РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ №98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для обучающихся 9 класса на 2023-2024 учебный год с. Слюсарево 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Технология» на 2023/24 учебный год для обучающихся 9-го класса разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; авторской программы В.М.Казакевича Москва Просвещение 2020г На изучение программы выделено 34 часа в год из расчёта 1 учебный час в неделю. Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты У учащихся будут сформированы: — познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности; — желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; — трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; — умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда; — самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; — умение планировать образовательную и профессиональную карьеры; — осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; — бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; — технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности. Метапредметные результаты У учащихся будут сформированы: — умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; — умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; — творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса; — самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; — способность моделировать планируемые процессы и объекты; — умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; — способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности; — умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; — умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; — умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива; — способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; — умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности; — понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности. Предметные результаты В познавательной сфере у учащихся будут сформированы: — владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; — ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг; — ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах; — использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; — навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда; — владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; — владение методами творческой деятельности; — применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: — способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда; — умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии; — умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей; — умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке; — навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов; — знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; — ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине; — умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; — умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки. В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы: — готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере; — навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности; — навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; — навыки согласования своих возможностей и потребностей; — ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда; — проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ; — экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств. В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: — умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; — владение методами моделирования и конструирования; — навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг; — умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности; — композиционное мышление. В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы: — умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации; — способность бесконфликтного общения; — навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов; — способность к коллективному решению творческих задач; — желание и готовность прийти на помощь товарищу; — умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др. Содержание курса Методы и средства творческой и проектной деятельности 2 часа Экономическая оценка проекта. (1 час); Разработка бизнес-плана. (1 час) Основы производства 2 часа Транспортные средства в процессе производства. (2 часа) Технология 3 часа Новые технологии современного производства. (1 час); Перспективные технологии и материалы XXI века. (2 часа) Техника 3 часа Роботы и робототехника. (1 час); Классификация роботов. (1 час); Направления современных разработок в области робототехники. (1 час) Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 4 часов Технология производства синтетических волокон. (1 час); Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. (1 часа); Технологии производства искусственной кожи и её свойства. (1 часа); Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды. (1 час) Технологии обработки пищевых продуктов 4 часа Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. (2 часа); Рациональное питание современного человека. (2 часа) Технологии получения, обработки и использования информации 2 часа Сущность коммуникации. (1 час); Каналы связи при коммуникации. (1 час) Технологии растениеводства 5 часов Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. (1 час); Технология клонального микроразмножения растений. (1 час); Технологии генной инженерии. (1 часа) Автоматизация производства (1 час) Альтернативные источники энергии (1час) Технологии животноводства 3 часа Заболевания животных и их предупреждение. (3 часа) Социальные технологии 3 часа Что такое организация. Управление организацией. (1 час); Менеджмент. Менеджер и его работа. (1 час); Методы управления в менеджменте. (1 час); Требования к уровню подготовки. По окончанию курса технологии учащиеся научатся МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности — Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий; — обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии; — чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии); — разрабатывать программу выполнения проекта; — составлять необходимую учебно- технологическую документацию; — подбирать оборудование и материалы; — организовывать рабочее место; — осуществлять технологический процесс; — контролировать ход и результаты работы; — оформлять проектные материалы МОДУЛЬ 2. Производство — Соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техно сферой; — различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения; — устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека; — ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства; — сравнивать и характеризовать раз личные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг; — находить источники информации о перспективах развития современных производств в области проживания, а также об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда МОДУЛЬ 3. Технология — Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства; — разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды; — оценивать влияние современных технологий на общественное развитие; — ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях; — оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства; — прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда МОДУЛЬ 4. Техника — Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм; — классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники; — изучать конструкцию и принципы работы современной техники; — оценивать область применения и возможности того или иного вида техники; — разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой; — управлять моделями роботизированных устройств — Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов; — моделировать машины и механизмы; — разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов — Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты; — анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; — Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки; — проектировать весь процесс получения материального продукта; — разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера; — совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации МОДУЛЬ 6. Технологии обработки пищевых продуктов — Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях; — выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; — разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике; — выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; — соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов; — владеть технологией карвинга для оформления праздничных блюд МОДУЛЬ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии — Характеризовать сущность работы и энергии; — разбираться в видах энергии, используемых людьми; — ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии; — сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии; — ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля; — давать оценку экологичности производств, использующих химическую энергию; — выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной энергетики МОДУЛЬ 8. Технологии получения, обработки и использования информации — Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения; — осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации; — применять технологии записи различных видов информации; — разбираться в видах информационных каналов человека и представлять их эффективность; — владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации; — Пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации МОДУЛЬ 9. Технологии растениеводства — Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений; — определять полезные свойства культурных растений; — классифицировать культурные растения по группам; — проводить исследования с культурными растениями; — классифицировать дикорастущие растения по группам; — проводить заготовку сырья дикорастущих растений; — выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение; — владеть методами переработки сырья дикорастущих растений; — определять культивируемые грибы по внешнему виду МОДУЛЬ 10. Технологии животноводства — Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека; — анализировать технологии, связанные с использованием животных; — выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства; — собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных; — оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям; — составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье (в городской школе) и в личном подсобном хозяйстве (в сельской школе); — подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных МОДУЛЬ 11. Социальные технологии — Разбираться в сущности социальных технологий; — ориентироваться в видах социальных технологий; — характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию; — создавать средства получения информации для социальных технологий; — ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям; — осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность», «спрос», «маркетинг», «менеджмент» — Обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; соблюдать правила безопасного использования ручных иэлектрифицированных инструментов и оборудования; грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствиис изучаемой технологией. Предметные результаты освоения содержания «Производство итехнологии» модуля К концу обучения в 9 классе: перечислять и характеризовать виды современных информационно-когнитивных технологий; овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразованияданных в информацию и информации в знание; характеризовать культуру предпринимательства, виды предпринимательской деятельности; создавать модели экономической деятельности; разрабатывать бизнес-проект; оценивать эффективность предпринимательской деятельности; характеризовать закономерности технологического развития цивилизации; планировать своё профессиональное образование и профессиональную карьеру. Тематическое планирование № Наименование раздела п/п Количество часов 1. Методы и средства творческой и проектной 2 деятельности 2 Основы производства 2 3 Технология 3 . . 4 Техника 5 Технологии 3 . получения, обработки, 4 преобразования и использования материалов . 6 Технологии обработки пищевых продуктов 4 . Технологии получения, преобразования и 3 и 2 использования энергии 7 Технологии получения, обработки использования информации . 8 Технологии растениеводства 5 9 Технологии животноводства 3 1 Социальные технологии 3 Итого: 34 . . 0. № п/п 1 2 3 4 Календарно – тематическое планирование 9 класс Характеристика видов Дата Тема занятия деятельности учащихся план Дата При факт меч ани е Методы и средства творческой и проектной деятельности 2 часа Экономическая оценка Получать представление о 1,09 проекта. подготовке и проведении экономической оценки проекта. Разработка бизнес8,09 Собирать информацию о плана примерах бизнес-планов. Составлять проект бизнес-плана. Основы производства 2 часа Транспортные средства Анализировать информацию о 15,09 в процессе транспортных средствах. производства. Получать информацию об особенностях и способах Особенности 22,09 транспортировки газов, транспортировки жидкостей и жидкостей и сыпучих веществ. 5 6 7 Новые технологии современного производства. Перспективные технологии и материалы XXI века Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. газа. Собирать дополнительную информацию о транспорте. Анализировать и сравнивать характеристики транспортных средств. Участвовать в экскурсии (виртуальной) на соответствующие производства и подготовить реферат о транспортных средствах. Технология 3 часа Получить информацию о перспективных технологиях, их особенности и области применения. Собирать дополнительную информацию о перспективных технологиях. Подготовить реферат или провести дискуссию на тему сходства и различий перспективных видов технологии. Техника 3 часа Получать представление о современной механизации ручных работ, автоматизации производственных процессов. Анализировать полученную информацию, проводить дискуссии на темы робототехники. 29,09 6,09 13,09 Роботы и 20,09 робототехника. 9 Классификация 27,09 роботов. 10 Направления II современных четверть разработок в области робототехники Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 4часов 11 Технология производства синтетических волокон. Осваивать представление о 12 Ассортимент и производстве синтетических свойства тканей из волокон-современных синтетических конструкционных материалов. волокон. Анализировать информацию об 13 Технологии ассортименте и свойствах тканей производства из синтетических волокон. искусственной кожи и её свойства. 14 Современные 8 15 16 17 18 конструкционные материалы и технологии для индустрии моды Технологии обработки пищевых продуктов 4 часа Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Получать информацию о Способы обработки системах питания. Осваивать продуктов питания. технологии тепловой обработки Рациональное питание мяса и субпродуктов. современного человека Определять Производство доброкачественность пищевых продуктов питания в продуктов. регионе. Технологии получения, преобразования и использования энергии 3 часа 19 Ядерная и термоядерная реакции. 20 Ядерная энергия 21 Термоядерная энергия 22 23 24 25 26 Получать представления о новых понятиях: ядерная и термоядерная реакции, ядерная энергия, термоядерная энергия. Собирать дополнительную информацию о ядерной и термоядерной энергии. Технологии получения, обработки и использования информации 2 часа Сущность Получать представления о коммуникации. коммуникационных формах общения. Анализировать Каналы связи при процессы коммуникации и коммуникации каналы связи. Принять участие в деловой игре «Телекоммуникации с помощью интернета» Технологии растениеводства 5 часа Растительные ткань и клетка как объекты Получать представления о новых технологии. понятиях: биотехноглоиии, Технологии клеточной технологии генной инженерии, инженерии. термоядерная энергия. Собирать дополнительную информацию на Технология клональногомикроразм данные темы. Анализировать полученную информацию и ножения растений. подготовить реферат на Технологии генной 27 28 29 30 31 32 33 34 инженерии Автоматизация производства. Альтернативные источники энергии. интересующие учащихся темы. .Технологии животноводства 3 часа Заболевания животных Получать представление о и их предупреждение заболеваниях у животных и Создание генетических способах их предотвращения. Знакомиться с представлением о тестов. ветеринарии. Проводить Создание органов и мероприятия по профилактике и организмов с лечению травм у животных. искусственной Осуществлять дизинфекцию генетической оборудования содержания программой. животных. Социальные технологии 3 часа Что такое организация. Управление Получать представление о организацией. технологии менеджмента, средствах и методах управления Менеджмент. людьми, контакте как средстве Менеджер и его регулирования трудовых работа. Контрольное отношений. Принять участие в тестирование. деловой игре «Прием на работу» Методы управления в менеджменте. Трудовой договор как средство управления в менеджменте Итого 34часа Материально-техническое обеспечение. Учебник. Технология. 8-9 класс : учеб.для общеобразоват.организаций / [В.М.Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.Ю. Семенова, Е.Н.Филимонова, Г.Л. Копотева, Е.Н. Максимова] ; под ред. В.М. Казакевича. – 2-е изд. –М. : Просвещение, 2021.-255с. Технология. Методическое пособие. 5-9классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /[В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]. – М.:Просвещение,2017. Технология. Примерные рабочие программы: «5-9 классы» / Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю./ -Просвещение, 2020г. -64с.