Рабочая программа 7 класс 2023-2024 уч. год

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического объединения
учителей-предметников

Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
________________________

________________________

/Л.Н.Зибарова/
Приказ №98 от «29» август

/Л.А.Захарченко/
Протокол №1 от «29» август 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для обучающихся 7-го класса
на 2023-2024 учебный год.

с. Слюсарево 2023.

2023 г.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2023-2024 учебный год для обучающихся 7 класса МКОУ Слюсаревская ОШ
разработана в соответствии с требованиями:

• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной Коллегией Минпросвещения 24.12.2018;
• учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МКОУ Слюсаревская ОШ.
• УМК Под ред. Б.М. Неменского.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Для педагога:
• Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.
Неменского. 5–8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций;
• Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7
класс;
Для обучающихся:
•
•
Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7
класс;
•
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часов в год.
Цели изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Целью изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» является освоение разных видов визуально-пространственных
искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в
зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую
деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности.
Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с
разнообразными художественными материалами.
Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
- освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
- формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
- формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
- приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне,
опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино)
(вариативно);
- формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
- овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
- развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
- воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный
предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три модуля входят
в учебный план 7 класса программы основного общего образования в объёме 34 учебных часов, не менее 1 учебного часа в неделю
в качестве инвариантных. Четвёртый модуль предлагается в качестве вариативного (для соответствующих вариантов учебного

плана).
Каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления
знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся. Предлагаемая последовательность изучения модулей определяется
психологическими возрастными особенностями учащихся, принципом системности обучения и опытом педагогической работы.
Однако при определённых педагогических условиях и установках порядок изучения модулей может быть изменён, а также
возможно некоторое перераспределение учебного времени между модулями (при сохранении общего количества учебных часов).
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», соответствует ФГОС ООО, Примерной основной
образовательной программе основного общего образования - УМК Под ред. Б.М. Неменского.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на
её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной
культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках
предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают
условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
Патриотического воспитания:
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры,
выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения
символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-

практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию
художественного образа.
Духовно-нравственного воспитания:
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, кон- центрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой
опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и
воспитание его эмоционально- образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях
по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье,
труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетического воспитания:
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При
этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в
соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно- пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
Ценности научного познания:
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности —
умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный
интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного
искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в
формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать
стрессовую
ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
«Изобразительное искусство»:

1.

освоения

основной

образовательной

Овладение универсальными учебными познавательными действиями

программы,

формируемые

при

изучении

предмета

Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
- обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
- структурировать предметно-пространственные явления;
- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
- абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои
позиции.
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных
задач и заданных критериев;
- использовать электронные образовательные ресурсы;
- уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в
текстах, таблицах и схемах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах,
тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к
эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями
участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и пони- мании обсуждаемого явления; находить
общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

- публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её
достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам,
своей роли в достижении общего ре- зультата.
3.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели
совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художе- ственного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с
педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным
модулям и должны отражать сформированность умений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в
себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер,
так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в
зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое
наблюдение окружающего мира.
Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание
гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории
культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования —
развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития
детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом
индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся
способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных
образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения.
Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме,
и они являются общеобразовательными требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в
групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также
необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная
деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы
организации.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут
быть

основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию
результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историкокультурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и
собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является
созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение
(индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных
событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных
искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах
(вариативно).
Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую
деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое
освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся
осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с
разнообразными художественными материалами.
Задачами модуля «Архитектура и дизайн» являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах
духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной
деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства
как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и
мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение

отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем
составляет
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные
искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.

и

выражение

в

ней

Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в
разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения
культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.

Графический дизайн

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы
формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и
изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе
сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов, выделение доминанты, симметрия, ассиметрия,
динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или
открытость композиции.

Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим
расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы
колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный
элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ.
Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста
и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы,
составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.

Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения
на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций.
Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых
объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний
на образный характер постройки.

Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности
сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция —
архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон
и язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через
выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции
предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в
дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием
цвета.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение
эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных
возможностей.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры
как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом, предметнопространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим
видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.

Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта,
безликости и агрессивности среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их
связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города
будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и
значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных
форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе
города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в
городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных
блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайнпроекта оформления
магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как
отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.

Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной
территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка
ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемычертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации
среды жизнедеятельности людей.

Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в
качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и
подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме.
Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства
нового
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования
по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное
развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.

1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной
художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно
эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

2. Гражданское воспитание
Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и
отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.
Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В
рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной
культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства
обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и
красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие
работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для
разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого становлению
чувства личной ответственности.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие

внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося,
осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и
коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует
освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку,
семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни.

4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной
среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной
к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.

5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности в процессе
учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий
культурно-исторической направленности.

6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её
образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое
развитие
обучающихся
обязательно
должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие
навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование
умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления,
удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также
умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде —
обязательные требования к определённым заданиям программы.

8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть
активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления
пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное
воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие
жизни школьниками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении модуля:

1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;

обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению
в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и
отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных
видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных
презентациях.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие
окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого
явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и
учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного
или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей
роли в достижении общего результата.
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных
задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать
мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных,
художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих
целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию
эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия

искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е.
искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной
среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и
поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность
человека и

объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в

архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.

Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка
конструктивных искусств;
объяснять основные средства — требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от
поставленных задач;

выделять при творческом построении композиции листа

композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;

объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных
искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые
одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим
стилем, отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать
«архитектуру»шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого
воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической
композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы,
торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический
опыт разработки логотипа на выбранную тему;
приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной
открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь
практический творческий опыт образного построения книжного и журнального
разворотов в
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета
архитектурного пространства в реальной жизни;
выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их
сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию
жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и
изменении облика архитектурных сооружений;

иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в
жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и
жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей
разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и
частном строительстве, в организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего
времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о
социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и
поисках путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни,
сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и
понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города
как способ организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения
городского пространства в виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и
архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и
школах ландшафтного дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между
человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в
построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер
жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении
предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы
объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных
задач
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и
конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать
понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус

человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие
деятельности;

идеалы и характер

иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в
проектировании одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать
функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями
одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных
задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь
представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт
создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа;
определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёс
ки в повседневном быту.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Виды деятельности

контрольные
практиче
работы
с-кие
работы

Количество Дата
часов
изучения
всего

№ Наименование разделов и
тем программы
п/п

Виды, Электронформы ные (цифконтро- ровые)
ля
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека
1.1. Архитектура и дизайн —
1
0
1
Объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметноУстны РЭШ,
СИРИУС
предметной
пространственной среды жизнедеятельности человека.
пространственная среда,
опрос.
Рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
создаваемая человеком.
установки и поведение человека.
Рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует
деятельность человека и его представление о самом себе.
1.2. Архитектура — «каменная
летопись» истории
человечества.

1

0

1

Объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
Иметь представление о том, что форма материальной культуры обладает
воспитательным потенциалом.

Устный РЭШ,
опрос. СИРИУС

1.3. Основы построения
композиции в
конструктивных искусствах.

1

0

1

Объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы
языка конструктивных искусств.
Объяснять основные свойства — требования к композиции.
Уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции.
Составлять различные композиции на плоскости, располагая их по
принципу симметрии или динамического равновесия.
Выделять в построении формата листа композиционную доминанту.
Составлять формальные композиции на выражение в них движения и
статики.
Осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

1.4. Роль цвета в организации
композиционного
пространства.

1

0

1

Объяснять роль цвета в конструктивных искусствах.
Практи РЭШ,
Различать технологию использования цвета в живописи и конструктивных ческая СИРИУС
работа.
искусствах.
Объяснять выражение «цветовой образ».
Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту.

1.5. Шрифты и шрифтовая
композиция в графическом
дизайне.

2

0

2

Соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста. Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов
работа.
графической композиции. Построение шрифтовой композиции.
Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых
гарнитур.

1.6. Логотип. Построение
логотипа.

1

0

1

Объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы,
торговой марки.
Различать шрифтовой и знаковый виды логотипа.
Иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему.

1.7. Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне при
соединении текста и
изображения. Искусство
плаката.

1

0

1

Иметь представление о задачах образного построения композиции плаката, Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и
работа.
изображения.
Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза текста
и изображения в плакате и рекламе.
Выполнять практическую работу по композиции плаката или рекламы на
основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе
компьютерных программ).

1.8 Многообразие форм
графического дизайна.
Дизайн книги и журнала.

3

0

3

Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное
оформление книги, журнала.
Различать и применять различные способы построения книжного и
журнального разворота.
Создавать макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде
коллажа или на основе компьютерных программ.

Практич РЭШ,
еская СИРИУС
работа.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций
2.1. От плоскостного
изображения к объёмному
макету. Объект и
пространство. Взаимосвязь
объектов в архитектурном
макете.

2

0

2

Развивать пространственное воображение.
Понимать плоскостную композицию как схематическое изображение
объёмов при виде на них сверху, т. е. чертёж проекции.
Уметь строить плоскостную композицию и выполнять макет
пространственно-объёмной композиции по её чертежу.
Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и
природных объектов.
Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и
целесообразности конструкции.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

2.2. Здание как сочетание
1
различных объёмных форм.
Конструкция: часть и целое.

0

Выявлять структуру различных типов зданий. Характеризовать
Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы конструкции
работа.
постройки.
Иметь представление о модульных элементах в построении архитектурного
образа.
Макетирование: создание фантазийной конструкции здания с ритмической
организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной
доминантой конструкции.

1

Знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных
конструкций и изменении облика архитектурных сооружений.
Характеризовать, как изменение архитектуры влияет на характер
организации и жизнедеятельности общества.
Рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в
процессе исторического развития.
Выполнить зарисовки основных архитектурных конструкций.

Само- РЭШ,
оценка СИРИУС

1

Характеризовать общее и различное во внешнем облике вещи как
сочетание объёмов, образующих форму.
Определять дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное
проектирование.
Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов.

Практич РЭШ,
еская СИРИУС
работа.

0

1

Практи РЭШ,
Объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала.
ческая СИРИУС
Придумывать новые фантазийные или утилитарные функции для старых
работа.
вещей.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и
материала изготовления.

0

2

Иметь представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна.
Иметь представление о значении расположения цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта.
Объяснять особенности воздействия и применения цвета в живописи,
дизайне и архитектуре.
Участвовать в коллективной творческой работе по конструированию
объектов дизайна или по архитектурному макетированию с
использованием цвета.

2.3. Эволюция архитектурных
конструкций и роль
эволюции строительных
материалов.

1

2.4. Красота и целесообразность
предметного мира. Образ
времени в предметах,
создаваемых человеком.

1

0

2.5. Форма, материал и функция
бытового предмета.

1

2.6. Цвет в архитектуре и
дизайне.

2

0

1

с использованием
«Оценочного
листа».

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
3.1. Образ и стиль материальной
культуры прошлого.

1

0

1

Рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей
разных эпох.
Характеризовать значение архитектурно-пространственной
композиционной доминанты во внешнем облике города.
Рассказывать, проводить аналитический анализ конструктивных и
аналитических характеристик известных памятников русской
архитектуры.
Выполнить аналитические зарисовки знаменитых архитектурных
памятников.
Осуществлять поисковую деятельность в Интернете.
Участвовать в коллективной работе по созданию фотоколлажа из
изображений памятников отечественной архитектуры.
Характеризовать современный уровень развития технологий и
материалов, используемых в архитектуре и строительстве.
Определять значение преемственности в искусстве архитектуры и искать
собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе
реконструкции городов.
Выполнять практические работы по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлаж или фантазийную зарисовку
города будущего.

Тестир РЭШ,
ование. СИРИУС

3.2. Пути развития современной
архитектуры и дизайна:
город сегодня и завтра.

1

0

1

3.3. Пространство городской
среды.

1

0

1

Определять понятие «городская среда».
Рассматривать и объяснять планировку города как способ организации
образа жизни людей.
Знать различные виды планировки города.
Знать о значении сохранения исторического облика города для
современной жизни.
Иметь опыт разработки построения городского пространства в виде
макетной или графической схемы (карты).

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

3.4. Дизайн городской среды.
Малые архитектурные
формы.

1

0

1

Объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского
работа.
пространства.
Иметь представление о значении сохранения исторического образа
материальной среды города.
Выполнять практические творческие работы в технике коллажа или
дизайн-проекта малых архитектурных форм городской среды.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

3.5. Дизайн пространственнопредметной среды
интерьера. Интерьер и
предметный мир в доме.

1

0

1

Характеризовать роль цвета, фактур и предметного наполнения
пространства интерьера общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис,
школа и пр.), а также индивидуальных помещений.
Выполнять задания по практической и аналитической работе по теме «Роль
вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания
коллажной композиции;

Устный РЭШ,
опрос. СИРИУС
Практическая
работа.

3.6. Природа и архитектура.
Организация архитектурноландшафтного пространства.

2

0

2

Характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование
природы и архитектуры.
Иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и
школах ландшафтного дизайна.
Знать о традициях построения и культурной ценности русской усадебной
территории.
Осваивать новые приёмы работы с бумагой и природными материалами в
процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов.

Устны РЭШ,
СИРИУС
й
опрос.
Практи
-ческая
работа

3.7. Замысел архитектурного
проекта и его
осуществление.

2

0

2

Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмнопространственной композицией.
Развивать и реализовывать в макете художественную фантазию в
сочетании с архитектурно-смысловой логикой.
Развивать навыки макетирования.

Практи- РЭШ,
ческая СИРИУС
работа

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование
4.1. Функциональная планировка
своего дома.

4.2. Дизайн предметной среды в 1
интерьере личного дома.

1

0

0

1

1

Объяснять, как в организации жилого пространства проявляется
индивидуальность человека, род его занятий и интересов.
Осуществлять в архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и
фантазийные представления о своём жилище.
Иметь представление об учёте в проекте инженерно-бытовых и санитарнотехнических задач.
Проявлять знание законов композиции и умение владеть
художественными материалами.
Объяснять задачи зонирования помещения и искать способ зонирования.
Иметь опыт проектирования многофункционального интерьера комнаты.
Создать в эскизном проекте или с помощью цифровых программ дизайн
интерьера своей комнаты или квартиры, раскрывая образно-архитектурный
композиционный замысел интерьера.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

4.3. Дизайн и архитектура сада
или приусадебного участка.

1

0

1

Характеризовать различные варианты планировки садового участка.
Совершенствовать навыки работы с различными материалами в процессе
макетирования.
Применять навыки создания объёмно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икебаны.
Выполнить разработку плана садового участка.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

4.4. Композиционноконструктивные принципы
дизайна одежды.

1

0

1

Объяснять, как в одежде проявляется характер человека, его ценностные
позиции и конкретные намерения его действий.
Иметь представление об истории костюма разных эпох.
Объяснять, что такое стиль в одежде.
Характеризовать понятие моды в одежде.
Применять законы композиции в проектировании одежды, создании
силуэта костюма.Объяснять роль моды в современном обществе.
Выполнять практическую работу по разработке проектов одежды.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

4.5. Дизайн современной
одежды.

1

0

1

Обсуждать особенности современной молодёжной одежды.
Сравнивать функциональные особенности современной одежды с
традиционными функциями одежды прошлых эпох.
Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.
Выполнять творческие работы по теме «Дизайн современной
одежды».

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

4.6. Грим и причёска в практике
дизайна. Визажистика.

1

0

1

Объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед
гримёром и перед визажистом.
Воспринимать и характеризовать макияж и причёску как единое
композиционное целое.
Определять чёткое ощущение эстетических и этических границ
применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
Объяснять связи имидж-дизайна с публичностью, технологией
социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и
политикой.
Выполнять практические творческие работы по созданию разного образа
одного и того же лица средствами грима.
Создавать средствами грима образа сценического или карнавального
персонажа.

Практи РЭШ,
ческая СИРИУС
работа.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
ПО МОДУЛЮ

0

34

№

Тема урока

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
всего

Виды,
формы
контроля

1.

Архитектура и дизайн — предметнопространственная среда, создаваемая
человеком.

1

конт
роль
ные
рабо
ты
0

2.

Архитектура — «каменная
летопись» истории человечества.

1

0

1

Устный
опрос;

3.

Основы построения композиции в
конструктивных искусствах.

1

0

1

Практическая
работа.

4.

Роль цвета в организации
композиционного пространства.

1

0

1

Практическая
работа.

п
/
п

прак
тиче
ские
рабо
ты
1

Дата
изучен
ия

Устный
опрос;

5.

Шрифты и шрифтовая композиция в
графическом дизайне.

2

0

2

Практическая
работа.

6.

Логотип. Построение логотипа.

1

0

1

Практическая
работа.

7.

Композиционные основы
макетирования в графическом
дизайне при соединении текста и
изображения. Искусство плаката.

1

0

1

Практическая
работа.

8.

Многообразие форм графического
дизайна. Дизайн книги и журнала.
От плоскостного изображения к
объёмному макету. Объект и
пространство. Взаимосвязь объектов
в архитектурном макете.

3

0

3

Практическая
работа.

2

0

2

Практическа
я работа.

Здание как сочетание различных
объёмных форм. Конструкция: часть
и целое.

1

0

1

Практическа
яработа;

9.

1
0.

1
1.

Эволюция архитектурных
конструкций и роль эволюции
строительных материалов.

1

0

1

Самооценка
с
использова
ни-ем
«Оценочного листа».
Практичес
каяработа;

1
2.

Красота и целесообразность
предметного мира. Образ времени в
предметах, создаваемых человеком.

1

0

1

1
3.

Форма, материал и функция
бытового предмета.

1

0

1

Практичес
каяработа;

1
4.
1
5.

Цвет в архитектуре и дизайне.

2

0

2

Образ и стиль материальной
культуры прошлого.

1

0

1

1
6.

Пути развития современной
архитектуры и дизайна: город

1

0

1

Практичес
каяработа;
Тестирова
ние;
Практичес
каяработа;

сегодня и завтра.
1
7.

Пространство городской среды.

1

0

1

Практичес
каяработа;

1
8.

Дизайн городской среды. Малые
архитектурные формы.

1

0

1

Практичес
каяработа;

1
9.

Дизайн пространственнопредметной среды интерьера.
Интерьер и предметный мир в доме.

1

0

1

2
0.

Природа и архитектура. Организация
архитектурно-ландшафтного
пространства.

2

0

2

2
1.

Замысел архитектурного проекта и
его осуществление.

2

0

2

Устный
опрос;
Практическ
ая работа;
Устный
опрос;
Практическ
ая работа;
Практичес
каяработа;

2
2.
2
3.

Функциональная планировка своего
дома.

1

0

1

Дизайн предметной среды в
интерьере личного дома.

1

0

1

2
4.

Дизайн и архитектура сада или
приусадебного участка.

1

0

1

2
5.

Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды.

1

0

1

2
7.

Дизайн современной одежды.

1

0

1

1

0

1

34

0

34

2 Грим и причёска в практике дизайна.
8. Визажистика.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Практичес
каяработа;
Практичес
каяработа;
Практичес
каяработа;
Практичес
каяработа;
Устный
опрос;
Практичес
каяработа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под
редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
 Изобразительное искусство. 6 класс/Неменская Л.А.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
 Изобразительное искусство. 7 класс/Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под
редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-








collection.edu.ru/
Фестиваль педагогических идей : https://urok.1sept.ru/
Открытый
класс.
Сетевые
образовательные
сообщества:https://multiurok.ru/blog/sietievyie-obrazovatiel-nyiesoobshchiestva-otkrytyi-klass.
Официальный
ресурс
для
учителей,
детей
и
родителей:
https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
Фоксфорд https://foxford.ru/#!
Виртуальная экскурсия: мини-экскурсий http://www.museum-arms.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Классная доска для демонстрации учебного материала,
компьютер, мультимедийный проектор ,экран, колонки.

персональный

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Парта, клеенка, краски, гуашь, палитра, цветные карандаши, простой
карандаш, ластик, кисточки, различной толщины, баночка для воды, альбом,
ножницы, линейка, клей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».