Рабочая программа 8 класс на 2022-2023 уч.год

Рассмотрено на заседании МО учителей- предметников
протокол № 1 от «29» 08. 2022 года
Руководитель МО
____________ /Л.А. Захарченко/

«Утверждаю»
Директор школы
____________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ №103 от 29.09.2022

Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
на 2022-2023 учебный год

с. Слюсарево
2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по ФГОС ООО составляется на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- основной образовательной программы основного общего образования;
- основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Слюсаревская ОШ;
- авторской программы по учебному предмету «Технология», автор Казакевич В.М. и др., издательство Просвещение, 2018 год.
Рабочая программа по предмету «Технология» для основной ступени общего образования, в контексте подготовки обучающихся в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, обеспечивает:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных УУД;
- совершенствование умений выполнять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, в том числе творческому
проектированию; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
 обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и
перспектив их развития;
 освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
 формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в
разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования инструментами, механизмами и
машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
 овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания
продуктов труда;
 развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты

2

своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и
патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
 формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего
дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение по технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
■ распространённые технологии современного производства и сферы услуг;
■ культура и эстетика труда;
■ получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
■ элементы черчения, графики и дизайна;
■ элементы прикладной экономики, предпринимательства;
■ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
■ творческая, проектно-исследовательская деятельность;
■ технологическая культура производства и культура труда;
■ история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.
Содержание деятельности обучающихся по программе в соответствии с целями выстроено в структуре 11 разделов:
Раздел 1. Основы производства.
Раздел 2. Общая технология.
Раздел 3. Техника.
Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов.
Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации.
Раздел 8. Технологии растениеводства.
Раздел 9. Технологии животноводства.
Раздел 10. Социальные-экономические технологии.
Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении
расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых
продуктов; с биологией при рассмотрении и анализе технологий получения и преобразования объектов живой природы, как источника
сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; с физикой при

3

изучении характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с
историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов, с иностранным языком при
трактовке терминов и понятий.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать 238 учебных часа
для обязательного изучения предметной области «Технология»: из расчёта в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о
техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
 овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
 овладение минимально достаточным для курса объёмом средств и форм графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и
области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
 формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и
требования индивидуализации обучения.
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

4

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или
технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и
декоративно-прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или
социальную значимость.
9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно
значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по
принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и
создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4) классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой
природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

5

5) распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
6) владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной
информации;
7) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства;
8) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
10) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих:
- изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих
регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;
- модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для
получения заданных свойств материального продукта;
- определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде
(конструкторе);
7) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии)
получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
8) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в
соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
9) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских
интересов;
10) разработка плана продвижения продукта;
11) проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью
стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
12) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с
заинтересованными субъектами;
13) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
14) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;

6

15) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
16) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
17) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
18) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
19) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
20) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
21) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст,
таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
22) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием
контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
23) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
24) документирование результатов труда и проектной деятельности;
25) расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) осознание ответственности за качество результатов труда;
6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка,
роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в продукте;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;

7

13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и промыслов народов Башкортостана в современном
творчестве;
16) применение методов художественного проектирования одежды;
17) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
18) соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физиолого-психологической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:
 трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации,
необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
 умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам
трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
 навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и
результатам труда;
 ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое
питание.

8

Содержание учебного предмета

Разделы программы

1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
2. Основы производства
3. Современные и перспективные технологии
4. Элементы техники и машин
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
6. Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9. Технологии растениеводства
10. Технологии животноводства
11. Социально-экономические технологии
ИТОГО

Кол
-во
часо
в
5
4
3
3
5
3
3
3
1
1
3
34

9

8 класс 34 ч.
Теоретические сведения.
Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании
инноваций. Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные
приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда.
Классификация технологий. Технологии материального производства. Транспорт. Технологии сельскохозяйственного производства и
земледелия. Классификация информационных технологий. Органы управления технологическими машинами. Системы управления.
Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства. Робототехника.
Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка
материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов.
Особенности технологий обработки жидкостей и газов. Выделение энергии при химических реакциях. Термоядерная энергия.
Химическая обработка материалов и получение новых веществ. Материальные формы представления информации для хранения.
Средства записи информации. Современные технологии записи и хранения информации. Коммуникации. Микроорганизмы, их строение и
значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зелёных водорослей. Использование
одноклеточных грибов в биотехнологиях. Применение в кулинарии мяса птицы и мяса животных.
Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность.
Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы
стимулирования сбыта. Методы исследования рынка. Транспорт.
Практические работы.
Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода
морфологической матрицы. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе по характеристикам выбранных
продуктов труда. Ознакомление с электроизмерительными приборами. Составление технологических карт для изготовления возможных
проектных изделий или организации услуг.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники.
Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора. Сборка конструктора по робототехнике. Практические работы по
изготовлению проектных изделий посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска). Закалка металла
и испытание его твёрдости. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об
областях получения и применения химической энергии.
Составление вопросников для выявления потребностей людей в качествах конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах
массовой информации.

10

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1. Методы и средства
творческой и проектной
деятельности
2. Основы производства

5

4

3. Современные и
перспективные технологии
4. Элементы техники и
машин

3

3

5. Технологии получения,
обработки, преобразования
и использования
материалов
6. Технологии обработки
пищевых продуктов

5

3

8 класс
Знакомиться с возможностями дизайна продукта труда. Осваивать методы творчества в проектной
деятельности. Участвовать в деловой игре «Мозговой штурм». Разрабатывать конструкции изделия
на основе морфологического анализа
Получать представление о продуктах труда и необходимости использования стандартов для их
производства. Получать представление о влиянии проведения контрольных измерений с помощью
различных инструментов и эталонов на качество продуктов труда. Собирать дополнительную
информацию о современных измерительных приборах, их отличиях от ранее существовавших
моделей. Подготовить реферат о качестве современных продуктов труда разных производств.
Анализировать информацию о транспортных средствах. Получать информацию об особенностях и
способах транспортировки жидкостей и газов.
Получать более полное представление о различных видах технологий разных производств. Собирать
дополнительную информацию о видах отраслевых технологий
Получать представление об органах управления техникой, системе управления, об особенностях
автоматизированной техники, автоматических устройств и машин, станков с ЧПУ. Знакомиться с
конструкцией и принципами работы устройств и систем управления техникой, автоматических
устройств бытовой техники. Выполнять сборку простых автоматических устройств из деталей
специального конструктора.
Получать представление о современной механизации ручных работ, автоматизации
производственных процессов, роботах и их роли в современном производстве. Анализировать
полученную информацию, проводить дискуссии на темы робототехники. Собирать изделия (роботы,
манипуляторы), используя специальные конструкторы
Получать представление о технологиях термической обработки материалов, плавлении материалов и
литье, закалке, пайке, сварке. Выполнять практические работы по изготовлению проектных изделий
посредством технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска) и др.
Знакомиться с видами птиц и животных, чьё мясо используется в кулинарии. Осваивать правила
механической кулинарной обработки мяса птицы и животных. Получать представление о влиянии на
здоровье человека полезных веществ и витаминов, содержащихся в мясе птиц и животных. Осваивать
органолептический метод и экспресс-метод химического анализа для оценки качества мяса птиц и
животных

11

7. Технологии получения,
преобразования и
использования энергии

3

8. Технологии получения,
обработки и использования
информации
3

9. Технологии
растениеводства
1

10. Технологии
животноводства
1

11. Социальноэкономические технологии

3

Знакомиться с новым понятием: химическая энергия. Получать представление о превращении
химической энергии в тепловую: выделение тепла, поглощение тепла. Собирать дополнительную
информацию об областях получения и применения химической энергии, анализировать полученные
сведения.
Получать представление о новых понятиях: ядерная и термоядерная энергия.
Знакомиться с формами хранения информации раньше и теперь. Получать представление и
анализировать информацию о характеристиках средств записи и хранения информации.
Анализировать представление о компьютере как средстве получения, обработки и записи
информации. Подготовить и снять фильм о своём классе (его истории и сегодняшнем дне) с
применением различных технологий записи и хранения информации.
Получать представление о коммуникационных формах общения. Анализировать процессы
коммуникации и каналы связи. Принимать участие в деловой игре «Телекоммуникация с помощью
телефона»
Получать представление об особенностях строения микроорганизмов (бактерий, вирусов,
одноклеточных водорослей и одноклеточных грибов). Получать информацию об использовании
микроорганизмов в биотехнологических процессах и в биотехнологиях. Знакомиться с технологиями
искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей. Собирать дополнительную
информацию об использовании кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции
(творога, кефира и др.)
Получать представление о продукции животноводства в птицеводстве, овцеводстве. Знакомиться с
необходимостью постоянного обновления и пополнения стада. Усваивать основные качества
сельскохозяйственных животных: порода, продуктивность, хозяйственно полезные признаки,
экстерьер. Анализировать правила разведения животных с учётом того, что все породы животных
были созданы и совершенствуются путём отбора и подбора. Выполнять практические работы по
ознакомлению с породами животных (кошек, собак и др.) и оценке их экстерьера
Получать представление о рынке и рыночной экономике, методах и средствах стимулирования сбыта.
Осваивать характеристики и особенности маркетинга. Знакомиться с понятиями: потребительная
стоимость и цена товара, деньги. Осваивать качества и характеристики рекламы. Подготовить
рекламу для своего творческого проекта – изделия или услуги

12

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой проектной деятельности
• Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, • Применять методы творческого поиска технических или
технологических решений;
нематериальных услуг, технологий;
• обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или • корректировать технологию и программу выполнения
проекта с учётом изменяющихся условий для проектной
технологии;
деятельности;
• чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение
• применять технологический подход для осуществления
изделия, услуги, технологии);
любой деятельности;
• разрабатывать программу выполнения проекта;
• овладевать элементами предпринимательской деятельности
• составлять необходимую учебно-технологическую документацию;
• выбирать технологию с учётом имеющихся материально-технических
ресурсов;
• осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной
программой проекта;
• подбирать оборудование и материалы;
• организовывать рабочее место;
• контролировать ход и результаты работы;
• оформлять проектные материалы;
осуществлять презентацию проекта с использованием компьютера
МОДУЛЬ 2. Основы производства
• Соотносить изучаемый объект или явление с природной средой и
• Изучать характеристики производства;
техносферой;
• оценивать уровень автоматизации и роботизации местного
• различать нужды и потребности людей, виды материальных и
производства;
нематериальных благ для их удовлетворения;
• оценивать уровень экологичности местного производства;
• устанавливать рациональный перечень потребительских благ для
• определять для себя необходимость той или иной сферы
производства или сферы услуг;
современного человека;
• находить источники информации о перспективах развития
• ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий
современных производств в области проживания, а также
производства: продукт труда, предмет труда, средства производства,
источники информации об актуальном состоянии и
средства труда, процесс производства, технологический процесс
перспективах развития регионального рынка труда
производства;
• Сравнивать и характеризовать различные транспортные средства,
применяемые в процессе производства материальных благ и услуг;

13

•

оценивать уровень совершенства местного производства
МОДУЛЬ 3. Современные и перспективные технологии
• Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства; • Оценивать возможность и целесообразность применения
современных технологий в сфере производства и сфере услуг
• разбираться в видах и эффективности технологий получения,
преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов в своём социально-производственном окружении;
• оценивать возможность и целесообразность применения
живой природы и социальной среды;
современных технологий в бытовой деятельности своей семьи
• оценивать влияние современных технологий на общественное развитие;
• ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы
производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях;
• оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта
труда и масштабов производства;
• оценивать возможность и целесообразность применимости той или иной
технологии, в том числе с позиций экологичности производства;
• прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские
и производственные характеристики продукта труда
МОДУЛЬ 4. Элементы техники и машин
• Понимать, что такое техника, техническая система, технологическая
• Оценивать технический уровень совершенства
машина, механизм;
действующих машин и механизмов;
• классифицировать виды техники по различным признакам; находить
• моделировать простейшие механизмы и машины;
информацию о современных видах техники;
• разрабатывать оригинальные конструкции машин и
• изучать конструкцию и принципы работы современной техники;
механизмов для сформулированной идеи;
• оценивать область применения и возможности того или иного вида
проводить модификацию действующих машин и
техники;
механизмов применительно к ситуации или конкретному
• разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;
заданию
• ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических
машинах и бытовой технике;
• различать автоматизированные и роботизированные устройства;
• собирать из деталей конструктора роботизированные устройства;
• проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших
роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью
стандартных простых механизмов, материального или виртуального
конструктора);
• управлять моделями роботизированных устройств
МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

14

Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические
Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств
карты. Анализировать возможные технологические решения определять
компьютерной поддержки разрабатывать оригинальные
их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
конструкции в заданной ситуации
• подбирать ручные инструменты, отдельные машины и станки и
• находить варианты изготовления и испытания изделий
пользоваться ими;
с учётом имеющихся материально-технических условий;
• осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;
• проектировать весь процесс получения материального
• изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической
продукта;
и технологической документацией;
• разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D• выполнять отделку изделий; использовать один из
принтера;
распространённых в регионе видов декоративно-прикладной обработки
• совершенствовать технологию получения
материалов;
материального продукта на основе дополнительной
• осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества
информации
готового изделия, анализировать ошибки
МОДУЛЬ 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии
• Оценивать эффективность использования различных видов
• Характеризовать сущность работы и энергии;
энергии в быту и на производстве;
• разбираться в видах энергии, используемых людьми;
• ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и • разбираться в источниках различных видов энергии и
целесообразности их применения в различных условиях;
аккумулирования механической энергии;
• проектировать электроустановки и составлять их
• сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии;
электрические схемы, собирать установки, содержащие
• ориентироваться в способах получения и использования энергии
электрические цепи;
магнитного поля;
• ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и • давать сравнительную оценку электромагнитной
аккумулирования электрической энергии;
«загрязнённости» ближайшего окружения;
• ориентироваться в способах получения, преобразования и использования
• оценивать экологичность производств, использующих
химическую энергию;
химической энергии;
• использовать химическую энергию при обработке материалов и
выносить суждения об опасности и безопасности ядерной
получении новых веществ;
и термоядерной энергетики
• ориентироваться в способах получения, преобразования и использования
ядерной и термоядерной энергии
МОДУЛЬ 7. Технологии получения, обработки и использования информации
• Разбираться в сущности информации и формах её материального
• Пользоваться различными современными техническими
воплощения;
средствами для получения, преобразования, предъявления и
• осуществлять технологии получения, представления, преобразования и
сохранения информации;
использования различных видов информации;
• осуществлять поиск и извлечение информации из
• применять технологии записи различных видов информации;
различных источников с применением современных

15

• разбираться в видах информационных каналов у человека и представлять технических средств;
их эффективность;
• применять технологии запоминания информации;
• владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и • изготавливать информационный продукт по заданному
алгоритму;
сохранения информации;
• владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе
• пользоваться компьютером для получения, обработки, преобразования,
делового общения;
передачи и сохранения информации;
• управлять конфликтами в бытовых и производственных
• характеризовать сущность коммуникации как форм связи
ситуациях
информационных систем и людей;
• ориентироваться в сущности менеджмента и иметь представление об
основных методах управления персоналом;
представлять информацию вербальными и невербальными средствами
при коммуникации с использованием технических средств
МОДУЛЬ 8. Социальные технологии
• Обосновывать рациональную совокупность личных
• Разбираться в сущности социальных технологий;
потребностей и её построение по приоритетным
• ориентироваться в видах социальных технологий;
потребностям;
• характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как
• готовить некоторые виды инструментария для
технологию;
исследования рынка;
• создавать средства получения информации для социальных
• выявлять и характеризовать потребительский спрос на
технологий;
некоторые виды товаров и услуг;
• ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным
• применять методы управления персоналом при
технологиям;
коллективном выполнении практических работ и
• осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность», созидательной деятельности;
• разрабатывать сценарии проведения семейных и
«спрос», «маркетинг», «менеджмент»;
общественных мероприятий
• разрабатывать бизнес-план, бизнес-проект
МОДУЛЬ 9. Технологии обработки пищевых продуктов
• Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с
• Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей и
учётом их питательной ценности и принципов здорового
жизненных ситуаций;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма питания;
• составлять индивидуальный режим питания;
в белках, углеводах, жирах, витаминах;
• разбираться в особенностях национальной кухни и готовить
• разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в
некоторые блюда;
бытовой практике;
• сервировать стол, эстетически оформлять блюда;
• выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
• владеть технологией карвинга для оформления торжеств
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых
продуктов;
• пользоваться различными видами оборудования современной кухни;

16

• понимать опасность генетически модифицированных продуктов для
здоровья человека;
• определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним
признакам, органолептическими и лабораторными методами;
• соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и
готовых блюд;
• разбираться и применять технологии заготовки продуктов питания
МОДУЛЬ 10. Технологии растениеводства
• Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания
• Проводить фенологические наблюдения за комнатными
культурных растений;
растениями;
• применять способы и методы вегетативного размножения
• определять полезные свойства культурных растений;
культурных растений (черенками, отводками, прививкой,
• классифицировать культурные растения по группам;
культурой ткани) на примере комнатных декоративных
• проводить исследования с культурными растениями;
культур;
• классифицировать дикорастущие растения;
• определять виды удобрений и способы их применения;
• проводить заготовку сырья дикорастущих растений;
• приводить аргументированные оценки и прогнозы развития
• выполнять подготовку и закладку сырья дикорастущих растений на
агротехнологий;
хранение разными способами;
• владеть биотехнологиями использования кисломолочных
• владеть методами переработки сырья дикорастущих растений;
бактерий для получения кисломолочной продукции (творога,
• определять культивируемые грибы по внешнему виду;
кефира и др.);
• создавать условия для искусственного выращивания культивируемых
• создавать условия для клонального микроразмножения
грибов;
растений;
• владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов;
• давать аргументированные оценки и составлять прогнозы
• определять микроорганизмы по внешнему виду;
использования технологий клеточной и генной инженерии
• создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных
на примере генномодифицированных растений
водорослей;
• владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на
примере дрожжей для получения продуктов питания
МОДУЛЬ 11. Технологии животноводства
• Описывать роль различных видов животных в удовлетворении
• Приводить рассуждения, содержащие аргументированные
материальных и нематериальных потребностей человека;
оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
• анализировать технологии, связанные с использованием животных
• проводить исследования способов разведения и содержания
выделять и характеризовать основные элементы технологий
домашних животных в своей семье, семьях друзей; оценивать
животноводства;
по внешним признакам и благодаря простейшим
исследованиям качество продукции животноводства;
• собирать информацию и описывать технологии со-держания домашних
животных;
• проектировать и изготовлять простейшие технические
устройства, обеспечивающие условия содержания животных
• оценивать условия содержания животных в квартире, школьном

17

зооуголке, личном подсобном хозяйстве и соответствие этих условий
требованиям;
• составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье
(городская школа) и в личном подсобном хозяйстве (сельская школа);
• подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним
признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных;
• описывать технологии и основное оборудование для кормления животных
и заготовки кормов;
• описывать технологии и технические устройства для получения
различных видов продукции (молока, мяса, яиц, шерсти) на современных
животноводческих фермах;
• описывать экстерьер и породные признаки животных по внешнему виду и
справочным материалам;
• описывать работу по улучшению пород животных (в городской школе) в
клубах собаководов;
• оценивать по внешним признакам состояние здоровья домашних
животных, проводить санитарную обработку, простые профилактические и
лечебные мероприятия для кошек, собак (в городской школе), для
сельскохозяйственных животных (в сельской школе);
• описывать содержание труда представителей основных профессий,
связанных с технологиями использования животных

и облегчающие уход за ними: клетки, будки для собак,
автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов,
автоматизированные кормушки для кошек и др.;
• описывать признаки распространённых заболеваний
домашних животных по личным наблюдениям и
информационным источникам;
• исследовать проблему бездомных животных как проблему
своего микрорайона

18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы программы
РАЗДЕЛ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
1. Дизайн при проектировании
2. Методы творческой и проектной деятельности (мозговой штурм)
3. Экономическая оценка проекта. Реклама проекта
4. Разработка бизнес-плана
РАЗДЕЛ 2. Основы производства
1. Продукт труда. Стандарты производства
2. Современные методы и средства контроля качества продуктов труда
3. Транспорт на производстве
4. Транспортировка жидкостей и газов
РАЗДЕЛ 3. Современные и перспективные технологии
1. Общая классификация технологий
2. Технологии современного производства
3. Перспективные технологии XXI века
РАЗДЕЛ 4. Элементы техники и машин
1. Органы управления и системы управления техникой
2. Механизация и автоматизация современного производства
3. Автоматы, роботы и робототехника
4. Роботизация современного производства
5. Направления современных разработок в области робототехники
РАЗДЕЛ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

Количество учебных
часов по классам
8
1
1
/2
/4
4
2
2
/4
/2
1
1
1
3
1
1
/4
1
/1

19

1. Электрохимическая, ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы
обработки материалов
2. Технологии обработки жидкостей и газов
3. Технологии производства синтетических искусственных материалов
4. Наукоёмкие технологии и перспективные технологии XXI века
РАЗДЕЛ 6. Технологии обработки пищевых продуктов
1. Мясо птиц и животных
2. Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов
3. Рациональное питание современного человека
РАЗДЕЛ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
1. Технологии получения и использования химической энергии
2. Ядерная и термоядерная энергия
РАЗДЕЛ 8. Технологии получения, обработки и использования информации
1. Методы и средства записи информации
2. Современные технологии записи и хранения информации
3. Коммуникационные технологии
РАЗДЕЛ 9. Технологии растениеводства
1. Микроорганизмы в биотехнологиях
2. Культивирование одноклеточных зелёных водорослей. Использование одноклеточных грибов в
биотехнологиях
3. Технологии клеточной и генной инженерии
4. Технология клонального микроразмножения растений
РАЗДЕЛ 10. Технологии животноводства
1. Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности
людей
2. Разведение животных
3. Получение продукции животноводства
4. Заболевания животных и их предупреждение
РАЗДЕЛ 11. Социально-экономические технологии
1. Рынок и маркетинг. Исследование рынка

1
2
/6
/2
4
4
/6
2
3
3
/2
3
2
/8
2
1
1
/3
/2
2

1
1
/4
3
1

20

2. Особенности предпринимательской деятельности
3. Технологии менеджмента
4. Трудовой договор
РАЗДЕЛ 12. Методы и средства творческой и проектной деятельности
1. Дизайн при проектировании
2. Методы творческой и проектной деятельности (мозговой штурм)
3. Экономическая оценка проекта. Реклама проекта
4. Разработка бизнес-плана
ИТОГО

2
/4
/2
1
1
/2
/4
34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
• Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. – 5-9 классы: учеб.пособие для
общеобразоват.организаций / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова. – М.: Просвещение, 2018.
Данная рабочая программа, ориентирована на работу с учебниками
• Технология. 8-9 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. В.М. Казакевича. - М.: Просвещение, 2020.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».