РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 103 от «29» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» для 6–9-х классов
основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
1
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана
всоответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в
содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации,направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022
№ СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числев части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года,утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы М К О У С л ю с а р е в с к а я О Ш
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе
национальных ценностейчерез изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности МКОУ Слюсаревская ОШ:
учебный курс предназначен для обучающихся 6–9-х классов; рассчитан на 1 час в
неделю /34 часа в год в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся
ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к
межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным
праздникам,знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня
рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей
культуры:
1.
День знаний
2.
Наша страна – Россия
3.
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
4.
День музыки
5.
День пожилого человека
6.
День учителя
7.
День отца
8.
Международный день школьных библиотек
9.
День народного единства
10. Мы разные, мы вместе
11. День матери
12. Символы России
13. Волонтеры
14. День Героев Отечества
15. День Конституции
2
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокады Ленинграда
19. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
20. День российской науки
21. Россия и мир
22. День защитника Отечества
23. Международный женский день
24. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов
РФ иСССР С.В. Михалкова
25. День воссоединения Крыма с Россией
26. Всемирный день театра
27. День космонавтики. Мы – первые!
28. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
29. День Земли
30. День Труда
31. День Победы. Бессмертный полк
32. День детских общественных организаций
33. Россия – страна возможностей
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав,уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного
края,страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном имногоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям,нуждающимся в ней);
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка,истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
роднойстране;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
вусловиях индивидуального и общественного пространства.
16.
17.
18.
3
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решениязадач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характераэкологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязиприродной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
1.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения исравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
врассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленнойзадачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
нескольковариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательнымсостоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других,аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент,небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходеисследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенногонаблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
ихразвитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отбореинформации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи изаданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
4
информациюразличных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
жеидею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
иих комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическимработником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
1.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии сцелями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога,обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты сиспользованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
прирешении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еедостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить,выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачимежду членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обменмнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своемунаправлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельносформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
5
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность кпредставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
1.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное,принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбиратьспособ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
даватьоценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихсяситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечиваетформирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли
вжизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных
российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта
РоссийскойФедерации, в котором находится образовательное учреждение;
6
институтах гражданского общества, о возможностях участия
граждан вобщественном управлении; правах и обязанностях гражданина
России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов
нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и
ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии
Российскогогосударства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние
человекакомпьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и
значениитворчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и
школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья
окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;важности
физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,труда и
творчества;
активной роли человека в
природе.Сформировано ценностное
отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
своемунациональному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов
своейсемьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам
жизни.Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в
жизниродного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному
творчеству.Сформированы
умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные
навзаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным
словам и действиям.
Тематическое
планирование6–7-е классы
7
№
Тема занятия
Сентябрь
1
День знаний. Зачем
учиться?
2
Родина, души моей
родинка
3
Земля – это
колыбель разума, но
нельзя вечно жить
вколыбели…
4
Моя музыка
Форма проведения
занятия
Часы ЦОР/ЭОР
Дата
Интеллектуальный
марафон
Работа с интерактивной
картой
Интерактивная звездная
карта
1
05.09
Музыкальный конкурс
талантов
1
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
03.10
Октябрь
5
С любовью в
Социальная реклама
сердце:достойная
жизнь людей
старшего
поколения в наших
руках
6
Ежедневный подвиг Мини-сочинение
учителя
7
Отец-родоначальник Фотоистории
8
1
1
1
1
1
12.09
19.09
26.09
10.10
17.10
Счастлив тот, кто
Групповая дискуссия
счастлив у себя дома
Ноябрь
9
Мы – одна страна!
Работа с интерактивной
картой
10 Языки и культура
Работа с
народов России:
интерактивнойкартой
единство в
разнообразии
11 О, руки наших
Конкурс стихов, конкурс
матерей
чтецов
12 Герб страны
Экспертное интервью
какпредмет
нашей
гордости
Декабрь
13 Жить –
Проблемная дискуссия
значит
действовать
14 Герои мирной жизни Встреча с героями
нашего времени
15 «Величественны и
Эвристическая беседа
просты слова
единого Закона
всей Отчизны,
дарующего главные
права: работать,
радоваться
жизни»
16 Зачем мечтать?
Групповое обсуждение
Январь
17 «Дарит искры
Музыкальная гостиная
волшебства светлый
праздник
Рождества…»
18 «…осталась
Работа с дневником
однаТаня»
героя
19 К.С. Станиславский Чтение по ролям
и погружение в
волшебный мир
театра
Февраль
20 «Может
Интеллектуальный
марафон
собственных
Платонов и
быстрыхразумом
Невтонов
российская земля
рождать…»
Работа с интерактивной
21 Россия в мире
картой
8
9
1
1
1
1
1
1
1
1
24.10
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
08.11.
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
05.12
1
1
1
1
1
1
14.11
21.11
28.11
12.12
09.12
26.12
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
16.01
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
13.02
23.01
30.01
20.02
22
На страже Родины
Март
23 «Я знаю, что все
Литературная гостиная:
рассказы о войне
1
ry-o-vazhnom/
27.02
Конкурс стихов о
1
school-
06.03
1
0
24
женщины
прекрасны…»
Гимн России
Путешествие по
Крыму
26 Искусство и
псевдоискусство
Апрель
27 Новость слышала
планета: «Русский
парень полетел»
28 Надо ли вспоминать
прошлое?
29 «Зеленые»
привычки»:
сохраним планету
для будущих
поколений
30 Праздник Первомай
25
Май
31 «Словом можно
убить, словом
можноспасти,
словом можно
полки за
собой повести...»
32 День детских
общественных
организаций
33 Перед нами
вседвери
открыты
женщинах
Работа с газетными и
интернетпубликациями
Виртуальная экскурсия
1
1
Творческая лаборатория 1
Работа с биографией
1
Проблемная дискуссия
1
Фестиваль идей
1
Встреча с
людьмиразных
профессий
1
Литературная гостиная
1
Работа
с видеоматериалами
1
Творческий флешмоб
1
collection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
13.03
20.03
27.03
03.04
10.04
17.04
24.04
schoolcollection.edu.ru/c
o llection/
edsoo.ru/Metodich
e
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovo
ry-o-vazhnom/
15.05
22.05
29.05
Тематическое
планирование 8-9 класс
№
Тема занятия
Сентябрь
1 Мы - Россия.
Возможности будущее.
2
Мы жители большой
страны
Форма проведения
занятия
Часы
ЦОР/ЭОР
Дата
Интеллектуальный
марафон
1
05.09
Работа с интерактивной
картой
1
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
1
1
12.09
3
Невозможное
сегодня станет
возможным завтра.
Интерактивная звездная
карта
1
Обычаи и традиции
Фотоистории
моего народа: как
прошлое соединяется с
будущим.
Октябрь
5 Какие качества
Социальная реклама
необходимы
учителю?
1
Отчество от слова
«отец»
7 Что мы музыкой
зовем?
8 Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома
Ноябрь
9
Мы – одна страна!
1
4
6
Языки и культура
народов России:
единство в
разнообразии
11 Позвони маме!
10
12 Флаг не только
воплощение истории
но, и отражение
чувств народа.
Декабрь
13 Жить – значит
действовать
14 Россия начинается с
меня.
15 Повзрослеть это
значит, чувствовать
ответственность за
других ( Г.Купер)
16 Светлый праздник
Рождества.
Январь
17 Полет мечты.
Мини-сочинение
1
Музыкальный конкурс
1
Групповая дискуссия
1
Работа с интерактивной
картой
Работа с интерактивной
картой
1
Конкурс стихов, конкурс
чтецов
Экспертное интервью
1
Проблемная дискуссия
1
Встреча с героями
нашего времени
Эвристическая беседа
1
Групповое обсуждение
1
Музыкальная гостиная
1
1
2
1
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
26.09
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
03.10
10.10
17.10
24.10
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
1
1
19.09
08.11.
14.11
21.11
28.11
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
05.12
12.12
09.12
26.12
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
09.01
18 Правила
продвинутого
пользователя
интернета.
19 Люди писали
дневники и верили,
что им удастся
прожить и ещё один
день. (Д.Лихачев)
20 С чего начинается
театр?
Февраль
21 Научные прорывы
моей страны.
Беседа
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
Работа с дневником
героя
1
23.01
Чтение по ролям
1
30.01
Интеллектуальный
марафон
1
Работа с интерактивной
картой
23 Тот кто не может
Литературная гостиная:
благодарить, не может рассказы о войне
получать
благодарность. ( Эзоп)
Март
24 Мужских и женских Беседа
профессий больше
нет?
22
16.01
Россия в мире
25 Гимн России
Работа с газетными и
интернет-публикациями
26 Крым на карте России Виртуальная экскурсия
27 Искусство одно из
Творческая лаборатория
средств различения
доброго от злого. ( Л.
Толстой)
Апрель
28 Истории великих
Работа с биографией
людей, которые меня
впечатлили.
29 Есть такие вещи,
Проблемная дискуссия
которые нельзя
простить.
1
3
1
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
1
1
06. 02
13.02
27.02
school-
06.03
collection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
skie_videouroki.ht m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
1
13.03
1
1
20.03
27.03
1
1
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
skie_videouroki.ht
03.04
10.04
30 Сохраним планету
для будущих
поколений
Фестиваль идей
1
31 Если ты не умеешь
использовать минуту,
ты зря проведешь час,
и день, и всю жизнь. (
А. Солженицын)
Май
32 «Словом можно
убить, словом можно
спасти, словом
можно полки за
собой повести...»
33 Какие
существуют
детские
общественные
организации?
34 Дай каждому дню
шанс стать самым
лучшим в твоей жизни.
(Пифагор)
Встреча с людьми
разных профессий
1
Литературная гостиная
1
Работа
с видеоматериалами
1
Творческий флешмоб
1
1
4
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
17.04
24.04
schoolcollection.edu.ru/co
llection/
edsoo.ru/Metodiche
skie_videouroki.ht
m
apkpro.ru/razgovor
y-o-vazhnom/
15.05
22.05
1
5