Рабочая программа 7 на 2022-2023 уч.год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 7класса
2022-2023 учебного года

с. Слюсарево 2022г

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ИЗО 7 класса составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1
ст.4
2. Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» от 17.12.2010 №1897
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений

в

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

ООО,

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897»
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
6. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».М 2019
г.(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ
Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

Общие цели учебного предмета
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на
достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в
искусстве. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с
произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение
изобразительного искусства. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о
наиболее выдающихся произведениях художников, познакомиться с отличительными
особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о
художественно-выразительных средствах изобразительного искусства, получить теоретические
основы изобразительной грамоты. Используя лучшие образцы народного искусства и
произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически
воспринимать картины.

Задачи программы:
-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия
действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,
декоративно-прикладного искусства,архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического
освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи,
графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с
образным языкомизобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в
объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать
его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным
курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру,
архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные
искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей сжизнью общества и человека.
VII класс - эта ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных
видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств
опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры
учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит в 7 классе 35 часов для обязательного изучения учебного предмета ИЗО из
расчета 1 учебный час в неделю. Фактически планируется 33 часа, так как 2 часа приходится на
праздничные дни 2,9 Мая. Программа будет выполнена за счет уплотнения программного
материала.
УМК
Учебник - Базовый учебник: Питерских А.С. Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн
и архитектура в жизни человека. 7класс : учеб. для общеобразовательных учреждений; под
редакциейБ.М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение. 2016. – 175с. : ил.
«Изобразительное искусство и художественный труд».
1. Набор муляжей «Фрукты».
2. Таблицы по изобразительному искусству: (рисование с натуры и декоративное
рисование) С.И.Дембинский.
3. Инструменты, приспособления: ножницы, стаканы для воды, ручки перьевые.
4. Репродукции художников:
5. Портреты художников.
6. ТСО: проектор, демонстрационный экран;
7. Методические рисунки и пособия
8. Раздаточные пособия.
9. Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и
народногоискусства, произведение дизайна, памятников архитектуры:
10. Произведения художников русской разнообразные виды народной деревянной игрушки,
жостовские подносы, примеры росписи прялки, гжельская посуда, хохлома, городецкая роспись
и др..

11. Образцы детских работ в разных техниках.
Интернет-ресурсы
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.artsait.ru
Сайты:
- Методический сундучок – сайт учителя ИЗО metod-sunduchok.ucoz.ru
- Выставочный зал союза Художников РФ architecture/loss/artists
- Медиатека сайта Дневник.ру.
- Электронная версия музеев мира.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно - ориентационной сфере:
- Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов
реальности
впроизведениях искусства;
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных
ценностей,выраженных в пространственных формах;
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать,
чувствовать иоценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
- Овладение основами практической творческой работы различными художественными
материаламии инструментами;
В познавательной сфере:
- Овладение средствами художественного изображения;
- Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать,
анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоциональнонравственной оценки;
- Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и
пространственной среды и понимания красоты человека;
- Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому
восприятию мира;
В трудовой сфере;
- Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к
самостоятельнымдействиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
- Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного

-

мышлениячеловека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
- Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности;
В познавательной сфере;
- Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и
общества;
- Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного
языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных
материалов и техник во время практической творческой работы;
- Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного
искусства;
В коммуникативной сфере:
- Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по
искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных
ресурсах;
- Диалогический подход к освоению произведений искусства;
- Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических
позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративноприкладного искусства).
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и
архитектуры.
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная
выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии
и пятна»Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как
элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Соразмерность ипропорциональность»
Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь
объектов
вархитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие
модуля»Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.
Вещькак сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в
конструкции» Тема: «Цвет в архитектуре и
дизайне»

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры»Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды
интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды
жилища»Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна
одежды»Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике
дизайна» Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера
имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№
1
2
3

4
Итого

Тема
Художник – дизайн архитектура.
Художественный язык конструктивных
искусств. В мире вещей и зданий.
Город и человек. Социальное значение
дизайна и архитектуры как среды жизни
человека.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Количество часов
8
11
7

8

34

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс – 34 часа
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
№
п/п

№
разд
ела,
тем
ы

Тема

Ко
лво
ч
ас
ов

Элементы содержания

Основные виды
деятельности учащихся

Планируемы результаты.

Используе
мый
материа
л

Дата
проведения
план

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (8 часов)
1

1.1

2

1.2

3

1.3

Дизайн и архитектура — 1
конструктивные
искусства в ряду
пространственных
искусств
Основы композиции в 1
конструктивных
искусствах. Гармония,
контраст и
эмоциональная
выразительность
плоскостной
композиции.

Мир, который создает человек.
Конструктивные искусства –
архитектура и дизайн. Основа
архитектуры и дизайна. Семья
пространственных искусств.
Основа композиции – основа
дизайна и архитектуры.
Гармония, контраст и
выразительность плоскостной
композиции.
Симметрия. Асимметрия и
динамическое равновесие.
Движение и статика. Ритм.

Беседа. Знакомство
с многообразным миром
конструктивных искусств.

Знакомство с многообразным
миром конструктивных искусств.

Задания 1-4 стр. 20 А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни
человека»

Прямые линии и
организация

Решение с помощью простейших
композиционных элементов

Задания 1-3 стр. 22. А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и

Освоение основных типов
композиций: симметричная,
асимметричная, фронтальная и
глубинная.
Изучение плоскостной
композиции.
Развитие интуитивного чувства
композиционной гармонии, ритма,
динамического или статического
соединения элементов в целое.
Освоение понятий ритм и
движение, разрежѐнность и
сгущѐнность.
Образно-художественная
осмысленность простейших
плоскостных композиций.
Освоение понятий сближенность
цветов и контраст. Цветовой

1

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 6-11
А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 13-20

02.09

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и

16.09

09.09

фа
кт

пространства

художественно-эмоциональных
задач. Прямые линии:
соединение элементов

архитектура в жизни
человека»

акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Приобретение знаний и навыков

архитектура в
жизни человека»
стр. 21-22

4

1.4

Цвет — элемент
композиционного
творчества.
Свободные формы:
линии и пятна

1

5

1.5

Буква — строка —
текст. Искусство
шрифта

1

композиции и членение
плоскости.
Цвет.-мощное художественновыразительное средство.
Законы цветовой композиции.
Композиционное сочетание
цветов. Основы цветоведения.
Спектр. Тѐплые и холодные
цвета. Цветовой контраст.
Локальный цвет. Цветовая
гамма). Эмоциональная и
психологическая роль цвета в
плоскостной композиции.
Свободная линия, цветовой или
тоновый мазок. Абстрактная
композиция. Еѐ смысл и образная
вырази-тельность. Свободные
формы – важный элемент
дизайна. Свойства свободных
форм – неожиданные цветовые
сочетания, декоративность пятен
и графическая прихотливость
линий.

Шрифт. Искусство шрифта.
Восприятие шрифта.
Характер шрифта: тяжелый,
приземистый, легкий, ажурный, а
также скругленный или
рубленый, ясно читаемый или
декоративный.
Любая буква или иероглиф как
изобразительный элемент или
цветовой акцент, организующий
композицию. Изобразительные
возможности шрифта.
Эмблемно-знаковая графика.

Задания 1-2 стр. 27 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни
человека»)
1. Создать композицию
из
2-3 прямоугольников,
3-4
прямых линий и небольшого
цветного кружка
2. Создать композицию
из цветных линий,
прямоугольников и кругов
(теплая или холодная гамма)
3. Создать композицию из
произвольного количества
разнообразных фигур по
принципу
цветовой гармонии или
контраста.
4. Характером мазка, линией,
цветом, ритмом в абстрактной
композиции передать
событие, состояние или
ощущение предварительно
сформулировав название
работы («Шум дождя»,
«Суматоха», «Тишина
сумерек», «Жаркая музыка
карнавала», «Нежное дыхание
щенка» ит.д.)
Задания 1-4 стр. 31 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни
человека»)
1. Создать композицию из
прямоугольников, линий,
круга и буквы, являющейся
композиционной и цветовой
доминантой.
2. Создать композицию, в
которой роль линий разной
толщины и длины будут

индивидуального
конструирования.
Формирование навыков по
монтажности соединений
элементов, порождающей новый
образ.
Приобретение знаний и навыков
индивидуального
конструирования.

Понимание печатного слова,
типографской строки как
элементов плоскостной
композиции.
Приобретение знаний и навыков
индивидуального
конструирования.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 23-27

23.09

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 29-31

30.09

выполнять строки,
составляющие единое
графическое целое с другими
элементами.
3. Создать композицию,
аналогичную предыдущей, но
с использованием цвета. Цвет
строк и других элементов
должен гармонировать с
цветом
фона.
(Работа
выполняется на компьютере)
Основа графического дизайна –
Задания 1-3 стр. 39 (А.С.
искусство композиции.
Питерских ИЗО «Дизайн и
Композиционные основы
архитектура в жизни
макетирования в
человека»)
полиграфическом дизайне. Текст 1. Основываясь на правилах
и изображение как элементы
композиции, выполнить
композиции. Стилистическое и
упражнения , объединяющие в
цветовое единство шрифта и
себе изображения и текст:
изображения.
а) вместо прямоугольников –
Плакат. Изобразительный язык
фотографии, вместо линий –
плаката. Взаимодействие текста и строки текста («рыба»).
изображения. Синтез
б) вместо пятен – изображения
изображения и слова. Задача
(фото, рисунок), вырезанные
искусства плаката и сферы его
по контуру, вырастающие, как
применения.
строки, из фона;
Композиционные принципы
в) фотография служит фоном
макетирования плаката.
для текста («рыба») и других
композиционных элементов.
Монтаж в плакате – соединение
2. Макетирование открытки (в
изображения и текста по
реальном формате)
принципу образно-смысловой
значимости.
Многообразие видов
Задания 1-2 стр. 45 (А.С.
полиграфического дизайна: от
Питерских ИЗО «Дизайн и
визитки до книги. Соединение
архитектура в жизни
текста и изображения. Книга как
человека»)
синтетическое искусство.
1. Графическое макетирование.
Единство литературы, графики и
Деловая игра «Коллективное
дизайна. Элементы книги:
макетирование книги
переплѐт, форзац, титульный лист, (журнала)». Предварительные
шмуцтитул, разворот. Обложка
эскизы.
(переплет) книги или журнала.
2. Создание макета журнала
Дизайн книги и журнала.
или книги (разворот или
Изобразительный стиль книги или обложка).
журнала.
Выполняется в технике
Обобщенность и лаконизм
выразительных средств,
создающих знак.
Эмблема или товарный знак.

6

1.6

Композиционные
основы макетирования
в графическом дизайне.
Текст и изображение
как элементы
композиции

1

7

1.7

В бескрайнем море
книг и журналов.
Многообразие форм
графического дизайна
(обобщение темы).

2

1.8
8

Реализация понимания учащимися
формотворчества как
композиционно-стилевого
единства формы, цвета и функции.
Стилистика изображения и
способы их композиционного
расположения в пространстве
плаката и поздравительной
открытки.
Получение новых знаний:
Изображения, используемые в
плакате (рисунок, фотография).
Дизайн плаката. Мини-плакаты
(открытки).

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 33-39

07.10

Реализация понимания учащимися
формотворчества как
композиционно-стилевого
единства формы, цвета и функции.
Элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги, журнала.
Освоение работы над коллажной
композицией: образность и
технология.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 41-45
Презентации.
Индивидуальные
задания.

14.10

21.10

«Мелочи», которые участвуют в
ритмической
организации
композиции: номера страниц,
цветовые плашки фона, цвет
шрифта в заголовках, стрелки у
подписей к иллюстрациям и т. д.

9

2.1

10

2.2

коллажа или компьютерной
графики.
Коллективная работа.
Дополнительное задание (по
желанию)
1.Создать «тематический »
алфавит: буквы-животные,
буквы-растения, буквы —
обитатели моря, буквы-клоуны,
буквы-металлоконструкции,
буквы — архитектурные
элементы и т. п.;
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (11 часов)
Объект и пространство. 1
Представление о
Задания 1-3 стр. 53 (А.С.
Понимание учащимися
От плоскостного
пространственной композиции, о Питерских ИЗО «Дизайн и
формотворчества как
изображения к
ее восприятии с разных точек
архитектура в жизни человека»)
композиционно-стилевого
объемному макету.
зрения. Соразмерность и
1. Упражнения на
единства формы, цвета и
Соразмерность и
пропорциональность объемов в
изобретательность: а)выполнение
функции.
пропорциональ-ность.
пространстве. Главное мерило
подготовительных эскизов с
Развитие образновсему в архитектуре и дизайне –
трансформацией в пространстве
ассоциативного мышления.
человек.
различного типа прямых линий;
Композиция плоскостная и
Прочтение плоскостной
б) создание объемнопространственная. Понятие
композиции как схематического
пространственного макета, с
чертежа как плоскостного
изображения объѐмов в
решением задачи соразмерности
изображения объѐмов, когда
пространстве при виде на них
объема (дома) и площади поля
точка – вертикаль, круг –
сверху. Композиция пятен и
(композиция фронтальная или
цилиндр или шар, кольцо –
линий как чертѐж объектов в
глубинная);
цилиндр и т.д.
пространстве. Формирование
2. создание объемноФормирование
понимания учащихся
пространственной композиции из
художественного отношения
проекционной природы чертежа.
2-3 объемов, с решением задачи
к вещи как материальному
пропорциональности и
отражению времени и
соразмерности домов по
человека.
отношению друг к другу и их
сомасштабности площади поля.
Создать ритмически
сбалансированную композицию из
цилиндров и вертикалей разной
высоты и диаметров путем
противопоставления сгущенности
и разреженности в из
расположении.
Архитектура —
композиционная

1

Условность и метафоричность
выразительных средств,

Макетные упражнения
(выполнение подготовительных

Понимание учащимися
формотворчества как

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 49-53

28.10

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и

11.11

организация
пространства.

участвующих в сочинении
пространства макета.
Рельеф. Разновысокие,
горизонтальные и вертикальные
плоскости как элементы
композиционного творчества.
Гармония и разнообразие в
ритмической организации
пространства. Композиция
макетов : ориентированная на
центр или разомкнутая,
построенная по принципу
сгущенности и разреженности
масс. Ритм вертикалей.
Использование в макете цвета и
фактуры.

эскизов с трансформацией в
пространстве различного типа
прямых линий).

композиционно-стилевого
единства формы, цвета и
функции.
Развитие образноассоциативного мышления.
Вспомогательные
соединительные элементы в
пространственной
композиции. Понятие рельефа
местности и способы его
обозначения на макете.

архитектура в
жизни человека»
стр. 54-57

11

2.3

Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.

1

Конструирование их в объѐме и
применение в пространственномакетных композициях.
Композиционная взаимосвязь
объектов в макете.

Задание стр. 57 (А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и архитектура в
жизни человека»)
Создание объемнопространственного макета из 2-3
объемов, стоящих на
разноуравневых горизонтальных
плоскостях.

Понимание учащимися
формотворчества как
композиционно-стилевого
единства формы, цвета и
функции.
Развитие образноассоциативного мышления.
Дизайн проекта: введение
монохромного цвета.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 54-57

18.11

12

2.4

Конструкция: часть и
целое. Здание как
сочетание различных
объемных форм.
Понятие модуля.

1

Прослеживание структур зданий
различных архитектурных стилей
и эпох. Выявление простых
объѐмов, образующих дом.
Взаимное влияние объѐмов и их
сочетаний на образный характер
постройки.

Задания 1-3 стр. 64 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 58-64

25.11

Важнейшие
архитектурные
элементы здания.

1

Рассмотрение различных типов
зданий, выявление
горизонтальных, вертикальных,
наклонных элементов, входящих
в их структуру. Использование
элементов здания в макете

Задания 1-2 стр. 69 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

Понимание учащимися
формотворчества как
композиционно-стилевого
единства формы, цвета и
функции. Развитие образноассоциативного мышления.
Баланс функциональности и
художественной красоты
здания. Деталь и целое.
Достижение выразительности
и целостности постройки и
домостроительной индустрии.
Возникновение и
историческое развитие
главных архитектурных
элементов здания
(перекрытия, стены, окна,
двери, крыша, а также арки,

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 65-69

02.12

13

2.5

Соединение объѐмных форм в
единое архитектурное
сооружение.

Проектирование объѐмнопространственного объекта из

14-15

16-17

18-19

2.6
2.7

2.8
2.9

2.10
2.11

проектируемого объекта.

важнейших элементов здания.

купола, своды, колонны и т.д.)

2
Вещь: красота и
целесообразность.
Единство
художественного и
функционального в вещи
Вещь как сочетание
объемов и материальный
образ времени.

Многообразие мира вещей.
Внешний облик вещи. Выявление
сочетающихся объѐмов. Функция
вещи и целесообразность
сочетаний объѐмов. Красота –
наиболее полное выявление
функции вещи.

Задания 1-2 стр. 75 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 70-75

09.12
16.12

Форма и материал.
Роль и значение
материала в
конструкции.

Взаимосвязь формы и материала.
Влияние функции вещи на
материал, из которого она будет
создаваться.
Определяющая роль материала в
создании формы, конструкции и
назначения вещи.
Роль материала в определении
формы.

Задания 1-2 стр. 81 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

Дизайн вещи как искусство и
социальное проектирование.
Вещь как образ
действительности и времени.
Сочетание образного и
рационального.
Освоение композиционнометафорических
принциповв инсталляции
(«деталь вместо целого»,
смысловая крупность планов,
монтажный контрапункт
и др.) при оформлении
витрин, спектаклей,
фотоколлажей и плакатов.
Влияние развития технологий
и материалов на изменение
формы вещи (например,
бытовая аудиотехника – от
деревянных корпусов к
пластиковым обтекаемым
формам и т.д.)

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 76-81

23.12
30.12

Эмоциональное и
формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре.
Влияние цвета на восприятие
формы объектов архитектуры и
дизайна.
Цвет как конструктивный,
пространственный и
декоративный элемент
композиции. Влияние на
восприятие цвета: его
нахождение в пространстве
архитектурно-дизайнерского
объекта, формы цветового пятна,
а также мягкого или резкого его
очертания, яркости цвета.

Задания 1-2 стр. 87 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

Реализация понимания
учащимися формотворчества
как композиционно-стилевого
единства формы, цвета и
функции.
Понимать отличие роли цвета
в живописи от его назначения
в конструктивных искусствах.
Цвет и окраска. Преобладание
локального цвета в дизайне и
архитектуре.
Психологическое воздействие
цвета.
Специфика влияния
различных цветов спектра и
их тональностей. Фактура
цветового покрытия.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 83-87
Презентации.

13.01
20.01

Цвет в архитектуре и
дизайне

3

1

Схематическая зарисовка.
Создание образно-тематической
инсталляции.

Определяющая роль материала в
создании формы, конструкции и
назначения вещи.
Проект «Из вещи – вещь»

Выполнить комплект упаковок из
3-5 предметов

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7
часов)
20

3.1

Город сквозь времена и
страны. Образностилевой язык
архитектуры прошлого.

Художественно-аналитический
обзор развития образностилевого языка архитектуры как
этапов духовной,
художественной и материальной
культуры разных народов и эпох.

Задания 1-3 стр. 101 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)
1. Зарисовки храма или
общественного здания любого
стиля.
2. Живописный этюд части города.
3. Фотоколлаж (Задания 1-3 стр.
101)

Воплощение умения
«образного проживания»
создаваемой среды города,
соотносимой с человеком.
Обращение внимание детей и
на разнообразные виды
изобразительного творчества
(рисунки и живописные
эскизы городов, скульптурное
моделирование из глины,
бумагопластика и др.).
Образ и стиль. Смена стилей
как отражение эволюции
образа жизни, сознания людей
и развития производственных
возможностей. Архитектура
народного жилища. Храмовая
архитектура. Частный дом.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 89-101

27.01

21

3.2

Город сегодня и завтра. 1
Тенденции и
перспективы развития
современной
архитектуры.

Архитектурная и
градостроительная революция 20
века. Еѐ технологические и
эстетические предпосылки и
истоки.
Приоритет функционализма.
Проблемы урбанизации
ландшафта, безликости и
агрессивности среды
современного города.
Современные новой эстетики
архитектурного решения в
градостроительстве.

Задания 1-3 стр. 109 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и
одновременно использование
наследия с учѐтом нового
уровня материальностроительной техники.
.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 102-109
Индивидуальные
задания.

03.02

Образ современного города и
архитектурного стиля будущего.

22

3.3

Живое пространство
города.
Город,
микрорайон, улица.

1

Исторические формы планировки
городской среды и их связь с
образом жизни людей. Схемапланировка и реальность.
Организация и проживание
пространственной среды как
понимание образного начала в
конструктивных искусствах. Роль
цвета в формировании
пространства.

Задания 1-3 стр.114 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)
Макетно-рельефное
моделирование фрагмента города.

Различные композиционные
виды планировки города:
замкнутая,
радиальная,
кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричная,
прямоугольная и др. Цветовая
среда

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 111-115

10.02

23

24

25

26

3.4

3.5

3.6

3.7

Вещь в городе. Роль
архитектурного
дизайна в
формировании
городской среды.

1

Интерьер и вещь в
доме. Дизайн –
средство создания
пространственновещной
среды
интерьера.

1

Неповторимость старинных
кварталов и кварталы жилья.
Роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации и индивидуализации
городской среды, в установке
связи между человеком и
архитектурой.
Отделочные материалы, введение
фактуры и цвета в интерьер. От
унификации к индивидуализации
подбора вещного наполнения
интерьера. Мебель и
архитектура:
гармония
и
контраст. Дизайнерские детали
интерьера. Зонирование
интерьера. Интерьеры
общественных мест ( театр, кафе,
вокзал, офис, школа и пр.)

Природа и архитектура. 1
Организация
архитектурноландшафтного
пространства.

Город в единстве с ландшафтнопарковой средой. Развитие
пространственноконструктивного мышления.

Ты – архитектор.
1
Проектирование
города: архитектурный
замысел и его
осуществление.

Единство эстетического и
функционального в объѐмнопространственной организации
среды жизнедеятельности людей.
Реализация в коллективном
макетировании чувства красоты и
архитектурно-смысловой логики.

Задания 1-2 стр. 119 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)
Создание рисунка-проекта
фрагмента пешеходной зоны с
городской
мебелью,
информационным блоком,
скульптурой, бетонными вазонами
и т.д.
Задания 1-2 стр. 125 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

И

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 117-119
Презентации.

17.02

Архитектурный «остов»
интерьера.
Историчность и социальность
интерьера.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 120-125
Тренировочные
зарисовки.

24.02

Обучение технологии
макетирования путѐм
введения в технику
бумагопластики
различных
материалов и фактур (ткань,
проволока, фольга, древесина,
стекло и тд.) для создания
архитектурно-ландшафтных
объектов (лес, водоѐм, дорога,
газон и тд.)
Природно-экологические,
историко-социальные и иные
параметры. Влияющие на
композиционную планировку
города.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 127-131

03.03

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура
в
жизни человека»
стр. 133-135

10.03

Эскиз-проект
мебельного
гарнитура или отдельного
предмета мебели (в технике
аппликации)

Задания 1-3 стр. 131 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)
Создание макета ландшафтногородского фрагмента среды
(сквер с фонтаном и памятником,
детский парк, городской сад с
беседкой и тд.)

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 часов)

Создание информативного
комфорта городской среды:
устройство пешеходных зон в
городах, установка городской
мебели (скамьи, диваны и
пр.), киосков,
информационных блоков,
блоков локального озеленения
и т.д.

Задание стр. 135 (А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и архитектура в
жизни человека»)
Проектирование архитектурного
образа города «Сказочный город»

АРХИТЕКТУРЫ.

ОБРАЗ

ЖИЗНИ

И

ИИНДИВИДУАЛЬНОЕ

27

28

29

Мой дом – мой образ
жизни.
Функциональноархитектурная
планировка своего
дома.

1

4.2

Интерьер комнаты –
портрет еѐ хозяина.
Дизайн вещнопространственной
среды жилища.

4.3

Дизайн и архитектура
моего сада.

4.1

Мечты и представления
учащихся о своѐм будущем
жилище, реализующиеся в их
архитектурно-дизайнерских
проектах. Мой дом – мой образ
жизни. Учѐт в проекте
инженерно-бытовых и
санитарно-технических задач.

Задание стр. 142 (А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и архитектура в
жизни человека»)

Приобретение знаний и навыко
индивидуального
конструирования.
Принципы организации и
членения пространства на
различные функциональные
зоны: для работы, отдыха,
спорта, хозяйства, для детей и
т.д.
Формирование способности
активно применять
полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной
практике.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 139-142

17.03

1

Дизайн интерьера. Роль
материалов, фактур и цветовой
гаммы. Отражение в проекте
дизайна интерьера образноархитектурного замысла и
композиционно-стилевых начал.

Задания 1-3 стр. 146 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)
Фантазийный или реальный проект
«Портрет моей комнаты»
(фотоколлажная композиция или
инсталляция)

Стиль и эклектика.
Функциональная красота или
роскошь предметного
наполнения интерьера
(мебель, бытовое
оборудование).
Формирование способности
активно применять
полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной
практике.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 143-146

24.03

1

Планировка сада, огорода,
зонирование территории.
Организация палисадника,
садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада:
беседка, бельведер, пергола,
ограда и пр. Водоѐмы и
минипруды. Сомасштабные
сочетания растений сада.
Альпийские горки, скульптура,
керамика, садовая мебель,
кормушка для птиц и т.д.
Спортплощадка и многое другое
в саду мечты.

Задания 1-2 стр. 153 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)
Макетирование фрагмента сада из
природных материалов

Сад (английский,
французский. Восточный) и
традиции русской городской
и сельской усадьбы.
Искусство аранжировки.
Икебана как
пространственная композиция
в интерьере.
Формирование способности
активно применять
полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной
практике: при выборе
костюма, прически или
создании интерьера своей

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 147-153

07.04

Индивидуальное проектирование.
Создание плана-проекта «Дом моей
мечты»

комнаты
30

31

32

33

4.5

4.6

4.7

4.8

Мода, культура и ты.
Композиционноконструктивные
принципы дизайна
одежды.

1

Мой костюм – мой
облик. Дизайн
современной одежды.

1

Грим, визажистика и
причѐска в практике
дизайна.

Имидж: лик или
личина? Сфера имидждизайна.

Соответствие материала и формы
в одежде. Технология создания
одежды. Целесообразность и
мода. О психологии
индивидуального и массового.

Задания 1-2 стр. 161 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

О психологии индивидуального и
массового. Мода – бизнес и
манипулирование массовым
сознанием. Возраст и мода.
«Быть или казаться?»
Самоутверждение и знаковость в
моде. Философия «стаи» и еѐ
выражение в одежде.

Задание стр. 168 (А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и архитектура в
жизни человека»)

Лик или личина? Искусство
грима и причѐски. Форма лица и
причѐска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Грим
бытовой и сценический. Лицо в
жизни, на экране, на рисунке и на
фотографии.

Задания 1-2 стр. 173 (А.С.
Питерских ИЗО «Дизайн и
архитектура в жизни человека»)

Человек как объект дизайна.
Связь имидж-дизайна с «паблик
рилейшенс», технологией
социального поведения,

Коллективное задание: создание
имиджмейкерского сценарияпроекта «Лучший спортсмен года»
или «Мисс Европы»

Создание своего собственного
проекта вечернего платья
(спортивного костюма)

Создание живописного панно с
элементами фотоколлажа на тему
современного молодѐжного
костюма «Мы на дискотеке»

Изменение образа средствами
внешней выразительности.

Формирование способности
активно применять
полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной
практике: при выборе
костюма, прически или
создании интерьера своей
комнаты
Мода – бизнес и
манипулирование массовым
сознанием. Законы
композиции в одежде. Силуэт,
линия, фасон.
Формирование способности
активно применять
полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной
практике: при выборе
костюма, прически или
создании интерьера своей
комнаты
Молодѐжная субкультура и
подростковая мода.
Стереотип и китч.
Формирование способности
активно применять
полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной
практике: при выборе
костюма, прически или
создании интерьера своей
комнаты
Азбука визажистики и
парикмахерского стилизма.
Боди-арт и татуаж как мода.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 155-161

14.04

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 162-168

21.04

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»
стр. 169-173

28.04

Понятие имидж-дизайна как
сферы деятельности,
объединяющей различные
аспекты моды и визажистику,

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»

05.05

рекламой, общественной
деятельностью и политикой.
Материализация в имидждизайне психосоциальных
притязаний личности на
публичное моделирование
желаемого облика.

искусство грима,
парикмахерское дело (или
стилизм), ювелирную
пластику, фирменный стиль и
тд, определяющей форму
поведения и контактов в
обществе.
Формирование способности
активно применять
полученные навыки
композиционного творчества
в собственной жизненной
практике: при выборе
костюма, прически или
создании интерьера своей
комнаты

стр. 169-173

1
34

4.9

Моделируя себя –
моделируешь мир.

Человек – мера вещного мира.
Он или его хозяин или раб.
Создавая «оболочку» - имидж,
создаѐшь и «душу».

Заключительное занятие.
Обобщение темы года.

А.С. Питерских
ИЗО «Дизайн и
архитектура в
жизни человека»

12.09
19.09


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».