РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителейпредметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № _1 от «29» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 103 от «29» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся 7 класса на 2022-2023 учебный год с. Слюсарево 2022 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2022/23 учебный год для обучающихся 7-го класса разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; концепции развития географического образования в Российской Федерации, утвержденной решением коллегии Минпросвещения от 24.12.2018; концепции экологического образования в системе общего образования; основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2022 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»; авторской программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной «География. Рабочие программы», 2020 год. Построение учебного содержания курса географии в 7-м классе осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Основная цель курса: создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи: расширить знания учащихся о Земле как уникальной планете Солнечной системы, о разнообразии природы материков и океанов; познакомить с географическими открытиями древности, Средневековья, эпохи великих географических открытий, а также географических открытий XVII– XX веков; продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации; сформировать понимание основных закономерностей землеведческого характера, показывающих единство природы, населения и его хозяйственной деятельности; способствовать развитию познавательной активности, творческой деятельности учащихся, любознательности; содействовать развитию мышления, памяти, речи; развивать умение вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения; способствовать воспитанию убеждений о необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий и жизни людей. Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами – биологией, физикой, астрономией, а также проведение интегрированных уроков. УМК для учителя: 1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. / Под ред. Алексеева А.И. География. Страны и континенты. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. Полярная звезда. 2020 год. 2. Махов С.И., Махова И.П. География. Поурочные разработки. 7-й класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Полярная звезда. 2020 год. 3. Николина В.В. География. Мой тренажер. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Полярная звезда. 2020 год. УМК для учащихся: 1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. / Под ред. Алексеева А.И. География. Страны и континенты. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение. Полярная звезда. 2020 год. 2. Атлас с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7-й класс. ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика». 2020 год. 3. Николина В.В. География. Мой тренажер. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Полярная звезда. 2020 год. На изучение географии в 7-м классе учебным планом отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Обучающиеся научатся понимать и объяснять: основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы; различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Обучающиеся научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для свободного чтения карт различного содержания; оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран; проведения поиска географической информации из различных источников. Обучающиеся получат возможность научиться: выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах, а также обеспеченности природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственного потенциала и экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира; составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации. Содержание учебного предмета Введение (3 ч) Как мы будем изучать географию в 7-м классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике. Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты. Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"»). Анализ фотографий, рисунков, картин. Практические работы: 1. Обозначение на к/карте материков, океанов, частей света. 2. Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах. Тема 1. Население Земли (6 ч) Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга. Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"»). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность. Тема 2. Природа Земли (14 ч) Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых. Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков. Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира. Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"» ). Поиск информации в интернете. Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В.В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв. Практическая работа. Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры. Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч) Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана. Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки – Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны. Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур. Тема 4. Материки и страны (41 ч) Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка – беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой – способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка–Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген – памятник Всемирного культурного наследия. Сахара – «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту–Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос – озеро Виктория. Лагос – крупнейший город Нигерии. Население. Нигер – одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория – Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам – мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет – мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"»). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании». Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт – озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт – Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней – Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф – памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н.Н. Миклухо-Маклай. Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?». Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка – самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка – родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля – Буэнос-Айрес. Аргентина – второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус– Анды. Амазонка – самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима–Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира». Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада – центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия–Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико–Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес–Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско–Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго–Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон – столица США. Нью-Йорк – финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад – река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни. Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия – Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон–Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания – средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам–Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм–Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд–Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим – мировая сокровищница. Маршрут Мессина–Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор – Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим – центр трех религий. Маршрут Мертвое море – Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив – Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города – Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент–Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня ТаклаМакан. Тибетское нагорье. Лхаса – религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду–Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок – «Венеция Востока». Маршрут Бангкок–Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай – многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай–Владивосток. Япония – крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни. Географическая исследовательская практика («Учимся с "Полярной звездой"» ). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира». Россия в мире. Россия – крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия – многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру. Практические работы: 1. Африка – определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. 2. Австралия – определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. 3. Антарктида – определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. 4. Южная Америка – определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. 5. Северная Америка – определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. 6. Евразия – определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Тематическое планирование Тематическое планирование по географии для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. № п/п Наименование темы Кол-во часов Введение (3 ч) 1 Как мы будем изучать географию в 7-м классе 1 2 Учимся с «Полярной звездой». Работа с географическими фотоснимками 1 3 Географические карты 1 Тема 1. Население Земли (6 ч) 4 Народы, языки и религии 5 Города и сельские поселения 6 Учимся с «Полярной звездой». Изучаем особенности населения Земли 1 7–8 Страны мира 2 9 Обобщение по теме 1 1 1 Тема 2. Природа Земли (14 ч) 10 Развитие земной коры 1 11 Земная кора на карте 1 12 Природные ресурсы земной коры 1 13 Температура воздуха на разных широтах. Давление воздуха и осадки на разных широтах 1 14 Общая циркуляция атмосферы 1 15– 16 Климатические пояса и области Земли 2 17 Океанические течения 1 18– 19 Реки и озера 2 20 Учимся с «Полярной звездой»: поиск информации в интернете 21 Растительный и животный мир Земли 22 Почвы 1 1 1 23 Обобщение по теме 1 Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч) 24 Природные зоны Земли 1 25– 26 Океаны 2 27– 28 Материки 2 29 Как мир делится на части и как объединяется 1 Тема 4. Материки и страны (41 ч) Африка (7 ч) 30 Африка: образ материка 1 31 Африка в мире 1 32– 33 Африка: путешествие 2 34 Египет 35 Учимся с «Полярной звездой»: разрабатываем проект 1 36 Обобщение по теме «Африка» 1 1 Австралия. Антарктида (4 ч) 37 Австралия: образ материка 1 38 Австралия: путешествие 1 39 Антарктида 1 40 Обобщение по теме «Австралия. Антарктида» 1 Южная Америка (7 ч) 41– 42 Южная Америка: образ материка 2 43 Латинская Америка в мире 1 44– 45 Южная Америка: путешествие 2 46 Бразилия 1 47 Обобщение по теме «Южная Америка» 1 Северная Америка (7 ч) 48 Северная Америка: образ материка 1 49– 50 Англо-Саксонская Америка 2 51– 52 Северная Америка: путешествие 2 53 Соединенные Штаты Америки 1 54 Обобщение по теме «Северная Америка» 1 Евразия (16 ч) 55– 56 Евразия: образ материка 2 57 Европа в мире 1 58 Европа: путешествие 1 59 Германия 1 60 Франция 1 61 Великобритания 1 62 Азия в мире 1 63 Азия: путешествие 2 64 Китай 1 65 Индия 1 66 Россия в мире 1 67 Обобщение по теме «Евразия» 1 68 Итоговая контрольная работа по курсу Всего за год 1 68