РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей-предметников
______________ /Л.А. Захарченко/
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ Слюсаревская ОШ
__________________ /Л.Н. Зибарова/
Приказ № 98 от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 7 класса
на 2023-2024 учебный год
с. Слюсарево 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе
1. Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Слюсаревской ОШ
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
6. Программы под редакцией Л.Н. Боголюбова к предметной линии учебников Л.Н. Боголюбова. Л.Ф. Ивановой (2014 г.).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 6
изд. М.: Просвещение, 2016.
2. Л.Ф Иванова, Я.В. Хотенкова. Рабочая тетрадь. Обществознание .7 класс
3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова. Поурочные разработки. Обществознание. 7класс.
На изучение обществознания в 7 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 часа в неделю, 34 рабочих недели в год)
Цели изучения обществознания в основной школе:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах
• человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и
социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам
как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими
поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы
Введение – 1 час
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (16 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения
законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и
самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и
проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность
труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые
формы предпринимательства. Основы финансовой грамотности.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства,
конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес,
реклама.
Тема 3. Человек и природа (4 часа).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства.
Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая
мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники.
Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы
и т.п.
1. Знай свои права (пособие для подростка).
2. Защита правопорядка.
3. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
4. Бизнес (иллюстрированный словарь).
5. Как работает современный рынок.
6. Человек долга — кто он, каков он?
7. многообразие юридических профессий
8. как стать бизнесменом
9. моя реклама
10. растения и животные Красной книги Волгоградской области
Календарно- тематическое планирование.
Предмет
Обществознани
е
Раздел
Глава 1
Класс
Вариант
7
КТП 7 класс Боголюбов
Описание раздела
Регулирование поведения
людей в обществе
№
п/
п
1
Тема урока
Мир вокруг нас
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Почему важно соблюдать законы
Защита Отечества
2-3
4-5
6-7
8-9
1011 Что такое дисциплина
1213 Виновен - отвечай
14
Кто стоит на страже закона
15 Правовые отношения
16 Практикум по теме "Регулирование
поведения людей в обществе"
Кол-во
часов
Домашнее задание
сочинение 1
размышление
2
§ 1, задания стр. 14
2
§ 2, задания стр. 31
1
§ 3, задания 2, 3, 4, 5
2
§ 4, задания стр. 38
2
§ 5, задания стр.47
2
§ 6, задания стр. 54
§ 7, схема, задания стр.
63
1
1
1
практикум стр. 64
Дата
план
Дата
фак
т
Глава 2
Человек в экономических
отношениях
1718
1920
2122
2324
25
26
27
Экономика и ее основные участники
2
§ 8, задания стр.71
Мастерство работника
Производство: затраты, выручка,
прибыль
2
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, реклама
Основы финансовой грамотности
2
1
1
§ 9, задания стр. 81 - 82
§ 10, задания стр. 89 90
§ 11, задания стр. 96 97
§ 12, задания стр. 104
2
Деньги и их функции
1
Экономика семьи
Практикум по теме "Человек в
экономических отношениях"
Воздействие человека на природу
Охранять природу - значит охранять
жизнь
Закон на страже природы
Практикум по теме "Человек и
природа"
Защита проектов
1
§ 13, задания стр. 111 112
§ 14, задания стр. 118 119
1
1
практикум стр. 119
§ 15, задания стр.131
1
1
§ 16, задания стр. 139
§ 17, задание стр. 149
1
1
практикум стр. 150
28
29
Глава 3
Человек и природа
30
31
32
33
34
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью
баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя
баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно,
отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика,
оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка
«4»
выводится
при
выполнении
активная,
но
иногда
с
ошибками
работа
выполнение
дополнительных
заданий
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие
самостоятельной
отсутствие
выполнения
- низкий уровень знания базового материала;
активности
следующих
учащегося
по
на
дополнительных
на
требований:
уроке;
желанию;
уроке;
заданий;
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
план
факт
Название темы
урока
Кол-во
час
1
4.09
Мир вокруг нас
1
2
11.09
Что значит жить
по правилам
1
личностные
План реализации УУД
метапредметные
Умеет
аргументированно
высказывать свою
позицию
Оценивает результаты своей
деятельности и деятельность
других учеников
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/неуспе
шности учебной
деятельности
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры в
качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут
диалог, участвуют в дискуссии,
принимают другое мнение и
позицию, допускают
существование различных
точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения
изучаемого материала,
принимают и сохраняют
учебную задачу
предметные
Понимает место
человека в обществе
и свою собственную
роль в окружающем
мире
Научатся объяснять
понятия: социальные
нормы, привычка,
обычай, ритуал,
обряд, церемония,
правила, манеры,
санкции, табу,
традиции, этикет,
сетикет; называть
различные виды
правил, приводить
примеры
индивидуальных и
групповых
привычек,
объяснять, зачем в
обществе приняты
различные правила
этикета
Домашнее
задание
Прочитать
с.5-6 в
учебнике
§1, ?? 1-4
с.14., подготовить пословицы и поговорки по теме
«Человек и
закон»
3
4
5
18.09
25.09
2.10
Права и
обязанности
граждан
Почему важно
соблюдать законы
2
1
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Познавательные:
устанавливают причинноследственные связи и
зависимости между
объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию
партнера, в т.ч и отличную
от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные
учителем ориентиры
действия.
Научатся объяснять
понятия: право
человека, свобода,
гражданские права,
политические права,
социальноэкономические права,
культурные права,
Организация
объединённых наций,
омбудсмен,
декларация, пакт,
конвенция, закон,
гарантия, всеобщий,
неотчуждаемый и
неделимый характер,
стандарт; определять,
как права человека
связаны с его
потребностями, какие
группы прав
существуют, что
означает выражение
«права человека
закреплены в законе»
§2, с.1619,22, вопр. 13 с.21, зад.
№1-3 (раздел
«В классе и
дома») с.21
§2, стр.19-21
6
9.10
Почему важно
соблюдать
законы.
1
Применяют
правила делового
сотрудничества,
сравнивают разные
точки зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют цели,
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
обмениваются мнениями,
понимают позицию
партнера.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
самостоятельно выделяют и
формулируют цель,
составляют план и
последовательность
действий.
7
16.10
Защита Отечества
1
Оценивают
собственную
учебную
деятельность, свои
достижения,
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и
чувства
окружающих,
строят свои
взаимоотношения с
их учетом
Познавательные:
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
обмениваются мнениями,
понимают позицию
партнера.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют цели, ставят
Научатся объяснять
§3, с.22-29,
понятия: закон,
вопр. 1-5 с. 29
законодательные
органы,
демократический
политический режим,
справедливость,
Конституция,
Афинская демократия,
свобода и ее границы,
противоправный,
законность,
правопорядок;
определять, почему
человеческому
обществу нужен
порядок, каковы
способы установления
порядка в обществе, в
чем смысл
справедливости,
почему свобода не
может быть
безграничной.
Научатся
объяснять §4, с.31-33
понятия
долг,
патриотизм,
обязанность, защита
Отечества,
присяга;
определять,
почему
нужна
регулярная
армия, в чем состоит
обязательная
подготовка к военной
службе,
отличия
военной службы по
призыву от службы по
контракту, основные
обязанности
8
23.10
Защита Отечества
1
9
30.10
Для чего нужна
дисциплина
1
1
0
13.11
Виновен - отвечай
1
Определяют
целостный
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
народов, культур и
религий.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
учебную задачу на основе
того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще не
известно.
военнослужащих, как
готовить
себя
к §4, с.33-39
выполнению
воинского долга
Познавательные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные
учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: проявляют
активность во взаимодействии
для решения коммуникативных
и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои
затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество).
Регулятивные: ставят и
формулируют проблему урока,
самостоятельно создают
алгоритм деятельности при
решении проблемы.
Познавательные: овладевают
целостными представлениями о
качествах личности человека,
привлекают информацию,
полученную ранее, для решения
учебной задачи.
Коммуникативные:
Научатся
определять,
что
такое дисциплина, ее
виды
и
ответственность за
несоблюдение.
§5, с.39-43,
вопр. 1,2
(Проверь
себя) и
задание №1
(В классе и
дома) с.46-47
§5, с.44-48
Научатся определять §6, с.48-51,55,
основные понятия по вопр.1-4,6
теме, кого называют с.54
законопослушным
человеком, признаки
противоправного
поведения,
1
1
27.11
Кто стоит на
страже закона
1
выражают
положительное
отношение к
процессу познания
планируют цели и способы
взаимодействия, обмениваются
мнениями, участвуют в
коллективном решении
проблем, распределяют
обязанности, проявляют
способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают
ориентиры, данные учителем
при изучении материала.
§6, с.50-54,
особенности
наказания
вопр.5 с.54
несовершеннолетних
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры в
качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут
диалог, участвуют в дискуссии,
допускают существование
различных точек зрения.
Регулятивные: формулируют
цель, планируют действия по ее
достижению, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Научатся
определять,
какие
задачи стоят перед
сотрудниками
правоохранительных
органов,
какие
органы
называют
правоохранительными,
функции
правоохранительных
органов
§7, стр.55-60,
вопр.1-3
стр.63
§7, стр.60-64,
вопр.4-5,
стр.63, повт.
§§ 1-6
11.12
Правовые
отношения.
Практикум
«Регулирование
поведения людей
в обществе»
1
Сравнивают разные
т.з., оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познавательные: овладевают
целостными представлениями о
качествах личности человека,
привлекают информацию,
полученную ранее, для решения
проблемной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия, обмениваются
мнениями, участвуют в
коллективном обсуждении
проблем, распределяют
обязанности, проявляют
способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают
ориентиры, данные учителем,
при освоении нового учебного
материала.
Научатся работать с
тестовыми
контрольноизмерительными
материалами
1 18.12
3- 22.12
14
Экономика и её
роль в жизни
общества
2
1
5
Основные
участники
экономики
1
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных заданий
всей группой,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно понимают
причины
успешности/неуспеш
ности учебной
деятельности.
Познавательные:
устанавливают причинноследственные связи и
зависимости между объектами.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
слушают друг друга, понимают
позицию партнера.
Регулятивные: формулируют
цель, планируют деятельность
по ее достижению, принимают
и сохраняют учебную задачу.
Научатся
определять, как
экономика служит
людям, какая форма
хозяйствования
наиболее успешно
решает цели
экономики, как
взаимодействуют
основные участники
экономики.
1
2
25.12
§8, с.66-70,
выучить
понятия по
уроку
§8, с.70-71,
воапрю 3,4
с.71
1
6
22.01
1 29.01
7- 5.02
18
19 12.02
- 19.02
2
0
Мастерство
работника
Производство,
затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы
бизнеса
1
2
2
Оценивают
способную учебную
деятельность, свои
достижения;
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства
окружающих, строят
свои
взаимоотношения с
их учётом.
Оценивают
способную учебную
деятельность, свои
достижения;
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства
окружающих, строят
свои
взаимоотношения с
их учётом.
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют цели;
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют
в коллективном решении
проблем; обмениваются
мнениями, понимают позицию
партнёра.
Регулятивные: ставят учебную
задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и
усвоено, и того, что ещё не
известно.
Познавательные: привлекают
информацию, полученную
ранее, для решения учебных
задач.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
распределяют обязанности в
группе, проявляют способность
к взаимодействию.
Регулятивные: планируют
цели и способы взаимодействия
Познавательные:
ориентируются в разнообразии
способов решения
познавательных задач,
выбирают наиболее
эффективные способы их
Научатся
определять, из чего
складывается
мастерство
работника,
чем
определяется размер
заработной платы.
§9 с.73-75,8081, задания
№4-7 с. 82
Научатся
определять, какова
роль разделения
труда в развитии
производства, что
такое прибыль, виды
затрат.
§10 с.8385,90-91,
вопр.1 с.89 и
задание №3
с.90
§9 с.75-83,
вопр. 4,5 с.81
§10, с.85-89
Научатся определять
роль бизнеса в
современной
экономике, в каких
формах можно
организовать бизнес,
§11 с.91-93,
вопр. 1,2 с.96
21 26.12
Обмен,
реклама
торговля,
1
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/неуспе
шносности
решения.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
распределяют функции и роли в
совместной деятельности,
задают вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества
с партнером.
Регулятивные: определяют
последовательность
промежуточных целей с учетом
конечного результата,
составляют план и
последовательность действий.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
совместной работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии, принимают
другое мнение и позицию,
допускают существование
других т.з.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого
каковы виды бизнеса,
необходимость
получения
специальных знаний
для занятия бизнесом;
объяснять понятия и
термины:
предпринимательство
(бизнес), меценатство,
бизнесмен, финансы,
экономический
продукт, прибыль,
купля-продажа,
кредит, собственность,
индивидуальное
предпринимательство,
акционерное
общество,
товарищество, акция,
акционер.
Научатся: объяснять
понятия и термины:
обмен, общественное
разделение труда,
экономический
продукт, товар, рынок,
стоимость,
потребительская
стоимость, меновая
стоимость, цена,
бартер, торговля,
ассортимент, оптовая
торговля, розничная
торговля, внутренняя
торговля, внешняя
торговля, реклама,
рекламное агентство,
торговый знак, бренд,
потребитель ;
определять, как обмен
§11с.94-96,
задание №1
или №5 с. 96
(дополнитель
ный
материал)
§12 с.98-99,
вопр.1,2 с.104
§12 с.99-105,
вопр. 3-5
с.104
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу
2 12.03
2- 19.03
23
2
4
9.04
Деньги, их
функции.
Основы
финансово
й
грамотнос
ти
Экономика семьи
2
1
Проявляют
способность к
решению
моральных дилемм
на основе учета
позиций партнеров
в общении,
ориентируются на
их мотивы и
чувства,
устойчивое
следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям.
Познавательные: адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей,
родителей, товарищей.
Определяют свою
личностную
Познавательные: находят
нужную социальную
Коммуникативные:
договариваются о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные: выбирают
наиболее эффективные
способы решения задач,
контролируют и оценивают
процесс и результат
деятельности.
решает задачи
экономики, что
необходимо для
выгодного обмена,
зачем люди и страны
ведут торговлю, для
чего нужна реклама
товаров и услуг.
Научатся: давать
определение понятия и
терминам: ассигнации,
банкноты, бартер,
деньги, монета,
номинал, эквивалент,
аверс, реверс, легенда
монеты, гурт,
стойкость, делимость,
функции денег, мера
стоимости, средство
измерения стоимости,
монета, банкнота,
банк, ассигнация,
средство обращения,
средство платежа,
средство накопления,
чек, денежная масса,
валюта,
конвертируемость;
определять как
возникли современные
деньги; какими
качествами обладали
первые монеты, что из
себя представляет
современная монета и
банкнота; определять
функции денег.
Научатся: определять,
что такое ресурсы
§13,с.105109,вопр. 1,2
стр.111,
сообщение
§13 с.109-112,
вопр.3,4
стр.111,
задание №4
с.111-112
§14, вопр.
стр.118-119,
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют
основные обществоведческие
термины и понятия;
преобразовывают в
соответствии с решаемой
задачей.
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства
для эффективного решения
коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
ее реализации, в т.ч. во внутреннем
плане.
определяют свою личностную
позицию, адекватную
дифференцированную оценку
своей успешности.
2
5
16.04
Практикум аапо
теме «Человек в
экономических
отношениях»
1
Выражают
адекватное
понимание причин
успешности/неуспе
шности учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию учения
Познавательные:
самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
Коммуникативные:
формулируют собственное
мнение и позицию, адекватно
используют речевые средства.
Регулятивные: осуществляют
пошаговый и итоговый
контроль
семьи,
составлять
бюджет
семьи;
объяснять понятия и
термины:
семья,
экономика,
ресурсы
семьи, собственность,
рантье,
проценты,
ссуда,
бюджет,
семейный
бюджет,
расходы обязательные,
расходы
произвольные, лимит,
лимитировать,
оптимизация.
Научатся определять
все
термины
и
понятия раздела.
повт. §§8-13
26 23.04
Воздействие
человека на
природу
1
Проявляют
доброжелательност
ь и эмоциональнонравственную
отзывчивость,
эмпатию как
понимание чувств
других людей и
сопереживают им.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют
познавательную цель;
используют общие приёмы
решения поставленных
задач.
Коммуникативные:
участвуют в коллективом
обсуждении проблем;
проявляют активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями её реализации;
оценивают правильность
выполнения действия.
Научатся: определять,
что такое
экологическая угроза,
характеризовать
воздействие человека
на природу: давать
определения понятиям
и терминам
естественное
загрязнение,
деятельность человека,
промышленное
загрязнение воздуха,
смог, биосфера,
промышленные и
бытовые отходы,
свалка,полигон,
экологический кризис,
браконьер,
глобальная проблема,
великое экологическое
правило, исчерпаемые
и неисчерпаемые
природные ресурсы.
§15 с.131,
рисунок
«Природа
моего края»,
подготовить
сообщения об
экологическо
м состоянии
дома, улицы
посёлка или о
тех видах
животных и
птиц нашего
края, которым
грозит
исчезновение.
27 30.04
Охранять природу
– значит охранять
жизнь
1
Выражают
адекватное
понимание причин
успешности/неуспе
шности учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию учения.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную
цель; используют общие
приёмы Коммуникативные:
адекватно используют речевые
средства для эффективного
решения разнообразных
коммуникативных задач,
осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и
письменной форме, в т.ч.
творческого и
исследовательского характера.
Регулятивные: планируют свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации
решения поставленных задач.
Научатся давать
определение
понятиям:
экологическая
мораль, ресурсы,
заповедник,
биосферный
заповедник,
национальный парк;
характеризовать
правила
экологической
морали.
§16, вопр. и
задания с.139
28 7.05
- 11.05
29
Закон на страже
природы
2
Выражают
адекватное
понимание причин
успешности/неуспе
шности учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию учения.
Познавательные:
самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства
для эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач,
осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и
письменной форме, в т.ч.
творческого и
исследовательского характера.
Научатся
определять, какие
законы стоят на
страже охраны
природы.
§17, вопр. и
задания
стр.149, повт.
§§15-16
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями её реализации.
30 14.05
Практикум
«Человек
природа»
1
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности.
Познавательные: находят
нужную социальную информацию
в различных источниках;
адекватно ее воспринимают,
применяют основные
обществоведческие термины и
понятия; преобразовывают в
соответствии с решаемой задачей.
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
ее реализации, в т.ч. во внутреннем
плане.
Научатся
анализировать свое
отношение к
окружающей среде.
Повт.§ §1-17
Выражают
адекватное
понимание причин
успешности/неуспеш
ности учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознавательную
мотивацию учения.
Определение
собственного
отношения к
явлениям современной жизни,
формулирование
своей точки зрения.
Познавательные: самостоятельно
создают алгоритмы деятельности
при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: формулируют
собственное мнение и позицию,
адекватно используют речевые
средства.
Регулятивные: осуществляют
пошаговый и итоговый контроль.
Научатся определять
все термины и
понятия за курс 7
класса.
Повт.§ §1-17
Выбирают наиболее
эффективные способы решения
задач; контролируют и
оценивают процесс и результат
деятельности.
Систематизируют и
проверяют знания по
курсу: относительно
целостное
представление об
обществе и человеке, о
сферах и областях
общественной жизни,
механизмах и
регуляторах
деятельности людей.
и
3 16.05
32
Человек в
экономически
х отношениях.
Защита
проектов
2
3 22.05
334
Обобщение курса
«Обществознание
»
2
Учебно
методический комплекс
Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М:
Просвещение 2020 - 159 с.: ил., карт.
Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2021.
Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва.
«Просвещение» 2008.
Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009.
Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами
/А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф.
Ивановой. – М: ВАКО, 2012.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011
Е.Л. Рутковская, Т.Е.Лискова. Сборник заданий Обществознание. ЕГЭ 2010. М., 2009.
17. С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., «Дрофа» 2001.
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию:
Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999.
Для обучающихся:
Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М:
Просвещение 2020 - 159 с.: ил., карт.
Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2020.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2020
Конституция РФ. М., 2021.
Декларация прав ребенка;
Конвенция о правах ребенка.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Обществознание. Пособие-репетитор.-Ростов-на-Дону, 2008 г.
Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.
Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год.
. Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996.
19. Краткий экономический словарь школьника. М., «просвещение» 1993.
20. Детский экономический словарь. М., «просвещение» 1993.
21. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.