РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 7класса 2022-2023 учебного года с. Слюсарево 2022г 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по ИЗО 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4 2. Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897» 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования 6. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».М 2019 г.(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ). Общие цели учебного предмета - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач: - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; - способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств - способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства, получить теоретические основы изобразительной грамоты. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины. Задачи программы: -развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства,архитектуры и дизайна; - освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языкомизобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; - овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Рабочая программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей сжизнью общества и человека. VII класс - эта ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 7 классе 35 часов для обязательного изучения учебного предмета ИЗО из расчета 1 учебный час в неделю. Фактически планируется 33 часа, так как 2 часа приходится на праздничные дни 2,9 Мая. Программа будет выполнена за счет уплотнения программного материала. УМК Учебник - Базовый учебник: Питерских А.С. Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7класс : учеб. для общеобразовательных учреждений; под редакциейБ.М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение. 2016. – 175с. : ил. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1. Набор муляжей «Фрукты». 2. Таблицы по изобразительному искусству: (рисование с натуры и декоративное рисование) С.И.Дембинский. 3. Инструменты, приспособления: ножницы, стаканы для воды, ручки перьевые. 4. Репродукции художников: 5. Портреты художников. 6. ТСО: проектор, демонстрационный экран; 7. Методические рисунки и пособия 8. Раздаточные пособия. 9. Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и народногоискусства, произведение дизайна, памятников архитектуры: 10. Произведения художников русской разнообразные виды народной деревянной игрушки, жостовские подносы, примеры росписи прялки, гжельская посуда, хохлома, городецкая роспись и др.. 11. Образцы детских работ в разных техниках. Интернет-ресурсы - http://ru.wikipedia.org/wiki - http://www.artsait.ru Сайты: - Методический сундучок – сайт учителя ИЗО metod-sunduchok.ucoz.ru - Выставочный зал союза Художников РФ architecture/loss/artists - Медиатека сайта Дневник.ру. - Электронная версия музеев мира. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно - ориентационной сфере: - Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности впроизведениях искусства; - Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей,выраженных в пространственных формах; - Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать иоценивать явления окружающего мира искусства; В трудовой сфере: - Овладение основами практической творческой работы различными художественными материаламии инструментами; В познавательной сфере: - Овладение средствами художественного изображения; - Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоциональнонравственной оценки; - Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно-ориентационной сфере: - Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; - Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека; - Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; В трудовой сфере; - Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельнымдействиям в различных учебных и жизненных ситуациях; - Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной деятельности; - Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного - мышлениячеловека; Формирование способности к целостному художественному восприятию мира; Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно-ориентационной сфере: - Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; - Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; В познавательной сфере; - Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; - Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы; - Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; В коммуникативной сфере: - Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах; - Диалогический подход к освоению произведений искусства; - Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; В трудовой сфере; - творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративноприкладного искусства). 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции» Tема: «Прямые линии и организация пространства» Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта» Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции» Тема: «Многообразие форм графического дизайна» Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность ипропорциональность» Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов вархитектурном макете» Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания» Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещькак сочетание объемов и материальный образ времени» Тема: «Роль и значение материала в конструкции» Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне» Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого» Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица» Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды» Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера» Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства» Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление» Человек в зеркале дизайна и архитектуры Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома» Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»Тема: «Дизайн и архитектура моего сада» Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды» Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна» Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна» Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир» 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № 1 2 3 4 Итого Тема Художник – дизайн архитектура. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Количество часов 8 11 7 8 34 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс – 34 часа по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» № п/п № разд ела, тем ы Тема Ко лво ч ас ов Элементы содержания Основные виды деятельности учащихся Планируемы результаты. Используе мый материа л Дата проведения план ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа) ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (8 часов) 1 1.1 2 1.2 3 1.3 Дизайн и архитектура — 1 конструктивные искусства в ряду пространственных искусств Основы композиции в 1 конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств. Основа композиции – основа дизайна и архитектуры. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Симметрия. Асимметрия и динамическое равновесие. Движение и статика. Ритм. Беседа. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств. Задания 1-4 стр. 20 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» Прямые линии и организация Решение с помощью простейших композиционных элементов Задания 1-3 стр. 22. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и Освоение основных типов композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная. Изучение плоскостной композиции. Развитие интуитивного чувства композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое. Освоение понятий ритм и движение, разрежѐнность и сгущѐнность. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой 1 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 6-11 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20 02.09 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и 16.09 09.09 фа кт пространства художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов архитектура в жизни человека» акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Приобретение знаний и навыков архитектура в жизни человека» стр. 21-22 4 1.4 Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна 1 5 1.5 Буква — строка — текст. Искусство шрифта 1 композиции и членение плоскости. Цвет.-мощное художественновыразительное средство. Законы цветовой композиции. Композиционное сочетание цветов. Основы цветоведения. Спектр. Тѐплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Локальный цвет. Цветовая гамма). Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции. Свободная линия, цветовой или тоновый мазок. Абстрактная композиция. Еѐ смысл и образная вырази-тельность. Свободные формы – важный элемент дизайна. Свойства свободных форм – неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий. Шрифт. Искусство шрифта. Восприятие шрифта. Характер шрифта: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, а также скругленный или рубленый, ясно читаемый или декоративный. Любая буква или иероглиф как изобразительный элемент или цветовой акцент, организующий композицию. Изобразительные возможности шрифта. Эмблемно-знаковая графика. Задания 1-2 стр. 27 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») 1. Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка 2. Создать композицию из цветных линий, прямоугольников и кругов (теплая или холодная гамма) 3. Создать композицию из произвольного количества разнообразных фигур по принципу цветовой гармонии или контраста. 4. Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина сумерек», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.) Задания 1-4 стр. 31 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») 1. Создать композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой. 2. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут индивидуального конструирования. Формирование навыков по монтажности соединений элементов, порождающей новый образ. Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27 23.09 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31 30.09 выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами. 3. Создать композицию, аналогичную предыдущей, но с использованием цвета. Цвет строк и других элементов должен гармонировать с цветом фона. (Работа выполняется на компьютере) Основа графического дизайна – Задания 1-3 стр. 39 (А.С. искусство композиции. Питерских ИЗО «Дизайн и Композиционные основы архитектура в жизни макетирования в человека») полиграфическом дизайне. Текст 1. Основываясь на правилах и изображение как элементы композиции, выполнить композиции. Стилистическое и упражнения , объединяющие в цветовое единство шрифта и себе изображения и текст: изображения. а) вместо прямоугольников – Плакат. Изобразительный язык фотографии, вместо линий – плаката. Взаимодействие текста и строки текста («рыба»). изображения. Синтез б) вместо пятен – изображения изображения и слова. Задача (фото, рисунок), вырезанные искусства плаката и сферы его по контуру, вырастающие, как применения. строки, из фона; Композиционные принципы в) фотография служит фоном макетирования плаката. для текста («рыба») и других композиционных элементов. Монтаж в плакате – соединение 2. Макетирование открытки (в изображения и текста по реальном формате) принципу образно-смысловой значимости. Многообразие видов Задания 1-2 стр. 45 (А.С. полиграфического дизайна: от Питерских ИЗО «Дизайн и визитки до книги. Соединение архитектура в жизни текста и изображения. Книга как человека») синтетическое искусство. 1. Графическое макетирование. Единство литературы, графики и Деловая игра «Коллективное дизайна. Элементы книги: макетирование книги переплѐт, форзац, титульный лист, (журнала)». Предварительные шмуцтитул, разворот. Обложка эскизы. (переплет) книги или журнала. 2. Создание макета журнала Дизайн книги и журнала. или книги (разворот или Изобразительный стиль книги или обложка). журнала. Выполняется в технике Обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак. Эмблема или товарный знак. 6 1.6 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции 1 7 1.7 В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы). 2 1.8 8 Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. Получение новых знаний: Изображения, используемые в плакате (рисунок, фотография). Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки). А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39 07.10 Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45 Презентации. Индивидуальные задания. 14.10 21.10 «Мелочи», которые участвуют в ритмической организации композиции: номера страниц, цветовые плашки фона, цвет шрифта в заголовках, стрелки у подписей к иллюстрациям и т. д. 9 2.1 10 2.2 коллажа или компьютерной графики. Коллективная работа. Дополнительное задание (по желанию) 1.Создать «тематический » алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы — обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы — архитектурные элементы и т. п.; ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (11 часов) Объект и пространство. 1 Представление о Задания 1-3 стр. 53 (А.С. Понимание учащимися От плоскостного пространственной композиции, о Питерских ИЗО «Дизайн и формотворчества как изображения к ее восприятии с разных точек архитектура в жизни человека») композиционно-стилевого объемному макету. зрения. Соразмерность и 1. Упражнения на единства формы, цвета и Соразмерность и пропорциональность объемов в изобретательность: а)выполнение функции. пропорциональ-ность. пространстве. Главное мерило подготовительных эскизов с Развитие образновсему в архитектуре и дизайне – трансформацией в пространстве ассоциативного мышления. человек. различного типа прямых линий; Композиция плоскостная и Прочтение плоскостной б) создание объемнопространственная. Понятие композиции как схематического пространственного макета, с чертежа как плоскостного изображения объѐмов в решением задачи соразмерности изображения объѐмов, когда пространстве при виде на них объема (дома) и площади поля точка – вертикаль, круг – сверху. Композиция пятен и (композиция фронтальная или цилиндр или шар, кольцо – линий как чертѐж объектов в глубинная); цилиндр и т.д. пространстве. Формирование 2. создание объемноФормирование понимания учащихся пространственной композиции из художественного отношения проекционной природы чертежа. 2-3 объемов, с решением задачи к вещи как материальному пропорциональности и отражению времени и соразмерности домов по человека. отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля. Создать ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметров путем противопоставления сгущенности и разреженности в из расположении. Архитектура — композиционная 1 Условность и метафоричность выразительных средств, Макетные упражнения (выполнение подготовительных Понимание учащимися формотворчества как А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53 28.10 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и 11.11 организация пространства. участвующих в сочинении пространства макета. Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов : ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Использование в макете цвета и фактуры. эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий). композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образноассоциативного мышления. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. архитектура в жизни человека» стр. 54-57 11 2.3 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. 1 Конструирование их в объѐме и применение в пространственномакетных композициях. Композиционная взаимосвязь объектов в макете. Задание стр. 57 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Создание объемнопространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях. Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образноассоциативного мышления. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57 18.11 12 2.4 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. 1 Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объѐмов, образующих дом. Взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки. Задания 1-3 стр. 64 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64 25.11 Важнейшие архитектурные элементы здания. 1 Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете Задания 1-2 стр. 69 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образноассоциативного мышления. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69 02.12 13 2.5 Соединение объѐмных форм в единое архитектурное сооружение. Проектирование объѐмнопространственного объекта из 14-15 16-17 18-19 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 проектируемого объекта. важнейших элементов здания. купола, своды, колонны и т.д.) 2 Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объѐмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объѐмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. Задания 1-2 стр. 75 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75 09.12 16.12 Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи. Роль материала в определении формы. Задания 1-2 стр. 81 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Освоение композиционнометафорических принциповв инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.) А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81 23.12 30.12 Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Задания 1-2 стр. 87 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87 Презентации. 13.01 20.01 Цвет в архитектуре и дизайне 3 1 Схематическая зарисовка. Создание образно-тематической инсталляции. Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи. Проект «Из вещи – вещь» Выполнить комплект упаковок из 3-5 предметов ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 часов) 20 3.1 Город сквозь времена и страны. Образностилевой язык архитектуры прошлого. Художественно-аналитический обзор развития образностилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Задания 1-3 стр. 101 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») 1. Зарисовки храма или общественного здания любого стиля. 2. Живописный этюд части города. 3. Фотоколлаж (Задания 1-3 стр. 101) Воплощение умения «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком. Обращение внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101 27.01 21 3.2 Город сегодня и завтра. 1 Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Еѐ технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Задания 1-3 стр. 109 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учѐтом нового уровня материальностроительной техники. . А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109 Индивидуальные задания. 03.02 Образ современного города и архитектурного стиля будущего. 22 3.3 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. 1 Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схемапланировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Задания 1-3 стр.114 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Макетно-рельефное моделирование фрагмента города. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115 10.02 23 24 25 26 3.4 3.5 3.6 3.7 Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. 1 Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственновещной среды интерьера. 1 Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.) Природа и архитектура. 1 Организация архитектурноландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтнопарковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления. Ты – архитектор. 1 Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Единство эстетического и функционального в объѐмнопространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Задания 1-2 стр. 119 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д. Задания 1-2 стр. 125 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») И А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119 Презентации. 17.02 Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125 Тренировочные зарисовки. 24.02 Обучение технологии макетирования путѐм введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоѐм, дорога, газон и тд.) Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131 03.03 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135 10.03 Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации) Задания 1-3 стр. 131 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Создание макета ландшафтногородского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.) ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 часов) Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д. Задание стр. 135 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город» АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИИНДИВИДУАЛЬНОЕ 27 28 29 Мой дом – мой образ жизни. Функциональноархитектурная планировка своего дома. 1 4.2 Интерьер комнаты – портрет еѐ хозяина. Дизайн вещнопространственной среды жилища. 4.3 Дизайн и архитектура моего сада. 4.1 Мечты и представления учащихся о своѐм будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учѐт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. Задание стр. 142 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Приобретение знаний и навыко индивидуального конструирования. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142 17.03 1 Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образноархитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Задания 1-3 стр. 146 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция) Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146 24.03 1 Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоѐмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Задания 1-2 стр. 153 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Макетирование фрагмента сада из природных материалов Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153 07.04 Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты» комнаты 30 31 32 33 4.5 4.6 4.7 4.8 Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды. 1 Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. 1 Грим, визажистика и причѐска в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидждизайна. Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Задания 1-2 стр. 161 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и еѐ выражение в одежде. Задание стр. 168 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Лик или личина? Искусство грима и причѐски. Форма лица и причѐска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Задания 1-2 стр. 173 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека») Человек как объект дизайна. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценарияпроекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы» Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма) Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодѐжного костюма «Мы на дискотеке» Изменение образа средствами внешней выразительности. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты Молодѐжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и китч. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161 14.04 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168 21.04 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173 28.04 Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» 05.05 рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидждизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты стр. 169-173 1 34 4.9 Моделируя себя – моделируешь мир. Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаѐшь и «душу». Заключительное занятие. Обобщение темы года. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» 12.09 19.09