РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 103 от «29» августа 2022 г. Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Занимательный немецкий язык» 6 - 9 классы с. Слюсарево 2022 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы МКОУ Слюсаревская ОШ Место курса в плане внеурочной деятельности МКОУ Слюсаревская ОШ: учебный курс предназначен для обучающихся 6–9-х классов; рассчитан на 0,5 часа в неделю (17 часа в год в каждом классе). В условиях перехода на ФГОС нового поколения необходимо искать пути и механизмы, создавать такие условия в школе, так направлять инновационную деятельность, чтобы немецкий язык стал языком, необходимым для общения. Для того чтобы учащимся хотелось изучать немецкий язык, учителю необходимо заинтересовать ребят изучением своего предмета, влюбить их в эту чудесную страну, имя которой Германия. Нужен благоприятный психологический климат на занятиях, т.е. такие условия, когда учащемуся нравится выполнять упражнения, задания, когда он чувствует к себе доброжелательное отношение со стороны преподавателя и одноклассников, когда он вовлечен в полезную деятельность и испытывает чувство радости и удовлетворения от того, что он делает и что может делать на иностранном языке. В результате изучения немецкого языка в начальной школе у обучающихся: -формируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция; -будут заложены основы коммуникативной культуры; -сформируются положительные мотивации и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету; Очень важно удержать интерес ребенка к языку. И тут огромная роль должна быть отведена внеурочной работе по предмету. Цель программы: - формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению немецкого языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям и обычаям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных творческих заданий. Задачи: - развивать активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке; - способствовать активному закреплению полученных на уроке знаний и развитию творческой активности учащихся; - готовить учащихся к проведению внеклассных мероприятий, а также общешкольных мероприятий на немецком языке. -реализация учащимися своих знаний по предмету в активной деятельности; -создание реальных условий для выполнения коммуникативных задач; -создать условия для развития мотивации к познанию мира, других народов; -способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, всей планеты; -содействовать творческому развитию личности; -привить навыки коллективной работы; -расширить страноведческий кругозор подростков и их общей эрудиции. Содержание занятий по немецкому языку развивает интерес к овладению иностранным языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком, знакомит учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, знакомит с фольклором, народными танцами и пением. Создание нестандартной обстановки для изучения немецкого языка (праздничная программа, игра) делает освоение языка более успешным, способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы были созданы условия для естественной коммуникации учащихся на немецком языке. Результаты обучения внеурочной деятельности (6 класс) Личностные результаты: - знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции). - формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»; - осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; - стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; Метапредметные результаты: - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; - развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: - поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; - развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; - осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. - овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, диском и т.д.). Предметные результаты: Аудирование: - понимать на слух речь учителя, одноклассников, узнавая на слух знакомые языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых слов;основное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность; воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера; Говорение: Диалогическая речь - участвовать в элементарном этикетном диалоге ( знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); - вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями по темам; - расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросысобеседника; Монологическая речь: - уметь рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж; - рассказывать о старом немецком городе, составлять перечень достопримечательностей немецкого города, представлять мини рекламный проспект; - составлять небольшие описания по образцу и с применением опор; Чтение: - читать вслух текст, построенный на знакомом (изученном) материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; - читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем, сносками, комментарием, языковой догадкой с опорой на словообразовательные элементы; -читать с полным пониманием, - читать по ролям; Письмо: - владеть техникой письма; - списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него слова; - письменно фиксировать элементарные сообщения (о городе); - использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности при письменном общении с «носителями» языка в доступных школьникам этого возраста пределах; - подписывать приглашение на праздник, поздравительную открытку; Социокультурная осведомлённость: - знание названия стран и городов изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (песен, стихов); -знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка. Содержание кружка по немецкому языку развивает интересов к овладению иностранным языком, формирует положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует самостоятельную работу над языком, знакомит учащихся с культурной жизнью немецкого народа, с его национальной самобытностью, нравами и обычаями, знаками с фольклором, народными танцами и пением. Создание нестандартной обстановки для изучения иностранного языка (праздничная программа, чаепитие, игра) делает освоение языка более успешным, способствует развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся, их фантазии, способности к социальному взаимодействию, радости познания и любознательности. № п/п Содержание внеурочной деятельности (6 класс) Тема Количество часов 1. Знакомимся с Германией. 3 2. Песни, рифмовки, стихотворения для детей. 4 3. Моя семья. 4 4. Добро пожаловать в сказку! 3 5. Немецкая национальная кухня. 3 Итого: 17 Формы проведения занятия Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве). Самостоятельная работа. Работа в парах. Коллективные обсуждения и дискуссии. Проектная деятельность. Виды деятельности: - Речевые и фонетические разминки. - игровая деятельность (в т.ч.подвижные игры); - чтение, литературно-художественная деятельность; - постановка драматических сценок, спектаклей; - прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений; - разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок; - разучивание и исполнение песен; - проектная деятельность; - диалоги; - выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания. Результаты освоения программы внеурочной деятельности (7 класс) Личностные результаты, формируемые при изучении иностранного языка: • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»; • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира. Метапредметные результаты изучения иностранного языка : • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на немецком языке. Предметные результаты освоения программы по немецкому языку: Речевая компетенция: 1. Вести элементарные диалоги в различных жизненных ситуациях, рассказывать о себе, своих друзьях, своих увлечениях. 2. Понимать на слух речь учителя и одноклассников. 3. Понимать на слух и выполнять просьбы одноклассников, указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом материале. Языковая компетенция: 1. Адекватное произношение и различение на слух звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах. 2. Распознание и употребление в речи изученных лексических единиц. Общеучебные умения: 1. Развитие умения взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях. 2. Развитие коммуникативных способностей школьников, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи. 3. Расширение общего лингвистического кругозора школьника. Виды речевой деятельности: Говорение 1. Диалогическая форма умение вести: этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно- трудового и межкультурного общения, в том числе с помощью средств коммуникации; диалог - расспрос (запрос информации и ответ на него); диалог - побуждение к действию. 2. Монологическая форма Умение пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей). аудирование воспринимать на слух и понимать: речь учителя и одноклассников в процессе общения на занятии и вербально/невербально реагировать на услышанное; небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств языковой коммуникации. чтение читать: вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.). письмо владеть: основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо. № п/п Содержание программы внеурочного курса (7 класс) Тема Количество часов 1. Немецко говорящие страны. 3 2. О Германии подробно. 4 3. Праздники Германии. 4 4. Мой город, моё село. 3 5. Великие люди Германии. 3 Итого: 17 Формы проведения занятия Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве). Самостоятельная работа. Работа в парах. Коллективные обсуждения и дискуссии. Проектная деятельность. Виды деятельности: - Речевые и фонетические разминки. - игровая деятельность( в т.ч.подвижные игры); - чтение, литературно-художественная деятельность; - постановка драматических сценок, спектаклей; - прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений; - разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок; - разучивание и исполнение песен; - проектная деятельность; - диалоги; - выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания. Результаты программы внеурочной деятельности (8 класс) Предметные: 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) смысловое чтение; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 9) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Личностные: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Планируемые результаты К окончанию учебного года обучения по программе внеурочной деятельности школьники будут знать и уметь: • уметь осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе умение делать краткиесвязные сообщения о себе, своем окружении; обсуждать актуальные проблемы современной молодежи на основе текста, выражать свое мнение о прочитанном; • уметь воспринимать на слух и понимать краткие сообщения типа объявлений; • уметь читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных • • • • • • • • • • • • • • • • • • жанров с разной глубиной и точностью понимания; уметь письменно оформлять и передавать элементарную информацию, в частности писать письмо. работать с информацией (сокращать, создавать второй текст на основе образца). работать с текстом: извлекать основную, полную, необходимую информацию; работать со справочной литературой и другими источниками информации на немецком языке, в том числе с интернет-ресурсами; составлять план работы, анализировать, обобщать полученную информацию, разрабатывать проект как краткосрочного, так и долговременного характера, представлять его результаты в устной форме, взаимодействовать с партнерами по общению в рамках проекта; работать индивидуально, в парах, в группе; находить ключевые слова и социокультурные реалии в тексте; семантизировать слова на основе языковой и контекстуальной догадки; осуществлять словообразовательный анализ; выборочно использовать перевод; пользоваться двуязычным и толковым словарем; участвовать в проектной деятельности. переспрашивать, просить повторить, уточняя значение новых слов; использовать в процессе своей устной и письменной речи в качестве опоры план к тексту, ключевые слова, тематический словарь; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; догадываться о значении новых слов по контексту, по используемой собеседником мимике и жестам; использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языков средств. № п/п Содержание программы внеурочной деятельности (8 класс) Тема Количество часов 1. Друзья и семья. 2. Свободное время. 3. Охрана окружающей среды. 4. Молодежь в городе и деревне. 5. Здоровый образ жизни. 3 6. Музыка. 1 7. Мир книг. 1 Итого: 17 2 2 3 2 Формы проведения занятия Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве). Самостоятельная работа. Работа в парах. Коллективные обсуждения и дискуссии. «Путешествие». Виды деятельности: - Речевые и фонетические разминки. - игровая деятельность (в т.ч.подвижные игры); - чтение, литературно-художественная деятельность; - постановка драматических сценок, спектаклей; - прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений; - разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок; - разучивание и исполнение песен; - проектная деятельность; - диалоги; - выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания. Результаты освоения курса внеурочной деятельности (9 класс) Личностные, метапредметные и предметные результаты. Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами двух иностранных языков; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты: изучения второго иностранного языка в основной школе проявляются: • в развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; • в умении взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • в развитии навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, её обобщение и фиксация содержания, умения определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • в осуществлении самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе иноязычной коммуникативной деятельности. Предметные результаты Говорение. Диалогическая речь Выпускник научится вести диалог в стандартных ситуациях, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; брать и давать интервью. Монологическая речь Выпускник научится: • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; • делать сообщение на заданную тему. • кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование Выпускник научится: • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных текстов • воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество незнакомых; • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; • отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных; Чтение Выпускник научится: • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; • читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; • читать и полностью понимать несложные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале; • догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту; • пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. Письменная речь Выпускник научится: • заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; • писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка; • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; • распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам) • распознавать и употреблять в речи модальные глаголы Содержание программы внеурочного обучения (9 класс) Количество часов № п/п Тема 1. Взаимоотношения в семье и со сверстниками. 3 2. Досуг. 2 3. В здоровом теле – здоровый дух! 2 4. Школьное образование. 3 5. Мир профессий. 2 6. Отдых в Германии. 3 7. Средства массовой информации. 2 Итого: 17 Формы проведения занятий Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве). Самостоятельная работа. Работа в парах. Коллективные обсуждения и дискуссии. Виды деятельности: - Речевые и фонетические разминки. - игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры); - чтение, литературно-художественная деятельность; - прослушивание пословиц, скороговорок, песен и стихотворений; - разучивание стихотворений, пословиц, скороговорок; - разучивание и исполнение песен; - проектная деятельность; - диалоги; - выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания. Учебно – методическое обеспечение. 1. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка: Методическое пособие. / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с. 2. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с. 3. Галай О.М.. Занимательный немецкий для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2001. – 320с., ил. 4. Кирись В.Н. Игры на уроках немецкого языка: Метод. пособие /Кирись В.Н.– М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 78 с. 5. Стихи и пьесы для детей: сборник на немецком языке. /составители Газина О.Н. Соболевская Э.С.- М.: «Просвещение», 1089. – 176 с. 6. Рассказы, стихи, песни: Книга для чтения на немецком языке в 6 классе. Л.А.Месинева, Москва: «Просвещение», 1992 7. Разговорные темы по немецкому языку для детей6 рабочая тетрадь-СПб.: «Корона принт», 2001 8. Подборка занимательных заданий по немецкому языку из разных источников. (Раздаточный материал). Подборка текстов разного уровня сложности 9. Презентации: Рождество в Германии. Города Германии. Праздники в Германии. Рифмовки. Пасха в Германии. Зима в старом немецком городе. Лексические игры. Используемые интернет ресурсы: WWW kapilkaurokov.ru WWW edu-pedsovet.ru WWW grammade.ru http://nemuch.ucoz.ru/ http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=39164&lib_no=39346&tmpl=lib Персональные сайты учителей немецкого языка http://www.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=6174 http://golub.my1.ru/ http://grissolja.narod2.ru/ https://sites.google.com/site/deutschlernenzusammen/