Рабочая программа 9 класс 2023-2024 уч.год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для обучающихся 9 класса.

с. Слюсарево 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2023-2024 учебный год для обучающихся 9го класса МКОУ Слюсаревская ОШ разработана на основании:











Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №
28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №
2;
концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 №
637-р;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом
МКОУ Слюсаревская ОШ от №
«О внесении изменений в основную
образовательную программу основного общего образования»;

Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения
Минпросвещения от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой
программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего
образования"».
Данная рабочая программа реализуется на основе УМК Баранова М.Т., Ладыженской
Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. по русскому языку для 9-х классов:
1) для педагога:



учебник «Русский язык. 9 класс»;
методическое пособие «Дидактические материалы по русскому языку. 9
класс»;

2) для обучающихся:



учебник «Русский язык. 9 класс»;
рабочая тетрадь «Русский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс».
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования МКОУ
Слюсаревская ОШ на изучение учебного предмета «Русский язык» в 9-м классе
отводится 3 часа в неделю/102 часов в год.
Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы по русскому языку в 9-х классах нацелена на достижение трех
групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
















воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:



















умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к

овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:















совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными
учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и
самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и
родного языков;
расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;


































участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной
и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова
по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать
морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на
его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:
















анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета

Модуль1. Повторение материала, изученного в 5–8-х классах
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Простое предложение и его
грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные
слова и вставные конструкции.
Модуль 2. Синтаксис и пунктуация сложного предложения
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного
предложения. Интонация сложного предложения. Понятие о сложносочиненном
предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные
предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с
противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП.
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Сочинение-рассуждение. Понятие о
сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к
главному. Знаки препинания в СПП. Союзы и союзные слова в СПП. Роль
указательных слов в СПП. Устное обучающее сжатое изложение. СПП с
придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с
придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. Текст.
Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений. СПП с
придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. СПП с придаточными

образа действия, меры, степени и сравнительными. СПП с несколькими
придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор СПП.
Пунктуационный разбор СПП. Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением
перечисления. Запятая и точка с запятой. БСП со значением причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени,
условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными
видами связи.
Модуль 3. Развитие речи
Сжатое изложение. Публичная речь. Языковые средства выразительности.
Модуль 4. Повторение изученного материала
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика.
Словообразование. Морфология. Сжатое изложение. Синтаксис. Способы передачи
чужой речи. Орфография. Пунктуация.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по русскому языку для 9-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО через изучение
русского языка:
развитие ценностного отношения к своей малой и большой Родине;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение и музыка на русском языке, искусство и
театр, творческое самовыражение;
 развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие
отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества.



Модуль

№
п/п

Количество часов, отводимых на
изучение тем модуля

1

Повторение материала, изученного в 5–
8-х классах

6

2

Синтаксис и пунктуация сложного
предложения

66

3

Развитие речи

19

4

Повторение изученного материала

12

Всего за учебный год

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».