РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся 3 класса
с. Слюсарево 2023 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в
3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой
природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека, изучение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой
природы;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
развитие навыков устной коммуникации;
закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
формирование элементов образного и аналитического мышления;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
определяет следующие задачи:
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о
влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование
представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и
человека;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
2. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» с указанием форм
организации учебных занятий
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и
тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала
используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся,
способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе
предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и
дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между
природными явлениями и жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке,
побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение,
доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование
методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий.
Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий.
Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и
накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и
неживой природы.
Содержание разделов
№
Количество Контрольные
Название раздела
п/п
часов
работы
1
Неживая природа
4
1
2
Времена года. Осень
3
3
Живая природа. Растения
7
1
4
Времена года. Зима
3
1
5
Живая природа. Животные
7
6
Времена года. Весна
3
7
Живая природа. Человек
5
1
8
Времена года. Лето
2
ИТОГО:
34
4
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Мир природы и человека"
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и
чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
Предметные:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой
природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной
жизни;
ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений
об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для
классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых
и учебно-трудовых задач.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
достижений
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный)
контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение
пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов,
предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в
следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно –
тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой
работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно
выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в
ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся
с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
при
освоении
образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету
«Мир природы и человека» принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически
законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем
мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в
изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает
трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью
наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и
окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала
и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
4. Тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека»
№
темы
1
Тема урока
Солнце.
Режим дня
Кол-во
часов,
отводимых
Основные виды деятельности
на освоение
обучающихся на уроке
каждой
темы
Неживая природа – 4 часа
1
Просмотр видео. Рассматривание
схемы. Наблюдение за высотой солнца
над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей,
количество тепла и света. Ответы на
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2
Календарь
3
Воздух.
Термометр
4
Ветер.
Поведение
человека во
время
урагана
5
Осень.
Календарь
6
Растения и
животные
осенью
7
Занятия
людей осенью
вопросы. Составление режима дня.
Прослушивание текста. Ознакомление
с правилами хорошего сна.
Дидактическая игра «Что нужно для
сна»
1
Чтение текста. Знакомство с
календарём. Перечисление месяцев.
Называние времен года, месяцев, дней
недели. Ответы на вопросы.
Отгадывание загадок
1
Просмотр видео о воздухе. Чтение
текста, ответы на вопросы.
Рассматривание рисунка. Проведение
практической работы. Отгадывание
загадки. Словарная работа –
термометр. Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание показаний
термометра, дифференциация
показаний
1
Чтение текста, ответы на вопросы
Проведение практической работы
Рассматривание иллюстраций
Словарная работа: север, юг, восток,
запад; флюгер, компас. Выработка
правил поведения человека во время
урагана. Называние сторон горизонта:
север, юг, запад, восток
Времена года. Осень – 3 часа
1
Рассматривание схем. Составление
рассказа о признаках осени. Работа с
календарем по заданиям. Называние
осенних месяцев. Определение по
картинке признаков осени. Ответы на
вопросы. Чтение текста. Заполнение
календаря погоды по образцу
1
Рассматривание рисунков. Описание
объектов природы по рисункам.
Чтение текста. Ответы на вопросы.
Рассказ о животных и птицах осенью.
Заучивание стихотворения. Участие в
беседе, дополнение высказывания
товарищей. Знакомство с названиями
зимующих и перелетных птиц: клест,
снегирь, соловей с опорой на ранее
полученные знания
1
Чтение текста. Рассматривание
рисунков. Проговаривание названий
овощей по картинкам. Показ на
рисунке. Ответы на вопросы. Участие в
беседе, дополнение высказывания
товарищей
Живая природа. Растения – 7 часов
8
Сравнение
растений
1
9
Части
растений:
корни, стебли
1
10
Части
растений:
листья, цветы
1
11
Растения сада
1
12
Лес. Растения
леса
1
13
Плоды и
семена.
Лесные ягоды
1
14
Грибы
1
15
Зима.
Признаки
зимы
1
Просмотр видео. Рассматривание
рисунка. Показ видов растений.
Сравнение и распознавание растений
по их признакам: деревья, кустарники,
травы. Рисование растений в рабочей
тетради. Ответы на вопросы о шипах на
растении
Рассматривание рисунка. Нахождение
и показ частей растений на
натуральных растениях, на картинке,
муляже. Ответы на вопросы.
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей. Чтение
стихотворения
Рассматривание рисунка. Нахождение
и показ частей растений на
натуральных растениях, на картинке,
муляже. Ответы на вопросы. Участие в
беседе, дополнение высказывания
товарищей. Составление рассказа о
цветах
Чтение текста. Рассматривание рисунка
Показ и описание фруктов по картинке.
Рассматривание схемы. Называние
фруктовых деревьев; ягодных
кустарников. Нахождение отличий
растений сада от лесных растений
Чтение текста. Ответы на вопросы.
Называние растений леса: хвойными и
лиственными деревьями,
кустарниками. Нахождение растений
леса на картинках. Рисование дерева.
Отгадывание загадок
Рассматривание рисунка. Чтение
текста. Сравнение растений по
картинкам. Словарная работа:
лиственные, хвойные. Составление
рассказа по картинкам
Просмотр видео о грибах.
Рассматривание рисунка. Ответы на
вопросы. Показ знакомых грибов.
Рисование грибов. Ознакомление с
правилами сбора грибов. Ознакомление
с правилами поведения в лесу
Времена года. Зима – 3 часа
Рассматривание рисунков и схем.
Называние признаков зимы и зимних
месяцев. Определение признаков зимы
по схемам, иллюстрациям. Составление
рассказа о зиме по плану. Словарная
работа: снегопад, метель, вьюга.
Чтение текста. Выполнение заданий по
16
Растения и
животные
зимой
17
Занятия
людей
зимой
18
Дикие
животные
19
Домашние
животные
20
Сравнение
животных
21
Правила
ухода за
домашними
животными
Птицы
22
23
Перелетные,
зимующие
птицы
24
Хищные,
календарю
Просмотр видео. Чтение текста.
Сравнение и описание растений по
картинкам. Составление рассказа о
жизни животных и птиц зимой по
плану. Называние зимующих птиц.
Изготовление поделок из природного
материала. Чтение стихотворения.
1
Составление рассказа о сезонных
работах людей зимой в городе и на
селе. Рассматривание иллюстративного
материала. Нахождение и показ
правильного поведения в различных
ситуациях. Составление рассказа о
правилах поведения зимой
Живая природа. Животные – 7 часов
1
Называние диких животных.
Нахождение диких животных на
иллюстрациях: кабан, лось, заяц.
Составление рассказа о диких
животных по плану. Запись названий
животных в тетрадь. Чтение текста.
Заучивание стихотворения.
Отгадывание загадки. Называние
детенышей диких животных
1
Просмотр видео. Чтение текста.
Рассматривание картинок. Описание
домашних животных: свинья, корова,
кролик. Ответы на вопросы.
Составление рассказа по плану:
внешний вид, питание, детеныши
1
Рассматривание картинок. Сравнение
диких и домашних животных. Показ
сходства и различия:
кабан – свинья, заяц – кролик.
Нахождение отличия домашних и
диких животных. Составление рассказа
1
Рассматривание рисунков.
Проговаривание правил ухода за
домашними животными. Составление
рассказа. Отгадывание загадок
1
Просмотр видео. Чтение текста.
Рассматривание рисунка. Ответы на
вопросы. Показ знакомых птиц.
Рассматривание схемы. Участие в
беседе, дополнение высказывания
товарищей
1
Чтение текста. Рассматривание
рисунков. Сравнение и различие
зимующих и перелётных птиц.
Описание птиц по рисунку
1
Прослушивание вводного слова
1
певчие птицы
25
Весна.
Признаки
весны
26
Растения и
животные
весной
27
Занятия
людей весной
28
Человек.
Дыхание
человека
29
Профилактика
простудных
заболеваний
30
Сердце.
Кровь. Пульс
31
Окружающая
среда и
учителя. Рассматривание рисунка.
Ответы на вопросы. Составление
рассказа. Называние певчих и хищных
птиц. Рисование в тетради птицы
Времена года. Весна - 3 часа
1
Наблюдение за изменениями погоды
весной. Определение признаков весны
по схемам, иллюстрациям. Чтение
текста. Составление рассказа о весне по
иллюстрациям. Называние и описание
весенних месяцев. Отгадывание
загадок. Работа с календарем по
заданиям
1
Составление рассказа о жизни
животных весной. Отгадывание
загадок. Чтение стихотворения.
Рассматривание рисунка. Ответы на
вопросы. Называние лекарственных
растений. Описание птиц по рисункам.
Отгадывание загадок
1
Рассматривание рисунка. Показ
занятий детей по картинке. Показ
занятий людей весной. Высаживание
семян в грунт. Составление рассказа по
иллюстрациям о видах деятельности
людей в весенний период
Живая природа. Человек – 5 часов
1
Прослушивание вводного слова
учителя. Рассматривание рисунков.
Ответы на вопросы. Рассматривание
схемы. Нахождение на рисунке органов
дыхания человека. Наблюдение за
дыханием человека. Проговаривание
правил проветривания. Чтение
стихотворения. Проговаривание правил
профилактики простудных заболеваний
1
Рассматривание рисунка. Просмотр
видео. Словарная работа.
Проговаривание правил профилактики
простудных заболеваний. Закрепление
знаний о термометре, рассказ о
назначение термометра и способах его
применения. Дифференциация времен
года, соотнесение видов одежды со
временем года
1
Прослушивание вводного слова
учителя. Чтение текста.
Рассматривание рисунка. Ответы на
вопросы. Нахождение и измерение
своего пульса
1
Просмотр видео о загрязнении
окружающей среды. Объяснение связи
здоровье
человека
32
Питание
человека
1
33
Изменения в
природе
летом.
Экскурсия
1
34
Занятия
людей летом.
Безопасные
летние
каникулы
1
окружающей среды и здоровья
человека. Чтение текста, ответы на
вопросы. Рассматривание картинок.
Составление рассказа по
иллюстрациям, сравнение иллюстраций
Знакомство с принципами правильного
питания. Составление рассказа о
пользе фруктов и овощей.
Употребление в пищу овощей,
фруктов, молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений
Времена года. Лето – 2 часа
Называние летних месяцев и признаков
лета. Определение признаков лета по
схемам, иллюстрациям. Составление
рассказа о лете по иллюстрациям и
опорным словам. Работа над смыслом
поговорки. Чтение стихотворения
Знакомство с занятиями людей летом.
Составление рассказа по иллюстрациям
о видах деятельности людей в летний
период. Повторение правил
безопасности на каникулах.
Составление рассказа по иллюстрациям
о занятиях детей летом
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
На уроках учебного курса «Мир природы и человека» следует использовать
разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты,
гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности
усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр и составление на их основе описаний объектов
природы или природных явлений, а также разнообразная природоохранная деятельность
обучающихся под руководством учителя.
Обязательные учебные материалы для ученика
1. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. 3
класс. В 2 частях (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
2. Матвеева Н. Б., Попова М. А. Мир природы и человека. Рабочая тетрадь. 3
класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Методические материалы для учителя
1. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. 1-4 кл.
Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих
адаптированные осн. общеобр. программы
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. 3
класс. Электронная форма учебника. В 2 частях (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)