Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Слюсаревская основная школа» Котовского муниципального района Волгоградской области (МКОУ Слюсаревская ОШ) СОГЛАСОВАНО Управляющим советом МКОУ Слюсаревская ОШ (протокол от 30.08.2019 № 6) УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Слюсаревская ОШ Зибарова Л.Н. 30.08.2019 Положение об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования 1. Общие положения 1.1. Использование сети интернет в МКОУ Слюсаревской ОШ (далее – организация) направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса. 1.2. Настоящее Положение об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (далее – Положение) регулирует условия и порядок использования сети интернет в организации. 1.3. Положение разработано в соответствии с требованиями приказа Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161, Методических рекомендаций по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, утвержденных Минкомсвязи 16.05.2019. 2. Организация использования сети интернет 2.1. Вопросы использования возможностей сети интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете организации. Педагогический совет разрабатывает Правила использования сети интернет, которые утверждаются с учетом мнения управляющего совета директором организации. 2.2. При разработке правил использования сети интернет педагогический совет руководствуется: − законодательством Российской Федерации; − опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей интернета; − интересами обучающихся; − целями образовательного процесса; − Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных учреждениях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, утвержденными Минкомсвязи 16.05.2019. 2.3. Директор организации отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети интернет. Чтобы обеспечить информационную безопасность детей, директор назначает ответственного за информационную безопасность. 2.4. Ответственный за информационную безопасность: − организует работу системы контентной фильтрации (СКФ) в организации; − принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети интернет; − определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах организации; − осуществляет действия организационно-административного характера для обеспечения ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. 3. Использование сети интернет в организации 3.1. Обучающиеся организации имеют доступ только к сайтам в сети интернет, включенным в Реестр безопасных образовательных сайтов. Использование сайтов в сети интернет, не включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов, запрещается. 3.2. Во время уроков и других занятий в рамках образовательного процесса контроль использования обучающимися сети интернет осуществляет педагогический работник, ведущий занятие. Педагогический работник: − организует работу обучающегося в сети интернет в соответствии с образовательной программой; − наблюдает за использованием компьютера и сети интернет обучающимися; − принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования. 3.3. Во время свободного доступа обучающихся к сети интернет вне учебных занятий контроль использования интернет-ресурсов осуществляют работники организации, назначенные ответственными приказом директора. Ответственный работник: − наблюдает за использованием компьютера и сети интернет обучающимися; − принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования; − сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить обращение к ресурсам, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования. 3.4. Обучающемуся запрещается: − обращаться к ресурсам, не соответствующим их возрастной категории и запрещенным к распространению среди детей; − осуществлять любые сделки через интернет; − осуществлять загрузки файлов на компьютер организации без разрешения контролирующего работника, указанного в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения. 3.5. При обнаружении ресурса, содержащего информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом контролирующему работнику, указанному в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения. 3.6. Контролирующий работник в случае получения сообщения от обучающегося о выявлении ресурса, содержащего информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования, или в случае самостоятельного выявления такого ресурса обязан зафиксировать доменный адрес ресурса, время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за информационную безопасность в организации. 3.7. Ответственный за информационную безопасность обязан: − принять информацию от работника; − направить информацию о выявлении ресурса оператору Реестра безопасных образовательных сайтов в течение суток; − в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной горячей линии для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.8. Передаваемая информация должна содержать: − доменный адрес ресурса; − сообщение о тематике ресурса; − дату и время обнаружения; − информацию об установленных в организации технических средствах технического ограничения доступа к информации. 3.9. В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в организации, работник также сообщает об этом лицу, ответственному за информационную безопасность. 3.10. Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, приведен в Приложении к настоящему Приказу по состоянию на 01.07.2019. Приложение к Положению, утвержденному директором от 30.08.2019 Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования № п/п Виды информации Описание видов информации Информация, запрещенная для распространения среди детей согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ <*> 1. Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая описания и/или изображения способов причинения вреда своему здоровью, самоубийства; обсуждения таких способов и их последствий, мотивирующих на совершение таких действий 2. Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая рекламу, объявления, предложения и другую информацию, направленную на продажу детям наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также вовлечение детей в азартные игры и использование или вовлечение в проституцию, бродяжничество или попрошайничество Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая акты насилия или жестокости, жертв насилия и жестокости, участников актов насилия и жестокости, обосновывающая, оправдывающая и вовлекающая детей в акты насилия и жестокости, а также формирующая культуру насилия и жесткости у несовершеннолетних 3. Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), рекламирующая, изображающая нетрадиционные сексуальные отношения, отказ от родителей (законных представителей), семьи и детей и влияющая на ухудшение и разрыв отношений детей с родителями и (или) другим членом семьи Оправдывающая противоправное поведение Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая призывы и вовлечение детей в противоправное поведение и одобряющая его Содержащая нецензурную брань Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая нецензурную брань 7. Содержащая информацию порнографического характера Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы по данной теме 8. О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы по данной теме 4. 5. 6. пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего <*> Рекомендуется также запретить все сетевые средства массовой информации, имеющее возрастные ограничения старше 18 лет и обозначенные в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового словосочетания «запрещено для детей». Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ 9. Представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме 10. Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме 11. Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме 12. Информационная продукция (в том числе сайты, Содержащая бранные сетевые средства массовой информации, социальные слова и выражения, сети, интерактивные и мобильные приложения и относящиеся к другие виды информационных ресурсов, а также нецензурной брани размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, видеоматериалы по данной теме рисунки, Информация, не соответствующая задачам образования <1>, <2>, <3> (не имеет нормативного закрепления и используется для целей настоящих Методических рекомендаций) Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и и другие виды информационных ресурсов, а также за размещаемая на них информация) по тематике компьютерных игр, не соответствующей задачам образования, в том числе порталы браузерных игр, массовые многопользовательские игры и другие игры, игровой процесс которых осуществляется через сеть интернет 13. Компьютерные сетевые игры, исключением соответствующих задачам образования 14. Ресурсы, базирующиеся либо ориентированные на обеспечении анонимности распространителей и потребителей информации Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), обеспечивающая анонимизацию сетевого трафика в сети интернет, такая как анонимные форумы, чаты, доски объявлений и гостевые книги, анонимайзеры и другие программы и сервисы 15. Банки рефератов, эссе, дипломных работ, готовых домашних заданий и других информационных ресурсов, предоставляющих обучающимся готовые решения в форме материала, ответов и другой информации для осуществления ими учебной деятельности Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), такая как сайты готовых рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ, готовых домашних заданий, решебников, ответов на контрольные и самостоятельные работы и другие информационные ресурсы, направленные на предоставление обучающимся готовых решений в форме материала, ответов и другой информации, позволяющая им не осуществлять учебную деятельность самостоятельно 16. Онлайн-казино тотализаторы Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также и размещаемая на них информация), содержащая информацию об электронных казино, тотализаторах и других видах игр на денежные средства или их аналоги, а также способах и методах получения к ним доступа в сети интернет 17. Мошеннические сайты Сайты, навязывающие услуги на базе СМС-платежей, сайты, обманным путем собирающие личную информацию (фишинг) 18. Магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия и секты Информационная продукция, оказывающая психологическое воздействие на детей, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние 19. Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и Ресурсы, содержащие другие виды информационных ресурсов, а также рекламу и направленные размещаемая на них информация), направленная на на продажу товаров побуждение и создание заинтересованности у и/или услуг детям несовершеннолетних к убеждению родителей или других лиц либо самостоятельно приобрести товары и/или услуги 20. Службы знакомств, социальные сети, мессенджеры и сайты и сервисы для организации сетевого общения Информационная продукция (в том числе сайты, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов), направленная на организацию общения между пользователями с помощью сети интернет, такая как служба знакомств, социальные сети, мессенджеры и другие сайты, сервисы и программы, направленные и предоставляющие необходимый функционал и возможности, за исключением электронных образовательных и информационных ресурсов, создаваемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность 21. Интернет-ресурсы, нарушающие исключительные права обладания (авторские права) Информационная продукция (в том числе сайты, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов), направленная на предоставление пользователям сети интернет информационного контента и программного обеспечения при нарушении авторского права, в форме торрентов, пиринговых сетей и других сайтов, сервисов и программ, предоставляющих необходимый функционал и возможности 22. Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные Пропаганда сети, интерактивные и мобильные приложения и национализма, фашизма другие виды информационных ресурсов, а также и межнациональной размещаемая на них информация), содержащая розни текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме 23. Ресурсы, ориентированные на предоставление неправдивой информации об истории России и формирование неуважительного отношения к ней Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), содержащая текстовые описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме 24. Ресурсы, ориентированные на продажу документов об образовании и (или) обучении без прохождения итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Информационная продукция (в том числе сайты, сетевые средства массовой информации, социальные сети, интерактивные и мобильные приложения и другие виды информационных ресурсов, а также размещаемая на них информация), предлагающая приобрести за плату документ об образовании и (или) обучении без прохождения обучения и итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность <1> Рекомендуется исключить из обработки систем контент-фильтрации интернетресурсы, относящиеся к домену gov.ru, официальные интернет-ресурсы органов власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации, а также рекомендованные ими к использованию в образовательном процессе интернетресурсы. <2> Перечень информации, не соответствующей задачам образования, может быть дополнен и расширен исполнительными органами государственной власти субъектов и образовательными организациями по своему усмотрению с учетом специфики и потребностей своей деятельности. <3> Не имеет нормативного закрепления и используется для целей Методических рекомендаций, утвержденных Минкомсвязи 16.05.2019.