Рабочая программа 7 класс на 2022- 2023 уч.год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителейпредметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № _1 от «29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 103 от «29» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 7 класса
на 2022-2023 учебный год

с. Слюсарево 2022 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2022/23 учебный год для
обучающихся 7-го класса разработана в соответствии с требованиями:














Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС
основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №
28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №
2;
концепции развития географического образования в Российской Федерации,
утвержденной решением коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
концепции экологического образования в системе общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом от 31.08.2022 № 175 «О внесении изменений в
основную образовательную программу основного общего образования»;
авторской программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной
«География. Рабочие программы», 2020 год.

Построение учебного содержания курса географии в 7-м классе осуществляется
последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и
метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного,
гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного
подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой
составляющих.
Основная цель курса: создать у учащихся целостное представление о Земле как
планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, сформировать
необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие
учебно-методические задачи:


расширить знания учащихся о Земле как уникальной планете Солнечной
системы, о разнообразии природы материков и океанов;











познакомить с географическими открытиями древности, Средневековья, эпохи
великих географических открытий, а также географических открытий XVII–
XX веков;
продолжить формирование навыков работы с различными источниками
географической информации;
сформировать понимание основных закономерностей землеведческого
характера, показывающих единство природы, населения и его хозяйственной
деятельности;
способствовать развитию познавательной активности, творческой
деятельности учащихся, любознательности;
содействовать развитию мышления, памяти, речи;
развивать умение вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения;
способствовать воспитанию убеждений о необходимости бережного
отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем
окружающей среды на базе знаний о роли природных условий и жизни
людей.

Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных
межпредметных связей с другими курсами – биологией, физикой, астрономией, а
также проведение интегрированных уроков.
УМК для учителя:
1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. / Под ред. Алексеева А.И.
География. Страны и континенты. Учебник для 7-го класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. Полярная
звезда. 2020 год.
2. Махов С.И., Махова И.П. География. Поурочные разработки. 7-й класс.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Полярная звезда.
2020 год.
3. Николина В.В. География. Мой тренажер. 7 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. Полярная звезда. 2020 год.
УМК для учащихся:
1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. / Под ред. Алексеева А.И.
География. Страны и континенты. Учебник для 7-го класса
общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение. Полярная
звезда. 2020 год.
2. Атлас с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7-й
класс. ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика». 2020 год.
3. Николина В.В. География. Мой тренажер. 7 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. Полярная звезда. 2020 год.
На изучение географии в 7-м классе учебным планом отводится 2 часа в неделю,
68 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:


















воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:




















умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Предметные результаты:















формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,
их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды
и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов
и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей
к возникновению и развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучающиеся научатся понимать и объяснять:









основные географические понятия: природный комплекс, географическая
оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса,
пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность,
вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос,
антропогенный ландшафт, природные ресурсы;
различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического
отображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности
человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию
народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий
материков и акваторий океанов;
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
и хозяйством отдельных регионов и стран;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;
 меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений.


Обучающиеся научатся использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для свободного чтения карт различного содержания;
оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных
территорий материков, океанов, стран;
 проведения поиска географической информации из различных источников.



Обучающиеся получат возможность научиться:
выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам
географической информации существенные признаки географических
объектов и явлений на материках и в океанах;
 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую
для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах,
а также обеспеченности природными и человеческими ресурсами различных
территорий материков, их хозяйственного потенциала и экологических
проблем;
 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на особенности
культуры народов; районов разной специализации хозяйственной
деятельности крупнейших регионов и стран мира;
 составлять краткие географические описания и характеристики различных
территорий на основе разнообразных источников географической
информации.


Содержание учебного предмета
Введение (3 ч)
Как мы будем изучать географию в 7-м классе. Что необходимо помнить при изучении
географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их
виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо
охраняемые территории. Новое в учебнике.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы
изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические
карты.
Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"»). Анализ
фотографий, рисунков, картин.
Практические работы:

1. Обозначение на к/карте материков, океанов, частей света.
2. Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и
километрах.
Тема 1. Население Земли (6 ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов
мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие
города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически
развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"»).
Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя
плотность.
Тема 2. Природа Земли (14 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических
процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть
гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры.
Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле
гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком.
Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород.
Размещение полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле.
Тепловые пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления
и осадков на земном шаре.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты.
Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных
областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании
климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат
западных и восточных побережий материков.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды
океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и
атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли.
Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"» ). Поиск
информации в интернете.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия.
Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление
растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и
фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В.В.
Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности.
Охрана почв.
Практическая работа. Установление закономерностей размещения крупных равнин и
горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры.
Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон.
Изменение природных зон под воздействием человека.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли – Тихий,
Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов.
Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана.
Использование и охрана Мирового океана.
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки – Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность
изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический
регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы.
Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций
(ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
Тема 4. Материки и страны (41 ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки.
Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка.
Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их
зависимость от рельефа и климата.
Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его
численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия
африканцев. Африка – беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой – способ освоения
географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.
Маршрут Касабланка–Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны
Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура.
Карфаген – памятник Всемирного культурного наследия. Сахара – «желтое море»
песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство.
Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту–Лагос. Саванна: особенности
природы.
Маршрут Лагос – озеро Виктория. Лагос – крупнейший город Нигерии. Население.
Нигер – одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных
лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория – Индийский
океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные
парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам – мыс Доброй Надежды.
Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.
Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация.
Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет –
мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного
наследия.
Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной
звездой"»). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры
материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа
Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат.
Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы
Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие
органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка.
Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.
Путешествие по Австралии. Маршрут Перт – озеро Эйр-Норт. Особенности природы.
Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт – Сидней. Особенности растительного и
животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней – Большой Водораздельный
хребет. Большой Барьерный риф – памятник Всемирного природного наследия.
Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов
Океании. Папуасы. Н.Н. Миклухо-Маклай.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры
материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие
материка Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Растительный и животный мир.
Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы
Антарктиды.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать
человеку Антарктиду?».

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в
сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки.
Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной
коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной
Америки. Внутренние воды. Амазонка – самая длинная река мира. Ориноко. Водопад
Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка – родина многих культурных
растений.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь
коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие
государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.
Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля – Буэнос-Айрес.
Аргентина – второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река
Парана. Маршрут Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу.
Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье.
Полезные ископаемые. Город Бразилиа.
Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира.
Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус–
Анды. Амазонка – самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны
Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность.
Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима–Каракас. Особенности
природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.
Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире.
Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное
освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения.
Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф.
Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки.
Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы.
Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.
Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и
различия. США и Канада – центры мировой экономики и культуры.
Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря.
Маршрут Вест-Индия–Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации.
Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико–Лос-Анджелес. Мексиканское
нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.
Маршрут Лос-Анджелес–Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии.
Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско–Чикаго. Сьерра-Невада.
Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный»
и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго–Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон – столица

США. Нью-Йорк – финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад –
река Св. Лаврентия.
Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире.
Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки.
Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего
оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии.
Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата
западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка.
Природные зоны.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и
заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев.
Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы.
Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.
Путешествие по Европе. Маршрут Исландия – Пиренейский полуостров. Остров
Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания.
Маршрут Лиссабон–Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания –
средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы.
Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные
ландшафты. Маршрут Амстердам–Стокгольм. Северное море. Живописная природа
фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.
Маршрут Стокгольм–Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности
природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут
Шварцвальд–Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим – мировая сокровищница.
Маршрут Мессина–Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы,
истории, культуры.
Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии:
происхождение, занятия, образ жизни.
Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции:
происхождение, занятия, образ жизни.
Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители
Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население.
Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские
агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие
природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.
Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор – Мертвое море. Средиземноморье:
особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим – центр трех
религий. Маршрут Мертвое море – Персидский залив. Саудовская Аравия: природные
ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского

залива. Маршрут Персидский залив – Ташкент. Особенности природы Иранского
нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы.
Древнейшие города – Самарканд, Хива, Бухара.
Маршрут Ташкент–Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня ТаклаМакан. Тибетское нагорье. Лхаса – религиозный центр ламаизма. Гималаи.
Маршрут Катманду–Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра.
Бангкок – «Венеция Востока». Маршрут Бангкок–Шанхай. Сиамский залив. Шельф
Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности
природы. Занятия населения. Шанхай – многомиллионный город, торговый и
финансовый центр. Маршрут Шанхай–Владивосток. Япония – крупнейшая
промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население,
культура Японии.
Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение,
занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.
Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии:
происхождение, занятия, образ жизни.
Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"» ).
Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».
Россия в мире. Россия – крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы.
Россия – многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов,
художников в мировую культуру.
Практические работы:
1. Африка – определение географических координат, протяженности материка с
севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах.
2. Австралия – определение географических координат, протяженности
материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах.
3. Антарктида – определение географических координат, протяженности
материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах.
4. Южная Америка – определение географических координат, протяженности
материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах.
5. Северная Америка – определение географических координат, протяженности
материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах.
6. Евразия – определение географических координат, протяженности материка с
севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах.

Тематическое планирование
Тематическое планирование по географии для 7-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания.
№
п/п

Наименование темы

Кол-во
часов

Введение (3 ч)
1

Как мы будем изучать географию в 7-м классе

1

2

Учимся с «Полярной звездой». Работа с географическими
фотоснимками

1

3

Географические карты

1

Тема 1. Население Земли (6 ч)
4

Народы, языки и религии

5

Города и сельские поселения

6

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем особенности населения
Земли

1

7–8

Страны мира

2

9

Обобщение по теме

1

1
1

Тема 2. Природа Земли (14 ч)
10

Развитие земной коры

1

11

Земная кора на карте

1

12

Природные ресурсы земной коры

1

13

Температура воздуха на разных широтах. Давление воздуха и
осадки на разных широтах

1

14

Общая циркуляция атмосферы

1

15–
16

Климатические пояса и области Земли

2

17

Океанические течения

1

18–
19

Реки и озера

2

20

Учимся с «Полярной звездой»: поиск информации в интернете

21

Растительный и животный мир Земли

22

Почвы

1
1
1

23

Обобщение по теме

1

Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч)
24

Природные зоны Земли

1

25–
26

Океаны

2

27–
28

Материки

2

29

Как мир делится на части и как объединяется

1

Тема 4. Материки и страны (41 ч)
Африка (7 ч)
30

Африка: образ материка

1

31

Африка в мире

1

32–
33

Африка: путешествие

2

34

Египет

35

Учимся с «Полярной звездой»: разрабатываем проект

1

36

Обобщение по теме «Африка»

1

1

Австралия. Антарктида (4 ч)
37

Австралия: образ материка

1

38

Австралия: путешествие

1

39

Антарктида

1

40

Обобщение по теме «Австралия. Антарктида»

1

Южная Америка (7 ч)
41–
42

Южная Америка: образ материка

2

43

Латинская Америка в мире

1

44–
45

Южная Америка: путешествие

2

46

Бразилия

1

47

Обобщение по теме «Южная Америка»

1

Северная Америка (7 ч)
48

Северная Америка: образ материка

1

49–
50

Англо-Саксонская Америка

2

51–
52

Северная Америка: путешествие

2

53

Соединенные Штаты Америки

1

54

Обобщение по теме «Северная Америка»

1

Евразия (16 ч)
55–
56

Евразия: образ материка

2

57

Европа в мире

1

58

Европа: путешествие

1

59

Германия

1

60

Франция

1

61

Великобритания

1

62

Азия в мире

1

63

Азия: путешествие

2

64

Китай

1

65

Индия

1

66

Россия в мире

1

67

Обобщение по теме «Евразия»

1

68

Итоговая контрольная работа по курсу

Всего за год

1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».