Рабочая программа 3 класс на 2023-2024 уч.год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 3 класса

с. Слюсарево 2023 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным
планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 3 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение».
Цель обучения - учить правильному чтению слов, предложений и текстов по
слогам.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения,
обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию
текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание
прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на
вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных словах, делиться
впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные
картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 3 классе определяет
следующие задачи:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование навыка сознательного, правильного и выразительного чтения;
− развитие умения читать доступный пониманию текст вслух и про себя;
− развитие умения общаться на уроке: отвечать на вопросы педагога, спрашивать
о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном;
− формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с
использованием иллюстраций к тексту, картин; находить в тексте предложения для ответа
на вопросы; элементарно оценивать прочитанное;
− развитие умения пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя
с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту;
− развитие умения разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие
стихотворения, читать их перед классом;
− формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие
интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными пониманию произведениями
детской литературы.
2. Содержание учебного предмета «Чтение» с указанием форм организации учебных
занятий
В 3 классе систематическое формирование выразительного чтения начинается с
перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в
процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет
огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить
особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных
средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции

недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения в 3 классе уделяется
развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и
последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на
понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса,
обучение правильному построению предложений, в процессе упражнений в
воспроизведении прочитанного.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приемы:
− словесный метод (рассказ, объяснение, разъяснение беседа, работа с
учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
− практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ, выборочное
чтение);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Название раздела, темы
Здравствуй, школа!
Осень наступила.
Учимся трудиться.
Ребятам о зверятах.
Чудесный мир сказок.
Зимушка, зима.
«Так нельзя, а так можно».
Весна в окно стучится.
Весёлые истории.
Родина любимая.
Здравствуй, лето!
Итого:

Количество
часов
9
12
13
15
10
20
12
19
7
8
11
136

Контрольные
работы
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
11

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Чтение"
Личностные:
 проявление эмоционального отклика на произведения литературы;
 способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим
поступкам;
 способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
 способность обращаться за помощью;
 владение разнообразными средствами коммуникации;
 элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий
(правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отражённых в литературных произведениях;
 уважительное и бережное отношение к людям труда и их деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень:
 правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к правильному
чтению целым словом двух- и трёхсложных слов;
 отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
 определять главных действующих лиц прочитанного произведения;
 соотносить иллюстрацию с отрывком определённого прочитанного и
разобранного текста;
 пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;

 определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам
героев (после предварительного разбора);
 выразительно читать наизусть 3-5 стихотворений.
Достаточный уровень:
 правильно читать вслух целыми словами;
 выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
 давать элементарную оценку поступкам героев и событий;
 читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
В 3 классе текущий контроль по предмету «Чтение» осуществляется в форме
устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается
во внимание:
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа;
− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он читает целыми словами правильно,
с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и передаёт
содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть
текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» - ставится обучающемуся, если он читает целыми словами, некоторые
трудные слова – по слогам; допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых
пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает
наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» - ставится обучающемуся, если он читает, в основном, целыми
словами, трудные слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении
смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; отвечает на вопросы и
пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении
наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.

4. Тематическое планирование учебного предмета «Чтение»
№
темы

Тема урока

Кол-во
Электронные
часов,
(цифровые)
Основные виды деятельности
отводимых
образовательные
обучающихся на уроке
на освоение
ресурсы

каждой
темы
Здравствуй, школа! – 9 часов
1
Выразительное чтение
стихотворения.
Ответы на вопросы.
Расширение знаний о приметах
осени.
Заучивание стихотворения
наизусть
1
Чтение рассказа, определение
главной мысли.
Ответы на вопросы.
Определение главных героев,
элементарная оценка их
поступков.
Соотнесение картинки с
текстом.
Пересказ по вопросам учителя
1
Выразительное чтение
стихотворения.
Ответы на вопросы.
Оценка настроения
персонажей.
Составление рассказа о школе

1

М. Садовский.
Стихотворение
«Сентябрь»

2

По В.
Воскобойникову.
Рассказ «Веселая
улица»

3

В. Берестов.
Стихотворение
«Первое сентября»

4

По В. Драгунскому.
Рассказ «Завтра в
школу»

1

Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Оценка поступков героев.
Пересказ по вопросам учителя
и картинке

5

По Э. Шиму.
Рассказ «Пятерки»

1

Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Умение определять главных
героев, оценка их поступков.
Составление подписи к
картинкам.
Пересказ по вопросам учителя

6

В. Берестов.
Стихотворение
«Котенок хочет в
школу»

1

Формирование навыка
выразительного чтения.
Ответы на вопросы к
стихотворению

7

В. Бирюков.
Сказка «Кто лучшим
будет»

1

Чтение текста, ответы на
вопросы.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Составление простых
предложений на основе

личного опыта
8

По В. Хомченко.
Рассказ «Обида»

9

А. Аксенова.
Рассказ «Наша
учительница».
Обобщение по
разделу
«Здравствуй, школа!»

10

О. Высотская.
Стихотворение
«Осень»

11

По Ю. Ковалю.
Рассказ «Последний
лист»

12

А. Толстой.
Стихотворение
«Осень. Обсыпается
весь наш бедный
сад…»

13

По Н. Сладкову.
Рассказ «Сентябрь на
дворе»

14

В. Степанов.
Стихотворение
«Воробей»

Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Умение определять главных
героев, оценка их поступков.
Пересказ по вопросам учителя
1
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Соотнесение иллюстративного
материала и содержания текста.
Пересказ по иллюстрациям.
Выполнение теста по разделу
«Здравствуй, школа!»
Осень наступила… - 12 часов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Заучивание стихотворения
наизусть.
Составление рассказа по
картинке про осень
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Пересказ по иллюстрациям
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Заучивание стихотворения
наизусть.
Рисование иллюстрации к
стихотворению
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение для
подтверждения ответа.
Пересказ по вопросам учителя
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
1

15

По А. Баркову.
Рассказ «Лето на
веревочке»

1

16

Е. Благинина.
Стихотворение
«Улетают,
улетели…».
По Э. Шиму.
Смешинка «Ворона и
синица»

1

17

По Л. Воронковой.
Рассказ «За кормом
для птиц»

1

18

Г. Ладонщиков.
Стихотворение «В
октябре»

1

19

По Н. Сладкову.
Рассказ «Страшный
невидимка»

1

20

А. Плещеев.
Стихотворение
«Осень наступила»

1

Ответы на вопросы по
содержанию.
Составление рассуждений на
основе личного опыта и
содержания прочитанного
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Чтение по ролям.
Пересказ по вопросам учителя
и иллюстрациям
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам.
Заучивание наизусть
стихотворения
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Составление рассуждений с
опорой на личный опыт и
прочитанный текст.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Установление причинноследственных связей между
природными явлениями и
действиями людей
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Составление рассуждений по
содержанию текста.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.

Ответы на вопросы по
содержанию.
Заучивание наизусть
стихотворения
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Соотнесение иллюстративного
материала с текстом.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Отгадывание загадки,
нахождение на картинках
отгадки.
Выполнение теста по разделу
«Осень наступила…»
Учимся трудиться – 13 часов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Объяснение смысла пословиц.
Выборочное чтение по
вопросам
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Определение героев, оценка их
поступков.
Пересказ по вопросам учителя
и иллюстрациям
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию

21

По Н. Абрамцевой.
Сказка «Сказка об
осеннем ветре».
Н. Майданик.
«Доскажи словечко»
(Осенние загадки).
Обобщение по
разделу «Осень
наступила…»

22

Ю. Тувим.
Стихотворение «Все
для всех»

23

По Д. Габе.
Рассказ «Работа»

24

В. Орлов.
Стихотворение «Мои
помощники»

25

По А. Потаповой.
Рассказ «Бабушка и
внучка»

1

26

Б. Заходер.
Стихотворение
«Повара»

1

Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Определение героев, оценка их
поступков.
Подбор к иллюстрациям
отрывков из текста.
Пересказ по вопросам учителя
и иллюстрациям
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.

27

По
М.
Дружининой.Рассказ
«Сюрприз»

1

28

О. Высотская.
Стихотворение
«Маргаритка»

1

29

По В. Хомченко.
Рассказ «Пуговица»

1

30

Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Портниха»

1

31

В. Осеева.
Рассказ
«Пуговица»

1

32

По В. Голявкину.
Рассказ «Как я
помогал маме мыть
пол»

1

33

По С. Баруздину.
Рассказ «Как Алешке
учиться надоело»

1

Выборочное чтение по заданию
учителя
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Объяснение названия рассказа.
Составление рассуждений по
содержанию рассказа.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление устного рассказа
по теме стихотворения
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание наизусть
стихотворения
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление рассказа по
картинке
Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.

34

Дж. Родари.
Стихотворение «Чем
пахнут ремесла».
Обобщение по
разделу «Учимся
трудиться»

35

По Е. Чарушину.
Рассказ «Лисята»

36

По Н. Сладкову.
Смешинка «Лисица и
еж».
Е. Тараховская.
Стихотворение «Заяц»

37

По М. Пришвину.
Рассказ «Еж»

38

По А. Баркову.
Рассказ «Материнская
забота»

39

По Г. Снегиреву.
Рассказ «Белек»

Определение главных героев,
оценка их поступков.
Чтение диалога по ролям.
Объяснение смысла пословицы
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Соотнесение иллюстраций с
названием рассказа.
Сравнение произведений,
близких по теме.
Выполнение теста по разделу
«Учимся трудиться»
Ребятам о зверятах – 15 часов
1
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Уточнение названий диких и
домашних животных.
Выборочное чтение для
подтверждения ответа.
Пересказ по вопросам
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Рисование животных
1
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение для
подтверждения ответа.
Пересказ по вопросам учителя.
Составление рассказа о еже
1
Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Подбор к иллюстрациям
отрывков из текста.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ по вопросам учителя
1
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.

40

В. Приходько.
Стихотворение «Пин
и Гвин»

1

41

По Б. Житкову.
Рассказ «Галка»

1

42

По В. Гаранжину.
Рассказ «Куриный
воспитанник»

1

43

По
М. Тарловскому.
Сказка «Добрый
волк»

1

44

По Н. Носову.
Рассказ «Живая
шляпа»

1

Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ по вопросам учителя
и картинкам
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание наизусть
стихотворения
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление причинноследственных связей между
событиями рассказа.
Составление рассказа по
иллюстрации
Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Объяснение названия рассказа.
Пересказ по вопросам учителя
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Объяснение смысла пословицы.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ с использованием
иллюстраций
Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Объяснение смысла названия
рассказа.

Пересказ с использованием
иллюстраций
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Подбор к иллюстрации отрывка
из текста.

45

По Л. Вершинину.
Сказка «Смешинка»

1

46

По Н. Павловой.
Сказка «Котята»

1

Чтение сказки, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Пересказ сказки по картинкам

47

В. Берестов.
Стихотворение
«Кошкин щенок»

1

48

По
М. Пляцковскому.
Сказка «Сердитый дог
Буль»

1

Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Чтение сказки, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выразительное чтение по
ролям.
Пересказ сказки по картинкам

49

Обобщающий урок по
разделу «Ребятам о
зверятах»

50

Русская народная
сказка
«Лиса и журавль»

51

Русская народная
сказка
«Храбрый баран»

Обобщение знаний по разделу.
Сравнение произведений,
одинаковых по теме.
Ответы на вопросы по
содержанию произведений.
Составление рассказа о
животных.
Выполнение теста по разделу
«Ребятам о зверятах»
Чудесный мир сказок -10 часов
1
Чтение сказки, определение
главных героев.
Формирование навыка чтения
по ролям.
Передача голосом интонации,
соответствующие характеру
героя.
Выборочное чтение по заданию
учителя
1
Чтение сказки, определение
главных героев.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ сказки по серии
сюжетных картинок
1

52

Русская народная
сказка
«Лиса и тетерев»

1

53

Украинская народная
сказка
«Овечка и волк»

1

54

Башкирская народная
сказка
«Медведь и пчелы»

1

55

Таджикская народная
сказка
«Тигр и лиса»

1

56

Французская народная
сказка
«Лиса и куропатка»

1

57

Абхазская народная
сказка
«Куцый хвост»

1

Чтение сказки, определение
главных героев.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное по вопросам
учителя и по ролям.
Пересказ сказки по вопросам
Чтение сказки по ролям с
соответствующей интонацией,
определение главных героев.
Формирование навыка чтения
по ролям.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное чтение по
вопросам учителя
Чтение сказки, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по вопросам учителя
Чтение сказки, определение
характера главных героев по их
поступкам.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ сказки по вопросам
Чтение сказки, определение
главных героев.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ сказки по серии
сюжетных картинок
Чтение сказки, определение
эмоциональной оценки главных
героев.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ сказки по серии

58

Удмуртская народная
сказка
«Глупый котенок»

59

Обобщающий урок по
разделу
«Чудесный мир
сказок»

60

Русская народная
песня «Ой ты,
зимушка-зима!»

61

По В. Бианки.
Сказка «Заяц, Косач,
Медведь и Дед
Мороз»

62

М. Садовский.
Стихотворение
«Декабрь»

63

По Л. Воронковой.
Рассказ «Как елку
наряжали»

сюжетных картинок
Чтение сказки, определение
главных героев.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ сказки по вопросам
учителя и картинке
1
Обобщение знаний по разделу.
Сравнение сказок, одинаковых
по теме.
Составление суждений о
прочитанных сказках.
Пересказ любимых сказок.
Выполнение теста по разделу
«Чудесный мир сказок»
Зимушка-зима - 20 часов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Самостоятельное рисование на
основе содержания
стихотворения.
Заучивание наизусть
стихотворения
1
Чтение текста, определение
главных героев.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ сказки по серии
сюжетных картинок
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Составление устного рассказа
по теме стихотворения.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание наизусть
стихотворения
1
Чтение рассказа, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
1

64

С. Попов.
Стихотворение «В
новогоднюю
ночь»

1

65

По А. Усачеву.
Сказка «Как Дед
Мороз сделал себе
помощников»

1

66

По А. Потаповой.
Рассказ «Такой вот
герой»

1

67

С. Есенин.
Стихотворение
«Зима»

1

68

С. Суворова.
Стихотворение
«Подарок»

1

69

По В. Голявкину.

1

содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по серии сюжетных
картинок
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание наизусть
стихотворения
Чтение текста, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Самостоятельное рисование на
основе содержания текста.
Пересказ сказки по серии
сюжетных картинок
Чтение рассказа, определение
эмоциональной оценки
поведения главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ сказки по серии
сюжетных картинок
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Объяснение смысла образных
выражений
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление устного рассказа
по теме стихотворения
Чтение рассказа, определение

Рассказ «У Ники
новые лыжи»

70

И. Шевчук.
Стихотворение «С
прогулки»

1

71

По М. Быковой.
Рассказ «Неудачная
находка»

1

72

И. Суриков.
Стихотворение
«Детство»

1

73

По Е. Чарушину.
Рассказ «Что за
зверь?»

1

74

По Э. Шиму.
Сказка «Не стучать –
все спят!»

1

главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по вопросам учителя
и иллюстрациям
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Определение жанра
стихотворения
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Подбор к иллюстрациям
отрывков из текста.
Составление рассказа по
картинке
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание наизусть
стихотворения
Чтение рассказа, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по вопросам учителя
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по ролям.
Составление рассказа по
картинке

75

76

77

78

79

80

В. Степанов.
Стихотворение
«Зайка»

Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя
По Н. Сладкову.
1
Чтение рассказа, ответы на
Рассказ «Еловая
вопросы.
каша»
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по ролям.
Составление рассказа по
картинке
З. Александрова.
1
Формирование навыка
Стихотворение
выразительного чтения
«Снежок»
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание наизусть
стихотворения
По С. Баруздину.
1
Чтение текста, ответы на
Рассказ
вопросы.
«Коллективная печка»
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Объяснение смысла названия
рассказа.
Пересказ по вопросам учителя
В. Аникин. «Доскажи
1
Уточнение признаков зимы в
словечко» (зимние
лесу и в городе.
загадки).
Отгадывание загадок.
Обобщающий урок по
Соотнесение иллюстраций и
разделу
содержания загадок.
«Зимушка-зима»
Объяснение смысла пословиц.
Выполнение теста по разделу
«Зимушка-зима»
Так нельзя, а так можно – 12 часов
По А. Ягафаровой.
1
Чтение рассказа, определение
Сказка «Снегирь и
главных героев.
Синичка»
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ по серии сюжетных
картинок
Установление смысловых
связей между поступками
героев
1

81

По В. Хомченко.
Рассказ «Птицасиница»

1

Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ по вопросам учителя

82

Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Дельный совет»

1

83

По Л. Толстому.
Рассказ «Косточка»

1

84

По С. Георгиеву.
Рассказ
«Праздничный стол»

1

Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Составление рассуждений на
основе содержания
прочитанного
Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Подбор к иллюстрации отрывка
из текста.
Составление рассказа по
картинке
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Подбор к иллюстрациям
отрывков из текста

85

В. Берестов.
Стихотворение «За
игрой»

1

86

С. Баруздин.
Стихотворение
«Бревно»

1

Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание стихотворения
наизусть
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Подбор к картинкам отрывков
из текста

87

А. Седугин.
Рассказ «Как Артемка
котенка спас»

88

По В. Осеевой.
Рассказ «Подвиг»

89

И. Демьянов.
Смешинка «Девочкакопуша»

90

По В. Бирюкову.
Сказка «Лесные
доктора»

91

Обобщающий урок по
разделу
«Так нельзя, а так
можно»

92

Ф. Тютчев.
Стихотворение «Зима
недаром злится»

93

По В. Бирюкову.
Сказка «Весенняя
песня»

Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление рассказа по
картинке
1
Чтение текста, определение
главных героев, нравственная
оценка их поступков.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ вопросам учителя и
картинкам
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию
1
Чтение рассказа, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по серии сюжетных
картинок
1
Обобщение знаний
обучающихся по разделу.
Соотнесение иллюстрации с
прочитанными
произведениями.
Пересказ по вопросам учителя.
Выполнение теста по разделу
«Так нельзя, а так можно»
Весна в окно стучится – 19 часов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Заучивание стихотворения
наизусть
1
Чтение текста, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
1

94

Украинская народная
песня «Веснянка»

1

95

По Э. Шиму.
Сказка «Сосулька»

1

96

Русская народная
песня «Выгляни,
солнышко»

1

97

С. Вербова.
Рассказ «Мамин
портрет»

1

98

П. Синявский.
Стихотворение
«Разноцветный
подарок»

1

99

А. Седугин.
Рассказ «Тихо-тихо»

1

100

Р. Сеф.
Стихотворение
«Лицом к весне»

1

101

С. Вербова.

1

содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по вопросам учителя
и картинке
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Чтение по ролям
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию
Чтение текста, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по вопросам учителя
и картинке
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Установление причинноследственных связей между
поступками героев
Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Чтение по ролям
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Формирование навыка

Стихотворение
«Ледоход»

102

По Р. Фархади.
Рассказ «Сон
медвежонка»

1

103

Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Медведь
проснулся»

1

104

По В. Бианки.
Рассказ «Заяц на
дереве»

1

105

С. Погореловский.
«Стихотворение
Нашигости»

1

106

По
Г. Скребицкому.
Рассказ «Скворушка»

1

107

И. Белоусов.
Стихотворение
«Весенняя гостья»

1

108

По К. Ушинскому.
Рассказ «Пчелки на
разведках».

1

выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Составление устного рассказа
по теме стихотворения
Чтение текста, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ по вопросам учителя
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Определение жанра
стихотворения.
Заучивание стихотворения
наизусть
Чтение рассказа, определение
главных героев.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Пересказ текста по серии
сюжетных картинок
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление рассказа по
картинке
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию

учителя
109

По А. Баркову.
Рассказ «Тюльпаны»

110

Е. Савельева.
«Доскажи словечко»
(Весенние загадки).
Обобщающий урок по
разделу
«Весна в окно
стучится»

111

Р. Фархади.
Стихотворение
«Перепутаница»

112

По Г. Остеру.
Сказка «Эхо»

113

А. Шибаев.
Стихотворение «Кто
кем становится»

114

А.
Усачев.Стихотворение
«Волшебный барабан»

Чтение рассказа, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Рисование цветов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Отгадывание загадки,
рисование отгадки.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Сравнение стихотворений,
близких по теме.
Выполнение теста по разделу
«Весна в окно стучится»
Весёлые истории -7 часов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Подбор к иллюстрациям
подходящих отрывков из
стихотворения.
Составление рассказа по
картинке
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Составление устного рассказа
по теме, близкой к теме
рассказа.
Выборочное чтение по заданию
учителя
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию с использованием
строк стихотворения.
Выборочное чтение по заданию
учителя
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
1

115

М. Пляцковский.
Сказка «Шишки»

1

116

По Ю. Степанову.
Сказка «Портрет»

1

117

М. Бородицкая.
Стихотворение
«Булочная песенка».
Обобщающий урок по
разделу «Весёлые
истории»

1

118

Г. Ладонщиков.
Стихотворение
«Скворец на
чужбине»

119

По К. Ушинскому.
Рассказ «Наше
Отечество»

120

По
Т. Кудрявцевой.
«Флаг
России»

121

М. Ильин.

учителя
Чтение сказки, определение
главных героев.
Передача голосом интонации,
соответствующей характеру
героя.
Выборочное чтение по
вопросам учителя по ролям.
Пересказ сказки по серии
сюжетных картинок
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Сравнение произведений,
одинаковых по теме.
Выполнение теста по разделу
«Весёлые истории»

Родина любимая – 8 часов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Объяснение смысла пословицы
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление рассказа о своей
малой родине
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Рисование флага России
1
Чтение текста.

Рассказ «Главный
город страны»

122

В. Степанов.
Стихотворение
«Песня»

123

А. Усачев.
Стихотворение «День
Победы»

124

По С. Баруздину.
Рассказ «Страшный
клад»

125

По С. Алексееву.
Рассказ «Тульские
пряники».
Обобщающий урок по
разделу
«Родина любимая»

126

А. Усачев.
Стихотворение «Что
такое лето?»

127

По Л. Воронковой.
Рассказ «Что сказала
бы мама?»

128

По Л. Воронковой.

Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Составление устного рассказа о
Москве
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Заучивание стихотворения
наизусть
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Составление рассказа о
праздновании Дня Победы
1
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ по картинному плану
1
Чтение текста.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Объяснение смысла поговорок
и пословиц.
Выполнение теста по разделу
«Родина любимая»
Здравствуй, лето! – 11 часов
1
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Составление устного рассказ о
лете
1
Чтение рассказа,
эмоциональная оценка
поступков героев.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Поиск в тексте объяснения
названия рассказа
1

Определение главных героев,

Рассказ «Что сказала
бы мама?»

129

М. Дружинина.
Стихотворение
«Земляника»

1

130

По В. Хомченко.
Рассказ «Куда исчез
гриб?»

1

131

По В. Хомченко.
Рассказ «Куда исчез
гриб?»

1

По В. Бианки.
Рассказ «Ежспаситель»

1

133

Р. Фархади.
Стихотворение
«Жарко»

1

134

По Э. Шиму.
Рассказ «Верное
время»

1

135

По Э. Шиму.
Рассказ «Верное
время»

1

136

Доскажи словечко.
Летние загадки.
Обобщающий урок по
разделу «Здравствуй,
лето!»

1

132

оценка их поступков.
Выборочное чтение по заданию
учителя
Пересказ по вопросам учителя
и картинке
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Подбор подходящего отрывка к
иллюстрации
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Подбор отрывков из текста к
иллюстрациям
Определение главных героев,
оценка их поступков.
Чтение по ролям.
Пересказ по вопросам учителя
и картинке
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы,
определение главной мысли.
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Пересказ по картинному плану
Формирование навыка
выразительного чтения
стихотворения.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Заучивание стихотворения
наизусть
Чтение текста, ответы на
вопросы.
Определение главной мысли.
Определение главных героев,
оценка их поступков
Выборочное чтение по заданию
учителя.
Подбор отрывков из текста к
иллюстрациям.
Составление рассказа по
картинкам по вопросам учителя
Обобщений знаний по разделу.
Соотнесение картинки и
произведения.
Составление рассказа о лете.
Формирование навыка оценки

прочитанных произведений.
Выполнение теста по разделу
«Здравствуй, лето!»
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
1. Учебник С.Ю. Ильиной, А.А. Богдановой «Чтение» (3 класс) для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы - в 2 частях.- М.: Просвещение
Методические материалы для учителя
1. Чтение. Методические рекомендации. 2–4 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные
общеобразовательные программы / С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Т. М. Головкина. —
М. : Просвещение
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».