РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей-предметников ______________ /Л.А. Захарченко/ Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Слюсаревская ОШ __________________ /Л.Н. Зибарова/ Приказ № 98 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для обучающихся 7 класса на 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобр- науки России № 1897 от 17.12.2010, в ред. от 31.12.2015); Примерная основная образовательная программа основного общего образова- ния, одобренная решением от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; Цели изучения учебного предмета Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются: 1. Формирование целостного представления о техносфере. 2. Приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования. 3. Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования и своего места в мире профессий. 4. Трудовое воспитание учащихся. Задачи изучения учебного предмета Задачи изучения предмета технологии призваны обеспечить: 1. Формирование у учащихся целостного представления о созданном мире и роли техники и технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, – используя для этого технико-технологические знания и понятия. 2. Развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование уважительного отношения к людям различных профессий и экологически целесообразного поведения в быту и труде. 3. Формирование у учащихся понимания ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности. 4. Приобретение учащимися опыта созидательной деятельности, опыта познания и самообразования; умений, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Общая характеристика предмета Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов – блоков (модулей). Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащихся с основными компонентами содержания. Содержание выстроено в структуре 11 модулей: 1. Методы и средства творческой проектной деятельности. 2. Основы производства. 3. Современные и перспективные технологии. 4. Элементы техники и машин. 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов. 6. Технологии обработки пищевых продуктов. 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии. 8. Технологии получения, обработки и использования информации. 9. Социальные технологии. 10. Технологии растениеводства. 11. Технологии животноводства. Все блоки (модули) содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования, моделирования элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя. Место предмета «Технология» в учебном плане Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом общего образования обучающихся в системе основного общего образования. Он направлен на овладение ими знаниями и умениями в предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Учебный план составлен на 68 часов по 2 часа в неделю. Предусмотрены лабораторно-практические и практические работы, творческие и исследовательские проекты. Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология» В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают: 1. Сформированность целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта. 2. Владение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления из- делий, обеспечения сохранности продуктов труда. 3. Владение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации. 4. Сформированность умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. 5. Сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов икт в современном производстве или сфере обслуживания. 6. Сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения. Личностные результаты 1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве материальных и нематериальных благ. 3. Формирование трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 5. Оценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах производства материальных и нематериальных благ. 6. Планирование образовательной и профессиональной траектории развития. 7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. 8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. 9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты 1. Планирование процесса познавательной деятельности. 2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. 3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. 5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства. 6. Моделирование художественных и технологических процессов и объектов. 7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость. 9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных. 10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками. 12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. 14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. 15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. 16. Соблюдение безопасных приёмов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты: В познавательной сфере: 1. Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. 2. Оценка технологических свойств материалов и областей их применения. 3. Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда. 4. Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства. 5. Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. 6. Владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации. 7. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства. 8. Применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности. 9. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. 10. Владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. В трудовой сфере: 1. Планирование технологического процесса и процесса труда. 2. Организация рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда. 3. Подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии. 4. Проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда. 5. Подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов. 6. Анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих: ⬧ изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования; ⬧ модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта; ⬧ определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе); 7. Анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике). 8. Анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации). 9. Планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов. 10. Разработка плана продвижения продукта. 11. Проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора). 12. Планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами. 13. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений. 14. Определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами. 15. Приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учётом требований здорового образа жизни. 16. Формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья. 17. Составление собственного рациона питания. 18. Заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности. 19. Соблюдение безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены. 20. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины. 21. Выбор и использование средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 22. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля. 23. Выявление допущенных в процессе труда ошибок и обоснование способов их исправления. 24. Документирование результатов труда и проектной деятельности. 25. Расчёт себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1. Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. 2. Выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения. 3. Сформированность готовности к труду в различных сферах материального и не материального производства. 4. Согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности. 5. Осознание ответственности за качество результатов труда. 6. Наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ. 7. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1. Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ. 2. Применение различных технологий технического творчества и декоративноприкладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры. 3. Моделирование художественного оформления объекта труда. 4. Способность выбрать свой стиль одежды с учётом особенности своей фигуры. 5. Сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности. 6. Создание художественного образа и воплощение его в продукте. 7. Развитие пространственного художественного воображения. 8. Развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы. 9. Понимание роли света в образовании формы и цвета. 10. Решение художественного образа средствами фактуры материалов. 11. Использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей. 12. Сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве. 13. Применение методов художественного проектирования одежды. 14. Художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола. 15. Соблюдение правил этикета. В коммуникативной сфере: 1. Умение быть лидером и рядовым членом коллектива. 2. Формирование рабочей группы с учётом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива. 3. Выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации. 4. Публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др. 5. Способность к коллективному решению творческих задач. 6. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива. 7. Способность прийти на помощь товарищу. 8. Способность бесконфликтного общения в коллективе. В физиолого-психологической сфере: 1. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями. 2. Достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций. 3. Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований. В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть: ⬧ трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; ⬧ умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; ⬧ навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства, культуры труда, уважительного отношения к труду ирезультатам труда; ⬧ ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровоепитание. При формировании перечня планируемых результатов освоения каждого из разделовв программу включены результаты базового уровня,обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение технологии на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образованияу обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской наукии технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 3) эстетического воспитания: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе; 4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки; 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать личности от этих угроз; информационные угрозы и осуществлять защиту 6) трудового воспитания: уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональнойдеятельности; 7) экологического воспитания: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данныхи наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений ипроцессов, а также процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используядля этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моделии схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётомсинергетических эффектов. Работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленнойзадачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информациив знания. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи илипо осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения. Умения принятия себя и других: признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализациипроекта, такое же право другого на подобные ошибки. Коммуникативные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы умения общения как частькоммуникативных универсальных учебных действий: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществленияучебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальныхсетях. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализацииучебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств какнеобходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участникасовместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законылогики; уметь распознавать некорректную аргументацию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; соблюдать правила безопасного использования ручных иэлектрифицированных инструментов и оборудования; грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствиис изучаемой технологией. Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство итехнологии» К концу обучения в 7 классе: приводить примеры развития технологий; приводить примеры эстетичных промышленных изделий; называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;называть производства и производственные процессы; называть современные и перспективные технологии; оценивать области применения технологий, понимать их возможности иограничения; оценивать условия и риски применимости технологий с позицийэкологических последствий; выявлять экологические проблемы; 7 называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективыразвития; характеризовать технологии на транспорте, транспортную логистику. Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» К концу обучения в 7 классе: исследовать и анализировать свойства конструкционных материалов; выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии; применять технологии механической обработки конструкционныхматериалов; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемогоизделия, находить и устранять допущенные дефекты; выполнять художественное оформление изделий; называть пластмассы и другие современные материалы, анализировать ихсвойства, возможность применения в быту и на производстве; осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общуютехнологическую схему; оценивать пределы применимости данной технологии, в том числес экономических и экологических позиций; знать и называть пищевую ценность рыбы, морепродуктов продуктов;определять качество рыбы; знать и называть пищевую ценность мяса животных, мяса птицы, определятькачество; называть и выполнять технологии приготовления блюд из рыбы, характеризовать технологии приготовления из мяса животных, мяса птицы;называть блюда национальной кухни из рыбы, мяса; характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, ихвостребованность на рынке труда. Предметные результаты освоения содержания модуля «Растениеводство» К концу обучения в 7 классе: характеризовать основные направления растениеводства; описывать полный технологический цикл получения наиболеераспространённой растениеводческой продукции своего региона; характеризовать виды и свойства почв данного региона; называть ручные и механизированные инструменты обработки почвы;классифицировать культурные растения по различным основаниям; называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства; назвать опасные для человека дикорастущие растения; называть полезные для человека грибы;называть опасные для человека грибы; владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущихрастений и их плодов; владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человекагрибов; характеризовать основные направления цифровизации и роботизациив растениеводстве; получить опыт использования цифровых устройств и программных сервисовв технологии растениеводства; характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, ихвостребованность на региональном рынке труда. 8 Тематический план учебного материала по предмету «Технология. 7 класс» (68 часов из расчета 2 часа в неделю) Тема Количество часов Методы и средства творческой проектной дея6 тельности Основы производства 4 Современные и перспективные технологии 6 Элементы техники и машин 8 Технологии получения, обработки, преобразова10 ния и использования материалов Технологии обработки пищевых продуктов 8 Технологии получения, преобразования и исполь6 зования энергии Технология получения, обработки и использова6 ния информации Технологии растениеводства 4 Технологии животноводства Социальные технологии 4 6 9 I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предмет «Технология» 7 класс Раздел (общее количество часов) Элементы минимального содержания образования[*] (в соответствии с ФГОС) 1 Методы и средства творческой проектной деятельности (6 часов) Дидактическая единица Примерная образовательная программа Программа УМК (тема) 2 3 4 Техническая, конструкторская и технологическая документация в проекте. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация (основные виды конструкторских документов: чертёж детали; сборочный Урок 1. Создание новых идей методом фокальных объектов Характеристика основных видов деятельности обучающихся Мультимедиа компоненты, отражающие элементы содержания Количество часов 5 6 7 8 2 06.09 2 13.09 Получить представление о методе фокальных объектов при создании инновации. Научиться понимать и использовать различные виды Урок 2. Техниче- проектной документации. ская и конструк- Выполнение эскизов и черторская докумен- тежей. Проектировать издетация в проекте лия методом фокальных Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Дата План. 10 чертёж; чертёж Урок 3. Техноло- объектов общего вида; га- гическая докуменбаритный чертёж; тация в проекте монтажный чертёж; схема). Профессии, связанные с конструкторской документацией. Технологическая документация в проекте. Специа- Соответствующие материалы в ЭФУ 2 20.09 11 1 2 3 4 5 6 7 8 2 27.09 2 04.10 2 11.10 2 18.10 2 25.10 листы, составляющие технологическую документацию. Основы производства (4 часа) Современные и перспективные технологии (6 часов) Средства ручного труда. Средства труда в производстве потребительских благ. Культура труда. Культура производства. Технологическая культура производства. Современные средства ручного труда (электрические инструменты для обработки различных материалов; их применение). Средства труда современного производства (технологические машины на разных производствах). Урок 4. Совре- Получать представление о менные средства современных средствах труручного труда. да, агрегатах и производственных линиях. НаблюУрок 5. Средства дать, собирать дополнительтруда современно- ную информацию и выполго производства нять реферат по заданной теме. Участвовать в экскурсии на предприятие Соответствующие материалы в ЭФУ Технологическая культура производства (качество и эффективность производства; механизация, автоматизация и роботизация производства; качество продукции; экология; общество и личность). Культура труда. Урок 6. Культура производства Соответствующие материалы в ЭФУ Осваивать новые понятия: культура производства, технологическая культура и Урок 7. Техноло- культура труда. Делать выгическая культура воды о необходимости припроизводства менения культуры труда, культуры производства и Урок 8. Культура технологической культуры труда на производстве и в общеобразовательном учреждении. Составлять инструкции по технологической культуре руководителей. Составлять самооценку личной культу- Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ 12 1 2 3 4 5 6 7 8 2 08.11 2 15.11 2 22.11 2 29.11 2 06.12 2 13.12 2 20.12 ры труда Элементы техники и машин (8 часов) Двигатели. Виды двигателей: воздушные, гидравлические, паровые, реактивные, ракетные, электрические и тепловые машины внутреннего сгорания. Машины и двигатели. Специалисты, чьи профессии связаны с изобретением, созданием, производством и обслуживанием машин и двигателей разных конструкций. Урок 9. Двигатели Урок 10. Воздушные, гидравлические и паровые двигатели. Урок 11. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели Получать представление о двигателях и их видах. Оценивать возможность и целесообразность использования тех или иных двигателей для технологических машин и производственных установок. Ознакомиться с различиями конструкций двигателей. Урок 12. Электрические двигатели Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (10 часов) Производство натуральных, искусственных и синтетических материалов. Производственные технологии обработки конструкционных материалов. Физикохимические и термические технологии обработки материалов. Производство и обработка металлов. Специалисты, связанные с металлургией. Производство и обработка древесных материалов. Специалисты, занимающиеся обработкой древесины. Современные промышленные технологии (например, производство синтети- Урок 13. Производство металлов, пластмасс и древесных материалов Урок 14. Особенности производства искусственных и синтетических волокон Урок 15. Производственные технологии обработки конструкционных материалов Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Получать представление о производстве различных материалов и их свойствах. Знакомиться с видами машинной обработки конструкционных и текстильных материалов, делать выводы об их сходствах и различиях. Выполнить практические работы по изготовлению проектных изделий на основе обработки конструкционных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, ма- Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ 13 1 2 3 ческих материалов и пластмасс). Производственные технологии обработки конструкционных материалов. Профессии, связанные с обработкой конструкционных материалов. Технологии обработки пищевых продуктов (8 часов) Технологии приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Переработка рыбного сырья Механическая и тепловая кулинарные обработки рыбы. Морепродукты. Технологии приготовления мучных изделий. Технологии приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Технологии получения и обработки рыбы и морепродуктов. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарные обработки 4 резанием. 5 6 Соответствующие материалы в ЭФУ Урок 17. Физикохимические и термические технологии обработки материалов Соответствующие материалы в ЭФУ Урок 19. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Урок 20. Пищевая ценность рыбы и технологии её обработки. Урок 21. Морепродукты. Рыбные консервы и пресервы 8 2 27.12 2 17.01 2 24.01 2 31.01 2 07.02 2 14.02 шин Урок 16. Производственные технологии пластического формования материалов Урок 18. Дрожжевые и бездрожжевые технологии производства теста 7 Определять доброкачественность пищевых продуктов органолептическим методом. Получать представление и освоить технологии приготовления мучных кондитерских изделий. Определение доброкачественности рыбы методом химического экспрессанализа. Знакомиться с технологиями обработки рыбы, морепродуктов и их кулинарным использованием. Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ 14 1 2 3 4 5 6 Урок 22. Энергия магнитного поля. Энергия электрического поля Получать представление о новых понятиях: энергия магнитного поля, энергия электрического тока, энергия электромагнитного поля. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии. Анализировать полученные знания и выполнять реферат. Выполнить опыты Соответствующие материалы в ЭФУ Знакомиться, анализировать и осваивать технологии получения информации, методы и средства наблюдений. Проводить исследования и Урок 26. Метод формировать представления наблюдения в по- о методах и средствах лучении новой наблюдений за реальными информации. Тех- процессами нические средства проведения наблюдений Соответствующие материалы в ЭФУ 7 8 2 21.02 2 28.02 2 07.03 2 14.03 2 21.03 рыбы. Морепродукты. Рыбные консервы и пресервы. Специалисты на предприятиях по переработке рыбы. Технологии получения, преобразования и использования энергии (6 часов) Технологии получения, обработки и использования информации (6 часов) Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Источники информации. Каналы передачи информации. Методы сбора и обработки информации. Энергия магнитного поля (магнитные свойства и их использование). Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Профессии, связанные с электричеством. Источники и каналы получения информации (устная речь; тексты; аппаратура для записи звуков и изображений). Методы наблюдения для получения новой информации (фотография; хронометраж; фотохронометраж). Урок 23. Энергия электрического тока Урок 24. Энергия электромагнитного поля Урок 25. Источники и каналы получения информации Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ 15 1 Технологии растениеводства (4 часа) 2 Грибы, их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. 3 4 Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации (опыт; эксперимент; искусственный (лабораторный), естественный и виртуальный эксперимент). Урок 27. Опыты или эксперименты для получения новой информации Грибы, их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Специалисты, занимающиеся изучением объектов природы Урок 28. Грибы,их значение в природе и жизни человека 5 Ознакомиться с технологиями искусственного выращивания грибов. Усваивать особенности внешнего строения съедобных и ядовитых Урок 29. Техноло- грибов. Осваивать безопасгии промышлен- ные технологии сбора гриного производства бов. Собирать дополнителькультивируемых ную информацию о техногрибов логиях заготовки и хранения грибов. 6 7 8 2 04.04 2 11.04 2 18.04 Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ 16 1 2 3 Технологии животноводства (4 часа) Корма для животных. Составление рационов кормления. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным. Профессии специалистов, работающих на предприятиях животноводства. Урок 30. Корма Получать представление о содержании животных как для животных элементе технологии преобУрок 31. Состав разования животных оргакормов и их пита- низмов в интересах человека. Проектировать и изготельность тавливать простейшие тех- Социологическое исследование; определение цели, задачи, объекта, предмета и методов исследования; методы социологических исследований. Профессии, связанные с социальными технологиями. Технологии опроса: анкетирование (формы вопросов и ответов; достоинства и недостатки анкетирования; основные требования к анкетам; формирование анкет), Урок 32. Назначение социологических исследований Социальные технологии (6 часов) Значение социологических исследований. Методы социологических исследований. 4 5 6 Соответствующие материалы в ЭФУ 8 2 25.04 1 02.05 2 09.05 2 16.05 2 23.05 Соответствующие материалы в ЭФУ нические устройства (клетки, будки, автопоилки и т.д.). Знакомиться с технологиями составления рационов кормления различных животных и правилами раздачи кормов Осваивать методы и средства применения социальных технологий для получения информации. Составлять вопросники, анкеты и Урок 33. Техноло- тесты для учебных предмегии опроса: анке- тов. Проводить интервьюитирование рование и обработка его результатов Урок 34. Технологии опроса: интервью 7 Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ Соответствующие материалы в ЭФУ 17 Материально-техническое обеспечение. 1. Учебник. Технология. 7 класс : учеб.для общеобразоват.организаций / [В.М.Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.Ю. Семенова, Е.Н.Филимонова, Г.Л. Копотева, Е.Н. Максимова] ; под ред. В.М. Казакевича. – 2-е изд. –М. : Просвещение, 2021.-255с. 2. Технология. Методическое пособие. 5-9классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /[В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]. – М.:Просвещение,2017. 3. Технология. Примерные рабочие программы: «5-9 классы» / Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю./ -Просвещение, 2020г. -64с.