РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ №103 от «29» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология » для обучающихся 6 класса на 2022-2023 учебный год с. Слюсарево 2022 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 6 класса разработана в соответствии с нормативными документами и методическими материалами: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1 897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015г.); Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена на заседании Коллегии Минпросвещения России от 24.12.2018 года); Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах; Технология. 6 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.] ; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2019 – 192 с. Рабочая программа составлена на основе учебника «Технология» для 6 класса под редакцией В.М. Казакевича, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Содержание рабочей программы по предмету «Технология» для 6 класса учитывает и отражает специфику РЭШ, как одного из современных образовательных ресурсов, имеющегося в арсенале педагога основного общего образования и направленного на совершенствование образовательного процесса. Рабочая программа по предмету «Технология» для 6 класса разработана в соответствии со следующими методическими материалами: - Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015г.); - Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы(утверждена на заседании Коллегии Минпросвещения России от 24.12.2018 года); - Технология. 6 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семеноваи др.]; под ред. В.М. Казакевича.— М.: Просвещение, 2017 - 192с.. - Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др.— 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г.Ю. Семенова. — М.: Просвещение, 2018. — 58 с. Предмет «Технология» является обязательным компонентом образования школьников, освоение содержания которого способствует профессиональному самоопределению, формированию представлений о здоровом образе жизни, рациональном питании, технологии ведения дома, о свойствах материалов и их использовании в современном производстве, об основах ручного и механизированного труда, о применении полученных знаний в практической, проектной и исследовательской деятельности. Согласно принятой Концепции «Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания». Содержание программы по «Технологии» предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: - современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития; - формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся; - построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом) результаты, представленные в Концепции. Предметные результаты изучения «Технологии» : 1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; 2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; 3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; 4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; 5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; 6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. При разработке программы также учитывались, приоритетные результаты освоения предметной области «Технология», закрепленные в принятой Концепции: – ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества; – владение проектным подходом; – знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования, решения изобретательских задач; – знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов; – знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального самоопределения; – овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения ИКТ в ходе учебной деятельности; – базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе в быту; – умение использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения. Цель, задачи и функции рабочей программы Цель рабочей программы: формирование технико-технологического мышления; освоение проектно-исследовательских умений; получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Основные задачи рабочей программы: овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; приобретение: опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности; ключевых компетенций, имеющих универсальное значение: коммуникации, сотрудничества, публичной презентации, эффективного и безопасного использования различных технических устройств; освоение способов использования знаний, полученных на уроках «Технологии» для решения практических задач с использованием современных информационных технологий, в т.ч. образовательного ресурса РЭШ; формирование умений формулировать собственную позицию по отношению к информации, получаемой из разных источников. В ПООП ООО на изучение содержания предмета «Технология» в 6 классе отводится по 2 часа в неделю, за год – 68 часов. Данная рабочая программа предполагает использование 34 интерактивных видео-уроков из открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа», которая является современным образовательным ресурсом учителя. Применение видеоуроков позволяет учителю использовать их как в условиях традиционной классно-урочной системы, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения предмета обучающимися разных учебных возможностей, находящихся в разных жизненных ситуациях при наличии необходимых технических средств. Планируемые результаты освоения курса «Технология» 6 класс Личностные результаты. У обучающегося будут сформированы: - познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности; - желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; - умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда; - самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; - умение планировать образовательную и профессиональную карьеры; - осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; - технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности; - умение управлять своей познавательной деятельностью; проявлять творческую и познавательную активность при выполнении творческих учебных проектов; - сотрудничество со взрослыми, сверстниками в образовательной и проектной деятельности, в том числе в условиях дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ; - осознание значимости владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки. Обучающийся получит возможность для формирования: - умений самооценки своих возможностей при планировании своей профессиональной карьеры; - технико-технологического, системного и экономического мышления при выполнении практико-ориентированных работ; - целеустремлённости при выполнении заданий при использовании образовательного ресурса РЭШ. Метапредметные результаты. - умение определять цель учебной деятельности; - умение составлять план для достижения цели учебнойдеятельности; - оценивать в конце урока результаты своей работы на уроке; - умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; - умение планировать процесс созидательной и познавательнойдеятельности; - творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса; - самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; - способность моделировать планируемые процессы и объекты; - умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; - способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности; - умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; - умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности; - понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; - умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; - умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива. 1. Регулятивные умения. Обучающийся научится: - определять адекватных условиям цели и способы решения учебной или трудовой задачи в рамках предлагаемых алгоритмов, в том числе в условиях дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели, в том числе в условиях дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ; - фиксировать и оценивать в конце урока результаты своей работы на уроке (с помощью средств, предложенных как учителем на традиционном уроке, так и в рамках интерактивного видео-урока). Обучающийся получит возможность научиться: - сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы, в том числе предложенные в видео-уроках. 2. Познавательные умения. Обучающийся научится: - осуществлять информационный поиск на основе предложенных в рамках образовательного ресурса РЭШ материалов: текстов, иллюстраций, учебных материалов видеоуроков, энциклопедиях, справочниках, учебных пособиях, и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - искать и находить обобщённые способы решения задач; - выполнять различные творческие работы по созданию оригинальных изделий, как в рамках традиционной классно-урочной системы, так и в рамках дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ; - занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться), как в рамках традиционной классноурочной системы, так и в рамках дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ; - соблюдать правила и нормы культуры труда, правила безопасной работы; - работать с учебным материалом интерактивного видео-урока. Обучающийся получит возможность научиться: - критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе представленную в видео-уроках образовательного ресурса РЭШ с разных позиций; - проявлять творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе проектирования, моделирования изделия. 3. Коммуникативные умения. Обучающийся научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, как в рамках традиционной классно-урочной системы, так и в условиях дистанционного обучения с использованием образовательного ресурса РЭШ; - способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Обучающийся получит возможность научиться: - соблюдать правила информационной безопасности. Предметные результаты. По завершении учебного года обучающийся 6 класса: - называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания; - -описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры; - оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека; - проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы; - проводит анализ технологической системы – надсистемы –подсистемы в процессе проектирования продукта; - читает элементарные чертежи и эскизы; - выполняет эскизы механизмов, интерьера; - освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности); - применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем; - строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме; - получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения; - получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ; - получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов; - получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи); - получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; - проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля; - обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей; - применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. Содержание учебного курса «Технология» 6 класс Содержание учебного курса рабочей программы соответствует по структуре и содержанию примерной программе учебного предмета «Технология», представленной в Примерной ООП ООО, и с учетом авторской рабочей программы, входящей в состав УМК «Технология. 6 класс» под редакцией В.М. Казакевича. По завершении 6 класса обучающийся должен иметь представление об этапах творческого проекта, видах передач, знать технологии, используемые при обработке различных материалов, способах получения и использования тепловой энергии, использовать полученные знания при выполнении учебных проектов и в повседневной жизни. Технология. 6 класс. Раздел 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Проект; учебный проект; творческий проект. Введение в творческий проект. План. Этапы выполнения проекта. Подготовительный этап: выявление потребности; обоснование проблемы; оценка потребительской значимости. Формулирование технической задачи. Сбор и анализ информации. Составление исторической и технической справки. Конструкторский этап: художественно-конструкторский поиск; конструкторское решение; конструкторская задача; конструкторская документация; дизайнерская задача. Профессии: инженер-конструктор. Технологический этап: технологическая задача; технологический процесс; технологические операции; технологическая карта. Этап изготовления изделия: культура труда; технологическая дисциплина. Заключительный этап; защита проекта: экономическое обоснование; себестоимость; экологическое обоснование; прибыль; реклама изделия. Бренд, позиционирование, слоган. Маркетинг. Потребность. Товар. Рынок. Продажа. Обмен. Сделка. Профессии: верстальщик, клипмейкер, копирайтер, пейджмейкер. Раздел 2. Производство. Труд. Средства труда, предмет труда, продукт труда. Умственный труд; физический труд. Предметы труда. Первичные предметы труда: природные ресурсы. Сырьё, виды сырья. Полезные ископаемые. Промышленное сырьё. Натуральное сырьё. Искусственное сырьё. Сельскохозяйственное сырьё: растительное сырьё, сырьё животного происхождения. Профессия: заготовитель продуктов и сырья. Первично сырьё, вторичное сырьё. Полуфабрикат. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда. Профессии: системный администратор, программист, веб-дизайнер, контент-менеджер, шифровальщик. Предмет труда для растениевода, для животновода. Социальная сфера. Раздел 3. Технология. Технология. Признаки технологичности: выбор предметов труда; функциональность; научность; материально-техническая база инфраструктура; технология. Дисциплина. Технологическая, трудовая, производственная дисциплина. Техническая документация: конструкторская и технологическая. Виды конструкторской документации. Виды технологической документации. Профессия технолог. Раздел 4. Техника. Техническая система. Технологические машины (станки, установки, устройства, агрегаты). Рабочий орган технической системы. Двигатель;первичный двигатель, вторичный двигатель. Трансмиссия. Передаточный механизм. Фрикционная передача. Зубчатая передача. Цепная передача. Передаточное отношение. Редуктор. Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая. Профессия: инженерконструктор. Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Технологии ручной обработки материалов. Резание. Технологии обработки резанием. Инструменты для обработки древесины, металла резанием. Пластичность. Пластическое формование. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами.Инструменты для обработки древесины (основные характеристики). Технологии работы ручными инструментами: раскалывание, перерубание, тесание, вырубка, долбление, строгание, пиление, шлифование, сверление, шлифование.Правила безопасной работы ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Инструменты для обработки металлов и пластмасс (осн овные характеристики). Приемы работы инструментами для обработки металлов и пластмасс. Рубка. Разрезание и пиление. Сверление. Опиливание. Шлифование. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами. Инструменты для обработки камня, др угих строительных материалов (основные характеристики). Технологии соединения и отделки деталей изделия. Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Крепежные изделия: гвозди, шурупы, с аморезы, болты, гайки, винты, шпильки, шайбы, заклепки. Установка заклепки; поддержка, натяжка, обжимка. Технологии соединения деталей с помощью клея. Профессия: клеевар. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Цементный раствор; цементно-известковый раствор; цементно-песчаный раствор; дюбельные гвозди. Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Соединение нитями, склеивание. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани. Операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, заутюживание, разутюживание, отутюживание, отпаривание, декатирование и др. Правила безопасной работы утюгом. Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделия из различных материалов. Технологии наклеивания покрытий. Отделка шпоном. Отделка бумажным покрытием. Отделка бумажно-слоистым пластиком. Отделка самоклеящейся пленкой. Технологииокрашивания и лакирования. Краски: акриловые наводной основе, алкидные, на масляной основе. Лаки. Золочение; мордан; сусальное золото. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов. Оштукатуривание; штукатурка; инструменты дл я выполнения работ. Окрашивание, инструменты для выполнения работ. Оклейка обоями и пленкой. Облицовка поверхностей; виды облицовочных материалов. Профессия: штукатур-маляр. Технологии производства и обработки пищевых продуктов Основы рационального питания. Минеральные вещества, значение для людей. Макроэлементы; минеральные вещества и их влияние на организм человека; содержание в пищевых продуктах. Микроэлементы; ультрамикроэлементы. Молоко и молочные продукты. Пищевая ценность молока и молочных продуктов. Молоко парное, пастеризованное, стерилизованное, обогащенное, восстановленное, нормализованное, обезжиренное. Сливки, сливочное масло. Определение качества молока (лабораторные работы). Кисломолочные продукты; молочные бактерии; дрожжевые грибы; кефирные грибки. Ассортимент кисломолочных продуктов: кефир, простокваша, сметана, творог, ряженка, варенец, йогурт и др. Пищевая ценность кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из молока и кисломолочных продуктов. Технологии производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Крупы, их пищевая ценность. Виды зерновых культур (пшеница, гречиха, просо, овес, рис, ячмень, кукуруза) и виды круп, получаемых из них. Бобовые, их пищевая ценность. Виды бобовых (горох, бобы, соя, фасоль, нут, чечевица). Технология производства круп: очистка зерна, сортировка, шелушение, расплющивание, дробление, шлифование, полирование. Технологии приготовление блюд из круп. Варка; виды каш: рассыпчатые, вязкие, жидкие каши. Технологии приготовление блюд из бобовых. Технологии производства макаронных изделий и приготовление кулинарных блюд из них. Ассортимент макаронных изделий: трубчатые, нитеобразные, лентоообразные, фигурные. Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Понятие «тепловая энергия». Получение тепловой энергии и использования ее человеком. Виды тепловой энергии (первичная и вторичная). Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии (механическую, электрическую, энергию химических связей) и работу. Передача тепловой энергии: излучение, конвекция, теплопроводность. Аккумулирование тепловой энергии. Сосуд Дьюара, термос. Проблемы сохранения тепла. Раздел 8. Технологии получения, обработки и использования информации. Понятие «информация». Запись, хранение, передача информации. Кодирование информации; сигнал; знак; символ. Информационная безопасность. Раздел 9. Технологии растениеводства. Растения как объект технологии. Дикорастущие и культурные растения. Пищевые растения. Растения и их использование человеком: эфирно-масличные; дубильные растения; лекарственные; смолоносные; камеденосные (камедь); красильные. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Фазы вегетации. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Настой; отвар; экстракт; чай; сбор. Экологические факторы: экологический оптимум; растительные сообщества. Растения как возобновляемые природные ресурсы. Понятие о биомассе. Профессии: Раздел 10. Технологии животноводства. Технологии получения животноводческой продукции. Животноводческая продукция: молоко, мясо, яйца, шерсть, кожа. Технологи животноводства: кормление (заготовка кормов, составление рациона), содержание животных (подготовка и обслуживание помещения), разведение (контролируемое размножение), получение продукции, ветеринарная защита. Получение продукции птицеводства. Содержание животных: условия, способы содержания. Профессии: зоотехник, ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер. Раздел 11. Социальные технологии. Цели и методы социальных технологий. Сферы применения социальных технологий. Технологии социальной работы. Технологии социального контроля и профилактики; социальной диагностики; социальной терапии; социальной реабилитации; социальной помощи, социального обслуживания; социальной опеки и попечительства. Понятие «коммуникация» Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации. Корреспондент, респондент. КТП ТЕХНОЛОГИЯ 6 класс № УР. МОДУЛИ И ТЕМЫ УРОКОВ Колво часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся Мультимедиа компоненты, отражающие элементы содержания Домашнее задание Дата проведения План. Факт. 1. ПРОИЗВОДСТВО 4 часа. 1-2 3-4 Труд как основа производства. Энергия и информация как предметы труда. 2 2 Получать представление о труде как основе производства. Знакомиться с различными видами предметов труда. Сравнивать и различать труд умственный и физический. Приводить примеры полезных ископаемых; разных видов сырья. Составлять перечень природных ресурсов. Сравнивать и различать натуральное и искусственное сырьё*. Работа в парах по выполнению заданий исследовательского характера о возможности переработки какоголибо вторичного сырья.* РЭШ урок 4. Труд как основа производства. Иллюстрация: «Предметы труда» Иллюстрации, дающие представление о природных ресурсах, используемых человеком; о видах сырья; о возможности вторичной переработки сырья. РЭШ урок 4. Труд как основа производства. Характеризовать энергию и информацию как предмет труда. Называть виды энергии. Знакомиться с характеристиками, которыми обладает информация. Знакомиться с профессиями, связанными с информационными технологиями: системный администратор, программист, веб-дизайнер, контентменеджер, шифровальщик. Описывать особенности профессий, связанных с информационными технологиями* РЭШ урок 5. Энергия и информация как предметы труда. Иллюстрации, дающие представление об энергии и информации как предметах труда. Иллюстрации, характеризующие специфику работы людей, деятельность которых связана с информационными технологиями. РЭШ урок 5. Энергия и информация как предметы труда. 03.09 Пар. 2.1, 2.2 Пар. 2.7, 2.8 10.09 2. ТЕХНОЛОГИЯ 6 часов. 5-6 7-8 910 Технология как основа производства. Техническая документация. Виды технической документации. Чтение технической документации. 2 2 2 Получать представление об основных признаках технологии. Описывать признаки технологичности: функциональность; научность; материально-техническая база инфраструктура; технология. Определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности. Собирать дополнительную информацию о технологической документации*. Проводить самостоятельный поиск информации о видах технологий.* Характеризовать понятия: дисциплина; технологическая, трудовая, производственная дисциплина. Сравнивать разные технологии изготовления какого-либо изделия. Приводить примеры разных технологий, используемых для обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, конструкционных материалов. Анализировать результативность и эффективность технологий*. Описывать особенности профессии: технолог* Характеризовать понятия: Осваивать понятия: техническая и технологическая документация. Изучать виды конструкторской документации: технический рисунок, чертёж, эскиз, схема; виды чертежей. Выполнять чертежи деталей, оформлять чертежи. Осваивать стандарты оформления конструкторской документации*. Осваивать составление технологических карт*. РЭШ урок 6. Технология как основа производства. Иллюстрации, демонстрирующие признаки технологичности. Интеллект-карта «Признаки технологии». РЭШ урок 6. Технология как основа производства. РЭШ урок 7. Техническая документация. Виды технической документации. Иллюстрации, демонстрирующие примеры технологической, трудовой, производственной дисциплины. Иллюстрации, демонстрирующие современные технологические процессы на разных предприятиях. РЭШ урок 7. Техническая документация. Виды технической документации. РЭШ урок 8. Чтение технической документации. РЭШ урок 8. Чтение технической документации. Иллюстрации, демонстрирующие виды конструкторской документации: технический рисунок, чертёж, эскиз, схема; виды чертежей; примеры оформления чертежей. Иллюстрации, демонстрирующие виды технологической документации 17.09 Пар. 3.1 24.09 Пар. 3.3 Пар. 3.3 01.10 3. ТЕХНИКА 6 часов. 1112 1314 1516 Что такое техническая система. Механическая трансмиссия в технических системах. Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая 2 2 2 Характеризовать понятия: техническая система; рабочий орган технической системы. Получать представление об основных видах технических систем. Осваивать новое понятие: рабочий орган машин. Ознакомиться с разновидностями рабочих органов в зависимости от их назначения. Разбираться в видах и назначении двигателей. Составлять иллюстрированные проектные обзоры технологических систем, двигателей.* Характеризовать понятие «трансмиссия», Характеризовать виды передач: фрикционная, зубчатая, цепная. Назвать некоторые механизмы передачи и преобразования движения. Приводить примеры использования разных видов передач в машинах. Получить представление о передаточном отношении. Составлять обзор профессий, связанных с конструированием техники; с использованием, обслуживанием техники.* Характеризовать особенности электрической, гидравлической, пневматической трансмиссий. Приводить примеры машин и механизмов, в которых используются электрическая, гидравлическая, РЭШ урок 9. Что такое техническая система. Иллюстрации, демонстрирующие технологические машины: станки, установки, устройства, агрегаты. Иллюстрации, демонстрирующие рабочие органы различных технических систем. Иллюстрации: двигатели технических систем (машин) РЭШ урок 10. Механическая трансмиссия в технических системах. Иллюстрации: фрикционная передача; зубчатая передача; цепная передача. Редуктор. Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая. Интеллект-карта «Анализ зубчатой передачи (или другой по выбору учителю)». Пр.работа на швейной машине РЭШ урок 11. Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая. Иллюстрации, демонстрирующие машины и механизмы, в которых РЭШ урок 9. Что такое техническая система. 08.10 Пар. 4.1 РЭШ урок 10. Механическая трансмиссия в технических системах. 15.10 Пар. 4.4 РЭШ урок 11. Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая. 22.10 пневматическая трансмиссии. Изучать схемы передачи энергии на рабочий орган машины. Составлять иллюстрированные обзоры «Виды передач», «Виды приводов».* используются электрическая, гидравлическая, пневматическая трансмиссии. Схемы, чертежи, демонстрирующие передачу энергии на рабочий орган машины. Пр. работа на швейной машине Пар. 4.5 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 18 часов. 1718 Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна животного происхождения (шелк, шерсть). 2 Исследование свойств тканей из натуральных волокон. Поиск и презентации о новых свойствах современных тканей. Определение вида переплетения нитей в ткани.Выполнение простейших переплетений.Работа в группе.Оформление результатов исследований. Иллюстрации, демонстрирующие классификацию текстильных волокон. Натуральные волокна животного происхождения (шелк, шерсть). 1920 История появления поясного изделия. Стиль в одежде. Снятие мерок и запись результатов. 2 Классово-социальное положение человека в обществе и отражение этого в костюме.Краткие сведения из истории одежды.Стиль в одежде. Понятие о композиции и стиле в одежде(материал,цвет,силуэт, Пропорции,ритм).зрительные иллюзии в одежде. Иллюстрации, демонстрирующие историю появления поясного изделия. Стиль в одежде. Практическая работа. 2122 Построение и оформление чертежа поясного изделия. Моделирование поясных изделий. 2 Разновидности одежды по силуэту(прямые,зауженные или расширенные к низу,длинные или короткие и т.д.).Способы моделирования изделия. 2324 Раскрой поясного изделия. Изготовление швейного изделия. Копировальные стежки (силки). 2 Раскладываем выкройки на ткани с учетом припусков на швы.Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани,направлении рисунка или ворса.Особенности раскладки выкройки на тканях с крупным рисунком, в клетку и в полоску.Инструменты и Видео, презентация : «Построение и оформление чертежа поясного изделия. Моделирование поясных изделий». Практическая работа. Выполнение раскладки выкройки на ткани. Практическая работа. Презентации: «История швейной машины», «Современные швейные машины». Рефераты: «История появления поясного изделия. Стиль в одежд». 29.10 Оформление и моделирование чертежа. 19.11 Сборка изделия. 26.11 12.11 2526 Уход за швейной машиной. Машинная игла. Работы на шв. Машине. 2 2728 Изготовление швейного изделия. Подготовка к первой примерке. 2 2930 Виды застежек швейных 2 изделий, их технологические особенности. 3132 Технологии обработки верхнего среза поясных изделий. 2 3334 Окончательная обработка швейного изделия. 2 приспособления для раскроя ткани. Виды машин,применяемые в швейной промышленности.Техническая характеристика и устройство бытовой швейной машины.Подбор толщины иглы и нитей взависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной,чистка и смазка. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.Правила обработки деталей кроя.Сборка изделия(скалывание, сметывание).Подведение примерке(уточнение баланса,выявление и исправление дефектов,подгонка изделия по фигуре). Обработка застежки тесьмой – молнией Презентации: «Уход за швейной машиной. Машинная игла». Подготовка к тесту по шв.машине и игле. 03.12 Практическая работа. Исправление дефектов в изделии. 10.12 Практическая работа. Доделать застежку. 17.12 Обработка пояса. Соединение пояса с изделием. Практическая работа. Соединение пояса с изделием. Доделать пояс. 24.12 Приемы влажно-тепловой обработки и ее значение при изготовлении изделия. Практическая работа. ВТО. Контроль качества готового изделия. 14.01 5. Технологии обработки пищевых продуктов 12 часов. 3536 3738 Минеральные вещества, значение для людей. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. 2 2 Характеризовать понятия: минеральные вещества (микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы). Определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека минеральными веществами. Анализировать собственный рацион питания, наличие достаточного количества минеральных веществ. Анализировать таблицы состава пищи. Работа в парах по выполнению заданий исследовательского о составе продуктов питания, наличии микроэлементов в них*. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни*. Характеризовать молоко как ценный продукт питания; пищевую ценность молочных продуктов. Получать представление о технологии обработки молока, получения молочных продуктов и их переработки. Готовить кулинарные блюда из молочных продуктов. Изучать рецепты блюд и составлять технологические карты блюд из молока и молочных продуктов. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов. Исследовать и определять доброкачественность молочных продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа*. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности*. РЭШ урок 19. Минеральные вещества, значение для людей. Иллюстрации: «Содержание минеральных веществ в продуктах питания». Схемы, таблицы: состав продуктов питания. РЭШ урок 19. Минеральные вещества, значение для людей. РЭШ урок 20. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Иллюстрации: животные, молоко которых используется в пищу. Таблица: пищевая ценность молока, молочных и кисломолочных продуктов. Иллюстрации, демонстрирующие ассортимент молока и молочных продуктов. РЭШ урок 20. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. 21.01 Пар. 8.1 Пар. 8.2 28.01 3940 4142 Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Крупы, их пищевая ценность. Приготовление блюд из круп. 2 2 Характеризовать кисломолочные продукты как ценный продукт питания. Получать представление о технологии получения кисломолочных продуктов и способах их кулинарной обработки. Готовить кулинарные блюда кисломолочных продуктов. Изучать рецепты блюд и составлять технологические карты блюд из кисломолочных продуктов. Готовить кулинарные блюда из кисломолочных продуктов. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов. Исследовать и определять доброкачественность кисломолочных продуктов органолептическим методом*. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности*. Характеризовать виды зерновых культур и виды круп, получаемых из них. Называть значение круп в питании человека, их пищевую ценность, место круп в рационе. Составлять сбалансированное меню с учетом состава продуктов питания (круп). Называть способы оценки качества разных круп. Приводить примеры круп и злаков. Знать последовательность подготовки крупы к тепловой обработке. Изучать рецепты блюд и составлять технологические карты блюд из круп. Осваивать технологии кулинарной обработки круп. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и РЭШ урок 21. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них. Иллюстрации: ассортимент кисломолочных продуктов. Таблица: пищевая ценность молока, молочных и кисломолочных продуктов. Иллюстрации, демонстрирующие технологии получения кисломолочных продуктов; технологии приготовления блюд из них. РЭШ урок 21. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них. РЭШ урок 22. Крупы, их пищевая ценность. Приготовление блюд из круп. Иллюстрации: зерновые культуры; крупы, получаемые из них. Иллюстрации: последовательность приготовления блюд из круп; технологические карты; готовые блюда из круп, подача, оформление. Таблицы: пищевая ценность круп; соотношение жидкости и крупы для РЭШ урок 22. Крупы, их пищевая ценность. Приготовление блюд из круп. 04.02 Пар. 8.3 Пар. 8.4 11.02 4344 4546 Пищевая ценность бобовых культур. Технологии приготовления блюд из бобовых культур. Технологии производства макаронных изделий и приготовление блюд из них. 2 2 хранении пищевых продуктов. Проводить опыты и анализировать качество круп с использованием экспресс лаборатории*. Характеризовать виды бобовых, используемых для приготовления блюд. Называть значение бобовых в питании человека. Знать последовательность подготовки бобовых к тепловой обработке. Изучать рецепты блюд и составлять технологические карты блюд из бобовых. Осваивать технологии кулинарной обработки бобовых. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов. Выполнять органолептическую оценку качества блюд из бобовых*. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности*. Получать представление о технологии производства макаронных изделий. Изучать рецепты приготовления блюд из макаронных изделий. Изучать технологии приготовления макаронных изделий. Составлять технологическую карту приготовления блюда из макаронных изделий. Составлять технологическую карту блюда из макаронных изделий. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов. Осваивать технологии кулинарной обработки макаронных изделий. Органолептическая оценка качества блюда из получения каши необходимой консистенции. РЭШ урок 23. Пищевая ценность бобовых культур. Технологии приготовления блюд из бобовых культур. Иллюстрации: виды бобовых культур. Иллюстрации: подготовка бобовых к тепловой обработке; виды тепловой обработки бобовых. Иллюстрации: блюда из бобовых культур. 18.02 РЭШ урок 23. Пищевая ценность бобовых культур. Технологии приготовления блюд из бобовых культур. РЭШ урок 24. Технологии производства макаронных изделий и приготовление блюд из них. Иллюстрации: производство макаронных изделий. Иллюстрации: ассортимент макаронных изделий. Иллюстрации: блюда из макаронных изделий, подача, оформление. Технологическая карта блюда из макаронных изделий. РЭШ урок 24. Технологии производства макаронных изделий и приготовление блюд из них. Пар. 8.5 Пар. 8.6 25.02 макаронных изделий*. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности*. 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии 4 часа. 4748 4950 Тепловая энергия. Получение и использование тепловой энергии человеком. Преобразование и аккумулирование тепловой энергии. 2 2 Получать представление о тепловой энергии, методах и средствах её получения. Ознакомиться с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытанием. Приводить примеры использования тепловой энергии. Называть ресурсы, используемые для получения тепловой энергии. Собирать дополнительную информацию о получении и применении тепловой энергии.*. Получать представление о преобразовании тепловой энергии в другие виды энергии и работу, об аккумулировании тепловой энергии. Получать представление о передаче тепловой энергии: излучение, конвекция, теплопроводность. Объяснять принцип сохранения тепла в термосе. Приводить примеры сохранения тепла в жилище. Работа в группах: исследование возможности использования неисчерпаемых (или возобновляемых) ресурсов для получения тепловой энергии*. РЭШ урок 25. Тепловая энергия. Получение и использование тепловой энергии человеком. Иллюстрации, демонстрирующие получение и использование тепловой энергии. РЭШ урок 25. Тепловая энергия. Получение и использование тепловой энергии человеком. РЭШ урок 26. Преобразование и аккумулирование тепловой энергии. Иллюстрации, демонстрирующие преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и их работу. Иллюстрации, демонстрирующие аккумулирование тепловой энергии. РЭШ урок 26. Преобразование и аккумулирование тепловой энергии. 04.03 Пар. 9.1,9. 2,9.3 11.03 Пар. 9.3, 9.4, 9.5 7. Технологии получения, преобразования и использования информации 2 часа. 5152 Технологии записи, хранения и передачи информации. 2 Характеризовать понятие «кодирование информации». Осознавать и понимать значение информации и её видов. Осваивать способы отображения информации. Получать представление о многообразии РЭШ урок 27. Технологии записи, хранения и передачи информации. Иллюстрации, дающие РЭШ урок 27. Технологии записи, хранения и передачи 18.03 знаков, символов, образов, пригодных для отображения информации. Характеризовать способы кодирования информации. Приводить примеры кодирования информации в разных формах. Выполнить задания по записыванию кратких текстов с помощью различных средств отображения информации. Получить представление об информационной безопасности. Работа в группах: поиск и анализ информации о способах кодирования информации*. Работа в группах: составление таблицы о способах записи информации*. представление о записи, хранении, передаче информации. Иллюстрации, демонстрирующие разные формы графического представления информации, разные формы кодирования информации. информации. Пар. 10.1-10.4 8. Технологии растениеводства 4 часа. 5354 5556 Дикорастущие растения и их использование человеком. Растения как возобновляемые природные ресурсы. 2 2 Получать представление об основных группах используемых человеком дикорастущих растений и способах их применения. Получать представление об условиях произрастания дикорастущих растений. Осознавать значение дикорастущих растений в жизнедеятельности человека. Работа в группах по проведению сбора информации о дикорастущих растениях своего региона. Получать представление о растениях как о возобновляемых природных ресурсах. Анализировать влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений, а также ус ловия и методы сохранения природной среды. Работа в группах по исследованию экологических РЭШ урок 28. Дикорастущие растения и их использование человеком. Иллюстрации, демонстрирующие различные группы дикорастущих растений. Таблица: группы дикорастущих растений, их значение для человека. РЭШ урок 28. Дикорастущие растения и их использование человеком. РЭШ урок 30. Растения как возобновляемые природные ресурсы. Иллюстрации, демонстрирующие растительные сообщества, экологические факторы, влияющие на растения. РЭШ урок 30. Растения как возобновляемые природные ресурсы. 08.04 Пар. 11.1 Пар. 11.4, 11.5 15.04 факторов региона, влияющих на дикорастущие растения*. 9. Технологии животноводства 2 часа. 5758 Животноводство как технология выращивания животных. 2 Содержание животных. Современные технологии животноводства. 5960 Виды социальных технологий. 2 РЭШ урок 31. Животноводство как технология выращивания животных. Иллюстрации, демонстрирующие технологии животноводства на примерах выращивания птиц или животных. Схема «Дерево технологий животноводства» Схема «Основные элементы технологии птицеводства» Получать представление об условиях РЭШ урок 32. Содержание содержании животных. животных. Современные технологии Называть особенности ухода за разными видами животных. животноводства. Описывать порядок создания условий Иллюстрации, демонстрирующие содержания. условия Знакомиться с профессиями: зоотехник, ветеринарный содержания за разных видов врач, ветеринарный фельдшер. Работа в группах: сбор информации о животных. Иллюстрации об особенностях содержании и разведении основных видов профессий: сельскохозяйственных животных зоотехник, ветеринарный врач, своего региона*. ветеринарный фельдшер 10. Социальные технологии 4 часа. РЭШ урок 31. Животноводство как технология выращивания животных. Получать представление о сферах применения социальных технологий. Анализировать виды социальных технологий. Собирать дополнительную информацию о социальной работе*. РЭШ урок 33. Виды социальных Технологий. Получать представление о технологиях получения животноводческой продукции. Получать представление о животных как об объектах технологий. Называть и описывать технологии животноводства. Выполнять рефераты, посвящённые технологии разведения животных (в том числе: на примере наблюдений за животными подсобного хозяйства)*. РЭШ урок 33. Виды социальных технологий. Иллюстрации, демонстрирующие сферы применения социальных технологий. 22.04 Пар. 12.1 РЭШ урок 32. Содержание животных. Современные технологии животноводства. Пар. 12.2 Пар. 13.1 29.04 6162 Технологии социальной помощи и социального обслуживания. 2 Ознакомиться с социальной работой как сферой применения социальных технологий: социальной помощи, социального обслуживания; социальной опеки и попечительства. Приводить примеры технологий социальной работы. Получать представление о технологиях коммуникации, структуре процесса коммуникации. Иллюстрации, рассказывающие о технологиях социальной работы. РЭШ урок 34. Технологии социальной помощи и социального обслуживания. Иллюстрации, демонстрирующие сферы применения социальных технологий. Иллюстрации, рассказывающие о технологиях социальной работы. РЭШ урок 34. Технологии социальной помощи и социального обслуживания. 06.05 Пар. 13.2, 13.3 11. Методы и средства творческой и проектной деятельности 6 часов. 6364 6566 Творческий учебный проект. Этапы проекта. Конструирование. Решение конструкторских задач. 2 2 Иллюстрации: «Виды проектов». Схема «Этапы выполнения проекта». Интеллект-карта «Определение проблемы (идеи) проекта»; «Обоснование лучшей идеи». Схема: сбор и систематизация информации. Схема: структура «Исторической справки» Осуществлять художественноконструкторский поиск выполнения проекта, изготовления изделия. Решать конструкторскую задачу. Описывать технологический процесс; технологии, необходимые для выполнения какоголибо изделия. Составлять технологическую карту РЭШ урок 1. Творческий учебный проект. Этапы проекта. Иллюстрации: «Виды проектов». Схема «Этапы выполнения проекта». Интеллект-карта «Определение проблемы (идеи) проекта»; «Обоснование лучшей идеи». Схема: сбор и систематизация информации. Схема: структура «Исторической справки» РЭШ урок 2. Конструирование. Решение конструкторских задач. Интеллект-карта «Поиск конструкторского решения». Иллюстрации, содержащие информацию о конструкторской и РЭШ урок 1. Творческий учебный проект. Этапы проекта. 13.05 Пар. 1.1, 1.2 РЭШ урок 2. Конструирование. Решение конструкторских задач. Пар. 1.3, 1.4 20.05 6768 Подготовка проекта к защите. 2 выполнения проекта. Составлять технологическую карту изготовления проектируемого изделия * Описывать особенности профессии инженерконструктор* Характеризовать понятия: культура труда; технологическая дисциплина; организация рабочего места. Получить представление о нарушениях трудовой дисциплины. Анализировать результаты проектной деятельности и подготавливать экономическое обоснование. Характеризовать понятия: прибыть, себестоимость. Получить представление о расчете себестоимости продукта труда. Профессии: верстальщик, клипмейкер, копирайтер, пейджмейкер Работа в парах по выполнению творческих заданий: придумать бренд, слоган, логотип для рекламы какоголибо изделия *. технологической документации. РЭШ урок 3. Подготовка проекта к защите. Иллюстрации, содержащие информацию о культуре труда, организации рабочего места. Иллюстрации, содержащие информацию о макетинге, создании бренда, слогана, рекламы товара. РЭШ урок 3. Подготовка проекта к защите. Пар. 1.5, 1.6 20.05