РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 9 класса на 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе 1. Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ; 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; 3. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Слюсаревской ОШ. 4. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего образования Москва (2022г) 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; 6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; 7. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение,2014 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: 1. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 6 изд. М.: Просвещение, 2020. 2. Л.Ф Иванова, Я.В. Хотенкова. Рабочая тетрадь. Обществознание .9 класс 3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова. Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. На изучение обществознания в 9 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 часа в неделю, 34 рабочих недели в год) Структура и краткое содержание курса В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Планируемые результаты изучения курса «Обществознание» 9 класса. Личностные результаты: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями Метапредметные результаты: - в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); - в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практик. Предметные результаты: Человек в политическом измерении: —осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях; —характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство; —приводить примеры государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве; —классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций; —сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественнополитическое движение, выборы и референдум; —устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; связь политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; —использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; для аргументированного объяснения роли СМИ, информации и информационных технологий в современном обществе и государстве; —определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм; —решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественнополитического движения; —овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики; преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике; —искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя находить соответствующие факты в разных адаптированных источниках (в том числе учебных материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; —анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме; —оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; —использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; —осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты. Гражданин и государство: —осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации; —характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации; —приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе защиты от терроризма и экстремизма; —классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации; —сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации; —устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; —использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции; —с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»; —решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях; —систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом; —овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; —искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты в публикациях СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; —анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; —оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; —использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; —самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг; —осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Человек в системе социальных отношений: —осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни; —характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства; —приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства ; —классифицировать социальные общности и группы; —сравнивать виды социальной мобильности; —устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов; —использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; —определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам; —решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов; —осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности); —извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст; —анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию; —оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения; —использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни; —осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур. Человек в современном изменяющемся мире: —осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах; —характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; —приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста; —сравнивать требования к современным профессиям; —устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации; —использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включая объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; 36 Федеральная рабочая программа —определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни; —решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве; —осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и других) по проблемам современного общества, глобализации, непрерывного образования, выбора профессии; —осуществлять поиск и извлечение из различных источников социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе. Научится: - характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; - правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; - сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; - описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; - характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; - различать факты и мнения в потоке политической информации. Получит возможность научиться: - осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; - соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Календарно- тематическое планирование Предмет Класс Общество знание 9 Раздел Глава 1 Вариант 9 класс КТП обществознание Описание № раздела п/п Политическая сфера 1 2 3 4 5 6 Тема урока Колво Домашнее Дата Дата часов задание план факт Власть. 1 п.1 Государство. Национально государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. 1 п.2 1 1 п.3 п.4 1 п.5 1 п.6 7 8 9 10 11 12 13 Глава 2 Человек и его права. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Глава 3 Духовная сфера 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Голосование, выборы, референдум Политические партии. Политические партии. Политическая жизнь современной России. Антикоррупционное поведение Политическая жизнь в нашей стране. Политическая жизнь в нашей стране. 1 п.7 1 п.8 1 п.8 1 сообщение 1 сообщение 1 сообщение 1 сообщение Право. Правоотношения и субъекты права Правонарушения и юридическая ответственность Правоохранительные органы Конституция РФ Основы конституционного строя РФ Труд и право. Право , семья, брак. Преступление. Правовая и социальная защита несовершеннолетних. Местное самоуправление. Человек и его права. 1 п.9 1 п.9 1 п.10 1 1 п.11 п.12 1 1 1 1 п.13 п.14 п.15 п.16 1 1 записи в тетради записи в тетради сообщение Что такое культура. Культурные нормы. Формы культуры. Религия. Искусство. Образование. Наука. Человек в современном изменяющемся мире Духовная сфера общества. Защита проектов Взаимосвязь права, 1 1 1 1 1 п.17 п.18 п.19 п.20, п.21 п.22, п.23 1 1 1 1 1 п.17-23 с.188, политики и культуры. отвечать на вопросы. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Обществознание, 9 класс/ ,Боголюбов Л.Н. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 классЛазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые задания. 9 класс МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. ЦОК 2. fipi.ru 3. vbudushee.ru 4. educont.ru http://www.constitution.ru/ Сайт «Конституция Российской Федерации» http://www.hro.org Международные документы по правам человека http://www.gdezakon.ru/ Конституция, кодексы и законы Российской Федерации http://www.garant.ru Правовая база данных «Гарант» http://www.consultant.ru