применение, способы «Карнавальный изготовления, материалы, кокошник», используемые при их «Карнавальный шлем» изготовлении. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по шаблонам; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание; склеивание заготовок. Изготовление карнавальных головных уборов на основе ободка Окантовка картона 1 Освоение приемов разметки листом бумаги бумаги по линейке. «Складная доска для Выполнение технологии: игры» окантовки картона полосками бумаги или технической ткани; изготовления складной доски способом окантовки картона листом бумаги. Соблюдение последовательности окантовки картона бумагой. Окантовка картона 1 Повторение приемов разметки листом бумаги бумаги по линейке. Рассказ о «Складная доска для технологии изготовления игры» отдельных частей изделия по вопросам учителя с опорой на наглядный материал учебника Выполнение технических приемов: разметка бумаги и картона по линейке; вырезание и склеивание заготовок. Проведение игры «Помоги Буратино попасть к папе Карло» Работа с текстильными материалами – 3 часа Работа с текстильными 1 Освоение технологии материалами сшивания деталей изделия «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка. строчкой прямого Повторение видов ручных стежка» стежков и строчек. Повторение правила работы с иглой. 11 24 25 26 27 28 Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или выборочно по вопросам учителя. Выполнение прямых стежков «вперед иголку», «назад иголку» Работа с текстильными 1 Освоение технологии материалами сшивания деталей изделия «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка. строчкой косого Выполнение различных видов стежка» ручных стежков и строчек. Правила работы с иглой. Косой стежок Работа с текстильными 1 Освоение технологии материалами сшивания деталей изделия «Закладка из строчкой прямого стежка. фотопленки» Выполнение видов ручных стежков и строчек. Повторение правила работы с иглой. Выполнение косого стежка Работа с древесиной – 1 час Аппликация из 1 Рассказ об использовании древесных опилок древесины в разных видах «Собака» работы. Повторение способов обработки древесины ручными инструментами. Знакомство с условиями труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок. Выполнение технологии изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места для работы с опилками Работа с текстильными материалами – 1 час Сшивание деталей 1 Освоение технологии изделия строчкой сшивания деталей изделия косого стежка строчкой прямого стежка. «Прихватка» Выполнение различных видов ручных стежков и строчек. Соблюдение правил работы с иглой. Выполнение косого стежка Работа с бумагой и картоном – 2 часа Объемные изделия из 1 Перечисление предметов, картона. «Коробка, сделанных из картона, и их склеенная с помощью функциональная значимость в клапанов» быту, игре, учебе. Ответы на вопросы о сортах картона. Выполнение технологических 12 29 30 31 32 операций: разметка бумаги и картона по линейке, вырезание и склеивание заготовок. Изготовление открытых коробок способом склеивания с помощью клапанов и оклеиванию их полосками бумаги Объемные изделия из 1 Перечисление предметов, картона. «Коробка с сделанных из картона, и бортами, определение их соединенными встык» функциональной значимости в быту, игре, учебе. Повторение сортов картона. Выполнение технологических операций: разметка бумаги и картона по линейке, вырезание и склеивание заготовок. Изготовление открытых коробок способом склеивания способом склеивания бортов встык Работа с текстильными материалами – 3 часа Виды ручных стежков 1 Подготовка рабочего места для «Образец, прошитый работы с текстильными строчкой прямого материалами и содержания его стежка в два приема» в порядке. Выполнение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Повторение правил работы иглой. Выполнение шитья строчкой прямого стежка в два приема. Выполнение шитья справа налево с заполнением промежутков между стежками Виды ручных стежков 1 Выполнение технологии «Образец, прошитый сшивания деталей изделия строчкой косого стежка строчкой прямого стежка. в два приема» Повторение правил работы иглой. Выполнение шитья строчкой прямого стежка в два приема. Выполнение шитья справа налево с заполнением промежутков между стежками Виды ручных стежков 1 Определение видов украшения «Закладка с вышивкой изделий. Использование строчкой прямого и строчек прямого и косого косого стежка» стежка в два приема в вышивании. Соблюдение правил работы иглой. Выполнение технологии 13 33 34 изготовления закладки по образцу Работа с бумагой и картоном – 2 часа Объемные игрушки на 1 Разбор объекта, выделение его основе геометрических признаков и свойств. Чтение тел. «Птица» предметно-операционного плана и следование ему. Изготовление конуса из круга. Сборка изделия способом склеивания. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел Объемные игрушки на 1 Разбор объекта, выделение его основе геометрических признаков и свойств. Чтение тел предметно-операционного «Воробьи на ветках» плана и следование ему. Сборка изделия способом склеивания. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел 5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Обязательные учебные материалы для ученика 1. Учебник. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы / Л.А. Кузнецова. – 6 изд. перераб. – М : «Просвещение» 2. Рабочая тетрадь. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - Спб.: филиал изд-ва «Просвещение» Методические материалы для учителя 1. Методические рекомендации. Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. / Л. А. Кузнецова. - М.: Просвещение Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет 14