Рабочая программа 9 класс на 2023-2024 уч.год

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 9 класса
на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе
1. Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ
Слюсаревской ОШ.
4. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на
уровне основного общего образования Москва (2022г)
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
7. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев.
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
Л.Н. Боголюбова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций/-М.: Просвещение,2014
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 9
класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 6 изд. М.: Просвещение, 2020.
2. Л.Ф Иванова, Я.В. Хотенкова. Рабочая тетрадь. Обществознание .9 класс
3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова. Поурочные разработки.
Обществознание. 9 класс.
На изучение обществознания в 9 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 часа в
неделю, 34 рабочих недели в год)
Структура и краткое содержание курса
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика»
даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает
роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём
учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона.
Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое
внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы
конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства
РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся
предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Планируемые результаты изучения курса «Обществознание» 9 класса.
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед
нынешними и грядущими поколениями
Метапредметные результаты:
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
- в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практик.
Предметные результаты:
Человек в политическом измерении:
—осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней
и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном
статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике,
выборах и референдуме, о политических партиях;
—характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки
демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его
функций; правовое государство;
—приводить примеры государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политическим режимом; реализации функций
государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и
иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
—классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
—сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть
с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические
политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и общественнополитическое движение, выборы и референдум;
—устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом
и государством, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; связь
политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
—использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической
власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи
правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального
опыта при исполнении социальной роли гражданина; для аргументированного объяснения
роли СМИ, информации и информационных технологий в современном обществе
и государстве;
—определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного
поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;

—решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение
социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественнополитического движения;
—овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации,
других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой
тематики, связанных с деятельностью субъектов политики; преобразовывать текстовую
информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах
участия граждан в политике;
—искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли
в обществе: по заданию учителя находить соответствующие факты в разных
адаптированных источниках (в том числе учебных материалах) и публикациях СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
—анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия
граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
—оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения
учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и
демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;
—использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая
выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации
прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
—осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство:
—осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном
устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления
в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской
Федерации; —характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как
светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации,
особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации; —приводить примеры и моделировать ситуации
в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий
высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе
защиты от терроризма и экстремизма; —классифицировать по разным признакам (в том
числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
—сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных
органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;

—устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики
в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации,
между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
—использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации
в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны
международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости
противодействия коррупции;
—с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей
гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике
Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике
«сдерживания»;
—решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и
события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
—систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в
целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов
государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об
усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
—овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве
Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях
высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из
фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и
из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе
план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; —искать и извлекать
информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской
Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации,
в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты в публикациях
СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
—анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о
важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших
органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
—оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой
сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского
права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
—использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической
учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей;
публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала,
включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
—самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший
документ при использовании портала государственных услуг;
—осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений:

—осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных
общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности
семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии
современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом
образе жизни; —характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;
—приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной
политики Российского государства
; —классифицировать социальные общности и группы;
—сравнивать виды социальной мобильности;
—устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп;
социальных различий и конфликтов;
—использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при
исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного
объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности
наркомании и алкоголизма для человека и общества;
—определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
—решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные
взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
—осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план
(в том числе отражающий изученный материал о социализации личности);
—извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета
о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России;
преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из
предложенных моделей в текст;
—анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную
информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении
членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию;
—оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям
других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
—использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания
собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
—осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной
принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных
культур. Человек в современном изменяющемся мире: —осваивать и применять знания
об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;
—характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни;
глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; —приводить примеры
глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной
жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного
роста;
—сравнивать требования к современным профессиям;
—устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
—использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных
задач и анализа ситуаций, включая объяснение (устное и письменное) важности здорового
образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; 36 Федеральная рабочая
программа —определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,

факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным
формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
—решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации
в виртуальном пространстве;
—осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических
и других) по проблемам современного общества, глобализации, непрерывного
образования, выбора профессии;
—осуществлять поиск и извлечение из различных источников социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о глобализации и её последствиях; о роли
непрерывного образования в современном обществе.
Научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия
и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
- правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться
для разрешения той или типичной социальной ситуации; - сравнивать различные типы
политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического
устройства;
- описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах
прошлого и современности;
- характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные
проявления роли избирателя;
- различать факты и мнения в потоке политической информации.
Получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Календарно- тематическое планирование
Предмет
Класс
Общество
знание
9
Раздел
Глава 1

Вариант
9 класс КТП
обществознание

Описание №
раздела
п/п
Политическая
сфера
1
2

3
4
5

6

Тема урока

Колво
Домашнее Дата Дата
часов задание
план факт

Власть.

1

п.1

Государство.
Национально государственное
устройство.
Формы правления.
Политические
режимы.
Гражданское
общество и правовое
государство.

1

п.2

1
1

п.3
п.4

1

п.5

1

п.6

7
8
9
10
11
12
13
Глава 2

Человек
и его
права.

14
15

16
17
18

19
20
21
22

23
24
25
Глава 3

Духовная
сфера

26
27
28
29
30

31
32
33
34

Голосование,
выборы, референдум
Политические
партии.
Политические
партии.
Политическая жизнь
современной России.
Антикоррупционное
поведение
Политическая жизнь
в нашей стране.
Политическая жизнь
в нашей стране.

1

п.7

1

п.8

1

п.8

1

сообщение

1

сообщение

1

сообщение

1

сообщение

Право.
Правоотношения и
субъекты права
Правонарушения и
юридическая
ответственность
Правоохранительные
органы
Конституция РФ
Основы
конституционного
строя РФ
Труд и право.
Право , семья, брак.
Преступление.
Правовая и
социальная защита
несовершеннолетних.
Местное
самоуправление.
Человек и его права.

1

п.9

1

п.9

1

п.10

1
1

п.11
п.12

1
1
1
1

п.13
п.14
п.15
п.16

1
1

записи в
тетради
записи в
тетради
сообщение

Что такое культура.
Культурные нормы.
Формы культуры.
Религия. Искусство.
Образование. Наука.
Человек в
современном
изменяющемся мире
Духовная сфера
общества.
Защита проектов
Взаимосвязь права,

1
1
1
1
1

п.17
п.18
п.19
п.20, п.21
п.22, п.23

1

1
1
1
1

п.17-23
с.188,

политики и
культуры.

отвечать
на
вопросы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Обществознание, 9 класс/ ,Боголюбов Л.Н. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9
классЛазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые
задания. 9 класс

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс» под
редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020г

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. ЦОК
2. fipi.ru
3. vbudushee.ru
4. educont.ru
http://www.constitution.ru/

Сайт «Конституция Российской Федерации»
http://www.hro.org
Международные документы по правам человека
http://www.gdezakon.ru/
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации
http://www.garant.ru
Правовая база данных «Гарант»
http://www.consultant.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».